Внеклассное мероприятие"Божья маленькая рать", посвящённое юным героям Первой мировой войны.
методическая разработка по истории
100-летию начала Первой мировой войны посвящается...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bozhya_malenkaya_rat.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа, приуроченная к 100-летию начала Первой мировой войны
«Божья маленькая рать».
Цель: познакомить детей с героическими фактами русской истории.
Задачи:
-способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков;
-содействовать формированию положительной оценки российской истории;
- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Оборудование. Компьютер, экран, медиапроектор, презентация PoverPoint.
Оформление доски.
Наглядность: «Юным героям посвящается..», «Божья маленькая рать»,«28 июля1914 – 11 ноября1918»,
«Слава вам храбрые, слава бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!»
Музыкальное сопровождение. 1. Варя Стрижак.«Атака мертвецов или русские не сдаются»,
2.Ж.Бичевская «Прощание славянки»
Ход беседы.
Слайд 1.
Сегодняшняя беседа посвящена героическим страницам нашего народа, величайшему историческому событию, Первой мировой войне, увековеченной в многочисленных названиях – «великая и священная война», «германская», «империалистическая», «Вторая Отечественная»…
В 2014 году исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны (28 июля1914 – 11 ноября1918), один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов истории человечества ,в которую были вовлечены крупнейшие державы Европы: Россия, Германия, Австрия, Англия, всего 38 государств с населением свыше 1,5 миллиардов человек.
Сегодня об этой войне большинство из нас имеет слабое представление. Если и знаем, то только, что война была долгой, тяжелой и позорной, поскольку в России случилась революция и войну проиграли. Революция 1917 года, развал армии и государства, трагедия народа и братоубийственная Гражданская война, почти на столетие стерли Первую мировую из общественной памяти России. Миллионы русских офицеров и солдат, наших прадедов, проливавших кровь и погибших на полях сражений, – оказались преданы и забыты…на долгие годы. До декабря 2012 года, когда была принята памятная дата- День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914 - 1918 годов.1 августа в России впервые отмечалась эта памятная дата.
Слайд 2.
Сегодняшняя беседа посвящается русским мальчикам, юным-добровольцам, детям-героям Первой мировой войны, вошедшим в историю, как «Божья маленькая рать». Смелые, отважные, возвышенные и непокоренные – дети-герои являют собой лучезарное победное воинство – «Божью Маленькую Рать»
Чистотой душ и жаром юных своих сердец зовут нас к победным вершинам, к славным делам и спасительным подвигам во имя – Великой, Единой и Неделимой России!
«Слава вам храбрые, слава бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!»
С первых дней Второй Отечественной войны (1914-1918) из городов и сел они сотнями бежали на фронт в действующую армию. Что двигало ими – жажда приключений и подвигов, детский романтизм и поэзия, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и реальных училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну: «Мы готовы помочь Родине, - писали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».
И в глубоком тылу дети всех возрастов и сословий помогали сеять хлеб и убирать урожай, оказывали посильную помощь старшим братьям и матерям на фабриках и заводах. «Все для фронта, все для победы над врагом!» Дети войны экономили на себе, отдавая все свои сбережения – «заветные грошики» - на Алтарь Отечества. Благоговейно собирали пожертвования в кружки – «на табачок солдату» и теплые вещи для беженцев, солдатских сирот и раненых в госпиталях и лазаретах.
Слайд 3.
Ну а те, кто постарше, убегали на войну. Зачитать стихотворение со слайда.
Об этом свидетельствуют и газетные хроники тех лет:
— Псков. За сентябрь 1914 года станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.
— Вильна. «20 октября 1914 года на станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев». Всего за первые б месяцев войны из Вильны бежало около сотни детей.
— Киев. «В течение января-февраля 1915 года железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных 11 девочек» («Неделя войны», 1915, № 11 (приложение к журналу «Родина»), с. 4).
