Памятка руководителям школьных музеев
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга «На Ленской»
195426 Санкт-Петербург ул.Ленская, д.2, корп.2
Тел. (812) 524-08-41 Факс (812) 524-08-41
E-mail dtuk16@mail.ru
lensk-uvr@mail.ru
Войт Анжелика Александровна
методист по школьному музееведению ДДЮТ «На Ленской»
Памятка руководителям школьных музеев
Санкт - Петербург
2014
Содержание:
Стр. | ||
1. | Пояснительная записка | 2 |
2. | Основная часть: | |
Введение | 3 | |
Фонд школьного музея | 3 | |
Прием и выдача экспонатов | 4 | |
Учет и научное описание музейного фонда | 5 | |
Организация хранения фондов | 7 | |
Обязательные документы школьного музея | 8 | |
3. | Заключение | 10 |
4. | Список литературы | 10 |
Пояснительная записка
Когда несколько лет назад я начала работать методистом по музееведению, я столкнулась с тем, что руководителями школьных музеев часто назначают педагогов, которые до этого никогда не сталкивались с музейной работой. Во время консультаций я ксерокопировала для учителей методическое пособие по школьному музееведению, изданное в 2006 году Городским Дворцом творчества юных. Но, честно говоря, у них объем этого пособия вызывал уныние. Учителя, как правило, перегружены работой и всегда у них стоял вопрос: « А покороче есть что-нибудь?».
Именно поэтому возникла идея маленькой памятки, которая содержала бы самые важные аспекты работы школьного музея.
Данная памятка предназначена для педагогов-организаторов и руководителей школьных музеев, а также для его актива, принимающего участие в работе школьного музея.
В предлагаемой памятке раскрываются основные требования по хранению, учету, оформлению фондов, какая документация должна быть в школьном музее.
Цель памятки - дать возможность педагогам, впервые столкнувшимися с работой школьного музея, узнать основные (краткие) сведения о работе школьного музея. Эти знания позволят им начать работать.
Конечно, предполагается, что в дальнейшем педагог будет изучать дополнительную методическую литературу, которая позволит ему получить более подробную информацию по работе школьного музея.
Памятка подготовлена на основе опыта работы государственных и школьных музеев, опирается на положения, выработанные методистами советского и современного музееведения. В подготовке памятки использованы методические материалы Государственного исторического музея, Городского Дворца творчества юных и Русского музея.
Поздравляем! Вас назначили руководителем школьного музея!
Вы должны знать, что организационно-методическим центром по работе с музеями образовательных учреждений общего и дополнительного образования в Санкт-Петербурге является Городской Дворец творчества юных. Телефон: 310-01-08, e-mail:spb_kraeved@mail.ru. Последний вторник каждого месяца проходит городское методическое объединение руководителей школьных музеев.
В нашем районе, во Дворце детского (юношеского) творчества «На Ленской», есть методист по музееведению и педагог-организатор по работе с активами школьных музеев, которые дадут вам любую консультацию по музейной работе. Телефон: 525-96-03,
e-mail:museum-len@yandex.ru
В интернете, в социальных сетях, вы легко найдете единомышленников. И, конечно, есть очень много методических материалов, которые помогут вам сориентироваться в музейном пространстве.
Эта памятка предназначена для самого первого ознакомления с музейной работой.
В соответствии с «Положением о музее образовательного учреждения Санкт-Петербурга» руководитель школьного музея обязан знать требования по хранению, учету, оформлению фондов.
Все материалы, хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея.
Фонд школьного музея состоит из основного музейного фонда и научно -вспомогательного фонда.
В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, являющиеся первоисточниками для изучения истории, культуры.
Виды материалов основного музейного фонда:
- подлинные документальные и вещественные материалы, имеющие историческое значение;
- археологические материалы;
- этнографические, историко -бытовые, технические коллекции;
- коллекции и отдельные предметы, связанные с важнейшими историческими событиями.
В состав научно - вспомогательного фонда входят материалы либо специально изготовленные для нужд экспозиции, либо это предметы, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события. Это могут быть схемы, диаграммы, муляжи, модели, фотокопии и т.д.
Прием и выдача экспонатов
При передаче подлинных экспонатов в музей должны составляться акты приема- передачи. Эти акты являются первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры.
Формуляр акта-приема памятников истории и культуры
Наименование учреждения «УТВЕРЖДАЮ» образования, при котором Подпись директора работает школьный музей образовательного учреждения _________________________________________________________________________ (название музея) АКТ № __________приема памятников истории и культуры Настоящий акт составлен «___»_________20__г. представителем школьного музея ________________с одной стороны,и____________________________________________ (Ф.И.О.,должность) (Ф.И.О.,должность, название учреждения, дарителя и т.п.) с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы: №___________________________________________________________________________ Наименование и краткое описание (материал, техника и т.п.) Учетные обозначения Сохранность Кол-во экземпляров (листов) Примечания 1 2 3 Всего по акту принято__________________________________________предметов (цифрами и прописью) Основание________________________________________________________________- Акт составлен в ______________экземплярах и вручен подписавшим его лицам Принял:_________________________Сдал:____________________________________ В инвентарной книге произведена запись №____________(или с №_______по №_____)
|
Акты пишутся (или печатаются) на листах бумаги со штампом школы в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта остается в музее, другой вручается сдающему лицу или учреждению. Акты приема-выдачи подшиваются и хранятся вместе с инвентарной книгой.
