Контрольно-оценочные материалы для экзамена
учебно-методический материал на тему
Контрольно-оценочные материалы по педагогике для специальности 050148 Педагогика дополнительного образования углубленной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-otsen_mat_pdo_4_sem_2013-14.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
2013-2014 уч. год
летняя сессия
Преподаватель: Никифорова Н.А.
Форма проведения экзамена: теоретический экзамен по содержанию дисциплины + практическое задание
Специальность: 050148 Педагогика дополнительного образования углубленной подготовки
ОП. 01. Педагогика
Количество часов:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 140 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 93 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 47 часов.
Группа: 720
Семестр: 4
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
- Общее представление о педагогике как науке (возникновение, объект, предмет, функции, категориальный аппарат, отрасли, связь с другими науками).
- Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.
- Значение и логика целеполагания в обучении.
- Педагогическая деятельность: определение, функции, структура, основные виды.
- Значение и логика целеполагания в педагогической деятельности.
- Закономерности и принципы обучения.
- Закономерности и принципы воспитания.
- Общая характеристика системы образования в России.
- Педагогический процесс: сущность, функции, компоненты, этапы.
- Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования.
- Методы, приемы и средства обучения (общее понятие, назначение и функции, классификация, выбор, взаимосвязь).
- Организационные формы обучения: понятие, виды, особенности их использования в школе.
- Нетрадиционные формы организации обучения.
- Характеристика классно-урочной формы организации обучения.
- Общие требования к современному уроку.
- Типы и структура уроков.
- Интегрированные уроки.
- Методика и техника проектирования урока.
- Методы, приемы и средства воспитания (общее понятие, назначение и функции, классификация, выбор, взаимосвязь).
- Формы воспитательной работы: понятие, классификация, выбор, педагогические возможности и условия применения.
- Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.
- Развивающее обучение: понятие, основные характеристики, концепции и технологии.
- Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения.
- Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.
- Социальная и школьная дезадаптация (понятие, характеристика, причины).
- Предупреждение и коррекция социальной и школьной дезадаптации (роль педагога, методы и приемы, взаимодействие с семьей).
- Норма и отклонения в развитии человека (ребенка): понятие, критерии нормы, классификация и виды отклонений, диагностика отклонений.
- Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка) и их причины.
- Особенности работы с одаренными детьми.
- Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Особенности работы с детьми с девиантным поведением.
- Учебно-познавательная деятельность: понятие, структура.
- Средства контроля и оценки качества образования.
- Оценочная деятельность педагога: понятие, механизмы осуществления, критерии и нормы оценивания.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
№ 1. Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения.
№ 2. Придумайте свою систему оценивания учащихся на уроке. Докажите ее эффективность.
№ 3. Решите педагогическую задачу
Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:
- Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.
Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко.
Вопросы и задания:
1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний?
2. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?
№ 4. Решите педагогическую задачу
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: - Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа отменяя. А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только снова станешь получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Вопросы и задания:
1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
2. Можно ли перенести этот прием на подростков?
3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
№ 5. Философия говорит нам о том, что форма всегда более консервативна и устойчива, чем содержание. Подумайте, верно ли это для педагогики. Приведите примеры форм организации обучения, содержание которых изменилось или существенно обновилось в последние годы. Правомерно ли использовать такие понятия, как «урок-лекция», «урок-семинар», «киноурок», «урок-беседа»? Аргументируйте свой ответ.
№ 6. Выберите тему урока или занятия. Определите цель и задачи. Какие приемы активизации познавательной деятельности учащихся на этом уроке вы бы предложили? Дайте обоснование.
№ 7. Выберите тему урока. Какие методы обучения в данной ситуации вы бы выбрали? Обоснуйте свой выбор.
№ 8. Решите педагогическую задачу.
Как-то молодой хирург, только что окончивший медицинский институт, оказался в группе учителей, ведущих разговор о своей профессии.
- Я не кончал педагогического вуза,- сказал он,- но мог бы преподавать в школе любой предмет.
- Я тоже мог бы работать хирургом,- возразил ему один из учителей,- но только до первой операции.
- Сколько людей, имеющих сельскохозяйственное, техническое образование, никогда не изучавших педагогику, психологию и методику, успешно работают в школе,- отстаивал свое мнение хирург.- Важно на первых порах показать человеку, как составлять план, конспект урока, и усвоить ряд советов завуча: не давать домашнего задания под звонок, ставить сначала вопрос, а потом можно вполне оперировать знанием учебного материала, своими коммуникативными способностями и добиваться приличных результатов в педагогической практике. Главное учителю хорошо знать свой предмет, добросовестно относиться к своей работе, и все будет хорошо без вашей педагогики.