— Николаев, 23 октября 1915 года. «Воспитанник 2-го высшего начального училища Иван Кальченко, 14 лет, убежал на театр военных действий; туда же бежали Иван Гассен, 13 лет, и служащий на заводе «Наваль» Виктор Головченко, 16 лет» (Николаевская газета, 1915, 23 октября).
Военная хроника тех лет пестрит сообщениями и рассказами о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. И в детских книжках и журналах Первой мировой мальчики-герои окружены особым ореолом. На войне они быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод и смерть боевых друзей. Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они становились Георгиевскими кавалерами. В ходе изучения исторических публикаций было установлено множество имен юных героев Первой мировой войны и их подвигов. О некоторых из них стоит упомянуть отдельно. Клик
Пожалуй, первыми в этом списке юных воинов можно назвать братиков милосердия, как называли их раненые, — учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Об этом в печати извещалось так: «Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е.В. Богатырева поручает братикам особо несчастных и одиноких. Они следят за ними, навещают и стараются удовлетворить их маленькие нужды, пишут письма, звонят по телефону, вызывая родных и близких»А ведь Женя и Коля были всего лишь учениками 2-го класса. Клик
15-летний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена нашим отрядом. Грудь юного героя украсили три Георгиевских креста и три Георгиевские медали, а плечи — погоны унтер-офицера.
(Зачитать обращение к матери, на слайде)
Слайд 4.
12- летний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.
Слайд 5.
15-летний доброволец Ян Пщулковский за свои подвиги награжден двумя Георгиевскими крестами и медалью. 13-летний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста.
Слайд 6.
16 -летний конный разведчик Василий Устинов– за порчу неприятельских проволочных заграждений и уничтожение с тремя боевыми товарищами немецкого разъезда из 12-ти человек – награжден Георгиевскими крестом и медалью.
14-летний доброволец из Москвы и воспитанник Строгановского училища Владимир Соколов, раненый в ногу, награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в унтер-офицеры – «за захват неприятельского пулемета во время атаки на австро-германском фронте».
Слайд 7.
На фотографии с боевых позиций два бравых казака с саблями и карабином – 12-летний Иван Рыпкевич и 14-летний Роман Кочаковский, первый из которых за храбрую разведку был награжден Георгиевским крестом и медалью. 16-летний доброволец Алексей Беляков, оставшись последним на бронированном автомобиле, продолжил стрельбу из пулемета «до самого конца боя, нанося противнику в упор громадные потери». За подвиг награжден Георгиевским крестом 4-й степени и произведен в ефрейторы.
Слайд 8.
15-летний Антон Харашкевич. До войны Антон жил в Вильне и после смерти отца нищенствовал со слепой матерью. На фронт подросток ушел добровольцем. За проявленное мужество в боях А.Харашкевич был награжден Георгием 4-й степени и произведен в унтер-офицеры.
15-летний Илья Трофимов, воевавший в Пруссии, был награжден солдатскими Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.
Харитон Жук, ученик частной гимназии Воронина (г. Смоленск) был убит 24 ноября 1914 года во время разведки боем у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость».
Слайд 9.
14-летний доброволец-артиллерист Антон Гулюк сын героя Русско-японской войны, был у Кенигсберга и подвозил снаряды, контужен и оглушен у г. Лыка 31 декабря 1914 г.
Слайд 10. На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица 6 класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь очутилась на фронте в другой части.
Две гимназистки-казачки Елена Козловская и Фелицата Кульдяева участвовали в целом ряде кавалерийских битв.
Слайд 11.Примечательно, что среди юных воинов встречались представители разных национальностей: русские, украинцы, поляки, белорусы, эстонцы. К сожалению, имена и фамилии многих остались неизвестными.
Сообщения и рассказы о юных героях, их подвигах и боевых наградах – сдержанны и лаконичны, они напоминают скорее тексты наградных листов. И судьба детей-добровольцев – как у взрослых солдат – «ранен», «контужен», «убит», «умер от ран», «после лазарета вернулся на фронт»... Даже сейчас, спустя 100 лет, их светлые и серьезные лица на пожелтевших от времени фотографиях - дышат мужеством и любовью к Родине, готовностью к подвигам и верой в Грядущую Нашу Победу.
