«Смысл заголовка и роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий»».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы 6 класс.
«Смысл заголовка и роль художественной детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и Тонкий»».
Цель урока: на примере анализа и интерпретации раннего рассказа А.П. Чехова «Толстый и Тонкий» определить позицию Чехова гражданина-писателя и способы выражения этой позиции.
- Дидактическая: отрабатывать навыки смыслового чтения с использованием приёмов словесного рисования, поиска ключевых слов и выделения художественных деталей в тексте;
- Развивающие: сформировать умение обучающихся излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
- Воспитательные: воспитывать толерантность, чувство собственного достоинства. Содействовать эстетическому воспитанию обучающихся на текстах художественной литературы.
Планируемые результаты:
- Личностные: умение оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.
- Метапредметные: развитие операций логического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, определение цели деятельности, последовательность действий, оценивание достигнутых результатов.
- Предметные: знание фактов творческой биографии Чехова, умение определять авторскую позицию в тексте.
Оформление и оборудование: учебная презентация по теме урока, учебник по литературе, дидактические таблицы.
Ход урока:
- Установка на изучение рассказа:
Эпиграф к уроку: «Подлинное искусство учит
смеяться не над кривым носом,
а над кривой душой».
Н. В. Гоголь.
Игровое задание: по картинкам на слайде определите произведение: щипцы – «Хирургия», бинокль – «Смерть чиновника», фото хамелеона – «Хамелеон», духи «Флёр д' оранж» - «Толстый и Тонкий»
Вопрос: что общего между этими картинками? (Они все связаны с юмористическими рассказами А.П. Чехова)
- Какой рассказ мы с вами еще не читали?
- Чтение вступительной статьи в учебнике и анализ антитезы как художественного приема комического. (Перенесение; парадокс; несоответствие; словотворчество; возвышение низкого; снижение высокого.)
Ученикам предлагается рассмотреть иллюстрацию к роману М. Сервантеса «Дон Кихот» — два всадника взбираются на гору, Дон Кихот и Санчо Панса.
Вопросы:
- Обратите внимание на иллюстрацию. Что вы на ней видите?
- Что в облике героев вызывает улыбку? (Наряду с нелепостью каждой из фигур в отдельности — Рыцарь печального образа с медным тазиком на голове вместо шлема и его верный оруженосец, восседающий на осле, — смех вызывает их контрастное сопоставление: худого и длинного, на тощей лошади Дон Кихота и маленького толстого Санчо Панса верхом на осле.)
Такой прием контрастного сопоставления образов, понятий, противоположных ситуаций, любых других элементов литературного произведения называется антитезой. Возникновение антитезы восходит к начальным стадиям развития культуры, когда первичное восприятие мира как хаотического царства случайностей сменилось упорядоченной системой представлений, основанных на принципе двойственности: море — суша, небо — земля, свет — тьма, правый — левый. Мифы многих народов повествуют о первотворцах Вселенной — соперниках-близнецах, причем один из братьев создает все светлое, доброе и полезное, а другой — все темное, злое и враждебное человеку.
- Где мы с вами уже встречались с понятием антитезы? (Ребятам хорошо знакома антитеза в народных сказках. Часто антитеза выражена противоположными по смыслу словами — антонимами (на уроках русского языка уже знакомились с этим языковым явлением). В бытовых сказках, баснях, былинах нередко встречаются названия в форме антитезы: «Правда и Кривда», «Мужик и барин», «Слон и Моська») (автор намеренно создает антонимы (контекстуальные) для выражения своей позиции)
- Прочитаем название рассказа Чехова, попробуем определить смысл противопоставления слов-антонимов «толстый» и «тонкий»?
3. Формулировка цели урока: Сформулируйте тему урока и запишите.
- Какую цель вы себе поставите? (Запись на доске)
Цель: определить авторскую позицию А.П. Чехова в рассказе «Толстый и Тонкий».
- Актуализация темы:
А) Вспомним, что именно мы уже знаем о биографии Чехова?
Б) Какие рассказы мы уже читали? Над чем в них смеется автор?
В) Сообщение ученика о создании рассказа «Толстый и Тонкий».
5. Изучение темы:
1. Комментарии учителя по чтению рассказа
2. Читаем рассказ по ролям (с комментариями)
3. Словарная работа (работа с непонятными словами)
херес - сорт дорогого вина;
флёрдоранж - цветочный одеколон;
лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;
Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;
Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;
приватно - неофициально;
коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;
статский советник - ранг чиновника среднего звена;
тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.
4. Анализ рассказа, изучение и интерпретация художественных деталей:
1) Композиция рассказа. Ребята, работаем в парах. Консультант и консультируемый.
