Дополнительная образовательная программа
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа "Фантазия"
для подростков 11 – 16 лет
Срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель Директор
МО педагогов ГСУВУ «Кемеровская специальная
дополнительного общеобразовательная школа»
образования ___________А.В. Шупиков
______________
«Фантазия»
Дополнительная образовательная программа
для подростков 11 – 16 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Артамонова Людмила Григорьевна
педагог дополнительного образования
Кемерово
2013 г.
Содержание:
- Пояснительная записка - 3
- Тематический план - 6
- Содержание программы - 9
- Список литературы для учащихся - 14
- Список литературы, использованной педагогом - 15
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими
словами: чем больше мастерства в
детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Важной составляющей воспитательной системы в школе является дополнительное трудовое образование. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей.
Одним из направлений трудовой адаптации воспитанников в детском коллективе являются занятия декоративно-прикладным творчеством. Такая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в коллективе. Кроме этого в процессе труда развиваются творческие способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Тематика занятий составлена с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением. Процесс обучения построен на принципах: «от простого к сложному», (усложнение идёт «расширяющейся спиралью»), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры. Занятия помогают детям легче адаптироваться в самостоятельной жизни. Творческая деятельность воспитанников выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Программа рассчитана на учащихся 11 – 16 лет, срок реализации программы 1 год
306 часов (8 часов в неделю)
Учебный материал в программе распределен по разделам, которые включают в себя различные виды ручного труда:
- Ручная художественная вышивка.
- Художественная обработка кожи.
- Работа с бумагой и картоном.
- аппликация
- конструирование
- папье-маше
- объемная пластика.
- Работа с бисером.
- плетение
- вышивание
В результате прохождения программного материала
учащиеся должны уметь:
соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии; правильно подобрать ткань, нитки, рисунок для вышивки; выполнять способы соединения и крепления кожи и бумаги; изготавливать сувенирные изделия из кожи, бисера, бумаги; использовать схемы; оформлять готовые изделия.
учащиеся должны знать:
требования техники безопасности и личной гигиены при роботе с материалами и инструментами; виды ручной вышивки; историю и традиции вышивки; историю кожевенного дела; способы соединения и крепления кожи; процесс изготовления художественных изделий из кожи; основные свойства и возможности бумаги, кожи, ткани.
В соответствии с этим, целью программы является:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей;
- развивать творческий потенциал учащихся, углубить знания по декоративно-прикладному искусству,
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей работы.
- развивать коммуникативные способности детей в процессе трудовой деятельности;
- воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;
- создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Основными методами и формами работы на уроках дополнительного образования являются, беседа, фронтальная практическая работа, самостоятельная практическая работа по составленному плану, коллективная работа, выставка лучших работ, обсуждение работ.
Способы оценивания результативности учащихся:
- Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
- Выполнение заданий.
- Выставка работ.
- Итоговое тестирование.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Ручная художественная вышивка | |||
1.1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
1.2 | Инструменты и приспособления для вышивания. Техника безопасности. | 4 | 2 | 2 |
1.3 | Композиция, цветовой круг, орнамент | 4 | 1 | 3 |
1.4 | Технология выполнения счетных швов | 6 | 1 | 5 |
1.5 | Технология выполнения свободных швов | 10 | 1 | 9 |
1.6 | Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. | 4 | 2 | 2 |
1.7 | Практическое занятие: шов крест | 23 | 1 | 22 |
1.8 | Выставка работ | 2 | 2 | - |
Итого: | 55 | 12 | 43 | |
2. | Художественная обработка кожи | |||