Покуда не переведутся на Руси герои, дотоле и будет стоять она, наша Родина. Дотоле будет существовать и страна наша..
Все мы, внуки и правнуки, наследники участников и героев Первой мировой войны – солдат и офицеров, тружеников тыла и сестер милосердия, многие из которых положили свои силы и жизнь на Алтарь Отечества. Мы все – в долгу перед их светлой Памятью. Перед каждым юным героем
«Божьей маленькой рати».
«Возьми себе в пример героя, догони его, обгони его. Слава тебе, русский воин!»– завещал своему маленькому крестнику великий русский полководец Александр Суворов.
Слайд 12.
К 1 августа 2014 года, к 100-летию Первой мировой войны памятник будет установлен в Москве, в Парке Победы на Поклонной горе.
Источники:
http://maxpark.com/community/12/content/1885170
http://www.pervye-geroi.ru/images/stories
Атака мертвецов или русские не сдаются.
Крылатая фраза «Русские не сдаются!» облетела весь мир еще в годы Первой мировой войны. Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней! Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты» (которые русские ухитрились при этом подбить).
Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было.
Все живое на территории крепости было отравлено. Почернела и пожухла даже трава. Толстый ядовито-зеленый слой окиси хлора покрыл металлические части орудий и снарядов. Одновременно германцы начали массированный артобстрел. Вслед за ним на штурм русских позиций двинулись свыше 7000 пехотинцев.
Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов!
Русские шли в полный рост. В штыковую. Сотрясаясь от кашля, выплевывая, сквозь тряпки обматывавшие лица, куски легких на окровавленные гимнастерки…
Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия.
Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника!
Русские защитники Осовца так и не сдали крепость. Она была оставлена позже. И по приказу командования. Когда оборона потеряла смысл. Врагу не оставили ни патрона, ни гвоздя. Все уцелевшее в крепости от немецкого огня и бомбежек было взорвано русскими саперами. Немцы решились занять руины только через несколько дней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Юные герои Первой мировой войны
Данная презентация посвящается 100-летию начала Первой мировой войны. Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. В России ее называли Великой или Вто...
презентация "Юные герои Первой мировой"
Целое столетие отделяет нас от Первой мировой войны. Однако она остается для нас малоизвестной. Подвиги наших дедов и прадедов, увы, забыты. Все мы знаем имена юных геров Гражданской и Великой Отечест...
Кроссворд "Герои Первой мировой войны"
Кроссворд содержит сведения о героях Первой мировой войны. Может быть использован на классных часах, интеллектуальных играх. Возможна предварительная самостоятельная подготовка учащихся ответов на воп...
Урок мужества в 8 классе, посвящённый 100-летию Первой мировой войны
Конспект содержит материал, который знакомит обучающихся с хронологией, фактами, героями Первой мировой войны....
Классный час для учащихся младшей школы "Маленькие герои Первой Мировой войны"
Классный час, посвященный 100-летию начала Первой Мировой войны....
Методические рекомендации по проведению открытого урока, посвящённого дате начала Первой мировой войны
Первая мировая война 1914-1918 гг. − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольк...
Презентация к классному часу: "Юные герои Первой мировой войны".
Презентация посвящена Дню памяти погибших в Первую мировую войну (1 августа) и содержит материал о юных героях Первой мировой войны....
Комментарии
Уважаемая Вера Алексеевна,
Уважаемая Вера Алексеевна, спасибо Вам за работу, от всей души спасибо! Порадовали! Замечательная работа. Хорошо подобран материал, правильно оформлена презентация, да просто интересно.
Сил нет уже, чтобы просматривать несоответствующие конкурсу работы...
Поэтому, спасибо ещё раз! Успехов!
