Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
материал на тему

Сергей Анатольевич Бабынин

учебное занятие по предмету "основы философии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon babynin_uchebnoe_zanyatie_po_osnovam_filosofii.zip945.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель Белгородской области

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

 

(учебное занятие по предмету «Основы философии»)

 

                           Разработал

                               Бабынин Сергей Анатольевич,

преподаватель истории и обществознания

                         

 

2014

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

                       

по предмету:  Основы философии.

                                                                                    Учебное занятие № 1-2

Тема учебной программы: 

Вводное занятие.

Тема учебного занятия:

Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Цели учебного занятия:

1. Показать характер философского знания и задачи философии.

2. Раскрыть значение философии как науки, показать систему философских знаний как предмета.

3. Способствовать формированию научного подхода к философии как к предмету, развитию критического мышления.

4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков учащихся в различных видах учебной деятельности.

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по изучению и первичному  закреплению нового материала и способов деятельности.

Формы проведения учебного занятия:

Лекция с элементами беседы.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация.

Словарь терминов и понятий по основам философии.

Дидактический материал.

Литература:

1. Горелов А.А. Основы философии,- М., Академия, 2010.

2. Малышевский А.Ф. Введение в философию,- М., 1997г.

3. Философский энциклопедический словарь,-М.: ИНФРАМ, 2009.

Интернет-ресурсы:

http://nibiryukov.narod.ru

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

п/п

Ход  занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время  мин.

I

Этап организации занятия.

2

II

Этап актуализации.

3

III

Этап изучения и первичного  закрепления нового материала

34

IV

Этап контроля и самоконтроля.

3

V

Этап информации о домашнем задании.

1

VI

Этап рефлексии.

2

Ход учебного занятия:

I. Этап организации занятия.

  • Проверка списочного состава.
  • Проверка у обучающихся  наличия  рабочих тетрадей, учебников,                                                            письменных принадлежностей и других средств обучения.

II. Этап актуализации.

  • Учителем сообщается тема, цели и задачи, план учебного занятия.

                                                                                                        (слайд №2)

  • Эпиграф (слайд №3):

  «Философия - эпоха, схваченная в мыслях».

                                                        / Г.Гегель/

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770 -14 ноября 1831) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

III.  Этап изучения и первичного  закрепления нового материала.

- Учащиеся работают над конспектом.

3.1 Понятие и задачи философии.

                                          (слайд №4)

  •  Философия в переводе с греческого языка означает "любовь к мудрости", любомудрие, стремление к истине. Слово "философ" впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучением мира вещей. Позднее философом признавали такого человека, который направляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жизнеустройства. Характерный для философа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски развитых народов.

Пифагор Самосский (570-490 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

 

  • Основная специфика философии как теоретической формы мировоззрения заключается в ее двойственности: с одной стороны она имеет много общего с научным знанием – предмет, методологию, четкий логико-понятийный (категориальный) аппарат; с другой, различается со строго научным знанием тем, что, если всякая наука более или менее специализирована по своему предмету, то философия имеет своим предметом мир как целостность и определяет место и возможности человека в нем.  

Выводы: Результатом этого выступают другие особенностями философского знания, состоящие в том, что оно:

- содержит базовые мировоззренческие и методологические идеи и понятия (категории), которые лежат в основаниях научного знания;

- включает в себя не только объективное знание, но также нравственные и эстетические ценности;

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познавательного процесса.

 

3.2 Предмет философии. Три взгляда на предмет философии. 

                                                                                         (слайд №5-7)

  • Предмет философии исторически развивался и продолжает развиваться, конкретизируясь и уточняясь в связи с развитием научного знания и общественной практики человечества: вначале (становление) философия включала в себя, по сути, все зарождающееся научное знание, хотя и не сводилось к его сумме, а решала прежде всего мировоззренческие вопросы; затем обслуживала господствующую во всех сферах общественной жизни церковь, выступая в форме «служанки богословия» (что особенно характерно для средневековой Европы);  на следующем этапе (в условиях обособления от нее точных наук) концентрировала основное внимание на проблемах природы знания и всеобщих методах его получения; наконец, обратилась к человеческой субъективности, к внутреннему миру человека.

Аристотель (384 до н. э. — 322гг. до н. э.) — древнегреческий философ.

Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.

В 334 г. до н. э. основал Ликей (лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.  

  • Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) Философия – «сверхнаука» («наука наук»).
  • Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности
    Философия – «недонаука» (наука в «зародыше»).
  • Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира
    Философия – «метанаука» (рефлектирующее знание).

