Программа профессионального развития
материал по теме
Программа направлена на формирование готовности учителя осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями СФГОС, обеспечивать права каждого ребенка на получение образования, соответствующего его потребностям и возможностям развития.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_prof._rosta_pokidyshevoy_i.i._o.v.docx | 46.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ Омская области «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________С.М.Сазонов
Программа
профессионального развития
учителя математики
Покидышевой Ирины Ивановны
на 2011-2014 гг.
Рассмотрена на ШМО
Пр.№2 от 02.09.2011г.
Согласовано 25.08.2011г
Зам.УВР_________Кузина О.Р.
Шербакуль - 2011
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование готовности учителя осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями СФГОС, обеспечивать права каждого ребенка на получение образования, соответствующего его потребностям и возможностям развития.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. И для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
- во-вторых, управляется самим человеком;
- в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. Поисковая деятельность содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
- Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».
При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально – предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.
В условиях широкой информатизации образования значительную роль в образовательном процессе играют уроки математики с применением ИКТ, характеризующиеся специфическими приемами умственной деятельности, обусловленными функциональными возможностями и ограничениями аппаратно—программного обеспечения.
Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала образовательных средств ИКТ предполагает соответствующую подготовку учителя, который должен опираться на следующие положения:
- обучение работе с компьютерными средствами обучения является частью содержания образования;
- средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
- использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач;
- обучение работе со средствами ИКТ является одним из методов формирования мышления.
Анализ методической литературы показал, что у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости является проблема устойчивости внимания на уроках математики в коррекционной школе VIII вида, и использование средств ИКТ позволит ее компенсировать, что и является ее актуальностью.
Мы можем фиксировать сохраняющееся противоречие между программными требованиями к уровню развития устойчивости внимания данной категории учащихся и состоянием педагогической практики в коррекционной школе VIII вида, не располагающей достаточным количеством методических материалов для эффективного решения данной проблемы с использованием ИКТ, в частности, на уроках математики.
Выявленные актуальность и противоречия позволили сформулировать проблему профессионального развития, заключающуюся в поиске ответа на вопрос: «как развить у школьников с ОВЗ устойчивость внимания с применением средств ИКТ на уроках математики?».
Данные обстоятельства послужили основой для определения темы самообразования: «Развитие устойчивости внимания у учащихся с ОВЗ средствами ИКТ на уроках математики».
Цели профессионального развития:
Цель 1.Совершенствовать правовую профессиональную компетентность в результате изучения нормативных документов.
Цель 2. Повысить свой научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя математики.
Задачи:
1.Изучать нормативно-правовые документы и литературу для обучающихся с ОВЗ.
2.Совершенствовать примы, формы и методы работы с учащимися с ОВЗ на уроках математики, используя средства ИКТ.
3. Сотрудничать с коллегами для обмена опытом через сеть Интернет.
4.Обобщать и распространять собственный педагогический опыт на базе ШМО и РМО.
5.Создавать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета.
Содержание программы:
1. Нормативно-правовое и организационно-педагогическое обеспечение реализации СФГОС основного общего образования для обучающихся с ОВЗ.
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение СФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса.
3. Внедрение собственного опыта педагогической деятельности.
4. Участие в системе школьной методической работы.
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.
6. Обмен и обобщение педагогического опыта.
- Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения СФГОС.
Ожидаемый результат:
- Наличие значимой положительной динамики уровня профессионально-личностного развития педагога.
- Высокий уровень продуктивности педагогической деятельности педагога как условие достаточного уровня качества образования через проведение открытых уроков, мастер-классов, перед учителями школ и коррекционных классов района.
- Разработка рабочих программ по предметам; «Элементы физики в быту» 6-7 кл., «Экономика и математика» 10-11кл., « Основы компьютерной грамотности» 11 кл..
- Разработка пакета материалов для уроков математики по развитию учебно- познавательной деятельности с применением ИКТ.
- Создание персонального сайта учителя математики.
- Готовность педагога к следующему этапу профессионального развития.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, специализированные Интернет – ресурсы, мастер-классы.
