Памятка руководителям школьных музеев
методическая разработка по теме

 

Памятка руководителям школьных музеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_ot_voyt_a.a.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                                                 

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга  «На Ленской»

195426 Санкт-Петербург ул.Ленская, д.2, корп.2

Тел. (812) 524-08-41 Факс (812) 524-08-41

E-mail dtuk16@mail.ru

lensk-uvr@mail.ru

Войт Анжелика Александровна

методист по школьному музееведению  ДДЮТ «На Ленской»

 

 

Памятка руководителям школьных музеев

Санкт - Петербург

                                               

2014

Содержание:

Стр.

1.

Пояснительная записка

2

2.

Основная часть:

Введение

3

Фонд школьного музея

3

Прием и выдача экспонатов

4

Учет и научное описание музейного фонда

5

Организация хранения фондов

7

Обязательные документы школьного музея

8

3.

Заключение

10

4.

Список литературы

10

Пояснительная записка

  Когда несколько лет назад я начала работать методистом  по музееведению, я столкнулась с тем, что руководителями школьных музеев часто назначают педагогов, которые до этого никогда не сталкивались с музейной работой. Во время консультаций я ксерокопировала для учителей методическое пособие по школьному музееведению, изданное в 2006 году Городским Дворцом творчества юных. Но, честно говоря, у них объем этого пособия вызывал уныние. Учителя, как правило, перегружены работой и всегда у них стоял вопрос: « А покороче есть что-нибудь?».

   Именно поэтому возникла идея маленькой памятки, которая содержала бы самые важные аспекты работы школьного музея.

Данная памятка предназначена для педагогов-организаторов и руководителей школьных музеев, а также для его актива, принимающего участие в работе школьного музея.

   В предлагаемой памятке раскрываются основные требования по хранению, учету, оформлению фондов, какая  документация должна быть в школьном музее.

    Цель памятки - дать возможность педагогам, впервые столкнувшимися с работой школьного музея, узнать основные (краткие) сведения о работе школьного музея. Эти знания  позволят им начать работать.

   Конечно, предполагается, что в дальнейшем  педагог будет изучать дополнительную методическую литературу, которая позволит ему получить более подробную информацию по работе школьного музея.

  Памятка подготовлена на основе опыта работы государственных и школьных музеев, опирается на положения, выработанные методистами советского и современного музееведения. В подготовке памятки использованы методические материалы Государственного исторического музея, Городского Дворца творчества юных и Русского музея.



Поздравляем! Вас назначили руководителем школьного музея!

Вы должны знать, что организационно-методическим центром по работе с музеями образовательных учреждений общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге является Городской Дворец творчества юных. Телефон: 310-01-08, e-mail:spb_kraeved@mail.ru. Последний вторник каждого месяца проходит городское методическое объединение руководителей школьных музеев.

В нашем районе, во Дворце детского (юношеского) творчества «На Ленской», есть методист по музееведению и педагог-организатор по работе с активами школьных музеев, которые дадут вам любую консультацию по музейной работе. Телефон: 525-96-03,

e-mail:museum-len@yandex.ru

В интернете, в социальных сетях, вы легко найдете единомышленников. И, конечно, есть очень много методических материалов, которые помогут вам сориентироваться в музейном пространстве.

Эта памятка предназначена для самого первого ознакомления с музейной работой.

В соответствии с «Положением о музее образовательного учреждения Санкт-Петербурга» руководитель школьного музея обязан знать требования по хранению, учету, оформлению фондов.

Все материалы, хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея.

Фонд школьного музея состоит из основного музейного фонда и научно -вспомогательного фонда.

В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, являющиеся первоисточниками для изучения истории, культуры.

Виды материалов основного музейного фонда:

  • подлинные документальные и вещественные материалы, имеющие историческое значение;
  • археологические материалы;
  • этнографические, историко -бытовые, технические коллекции;
  • коллекции и отдельные предметы, связанные с важнейшими историческими событиями.

 В состав научно - вспомогательного фонда входят материалы либо специально изготовленные для нужд экспозиции, либо это предметы, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события. Это могут быть схемы, диаграммы, муляжи, модели, фотокопии и т.д.

 

Прием и выдача экспонатов

При передаче подлинных экспонатов в музей должны составляться акты приема-  передачи. Эти акты являются первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры.

                                   

                           Формуляр акта-приема  памятников истории и культуры

Наименование учреждения                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

образования, при котором                                                                          Подпись директора

работает школьный музей                                                                          образовательного

                                                                                                                       учреждения

  _________________________________________________________________________

                                                              (название музея)

                           АКТ № __________приема  памятников истории и культуры

Настоящий акт составлен «___»_________20__г. представителем школьного музея

________________с одной стороны,и____________________________________________

(Ф.И.О.,должность)                 (Ф.И.О.,должность, название учреждения, дарителя и т.п.)

с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

№___________________________________________________________________________

                            Наименование и краткое описание (материал, техника и т.п.)  