Рефлексия (лат. reflexio, отражение) – анализ собственных мыслей
и переживаний, мышление, направленное на самоё себя, самопознание.

Бертран Артур Уильям Рассел (18 мая 1872 - 1970 гг.) - британский философ, общественный деятель и математик.

Рассел известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма, а также либерализма и левых политических течений и внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания.

Менее известны его труды по эстетике, педагогике и социологии. Рассел считается одним из главных основателей английского неореализма, а также неопозитивизма.

Выводы:

- Наука - объективная (т.е. существующая независимо от индивидуального сознания) действительность. Другими словами,
наука стремится создать картину мира, каким тот был бы, если бы нас в нём вообще не было. Следовательно, наука представляет нам не реальный мир (ибо в реальном мире  мы как раз есть!), а лишь некий «срез» (модель) реального мира.

- Философия - тем и отличается от науки, что не отвлекается от субъективного. Напротив, философия стремится создать картину мира, которая не просто учитывает факт нашего бытия в мире, но именно его: наше бытие в мире (или, иначе выражаясь, субъект объектные отношения) и делает своим специфическим предметом.

3.3. Три раздела философии.

                            (слайд №8-11)

- Учащиеся работают со словарём терминов.

Онтология (греч.  сущее слово, понятие) – раздел философии, изучающий
фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.

Метафизика (греч. то, что после физики) – философское учение о
сверх опытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».

Гносеология (греч. знание, познание, слово, понятие) – теория познания,
раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.

Эпистемология (греч. знание, слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.

Этика (греч. относящийся к нраву, характеру; лат. ethica) – раздел философии, изучающий мораль  как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.

Аксиология (греч. слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии
ценностного мира, его онтологический статус и способы познания,
природу и специфику ценностных суждений.

3.4.  Три философские традиции. Периодизация западной философии.

                                                                                                      (слайд №12-13)

Индийская философия   Китайская философия   Западная философия

Философия возникает почти одновременно в трех культурных ареалах Древнего мира - Греции, Индии и Китае. Это VII-VI вв. до н. э.

Древние мудрецы размышляли и вели нескончаемые споры по самым разнообразным вопросам: о том, как устроен космос, каково место человека в этом мире, в чем смысл жизни и предназначение человека, откуда мы, люди, пришли и куда идем и т. п.

Периодизация западной философии.

1. Античная философия (VI в. до н.э. – III в. н.э.)

  • Ранняя античная философия (VI-V вв. до н.э.)
  • «Высокая классика» (конец V – IV вв. до н.э.)
  • Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)
  • Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)

  1. Средневековая философия (IV-XIV вв.)
  • Патристика (IV-VIII вв.)
  • Схоластика (XI-XIV вв.)

  1. Философия Возрождения (XV-XVI вв.)

  1.  Новая философия (XVII –первая треть XIX в.)
  • Начальный период (XVII – начало XVIII в.)
  • Философия Просвещения (середина XVIII в.)
  • Немецкая классическая философия (конец XVIII – первая треть XIXвв.)

5. Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)

Вопросы для закрепления:

  1.  Что такое философия?

  1.  От каких слов происходит название этой дисциплины?

  1.  Как они определяются?

  1.  Каков предмет философии?

  1.  Что такое рациональность, из чего она складывается?

  1.  Каковы требования к определению понятий?

  1.  Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

3.5 Учебники и учебные пособия.

                                 (слайд №14 -15)

IV. Этап контроля и самоконтроля.

- Выводы и замечания по ходу занятия.

- Оценка работы учащихся на занятии.

V.   Этап информации о домашнем задании.

(слайд №16)

- Учебник (введение), конспект, основные понятия по теме.

VI. Этап рефлексии.

               (слайд №14)

Ответь одним предложением

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

я попробую…

мне захотелось…

        Преподаватель________________Бабынин С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль научного общества старшеклассников "Кастальский ключ" в работе профильной школы

Профильнаое образование на старшей ступени обучения предполагает сочетание урочной и внеурочной деятельности, важное место в которой занимает деятельность научного общества.  Представленный матер...

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

Описывается система работы с одаренными детьми  в НОУ в школе  и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных...

Роль научного общества учащихся в формировании интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Эта работа обобщает мой опыт по работе с увлекающимися химией школьниками....

Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"

По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни».  Я,  как преподаватель данной дисциплины, ...