Этапы реализации Программы:
1 этап: «Нормативно-правовое и организационно-педагогическое обеспечение реализации ФГОС основного общего образования для обучающихся с ОВЗ»
Вопросы введения СФГОС | Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчетности | Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Изучение основополагающего документа | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru 2.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г Изучение нового СанПина | Знакомство с основополагающими документами | Ноябрь 2011года | Выступление и обсуждение | МО учителей общеобразователь ных дисциплин |
Изучение основополагающего документа | Концепции СФГОС, принятой Министерством образования и науки в 2011 году. | Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы школ VIII вида | 2012-2013 учебный год | Выступление и обсуждение | МО учителей общеобразователь ных дисциплин |
Изучение основополагающего документа | 1Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2.Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" 3. Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Изучить совокупность требований к ожидаемым достижениям выпускников коррекционной школы. | 2013-2014 учебный год | Обсуждение, доклад | МО учителей общеобразователь ных дисциплин, педсовет, творческая мини-группа |
2 этап: Разработка методических материалов, обеспечивающих введение СФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Корректировка и уточнениие программ предметов «Эл. физики в быту» 6-7 кл.., «Экономика и математика»- 10-11 кл Рабочих программ по математике с 5 по 9кл. учащихся 10 кл., | Август 2011, Август 2011.2012 Август 2013 | Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих программ по математике | Методический совет школы |
Составление (выбор) комплексных проверочных работ | В течение учебного года | Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексных проверочных работ | Методический совет школы Школьная образовательная сеть Дневник. ру |
Разработка сценариев уроков в соответствии с требованием СФГОС. | 2013-2014 учебный год | Открытые уроки и мероприятия | МО учителей общеобразовательных предметов, районный семинар в рамках ИнКо «Образование детей особой заботы» |
3 этап: Внедрение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Открытые уроки и внеурочные мероприятия | апрель 2013года Ноябрь 2013 года Декабрь 2013 | Урок Урок Урок | районный семинар в рамках ИнКо «Образование детей особой заботы» Муниципальный форум инновационных комплексов в образовании Педагоги школы |
Декада математики | Февраль -2012. Февраль-2013. Февраль-2014 . | Внеклассные мероприятия для учащихся | Администрация школы Отчет проведения на сайте школы |
Выступление на заседании МО общеобразовательных предметов | ежегодно | Доклад | МО общеобразовательных предметов |
4 этап: Участие в системе школьной методической работы
Школьное мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Разработка плана работы ШМО учителей общеобразовательных предметов | на начало 2012-2013 учебного года; на начало 2013-2014 учебного года | Методическая взаимопомощь, представление опыта работы, Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс | Анализ работы ШМО за прошедший год |
Заседание ШМО общеобразовательных предметов | В течение учебного года | Методическая взаимопомощь, представление опыта работы. | Выступление |
Участие в творческой группе в рамках межрайонной ассоциации технологии инклюзивного образования | 2013-2014- в течение года | Организационно-педагогические мероприятия | Открытый урок Выступление, мастер-класс |
Заседание педагогического совета | В течение 2011-2014 | Обязательное участие. | Участие в качестве слушателя, секретаря педагогического совета, Обобщение опыта |
Разработка адаптивной образовательной программы | 2013-2014 учебный год | Обязательное участие. | ШМО общеобразовательных предметов |
5 этап: Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Курсовая переподготовка | Место прохождения курсов | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
Курсы повышения квалификации по программе «Олигофренопедагогика» (504ч.) | БОУ ДПО «ИРООО» | 2011 год | Диплом о профессиональной переподготовке |
Семинар «Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса» | БОУ ДПО «ИРООО» | 2012 | Справка |
Семинар «Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса» | БОУ ДПО «ИРООО» | 2012 год | Справка |
Онлайн-курс «Основы информационной безопасности при работе на компьютере» http://www.intuit.ru | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» | 2013 | сертификат |
Курсы повышения квалификации по математике | БОУ ДПО «ИРООО» | 2014 | удостоверение |
6 этап: Обмен и обобщение педагогического опыта
Организационные формы работы с учителями | Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров | Сроки | Количество учителей |
Консультации в рамках школы, регионального ресурсного центра | Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности | В течение года | |
Участие в сетевых проектах, ВКС | Представление опыта конструирования уроков в соответствии с требованием СФГОС | 2013-2014 год |
7 этап: Работа в составе органов управления школой и рабочей группы проекта введения СФГОС
Органы разработки и реализации проекта | Виды выполняемых работ | Сроки исполнения работ | Результаты |
Заседание педагогического совета | Обязательное участие. доклад доклад доклад | В течение всего года 2011 2013 2013 | Участие в качестве слушателя « Диагностическая деятельность педагога как фактор преемственности начального и среднего образования в коррекционной школе» « Система эффективного контракта» «Компетенции учителя и компетенции ученика. Компетентностный подход к организации урока». |
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным показателям:
- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
- уровень обучаемости и обученности школьников;
-степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно - воспитательным процессом;
- качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение на веб-сайте.