                                                               Учетные обозначения

                                                                       Сохранность

                                                               Кол-во экземпляров (листов)

                                                                     Примечания

                                                                           1

                                                                           2

                                                                           3

Всего по акту принято__________________________________________предметов

                                                         (цифрами и прописью)

Основание________________________________________________________________-

Акт составлен в ______________экземплярах и вручен подписавшим его лицам

Принял:_________________________Сдал:____________________________________

В инвентарной книге произведена запись №____________(или с _______по №_____)

                                                   

 Акты пишутся (или печатаются) на листах бумаги со штампом школы в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта остается в музее, другой вручается сдающему лицу или учреждению. Акты приема-выдачи подшиваются и хранятся вместе с инвентарной книгой.

Акты приема не составляются в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены кем-либо и т.д.

 При приеме памятников истории и культуры желательно получить от лица, передающего их, письменные сведения

  • о происхождении памятников,
  • прежней принадлежности,
  • о времени изготовления и т.д.

Эти сведения называются «легенды».

Учет и научное описание музейного фонда.

Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

  1. Обеспечение сохранности самого предмета;
  2. Обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

Мало иметь сам предмет, необходимо сохранить все сведения о нем. Утрата сведений о предмете часто равнозначна утрате самого предмета.

 Наилучшая охрана музейного предмета заключается в его научном описании, т.е. проведена атрибуция.

 Основным документом учета и охраны экспонатов является инвентарная книга. Иногда, если экспонатов немного, в школьном музее достаточно иметь одну инвентарную книгу на основной и  научно-вспомогательный фонд.

 Но, как правило, удобнее иметь две инвентарные книги для учета и основного, и научно-вспомогательного фонда.

Запись в инвентарную книгу должна производиться одновременно с поступлением предмета. Инвентарная книга должна иметь пронумерованные листы, быть прошнурована и скреплена школьной печатью. Инвентарная книга должна иметь следующие графы:

1 Инвентарный номер.

Инвентарный номер дается каждому предмету, относящемуся к основному фонду, и является элементом шифра школьного предмета.

2 Дата поступления.

3 Способ поступления .От кого поступил предмет, сопроводительные документы, № акта.

4 Наименование и краткое описание предмета. Название, внешний вид и т.д. Чем больше сведений — тем лучше для дальнейшей работы с этим музейным предметом.

5 Количество предметов. Если поступает коллекция, то при инвентаризационном учете присваивается один номер, но запись идет так: № 205.1, № 205.2 и т.д.

6 Материал и техника изготовления.

7 Сохранность предметов. При отсутствии дефектов делается запись, при обнаружении дефектов описываются утраты. Здесь обязательна подпись лица, производившего запись.

8 Примечания. Заносятся дополнительные сведения о предметах, а также делается отметка о передаче в другой  школьный или государственный музей и об исключении экспоната из основного фонда с указанием причины.

Дата записи

Время, источник поступления, сопроводительные документы, № акта

Наименование икраткое описание памятника

Количество предметов

Материал и техника изготовления

Сохранность( с подписью лица, производившего запись)

Примечания

Все записи в книге должны быть четкими и аккуратными. Исправления вносятся,

по - возможности, крайне редко и удостоверяются записью «исправленному верить» и подписью руководителя музея.

Музейные экспонаты принято регистрировать в день их поступления в фонды музея.

Точно так же заполняется и книга научно-вспомогательного фонда.

Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждый предмет наносится шифр.

Обычно шифры состоят из условного обозначения предмета и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге.

Например, шифр СШ125СПб — 14 означает, что этот экспонат принадлежит школьному музею школы № 125 Санкт -Петербурга и зарегистрирован в инчентарной книге под  номером 14.

Удобно в школьном музее разделение основного фонда на музейные коллекции по темам. В этом случае каждой коллекции придается условное, буквенное обозначение. Например, «А» - альбомы, «Ф» - фотографии и т.д.  В этом случае шифр может выглядеть так:

СШ125СПб

Ф — 14

Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждый предмет наносится инвентарный номер. Номера должны быть написаны очень отчетливо.

На документальных памятниках шифры ставятся простым карандашом в левом нижнем углу оборотной стороны!!! рисунка, фотографии, документа.

На книгах шифр ставится в верхнем левом углу обложки.

Инвентарные номера ставятся  так, чтобы не повредить этот предмет и чтобы номера не бросались в глаза.

Если инвентарный номер на предмете написать невозможно, то его можно написать на бирке из картона и прикрепить с помощью тонкой нитки.

Инвентарные номера для монет, памятных медалей и фото-негативов пишутся на бумажных ярлычках, которые затем приклеиваются клеем БФ-6 к обратной стороне экспоната (при необходимости этот клей легко растворяется спиртом).

В школьном музее необходимо ведение инвентарной картотеки, которая систематизирует учет по роду предмета (по фондам). На каждый музейный предмет заводится карточка. Инвентарные карточки размещаются в порядке номеров по отделам.

