Программа профессионального развития
материал по теме

Покидышева Ирина Ивановна

Программа направлена на формирование готовности учителя осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями СФГОС, обеспечивать права каждого ребенка на получение образования, соответствующего его потребностям и возможностям развития.

 В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_prof._rosta_pokidyshevoy_i.i._o.v.docx46.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омская области «Шербакульская специальная (коррекционная)         общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________С.М.Сазонов

Программа

профессионального развития

учителя математики

Покидышевой Ирины Ивановны

на 2011-2014 гг.

Рассмотрена на ШМО

Пр.№2 от 02.09.2011г.

Согласовано 25.08.2011г

Зам.УВР_________Кузина О.Р.

Шербакуль - 2011


Пояснительная записка

Программа направлена на формирование готовности учителя осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями СФГОС, обеспечивать права каждого ребенка на получение образования, соответствующего его потребностям и возможностям развития.

 В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. И для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

   Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
  • во-вторых, управляется самим человеком;
  • в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

   Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. Поисковая деятельность содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
  5. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».

 При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.

В условиях широкой информатизации образования значительную роль в образовательном процессе играют уроки математики  с применением ИКТ, характеризующиеся специфическими приемами умственной деятельности, обусловленными функциональными возможностями и ограничениями аппаратно—программного обеспечения.

Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала образовательных средств ИКТ предполагает соответствующую подготовку учителя, который должен опираться на следующие положения:

  • обучение работе с компьютерными средствами обучения является частью содержания образования;
  • средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
  • использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач;
  • обучение работе со средствами ИКТ является одним из методов формирования мышления.

Анализ методической литературы показал, что у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости является проблема  устойчивости внимания на уроках математики в коррекционной школе VIII вида, и использование средств ИКТ позволит ее компенсировать, что и является ее актуальностью.

Мы можем фиксировать сохраняющееся противоречие между программными требованиями к уровню развития устойчивости внимания  данной категории учащихся  и  состоянием педагогической практики в коррекционной школе VIII вида, не располагающей достаточным количеством методических материалов для эффективного решения данной проблемы с использованием ИКТ, в частности, на уроках математики.

Выявленные актуальность и противоречия позволили сформулировать проблему профессионального развития, заключающуюся в поиске ответа на вопрос: «как развить  у школьников с ОВЗ устойчивость внимания с применением средств ИКТ на уроках математики?».

Данные обстоятельства послужили основой для определения темы самообразования: «Развитие устойчивости внимания у учащихся с ОВЗ средствами ИКТ на уроках математики».

Цели профессионального развития:

Цель 1.Совершенствовать правовую профессиональную компетентность в результате изучения нормативных документов.

Цель 2. Повысить свой научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя математики.

Задачи:

1.Изучать нормативно-правовые документы и литературу для обучающихся с ОВЗ.

2.Совершенствовать примы, формы и методы работы с учащимися с ОВЗ  на уроках математики, используя средства ИКТ.

3. Сотрудничать с коллегами для обмена опытом через сеть Интернет.

4.Обобщать и распространять собственный педагогический опыт на базе  ШМО и РМО.

5.Создавать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета.

Содержание программы:

       1. Нормативно-правовое и организационно-педагогическое обеспечение реализации СФГОС основного общего образования для обучающихся с ОВЗ.

       2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение СФГОС и                                                                  реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса.

3. Внедрение собственного опыта педагогической деятельности.

4. Участие в системе школьной методической работы.

5.  Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.  

6. Обмен и обобщение педагогического опыта.

  1. Работа в составе органов управления школой и  рабочей группы проекта введения СФГОС.

Ожидаемый результат:

  1. Наличие значимой положительной динамики уровня профессионально-личностного развития педагога.
  2. Высокий уровень продуктивности педагогической деятельности педагога как условие достаточного уровня качества образования через проведение открытых уроков, мастер-классов, перед учителями школ и коррекционных классов района.
  3. Разработка рабочих программ по предметам; «Элементы физики в быту» 6-7 кл., «Экономика и математика» 10-11кл., « Основы компьютерной грамотности» 11 кл..
  4.  Разработка пакета материалов для уроков математики по развитию учебно- познавательной деятельности с применением ИКТ.
  5. Создание персонального сайта учителя математики.
  6. Готовность педагога к следующему этапу профессионального развития.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, специализированные Интернет – ресурсы,  мастер-классы.