2.1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. История кожевенного дела. Видеофильм. | 2 | 2 | - |
2.2 | Общие сведения о работе с кожей. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Способы соединения и крепления кожи. | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Декоративные приемы и элементы. | 6 | 1 | 5 |
2.5 | Аппликация. | 8 | 1 | 7 |
2.6 | Техника клеевой обтяжки. | 4 | 1 | 3 |
2.7 | Термическая обработка кожи. | 4 | 1 | 3 |
2.8 | Основные элементы композиции. | 2 | 1 | 1 |
2.9 | Изготовление сувенирных изделий (закладки, брелоки, кошельки, ключницы). | 12 | 1 | 11 |
2.10 | Драпировка кожи. | 4 | 1 | 3 |
2.11 | Панно «Цветы» | 14 | 1 | 13 |
2.12 | Кожа в интерьере. (Игольница, декоративные бутылки, шкатулки, панно, рамки для фото). | 24 | 2 | 22 |
2.13 | Итоговое занятие. Выставка. | 1 | - | 1 |
Итого: | 87 | 14 | 73 | |
3. | Работа с бумагой и картоном. | |||
3.1 | Вводное занятие. Общие понятия, требования. Правила ТБ. | 1 | 1 | - |
3.2 | Материалы и инструменты. | 1 | 1 | - |
3.3 | Виды работы с бумагой | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Понятие об аппликации. | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Предметная аппликация | 4 | 1 | 3 |
3.6 | Декоративная аппликация | 4 | 1 | 3 |
3.7 | Сюжетная аппликация | 4 | 1 | 3 |
3.8 | Понятие формы. | 4 | 1 | 3 |
3.9 | Скручивание бумаги | 3 | 1 | 2 |
3.10 | Симметричное вырезание. | 3 | 1 | 2 |
3.11 | Обработка поверхности. | 2 | 1 | 1 |
3.12 | Завитки, выгибы, сгибы, складки. | 3 | 1 | 2 |
3.13 | Многогранники. | 3 | 1 | 2 |
3.14 | Фигурки животных из бумаги. | 4 | 1 | 3 |
3.15 | Техника папье-маше. | 2 | 2 | - |
3.16 | Материалы и приспособления. | 2 | 2 | |
3.17 | Рецепты приготовления клея. | 2 | 1 | 1 |
3.18 | Изготовление вазы в технике папье-маше | 10 | 1 | 9 |
3.19 | Декорирование готовых изделий. | 4 | 1 | 3 |
3.20 | Изготовление объемных пейзажей, композиций. | 14 | 1 | 13 |
3.21 | Выставка работ | 1 | - | 1 |
Итого: | 75 | 22 | 53 | |
4 | Работа с текстилем | |||
4.1 | Инструменты. Правила работы с инструментами. | 1 | 1 | - |
4.2 | ТБ | 1 | 1 | - |
4.3 | Изонить или нитяная графика. | 6 | 1 | 5 |
4.4 | Шитье. Ручные швы. | 4 | 1 | 3 |
4.5 | Футляр для швейных принадлежностей «Гусеница» | 6 | - | 6 |
4.6 | Игольница. | 4 | - | 4 |
4.7 | Панно из пуговиц. | 4 | 1 | 3 |
4.8 | Аппликация из волокнистых материалов. | 4 | 1 | 3 |
4.9 | Лоскутная мозаика. | 2 | 1 | 1 |
4.10 | Выполнение плоского узора из лоскутов. | 4 | 1 | 3 |
4.11 | Прихватка из лоскутов. | 6 | - | 6 |
4.12 | Панно «Бабочка», «Кораблик» | 8 | 1 | 7 |
4.13 | Вязание крючком. История вязания. | 1 | 1 | - |
4.14 | Инструменты, материалы. Правила работы. | 1 | 1 | - |
4.15 | Основные приемы вязания крючком. | 10 | 1 | 9 |
4.16 | Кисточки и помпоны. | 3 | 1 | 2 |
4.17 | Игрушки из помпонов. | 6 | - | 6 |
4.18 | Прихватка | 6 | - | 6 |
4.19 | Салфетка | 12 | 1 | 11 |
Итого: | 89 306 | 14 62 | 75 244 |
1.Ручная художественная вышивка.
1.1 Вводное занятие.
- Понятие декоративно – прикладного искусства.
- Знакомство с видами творчества и его направлениями.
- Из истории русской вышивки.
1.2 Инструменты и приспособления для вышивания
- Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки, шкатулка для рукоделия.
- Техника безопасности при работе с инструментами.
1.3 Композиция, цветовой круг, орнамент
- «Теплые» и «холодные» цвета.
- Составление композиции.
- Орнамент, цветовой круг.
1.4 Технология выполнения счетных швов
- Шов «вперед иголку».
- Шов «назад иголку», «россыпь», «строчка».
- Шов «Крест»
1.5 Технология выполнения свободных швов
- «Стебельчатый» шов
- «Петельный» шов
- «Тамбурный» шов и его варианты
- «Узелки. Рококо»
- «Гладь»
- Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.
- Работа с литературой
- Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.
- Практическое занятие: шов крест.
- Выполнение работы
- Закрепление нитки
- Оформление края изделия
- Стирка и глажение вышитых изделий
- Оформление вышивки в рамку
- Выставка работ.
- Оценка качества готового изделия.
2.Художественная обработка кожи.
2.1 Вводное занятие.
- Правила техники безопасности.
- История кожевенного дела.
- Что такое кожа.
- Виды кож.
2.2 Общие сведения о работе с кожей.
- Методы обработки кожи
- Подготовка кожи к работе.
- Инструменты.
- Уход за инструментами.
2.3 Способы соединения и крепления кожи.
- Метод стачивания
- Оплетка
2.4 Декоративные приемы и элементы.