- Но ведь педагогическое мастерство - это творческая деятельность,- возразил один из участников спора,- конечно, оно может быть выработано в процессе непосредственного учительского труда. Но ограничиваться в педагогической работе только практическими рекомендациями, очевидно, недостаточно. Иначе учитель превратится в кустаря, ремесленника.
- О чем спор,- включился в разговор другой учитель,- ведь сама школа, как ни странно, обходится без педагогики. Главное опыт, а все остальное приложится.
- Ну, нет,- возразил ему один из коллег,- прежде всего нужно обращать больше внимания на теоретическую подготовку будущего учителя, учить анализировать соответствующие ситуации; опираясь на знание закономерностей развития личности ученика и закономерностей процессов воспитания и обучения, развивать профессионально-педагогическое мышление.
- О какой теории может идти речь?! Педагогика - это ведь не медицина. В ней нет точных диагнозов и рецептов,- продолжал развивать свою точку зрения молодой хирург.- Вчерашний школьник, не приступив еще к изучению педагогики, уже знает ее... То есть, конечно, знает не педагогику, а очень многое из того, что вроде бы относится все-таки к ней.
Рассудите, кто же прав. На чьей стороне истина? Почему иногда бытует мнение о том, что педагогика - это не наука? Какую роль она выполняет в профессиональном становлении учителя, в совершенствовании его педагогического мастерства?
№ 9. Решите педагогическую задачу.
Первоклассники на первых порах равны в главном: желании учиться. И не как-нибудь, а на пятерки. Но вот первая двойка - и конец равноправию. Она ведет за собой и унижение, и наказание, и разочарование, и обвинение в слабости... класс раскалывается. За партами сидят группы детей: успевающие и отстающие, хорошие и средние, счастливые и несчастные, веселые и опечаленные, оптимисты и скептики. И отношения между этими группами, если приглядеться, далеко не гуманные. Двоечники оказываются в особой ситуации: о них с укоризной говорит учитель, обвиняют товарищи: "Вы позорите наш класс!"
Как же ведут себя "герои"? По-разному. Одни внутренне не соглашаются со своим неприятным положением. Первые двойки им кажутся случайными: ручка была плохая, бумага расплывается, забыл к кружочку хвостик приписать... Другие замыкаются в себе, становятся вялыми, равнодушными. Вера в собственные силы пошатнулась. Третьи начинают вести себя агрессивно. Не сумев добиться положительных результатов в учебе, они стремятся утвердить, проявить себя в коллективе другим путем: шалостями, проделками. Но самое главное: и одни, и другие, и третьи всеми силами и долгое время сопротивляются своему новому положению "неполноценной личности". Они все надеются на чудо.
Учителя в подобных случаях видят причину в отсутствии у детей способностей. А советский психолог А. В. Крутецкий утверждает, что способности не "проявляются" и не "вызревают" в соответствующих условиях, а формируются, развиваются в жизни, в процессе обучения, воспитания... Способности - прижизненное образование.
Проанализируйте ситуацию. Каковы методы воспитания и обучения, обеспечивающие развитие школьника?
№ 10. Решите педагогическую задачу.
В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать "аппетит" к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.
Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей, приводя известное выражение К- Маркса об отсутствии столбовых дорог в науке, и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.
Кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?
№ 11. Решите педагогическую задачу.
Идет урок. Учитель спрашивает - дети отвечают.
- А ты, Коля, почему не отвечаешь? Опять не слушал? Смотри, как другие ребята работают. Оксана уже на три вопроса ответила, а ты не на один.
Мальчик вздрагивает. Тяжелое чувство стыда пригибает детскую фигурку к парте. "Откуда он взял, что я не слушал,- с тоской думает Коля.- Слушал я, все время слушал, да только понять не могу".
Таких, как он, в классе еще четверо.
Проанализируйте ситуацию урока. Незнание каких закономерностей процесса обучения приводит учителя к педагогическим просчетам в учебной работе?
№ 12. Решите педагогическую задачу.
Ира отличалась от других первоклассников стеснительным характером, слабо развитой речью. К школе девочку никак не готовили, детский сад она не посещала. Прошло несколько учебных дней, и Ира наотрез отказалась посещать школу: самые простые задания у нее не получались, девочка почувствовала сразу себя безнадежно отстающей. Софья Николаевна приложила много усилий, чтобы преодолеть негативное отношение девочки к школе.
Нередко вместе с учительницей, будто невзначай, шли они после уроков домой. В пути, мимоходом, девочке предлагалось то сосчитать дома и деревья, то сравнить грузовик с "Жигулями" - чем похожи, чем отличаются? Или сравнить листья тополя и клена. Так, день за днем расширялся круг наблюдений, а между учителем и ученицей устанавливались доверительные отношения. Ира все чаще и увереннее рассказывала об увиденном на уроках. Внимание класса радовало, девочка все заметнее привязывалась к коллективу. К марту она научилась считать и читать, заметно продвинулась в своем развитии.