Этапы реализации Программы:

1 этап:                «Нормативно-правовое и организационно-педагогическое обеспечение реализации ФГОС основного общего образования для обучающихся с ОВЗ»

Вопросы введения СФГОС

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение

основополагающего документа

1.Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru 

2.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г

Изучение нового СанПина

Знакомство с основополагающими документами

Ноябрь 2011года

Выступление и обсуждение

МО учителей общеобразователь ных дисциплин

Изучение

основополагающего документа

Концепции СФГОС, принятой Министерством образования и науки в 2011 году.

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы школ VIII вида

2012-2013 учебный год

Выступление и обсуждение

МО учителей общеобразователь ных дисциплин

Изучение

основополагающего документа

1Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761

 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

3. Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Изучить совокупность требований к ожидаемым достижениям выпускников коррекционной школы.

2013-2014

учебный год

Обсуждение, доклад

МО учителей общеобразователь ных дисциплин, педсовет, творческая  мини-группа

 

2 этап:        Разработка методических материалов, обеспечивающих введение СФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Корректировка и уточнениие программ    предметов «Эл. физики в быту» 6-7 кл.., «Экономика и математика»- 10-11 кл

Рабочих программ по математике с 5 по 9кл.

учащихся 10 кл.,

Август 2011,

Август  2011.2012

Август 2013

Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих

программ по математике

Методический совет школы

Составление (выбор) комплексных

проверочных работ

В течение учебного года

Методические рекомендации по содержанию и проведению

комплексных проверочных работ

Методический совет школы

Школьная образовательная сеть Дневник. ру

Разработка сценариев уроков в соответствии с требованием СФГОС.

2013-2014 учебный год

Открытые уроки и мероприятия

МО учителей общеобразовательных предметов, районный семинар в рамках ИнКо «Образование детей особой заботы»

3 этап:       Внедрение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Открытые уроки и внеурочные мероприятия  

апрель

2013года

Ноябрь 2013 года

Декабрь 2013

Урок

Урок

Урок  

районный семинар в рамках ИнКо «Образование детей особой заботы»

Муниципальный форум  инновационных комплексов в образовании

Педагоги школы

Декада математики

Февраль -2012.

Февраль-2013.

Февраль-2014 .

Внеклассные мероприятия для учащихся

Администрация школы

Отчет проведения на сайте школы

Выступление на заседании МО общеобразовательных предметов

ежегодно

Доклад

МО общеобразовательных предметов

4 этап:     Участие в системе школьной методической работы

Школьное мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Разработка плана работы ШМО учителей общеобразовательных предметов

на начало 2012-2013 учебного года;

на начало 2013-2014 учебного года

Методическая взаимопомощь, представление опыта работы,

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс

Анализ работы ШМО за прошедший год

Заседание ШМО общеобразовательных предметов

В течение учебного года

Методическая взаимопомощь,

представление опыта работы.

Выступление

Участие  в творческой группе в рамках межрайонной ассоциации технологии инклюзивного образования

2013-2014- в течение года

Организационно-педагогические

мероприятия

Открытый урок

Выступление, мастер-класс

Заседание педагогического совета

В течение 2011-2014

Обязательное участие.

Участие в качестве слушателя, секретаря педагогического совета,

Обобщение опыта

Разработка адаптивной образовательной программы

2013-2014 учебный год

Обязательное участие.

ШМО общеобразовательных предметов

5 этап:        Обучение на курсах в системе повышения квалификации            вне школы

Курсовая переподготовка

Место  прохождения курсов

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Курсы повышения квалификации по программе

«Олигофренопедагогика»

(504ч.)