Наталья Анатольевна,огромное
Наталья Анатольевна,огромное спасибо за оценку. Для меня она очень важна,поскольку, каждый раз, выполняя презентацию "вкладываю душу", а при подборке сопроводительного материала, зачастую, не обхожусь без слёз. Стараюсь затронуть и души слушающих.Жаль, что из-за "тяжести" веса пришлось убрать невероятно-трагический, героический материал по "Атаке мертвецов" и песню В. Стрижак «Атака мертвецов или русские не сдаются».
Отличный иллюстративный
Отличный иллюстративный материал!Вера Алексеевна, могу посоветовать загрузить на Ядекс или Гугл и разместить ссылку, тогда Ваш материал при удалённом скачивании ничего не потеряет. Творческих успехов от всей души желаю!
Мария Викторовна,спасибо за
Мария Викторовна,спасибо за помощь и отклик на мой ресурс.Очень приятно читать такие отзывы!Всего Вам доброго и, ещё раз,спасибо!
Вера Алексеевна!
Вера Алексеевна! Присоединяюсь к коллегам : Ваша работа очень понравилась. Обозначили только, я думаю, слишком скромно ее. У Вас конспект хорошего внеклассного занятия, а не просто беседа. Ведь в работу входит и презентация, и музыка, а не только рассказ учителя. Все в Вашем материале трогает до слез. Сразу видно, что Вы-творческий педагог, а встреча с такими любящими свою работу учителями всегда радость Спасибо!
Маргарита Сергеевна,сама не
Маргарита Сергеевна,сама не знаю, почему то взяла и исправила название вида проведения перед помещением на конкурс.Ведь проводила его именно внеклассным мероприятием, приуроченным ко Дню Героев Отечества, взяв за основу подвиги самых юных георгиевских кавалеров.Сильно затронула военная детская тема. Благодарю Вас за теплый отзыв и высокую (для меня) оценку.Всяческих Вам благ!
Конкурс
Уважаемая Вера Алексеевна! Работа интересная по содержанию, оформлена презентация с соблюдением всех норм. Успехов Вам в работе!
Галина Ивановна, благодарю за
Галина Ивановна, благодарю за внимание, за хороший отклик на мою работу! Крепкого здоровья,успехов и благополучия!
Благодарность
Вера Алексеевна! Спасибо за такую интересную работу. Очень понравилась, хочу воспользоваться и провести классный час своим 10-классникам. Со ссылкой на Вас, разумеется! Еще раз спасибо.
Юлия Александровна!Очень
Юлия Александровна!Очень приятно,что мой материал полезен в работе!Спасибо и всяческих Вам благ!
Уважаемая Вера Алексеевна! У
Уважаемая Вера Алексеевна! У вас очень красивая, эмоциональная и познавательная работа. В самом начале вы предупредили детей, что "война была долгой, тяжелой и позорной". Вы сказали и о том, что нельзя ничего забывать. Почему бы вам и не закончить работу в том же ключе? (Это было страшно, это было позорно, и самое ПОЗОРНОЕ в том, что ДЕТИ - либо в силу обстоятельств, либо поддавшись на провокационную агитацию - БЕЖАЛИ НА ВОЙНУ. Нельзя допустить, чтобы дети вынуждены были становиться героями.) Ведь мы не должны забыть, чтобы не повторять в очередной раз детский крестовый поход. Иначе мы вернемся к набору агитационных листовок столетней давности.
Юлия Юрьевна,я с Вами
Юлия Юрьевна,я с Вами полностью согласна.Когда готовлю текст к ходу мероприятия, стараюсь подобрать необходимые слова.В процессе проведения, под "проживанием" описываемых событий, много добавляю своего, переработанного душой и сердцем материала.И, порой, самых трогательных и важных моментов, не получается передать пером. Текстовая часть к презентации- отправная точка для коллег.И,если ею будут пользоваться- самая высшая оценка.Огромное Вам спасибо за оценку и отклик.С уважением.
Интереснейшая работа.
Интереснейшая работа. Огромное спасибо. Действительно, на фоне массового количества работ, полностью не соответствующих теме конкурса - эта работа доставила удовольствие