При поступлении дополнительных сведений о предмете записи в инвентарных карточках пополняются.

Образец карточки:

                                                   ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА

                                  (наименование учреждения, название музея)

Род предмета_____________________________________________Инвентарный номер_____

Материал________________________________________________Шифр

Размер______________Наименование_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата поступления, источник______________________________________________________

Полное описание________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сохранность____________________________________________________________________

                                                (полная, частичная, описать повреждения)

Дата заполнения_______________________Подписсь отв.лица_______________________

 На обратной стороне карточки пишется «Легенда экспоната».

 Картотеки в школьном музее могут быть тематические, топографические, именные, библиографические и т.д.

Организация хранения фондов

Одно из основных требований к школьному музею - правильное соблюдение условий хранения подлинных экспонатов.

Все материалы, хранящиеся в музее, желательно разделить на ряд однородных групп. Это облегчает работу по учету и хранению.

Можно выделить такие группы:

  • материалы на бумажной основе,
  • изделия из металла,
  • ткани и одежда,
  • керамика и стекло,
  • естественно-научные коллекции,
  • произведения масляной живописи

Большое значение для сохранности имеет хранительское и экспозиционное оборудование.

Самое простое оборудование для этих целей - стеллажи и закрывающиеся шкафы. Для лучшей сохранности музейных предметов от света рекомендуется закрывать шкафы шторами или пленкой.

Книги обычно хранятся закрытыми в вертикальном положении, корешками наружу.

Документы, листовки, литографии, рисунки, картины нужно хранить в папках. В папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспарту.

Марки, открытки, этикетки хранятся в специальных альбомах и папках.

Одежду желательно вывешивать на специальных плечиках.

Фотографии и негативы надо хранить в конвертах из непрозрачной бумаги и ставить вертикально в коробки.

Монеты и медали хранятся в бумажных пакетиках, которые вкладываются в коробки с разделителями. В школьных музеях разрешается хранение только тех медалей и орденов, которые оказались в музее после смерти награжденного.

Предметы из драгоценных металлов хранить в школьных музеях запрещается.

Хранение оружия в любом виде запрещается.

 Если постоянное экспонирование музейного предмета в экспозиции становится угрозой для его сохранности, то следует подлинник заменить копией или муляжом, а сам памятник поместить в хранилище!

Руководитель школьного музея обязан знать, что школьные музеи переаттестовываются каждые пять лет. После переаттестации музей получает Паспорт и Сертификат.

Итак, в школьном музее должны находиться следующие документы:

  1. тематико-экспозиционный план, согласованный с государственным или ведомственным музеем соответствующего профиля;

  1. Паспорт музея;

  1. Сертификат о прохождении аттестации (для переаттестовываемых музеев);

  1. книга учета основного фонда;

  1. книга учета научно-вспомогательного фонда;

  1. картотека на основной фонд;

  1. текущее и перспективное планирование;

  1. книги учета экскурсий.

В школьном музее обязательно должен быть Совет музея из учащихся, ветеранов, родителей.

Актив музея принимает участие в выставках, конкурсах, смотрах, участвует в городских и районных мероприятиях музееведческого и краеведческого направления, представляя на них результаты работы по тематике музея, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения.

   Вы должны помнить, что школьные музеи способствуют воспитанию у юных петербуржцев патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культуре и истории своего народа. Успехов!

 С опытом других школьных музеев  можно познакомиться на сайтах:

 

          

 


В заключение хочу сказать, что современный школьный музей — это открытое образовательное пространство. Такие музеи могут служить центром музейно-педагогической работы в школе, т.е. быть открытой системой, где можно осуществлять идеи сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов.

Школьные музеи - это замечательное средство для формирования исторического и гражданского сознания учащихся, а также место организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых.

К сожалению, очень часто руководителями школьных музеев становятся учителя, которые до этого никак не соприкасались с музееведением.

Для того, чтобы облегчить их вхождение в мир школьных музеев и была создана данная памятка.

Список литературы:

1 Экспозиции школьного музея. Методические рекомендации.-Москва, 1986 .

2 Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музее, методистам, педагогам дополнительного образования.- Санкт-Петербург, 2006 г.

3 Столяров Б.А.

    Музейная педагогика.- Москва, « Высшая школа», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

моя работа как руководителя школьного музея

С 2000 по 2005 год я работала руководителем школьного музея "Память"...

семинар руководителей школьных музеев Одинцовского муниципального района в Назарьевской СОШ февраль 2013 года

выступление на семинаре, краткий справочник юного Назарьевского краеведа, методические материалы по созданию школьного музе, фотографии...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...

Личностно-ориентированный подход и методы его использования в работе руководителя школьного музея

в матеериале представлен опыт работы по работе с учениками в музее. Так как музей это не  только место просмотра исторических предметов и документов, но и интересная работа с ними....