- Рассмотрим композицию рассказа «Толстый и Тонкий», какие композиционные части вы выделите в рассказе?
Композиционные особенности:
Завязка – встреча двух школьных друзей.
Развитие действия - разговор на перроне.
Кульминация – новость о должности Толстого.
Развязка – расставание чужих друг другу людей.
- Каким глаголом автор описывает состояние героев в начале и в конце рассказа? (В основе изучения произведения — анализ композиции рассказа и поиск отличий в первой и последней частях текста. В начале и в конце А. П. Чехов использует слово ошеломлены.)
- Каково значение слова «Ошеломлены» и его происхождение? (Работа с этимологическим словарем: Искон. Суф.-преф. производное от шелом «шлем». См. шлем. Ошеломить буквально — «сбить с врага шлем».)
- Опишите состояние ошеломления?
- Прочитайте фрагмент начала и конца рассказа, найдите слова, описывающие состояние ошеломления, сравните их. Сделайте вывод?
5. Система персонажей:
= Прочитайте в начале рассказа описания героев. Как вы себе их представляете? Какие детали привлекают ваше внимание?
Работа в парах: Заполнение таблицы в парах
Толстый | Тонкий | |
Имена | Михаил | Порфирий |
Кличка в гимназии | Герострат | Эфиальт |
Портрет | Толстый, пахло хересом и флердоранжем | Тонкий, пахло ветчиной и кофейной гущей. |
Должность | Тайный советник | Коллежский асессор |
Качества характера | «— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» | Тонкий вдруг побледнел, окаменел… «— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.» |
- Как вы думаете, почему у героев нет фамилий? Почему он даёт им определения «тонкий» и «толстый»? (А. П. Чехов не дает главным героям рассказа фамилий, тем самым подчеркивая типичность ситуации и отношений в мире чиновников.)
- О чем говорят детали в описании героев? (В авторских характеристиках — ирония и в общем-то нелицеприятные характеристики персонажей. Толстый — губы, «подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни» (непоэтическое сравнение), пахло от него вином и одеколоном (разве можно предположить, что он чиновник высокого ранга?). Тонкий «был навьючен узлами» и пахло от него едой. Оба были «приятно ошеломлены» неожиданной встречей. Принципиального различия в героях, кроме внешности, мы пока не видим, хотя замечаем ироническое отношение автора к обоим персонажам.) – Тяга к материальному.
- Кто еще из героев присутствует в рассказе? (Жена Тонкого Луиза и сын Нафанаил).
- Как Тонкий говорит о своей семье в начале рассказа и в конце?
- Какую роль они играют в повествовании? (Эти герои такие, как и Тонкий, они усиливают образ чинопочитателя и подхалима).
Тонкий очень гордится тем, что у него есть семья, жена и сын-гимназист, все в его жизни как положено, по правилам. Особенно тонкий гордится немецким происхождением своей жены, поэтому он все время повторяет: «А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка...» Однако повторяет он это с разной интонацией: в первом случае с гордостью, во втором — с самодовольством, в третьем — с надеждой, что хотя бы это (что жена лютеранка) ему зачтется и толстый не будет гневаться.
- Может быть, толстый действительно в какой-то момент спровоцировал такое поведение тонкого и их различие было заметно еще в детстве? - Посмотрим, как характеризуют героев их общие воспоминания? (Толстый «был красавец»,прожег когда-то в школе казенную книжку папироской, т. е. не отличался особенным прилежанием. Тонкий «ябедничать любил», толстый называет его ласково «голубчик мой» и рад встрече. Друзьями были.)
И вдруг (это слово есть у Чехова) тонкий, узнав о чине толстого, преображается.
- Как автор показывает изменения в поведении героя? (рядом глаголов: побледнел, окаменел, искривилось, съежился, сгорбился, сузился...
- Какие звуки есть во всех этих словах? Имеют ли они какие-то особое значение? Какой звук они напоминают? (обилие приставок с- дает и звуковой эффект (как будто бы сдулся, стал незаметным и мельчайшим, затем — «приятно-с...»)
- Проанализируем значение слов? (автор подчеркивает постепенность и одновременность действий).
- А что происходит с его семьей? А жена и сын стали еще длиннее. Тонкий уже не гордится собой (вместо хо-хо хи-хи-с). И все эти изменения оттого, что толстый произнес слово тайный — волшебное слово, повлекшее такие трансформации человека. И вот он уже называет толстого не Миша, не милый мой, не друг) детства, а ваше превосходительство и заново представляет ему жену и сына уже с подобострастием и дрожанием в голосе.