БОУ ДПО «ИРООО» | 2011 | 504 | диплом | Олигофренопедагогика |
БОУ ДПО «ИРООО» | 2012 | 8 | справка | Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса |
ФГБОУ ВПО «ОмГПУ» | 2012 | 8 | справка | Коррекционно-развивающая образовательная среда как условие формирование личности детей с ограниченными возможностями здоровья |
Разработка и оформление программно-методического обеспечения образовательного процесса | 2013 | 72 | сертификат | Основы информационной безопасности при работе на компьютере |
Наибольшие перспективы распространения средств ИКТ в этой сфере общего среднего образования связываются с глобальной визуализацией учебного материала, применением интерактивных методов наложения текста на учебный видеоматериал, использованием систем распознавания речи, разработкой и внедрением систем текстового сопровождения речи учителя в реальном масштабе времени, интерактивными мультимедиа презентациями и максимальным озвучиванием школьного образовательного процесса.
Процесс обучения с использованием средств ИКТ должен быть максимально индивидуализирован, благодаря чему появятся условия для успешного обучения и адаптации учащихся. Рекомендуется строить сценарий общения средства ИКТ со школьником с учетом планирования индивидуального графика обучения в соответствии с характером ограничений жизнедеятельности учащегося, ликвидации его отставания по отдельным школьным предметам или темам. Таким образом, все более актуальным становится, не столько оснащение компьютерами школ, сколько стратегия их практического использования в сфере образования.
Учитывая данные психологических исследований, эффективное освоение потенциала образовательных средств ИКТ предполагает соответствующую подготовку учителя, который должен опираться на следующие положения:
- обучение работе с компьютерными средствами обучения является частью содержания образования;
- средства ИКТ, применяемые в обучении есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
- использование компьютерных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления по решению учебных и профессиональных задач;
- обучение работе со средствами ИКТ является одним из методов формирования мышления.
В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными средствами ИКТ, возрастают требования к профессиональной подготовке педагога в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя.
Предметом нашего исследования являются, прежде всего, компетенции, связанные с готовностью учащихся к эффективной учебно-познавательной деятельности и, в частности, с их познавательной активностью, которые обеспечивают школьникам возможность контролировать свои действия и лежат в основе осознанной саморегуляции учебной деятельности [1].
Сформированность учебно-познавательных компетенций обеспечивается, с одной стороны, достижением определенного уровня устойчивости внимания, продуктивности и работоспособности, а, с другой - овладением следующими видами мыслительной деятельности:
• целеполагание, понимаемое, прежде всего, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что им еще неизвестно;
• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• -коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Применительно к коррекционному обучению формирование учебно-познавательных компетенций, с одной стороны, приобретает особое значение в силу наличия их существенного компенсаторного потенциала в плане подготовки к успешному функционированию в реальном жизненном пространстве и быстрой адаптации к возможным изменениям его основных детерминантов, а, с другой - вызывает значительные трудности, связанные с психическими особенностями учащихся со специальными образовательными потребностями.
Одной из основных таких особенностей, как показывают исследования, является сниженная познавательная активность. Она, в частности, проявляется в том, что ученики с психическими отклонениями в развитии изначально обнаруживают явное нежелание, и даже боязнь, вникать в какую бы то ни было учебно-поисковую проблему. При этом имеют место существенные трудности в выработке исходного плана деятельности и слабый контроль над процессом ее реализации (Т. В. Егорова, Н. А. Менчинская., У. В. Ульенкова, Е. А. Сафонов). Кроме того, у таких детей наблюдается низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость. Объем и темп работы существенно меньше, чем у обычного ребенка (Г. И. Жаренкова, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко).