- Круглое плетение
- Плоское плетение
- Плетение по перфорации
2.5 Аппликация
- Выбор материала
- Последовательность выполнения аппликации
2.6 Техника клеевой обтяжки
- Материалы и приспособления
- Алгоритм
2.7 Термическая обработка кожи
- Последовательность выполнения
- Виды используемых кож
2.8 Основные элементы композиции
2.9 Изготовление сувенирных изделий (брелоки, кошельки, ключницы)
- Выбор эскиза
- Изготовление лекала
- Подбор материалов
2.10 Драпировка кожи
- Подбор материалов
- Способы драпировки
2.11 Панно «Цветы»
- Эскиз
- Подбор материалов
- Раскрой деталей
- Наклеивание деталей на основу
- Окончательная обработка изделия
2.12 Кожа в интерьере. (Игольница, декоративные бутылки, шкатулки, панно, рамки для фото).
- Создание эскиза
- Подбор материалов и инструментов
- Раскрой деталей
- Сборка изделия
- Окончательная обработка изделия
2.13 Итоговое занятие
- Оценка результатов
- Вставка работ
3. Работа с бумагой и картоном.
3.1 Вводное занятие.
- Общие понятия, требования.
- Правила ТБ.
- История изобретения бумаги
3.2 Материалы и инструменты.
- Виды и свойства бумаги
- Режущие инструменты
- Средства для скрепления деталей
- Рецепты приготовления клея
3.3 Виды работы с бумагой
- Скручивание бумаги
- Симметричное вырезание
- Обработка поверхности
3.4 Понятие об аппликации.
- Виды аппликаций из бумаги.
3.5 Предметная аппликация
3.6Декоративная аппликация
3.7Сюжетная аппликация
3.8Понятие формы.
- Изготовление геометрических объемных форм
3.9 Скручивание бумаги
3.10 Симметричное вырезание.
- Вырезание многократно сложенных заготовок.
3.11 Обработка поверхности.
3.12 Завитки, выгибы, сгибы, складки.
3.13 Многогранники.
3.14 Фигурки животных из бумаги.
3.15 Техника папье-маше.
- Понятие
- Технология
3.16 Материалы и приспособления.
- Формы
- Клей
- Бумажная масса
3.17 Рецепты приготовления клея.
3.18 Изготовление вазы в технике папье-маше
3.19Декорирование готовых изделий.
- Лаки
- Краски
- Кисти
3.20 Изготовление объемных пейзажей, композиций.
- Итоговое занятие. Выставка работ
4.Работа с текстилем.
4.1 Инструменты.
- Правила работы с инструментами.
4.2 ТБ
4.3 . Изонить или нитяная графика
- Из истории
- Заполнение угла, окружности
4.4 Шитье.
- Ручные швы.
- Соединительные швы
- Закрепляющие швы
- Отделочные швы
4.5 Футляр для швейных принадлежностей «Гусеница»
- Материалы
4.6 Игольница.
4.7 Панно из пуговиц.
- Секреты пуговицы
- Материалы
4.8 Аппликация из волокнистых материалов.
- Выбор эскиза
- Подбор материалы
- Сборка и закрепление деталей на фоне
4.9 Лоскутная мозаика.
4.10 Выполнение плоского узора из лоскутов.
- Объемные треугольники
4.11 Прихватка из лоскутов.
4.12 Панно «Бабочка», «Кораблик»
4.13 Вязание крючком.
- История вязания.
4.14 Инструменты, материалы.
- Правила работы.
4.15 Основные приемы вязания крючком.
- Цепочка
- Столбики без накида
- Столбики с накидом
4.16 Кисточки и помпоны.
4.17 Игрушки из помпонов.
4.18 Прихватка
4.19 Салфетка
4.20 Итоговое занятие. Выставка работ.
Литература для учащихся:
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
2. Богатова И. Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
3. Гончар. «Игрушки из бумаги» М.: Аким, 97
4. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Деревья. Издательство «Учебная литература», 2009
5. Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества. Цветы. Издательство «Учебная литература», 2009
Литература:
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
- Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели. М.: Первое сентября, 2002.
- Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
- Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
- Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с.: ил.
- Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. М.: Учебная литература, 2003
- Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во «Эксмо», 2003 . (серия «Академия мастерства»)
- Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000 .
- Скребцова Т.О., Данильченко Л.А., Ивлева А.Г. Объёмные картины из кожи - Ростов н/Д: «Феникс», 2006 . (Город мастеров)
- Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана -Граф, 2008.
- Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003 .
- Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: «Эксмо», 2006.
- Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО «Изд-во АСТ», Донецк «Сталкер», 2003
Учебно-методическое обеспечение:
- иллюстрированные альбомы и книги,
- наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, технологические карты
- стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами,
- ножницы, ножницы «зигзаг»,
- карандаши, линейки, клей ПВА, «Момент», ручки, фломастеры, картон,
- кусочки кожи,
- бутылки разных форм, баночки,
- краски для кожи, гуашь,
- рамки, лак, свечи, спички, пинцеты, шило, пробойники,
- проволока разного диаметра, кусачки, мешковина
- бумага ярких цветов и различного качества,
- нитки «Мулине», шерстяные,
- иглы, наперсток.
Подведение итогов.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представления о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...