- Как же это воспринимает толстый? (Толстый никак не ожидал от друга детства, что у того на лице появится «столько благоговения, сладости и почтительной кислоты».)
Зато семейство тонкого испытало то ошеломление, которое будут помнить всю жизнь: они разговаривали с самим тайным советником, осчастливленные, они, видимо, еще несколько минут будут стоять на перроне.
- Физкультминутка. Встаньте из-за парт. Попробуем обыграть эту ситуацию.
1 вариант представит себя в образе Толстого, а 2 вариант – в образе тонкого. Поприветствуйте друг друга.
Наклонитесь в сторону друг друга.
Улыбнитесь.
7. Словесное рисование.
- Попробуем устно нарисовать портреты тонкого и толстого в начале и в конце рассказа.
(Толстый — невысокого роста, кругл, идет брюхом вперед, масляные губы, румяные щеки, довольный собой, на лице удивление при виде тонкого. Тонкий — высокий, явно выше толстого, худенький, сухопарый, может быть, с длинным носом, который он высоко задирает, ведь рядом жена-лютеранка, бодро несет узлы и чемоданы.
В конце рассказа толстый не улыбается, на лице — разочарование, может быть, пожимает плечами. Тонкий так сгорбился, что стал ниже ростом, теперь вровень с толстым, если не ниже его, не знает, куда деть руки, на лице подобострастная улыбка, во взгляде восторг и глупое удивление.)
8. Выводы: Комический эффект в произведении создается переводом антитезы «толстый и тонкий» из области внешнего описания героев в область социальных отношений: толстый друг значительно превосходит по чину своего тонкого приятеля.
В конце рассказа «ошеломлены» уже не приятели от неожиданной встречи, а вся семья тонкого — признак всеобщего ошеломления общества от невиданных высоких чинов. Смех А. П. Чехова в этом рассказе не лишен грустных ноток: это насмешка над страшной силой подхалимства.
9. Сравнение вариантов текста: первого варианта рассказа, опубликованного в журнале «Осколки» в 1883 году, и рассказа в окончательной редакции. Приведем фрагмент текста ранней редакции. (ученикам текст раздается в распечатанном виде).
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да Бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю... Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка... Пробавляемся кое-как. Служил в департаменте «Предисловий и опечаток», а теперь сюда переведен секретарем по тому же ведомству... Здесь буду служить. Начальник, говорят, скотина; ну, да черт с ним!.. Уживусь как-нибудь. Однофамилец он твой. Ну, а ты как? Небось, уж статский? А?
— Так-с... Так это вы, стало быть, секретарем ко мне назначены? — сказал басом толстый, надувшись вдруг, как петух. — Поздно, милостивый государь, на службу являетесь... Поздно-с...
— Вв...вы? Это вы?.. Я, ваше превосходительство...
Тонкий вдруг побледнел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой... Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длинней; Нафанаил вытянулся во фрунт и инстинктивно, по рефлексу, застегнул пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и в такие магнаты-с! Хи-хи-с...
— Не следует опаздывать-с...
— Извините-с, ваше — ство, не мог к сроку прибыть-с, потому жена, вот, была больна... Луиза вот... лютеранка...
— Надеюсь, милостивый государь, — сказал толстый, подавая тонкому руку. — Надеюсь... Прощайте... Завтра на службу прошу...
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал. Жена улыбнулась... Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены. (Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. — М., 1975. — Т. 2. — С. 438—440.)
- Почему в первом варианте рассказа заискивание Тонкого является вынужденным? (В первом варианте рассказа толстый начальственным окриком останавливает фамильярный тон приятеля).
- Почему А. П. Чехов в окончательной редакции снял необходимость тонкого заискивать и сделал толстого благодушным, а не спесивым?
10. Итоги урока:
Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова.
- Есть ли что-то поучительное в рассказе А.П. Чехова? Чему же хотел научить Чехов вас своим рассказом? (Антон Павлович Чехов хотел, чтобы «люди были людьми и жили по-человечески")
11. Домашнее задание:
Подготовка инсценировки разговора толстого и тонкого на перроне: класс разделить на группы в соответствии с ролями — толстый, тонкий, жена тонкого, Нафанаил.
Перечитайте рассказ. Подготовьтесь играть героев, продумайте их мимику, жесты и движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".
Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....
Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...
Презентация на тему "Использование информационных технологий на уроке литературы" (рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий").
В данном сообщении подробно рассматриваются различные аспекты работы с электронным текстом: поиск текстов в Интернете, работа с электронным текстом на уроке и во внеурочной деятельности, составл...
Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Прочитать рассказ «Смерть чиновника» сравнить с «Толстым и тонким»...