Применительно к обучению математике работа по формированию у учащихся классов коррекционноразвивающего обучения (далее КРО) учебно-познавательных компетенций приобретает дополнительные сложности, проистекающие из особенностей самого математического содержания. К числу таких особенностей, в частности, следует отнести сравнительно высокий уровень абстракции рассматриваемого понятийного аппарата; сложную логическую структуру многих определений и формулировок теорем; ориентацию содержания, прежде всего, не на усвоение конкретной информации, а на овладение соответствующими способами предметной деятельности; диалектическое сочетание логических умозаключений и “правдоподобных” рассуждений; ведущую роль задач, при решении которых часто используются разнохарактерные компоненты поисковой деятельности (проведение доказательных рассуждений, построение геометрических конфигураций, преобразование формальных математических конструкций, вычислительные операции и т.д.); сильную выраженность внутрипредметных связей; наличие возможностей описания изучаемых фактов и закономерностей в терминах различных “математических языков”. Все указанные характеристики создают специфический “содержательный фон”, который, входя в “когнитивный диссонанс” с учебными возможностями школьников коррекционных классов, могут оказывать негативное влияние как на ситуативную активность таких школьников на уроках, так и на общую эффективность образовательного процесса.
Овладение учебно-познавательными компетенциями детьми с особыми образовательными потребностями обеспечивается специальным комплексом психолого-педагогических условий и средств их реализации.
Организация экспериментального обучения отвечала следующим условиям.
Во-первых, обучая математике учащихся коррекционных классов, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. От предметной наглядной основы следует последовательно переходить к формированию понятий, вести учащихся к доступным обобщениям и на их основе формулировать и решать учебные проблемы в пределах зоны их ближайшего развития.
Во-вторых, методы и приемы работы на уроках должны отвечать возрастным и индивидуальным особенностям школьников (состав классов КРО весьма разнороден), развивать и регулировать их познавательную активность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать фактический материал. При этом следует обращать специальное внимание на создание возможностей для применения полученных математических знаний в разнообразных меняющихся условиях с целью преодоления характерной для учащихся классов КРО некритичности мышления, “стереотипизации” усваиваемых способов деятельности.
В-третьих, эффективность обучения школьников рассматриваемой категории во многом зависит от выбора адекватных учебной ситуации методов и приемов обучения, их целесообразного варьирования и оптимальности использования в тех или иных обстоятельствах. Если же учитель, напротив, будет прибегать к “натаскиванию” учащихся в решении математических задач одного и того же вида, пользоваться однотипными формулировками или вопросами, то это приводит к их “выученной беспомощности”.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru
- Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.
Рассмотрение основных нормативных документов (федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, Послание Президента России Федеральному собранию [1, 2], инициатива «Наша новая школа»), определяющих стратегию общего образования на ближайшие несколько лет, позволило выявить приоритетные цели
Сформированность учебно-познавательных компетенций обеспечивается, с одной стороны, достижением определенного уровня устойчивости внимания, продуктивности и работоспособности, а, с другой овладением следующими видами мыслительной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- специализированные Интернет – ресурсы и их использование в профессиональной деятельности учителя, работающего с детьми с ОВЗ.
« Диагностическая деятельность педагога как фактор преемственности начального и среднего образования в коррекционной школе»
« Система эффективного контракта»
«Компетенции учителя и компетенции ученика. Компетентностный подход к организации урока».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа профессионального развития
Стандарт второго поколения приобретает характер конвенциальной нормы, в основе которой лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт становится средств...
Программа профессионального развития
Программа профессионального развития учителя...
Программа профессионального развития и самообразования
Подготовка к реализации ФГОС в основной школе...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КИЯТКИНОЙ МАРИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ
С целью повышения профессионального мастерства для внедрения ФГОС второго поколения разработана и реализуется Программа профессионального развития педагога. В программные мероприятия заложено из...
Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...
Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий»
Проблема, над которой работает учитель: «Использование инновационных технологий на уроках географии» Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...