БОУ ДПО «ИРООО»

2011 год

Диплом о профессиональной переподготовке

Семинар

 «Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса»

БОУ ДПО «ИРООО»

2012

Справка

Семинар

 «Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса»

БОУ ДПО «ИРООО»

2012 год

Справка

Онлайн-курс

«Основы информационной безопасности при работе на компьютере»

http://www.intuit.ru

Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»

2013

сертификат

Курсы повышения квалификации по математике

БОУ ДПО «ИРООО»

2014

удостоверение

6 этап:                 Обмен и обобщение педагогического опыта

Организационные формы работы  с учителями

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров

Сроки

Количество учителей

Консультации

в рамках школы, регионального ресурсного центра

Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности

В течение года

Участие в сетевых проектах, ВКС

Представление опыта конструирования уроков в соответствии с требованием СФГОС

2013-2014  год

7 этап:                 Работа в составе органов управления школой и  рабочей группы проекта введения СФГОС

Органы разработки и реализации проекта

Виды выполняемых работ

Сроки исполнения работ

Результаты

Заседание педагогического совета

Обязательное участие.

доклад

доклад

доклад

В течение всего года

2011

2013

2013

Участие в качестве слушателя

« Диагностическая деятельность педагога как фактор преемственности начального и среднего образования в коррекционной школе»

« Система эффективного контракта»

«Компетенции учителя и компетенции ученика. Компетентностный подход к организации урока».

Оценка эффективности программы

Эффективность программы  будет оцениваться по количественным показателям:

- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);

- уровень обучаемости и обученности школьников;

-степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно - воспитательным процессом;

- качество учебно-методического и технологического обеспечения;

качественное и количественное размещение на веб-сайте.

БОУ ДПО «ИРООО»

2011

504

диплом

Олигофренопедагогика

БОУ ДПО «ИРООО»

2012

8

справка

Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса

ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»

2012

8

справка

Коррекционно-развивающая образовательная среда как условие формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса

2013

72

сертификат

Основы информационной безопасности при работе на компьютере

Наибольшие перспективы распространения средств ИКТ в этой сфере общего среднего образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, использованием систем распознавания речи, разработкой и внедрением систем текстового сопровождения речи учителя в реальном масштабе времени, интерактивными мультимедиа презентациями и максимальным озвучиванием школьного образовательного процесса.

Процесс обучения с использованием средств ИКТ должен быть максимально индивидуализирован, благодаря чему появятся условия для успешного обучения и адаптации учащихся. Рекомендуется строить сценарий общения средства ИКТ со школьником с учетом планирования индивидуального графика обучения в соответствии с характером ограничений жизнедеятельности учащегося, ликвидации его отставания по отдельным школьным предметам или темам. Таким образом, все более актуальным становится, не столько оснащение компьютерами школ, сколько стратегия их практического использования в сфере образования.

Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала образовательных средств ИКТ предполагает соответствующую подготовку учителя, который должен опираться на следующие положения:

  • обучение работе с компьютерными средствами обучения является частью содержания образования;
  • средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
  • использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач;
  • обучение работе со средствами ИКТ является одним из методов формирования мышления.

В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными средствами ИКТ, возрастают требования к профессиональной подготовке педагога в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя.

Предметом нашего исследования являются, прежде всего, компетенции, связанные с готовностью учащихся к эффективной учебно-познавательной деятельности и, в частности, с их познавательной активностью, которые обеспечивают школьникам возможность контролировать свои действия и лежат в основе осознанной саморегуляции учебной деятельности [1].

Сформированность учебно-познавательных компетенций обеспечивается, с одной стороны, достижением определенного уровня устойчивости внимания, продуктивности и работоспособности, а, с другой - овладением следующими видами мыслительной деятельности:

• целеполагание, понимаемое, прежде всего, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что им еще неизвестно;

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• -коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Применительно к коррекционному обучению формирование учебно-познавательных компетенций, с одной стороны, приобретает особое значение в силу наличия их существенного компенсаторного потенциала в плане подготовки к успешному функционированию в реальном жизненном пространстве и быстрой адаптации к возможным изменениям его основных детерминантов, а, с другой - вызывает значительные трудности, связанные с психическими особенностями учащихся со специальными образовательными потребностями.

Одной из основных таких особенностей, как показывают исследования, является сниженная познавательная активность. Она, в частности, проявляется в том, что ученики с психическими отклонениями в развитии изначально обнаруживают явное нежелание, и даже боязнь, вникать в какую бы то ни было учебно-поисковую проблему. При этом имеют место существенные трудности в выработке исходного плана деятельности и слабый контроль над процессом ее реализации (Т. В. Егорова, Н. А. Менчинская., У. В. Ульенкова, Е. А. Сафонов). Кроме того, у таких детей наблюдается низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Объем и темп работы существенно меньше, чем у обычного ребенка (Г. И. Жаренкова, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко).