На уроках Софьи Николаевны никто не попрекнет за ошибку - объяснят непонятное, искусно подтолкнут собственную мысль, всегда и во всем тебя поймут.
В соответствии с какими дидактическими принципами обучения по системе известного педагога Л. В. Занкова учительница строит свои уроки? Дайте им оценку.
№ 13. Решите педагогическую задачу.
В практике обучения широко пользуются методом беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:
- Дети, что мы проходили на прошлом уроке? Скажи, Вася.
- Мы проходили про воду. Она бывает и водой, и туманом, и льдом.
- Дети, кто дополнит Васю? Лена!
- Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.
- Правильно, Лена, садись. Только снег - это тоже лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?
Но вот другая беседа по той же теме:
- Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)
- Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале "стоит коробом", а потом полощется на ветру, словно летом.)
- Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь возможны подвохи: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным - в виде радуги.)
- А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? - провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. А значит, и в парте пар, и над партой, и под партой
Сопоставьте два типа бесед, приведенных выше. Какая из них результативнее? Какие требования предъявляются к каждой из них? От чего зависит их результативность на уроке?
№ 14. Решите педагогическую задачу.
Когда мой внук, пятиклассник, получил двойку по пению, меня это озадачило. Ведь он параллельно со средней школой учится в музыкальной, поет там в хоре.
Спрашиваю:
- Как же так?
- А я, дедушка, тетрадь по пению забыл.
Вторую двойку внук получил по физкультуре. И снова непонятно. Парень - спортсмен, участник многих школьных соревнований. Оказалось, забыл принести лыжи. А третья двойка - по поведению - меня просто ошеломила. В те давние времена, когда я учился, не только "неуд", но и "хорошо" было происшествием. Что же ужасного натворил внук?
- Да ничего особенного,- отвечает классный руководитель,- вертелся на уроке.
Единица по математике, размашисто выставленная "за грязь" в тетрадь, уже не удивила меня. Теперь, перелистывая дневник, в котором пестрят низкие отметки, недоумеваю, то ли мой внук действительно "съехал" в учебе, то ли недисциплинирован или неряшлив.
Какие педагогические просчеты допущены учителями в оценивании знаний школьника? Каковы критерии школьной оценки? Как влияет оценка на отношение ученика к учебе?
№ 15. Решите педагогическую задачу.
Вадим С. пришел домой позже обычного.
- Что случилось? - спросила мать.
- Двойку по поведению за четверть поставили.
Мать не поверила. В доме еще хранились похвальные листы прошлых лет. Но, раскрыв дневник сына, она увидела в графе "поведение" - "неудовлетворительное"."
- За что?
Вадим пожал плечами. Мать тоже ничего не могла понять. Незадолго до окончания четверти она встречалась с классным руководителем и не услышала от нее ничего тревожного.
На другой день мать пошла в школу. Классный руководитель на ее вопрос ответила: "Дерзит. Не подчиняется требованиям. Нет, он не "трудный". Успевает, спортсмен. Всегда был послушен, а в VII словно подменили, повзрослел, что ли... Посоветовалась я с учителями и решили ему поставить "неуд" в профилактических целях".
Имеет ли право педагог наказывать в "профилактических целях"? Какими могут быть последствия использованного классным руководителем педагогического приема? Чем определяется выбор того или иного метода воспитания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-оценочные материалы для экзамена
Контрольно-оценочные материалы для экзамена по педагогике для студентов специальности 050148 Педагогика дополнительного образования углубленной подготовки...
Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзамена по результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО (Уровень подготовки – базовый)
Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзаменапо результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО(У...
Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплины ВЧ. ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу по подготовке специалистов среднего звена учебной дисциплины ВЧ. ОГ...
Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература.Русский язык".
Контрольно-оценочное средство (контрольное задание) для проведения экзамена по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" для всех специальностей....
Контрольно-оценочные средства для проведения экзамена по дисциплине ОУД. 03 Иностранный язык
Данная методическая разработка состоит из 20 билетов (в каждом билете по 2 задания - первое задание включает в себя чтение англоязычного текста, перевод и краткий пересказ прочитанного (монолог), втор...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения экзамена по ОУДб.01 Русский язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 1 курс 2 семестр
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения экзамена по ОУДб.01 Русский язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 1 курс 2 семестр...
Контрольно-оценочные средства (материалы) для проведения промежуточной аттестации по математике в 5-х классах (Годовая контрольная работа)
Контрольная работа представлена в двух вариантах по 7 (семь) заданий, в каждом из которых необходимо дать полный развернутый ответ. Уровень сложности - базовый,...