Применительно к обучению математике работа по формированию у учащихся классов коррекционноразвивающего обучения (далее КРО) учебно-познавательных компетенций приобретает дополнительные сложности, проистекающие из особенностей самого математического содержания. К числу таких особенностей, в частности, следует отнести сравнительно высокий уровень абстракции рассматриваемого понятийного аппарата; сложную логическую структуру многих определений и формулировок теорем; ориентацию содержания, прежде всего, не на усвоение конкретной информации, а на овладение соответствующими способами предметной деятельности; диалектическое сочетание логических умозаключений и “правдоподобных” рассуждений; ведущую роль задач, при решении которых часто используются разнохарактерные компоненты поисковой деятельности (проведение доказательных рассуждений, построение геометрических конфигураций, преобразование формальных математических конструкций, вычислительные операции и т.д.); сильную выраженность внутрипредметных связей; наличие возможностей описания изучаемых фактов и закономерностей в терминах различных “математических языков”. Все указанные характеристики создают специфический “содержательный фон”, который, входя в “когнитивный диссонанс” с учебными возможностями школьников коррекционных классов, могут оказывать негативное влияние как на ситуативную активность таких школьников на уроках, так и на общую эффективность образовательного процесса.

Овладение учебно-познавательными компетенциями детьми с особыми образовательными потребностями обеспечивается специальным комплексом психолого-педагогических условий и средств их реализации.

Организация экспериментального обучения отвечала следующим условиям.

Во-первых, обучая математике учащихся коррекционных классов, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. От предметной наглядной основы следует последовательно переходить к формированию понятий, вести учащихся к доступным обобщениям и на их основе формулировать и решать учебные проблемы в пределах зоны их ближайшего развития.

Во-вторых, методы и приемы работы на уроках должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям школьников (состав классов КРО весьма разнороден), развивать и регулировать их познавательную активность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать фактический материал. При этом следует обращать специальное внимание на создание возможностей для применения полученных математических знаний в разнообразных меняющихся условиях с целью преодоления характерной для учащихся классов КРО некритичности мышления, “стереотипизации” усваиваемых способов деятельности.

В-третьих, эффективность обучения школьников рассматриваемой категории во многом зависит от выбора адекватных учебной ситуации методов и приемов обучения, их целесообразного варьирования и оптимальности использования в тех или иных обстоятельствах. Если же учитель, напротив, будет прибегать к “натаскиванию” учащихся в решении математических задач одного и того же вида, пользоваться однотипными формулировками или вопросами, то это приводит к их “выученной беспомощности”.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru
  2. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.

Рассмотрение основных нормативных документов (федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, Послание Президента России Федеральному собранию [1, 2], инициатива «Наша новая школа»), определяющих стратегию общего образования на ближайшие несколько лет, позволило выявить приоритетные цели

Сформированность учебно-познавательных компетенций обеспечивается, с одной стороны, достижением определенного уровня устойчивости внимания, продуктивности и работоспособности, а, с другой овладением следующими видами мыслительной деятельности:  целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.  

  1. специализированные Интернет – ресурсы и их использование в профессиональной деятельности учителя, работающего с детьми с ОВЗ.

« Диагностическая деятельность педагога как фактор преемственности начального и среднего образования в коррекционной школе»

« Система эффективного контракта»

«Компетенции учителя и компетенции ученика. Компетентностный подход к организации урока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития

Стандарт второго поколения приобретает характер конвенциальной нормы, в основе которой лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт становится средств...

Программа профессионального развития

Программа профессионального развития учителя...

Программа профессионального развития и самообразования

Подготовка к реализации ФГОС в основной школе...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИЯТКИНОЙ МАРИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

С целью повышения профессионального мастерства для внедрения ФГОС второго поколения  разработана и реализуется Программа профессионального развития педагога. В программные мероприятия заложено из...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий»

Проблема, над которой работает учитель: «Использование инновационных технологий на уроках географии» Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...

Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...