Акты приема не составляются в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены кем-либо и т.д.
При приеме памятников истории и культуры желательно получить от лица, передающего их, письменные сведения
- о происхождении памятников,
- прежней принадлежности,
- о времени изготовления и т.д.
Эти сведения называются «легенды».
Учет и научное описание музейного фонда.
Учет в школьном музее должен преследовать две цели:
- Обеспечение сохранности самого предмета;
- Обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.
Мало иметь сам предмет, необходимо сохранить все сведения о нем. Утрата сведений о предмете часто равнозначна утрате самого предмета.
Наилучшая охрана музейного предмета заключается в его научном описании, т.е. проведена атрибуция.
Основным документом учета и охраны экспонатов является инвентарная книга. Иногда, если экспонатов немного, в школьном музее достаточно иметь одну инвентарную книгу на основной и научно-вспомогательный фонд.
Но, как правило, удобнее иметь две инвентарные книги для учета и основного, и научно-вспомогательного фонда.
Запись в инвентарную книгу должна производиться одновременно с поступлением предмета. Инвентарная книга должна иметь пронумерованные листы, быть прошнурована и скреплена школьной печатью. Инвентарная книга должна иметь следующие графы:
1 Инвентарный номер.
Инвентарный номер дается каждому предмету, относящемуся к основному фонду, и является элементом шифра школьного предмета.
2 Дата поступления.
3 Способ поступления .От кого поступил предмет, сопроводительные документы, № акта.
4 Наименование и краткое описание предмета. Название, внешний вид и т.д. Чем больше сведений — тем лучше для дальнейшей работы с этим музейным предметом.
5 Количество предметов. Если поступает коллекция, то при инвентаризационном учете присваивается один номер, но запись идет так: № 205.1, № 205.2 и т.д.
6 Материал и техника изготовления.
7 Сохранность предметов. При отсутствии дефектов делается запись, при обнаружении дефектов описываются утраты. Здесь обязательна подпись лица, производившего запись.
8 Примечания. Заносятся дополнительные сведения о предметах, а также делается отметка о передаче в другой школьный или государственный музей и об исключении экспоната из основного фонда с указанием причины.
№ | Дата записи | Время, источник поступления, сопроводительные документы, № акта | Наименование икраткое описание памятника | Количество предметов | Материал и техника изготовления | Сохранность( с подписью лица, производившего запись) | Примечания |
Все записи в книге должны быть четкими и аккуратными. Исправления вносятся,
по - возможности, крайне редко и удостоверяются записью «исправленному верить» и подписью руководителя музея.
Музейные экспонаты принято регистрировать в день их поступления в фонды музея.
Точно так же заполняется и книга научно-вспомогательного фонда.
Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждый предмет наносится шифр.
Обычно шифры состоят из условного обозначения предмета и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге.
Например, шифр СШ125СПб — 14 означает, что этот экспонат принадлежит школьному музею школы № 125 Санкт -Петербурга и зарегистрирован в инчентарной книге под номером 14.
Удобно в школьном музее разделение основного фонда на музейные коллекции по темам. В этом случае каждой коллекции придается условное, буквенное обозначение. Например, «А» - альбомы, «Ф» - фотографии и т.д. В этом случае шифр может выглядеть так:
СШ125СПб
Ф — 14
Одновременно с записью в инвентарную книгу на каждый предмет наносится инвентарный номер. Номера должны быть написаны очень отчетливо.
На документальных памятниках шифры ставятся простым карандашом в левом нижнем углу оборотной стороны!!! рисунка, фотографии, документа.
На книгах шифр ставится в верхнем левом углу обложки.
Инвентарные номера ставятся так, чтобы не повредить этот предмет и чтобы номера не бросались в глаза.
Если инвентарный номер на предмете написать невозможно, то его можно написать на бирке из картона и прикрепить с помощью тонкой нитки.
Инвентарные номера для монет, памятных медалей и фото-негативов пишутся на бумажных ярлычках, которые затем приклеиваются клеем БФ-6 к обратной стороне экспоната (при необходимости этот клей легко растворяется спиртом).
В школьном музее необходимо ведение инвентарной картотеки, которая систематизирует учет по роду предмета (по фондам). На каждый музейный предмет заводится карточка. Инвентарные карточки размещаются в порядке номеров по отделам.
При поступлении дополнительных сведений о предмете записи в инвентарных карточках пополняются.
Образец карточки:
ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА (наименование учреждения, название музея) Род предмета_____________________________________________Инвентарный номер_____ Материал________________________________________________Шифр Размер______________Наименование_______________________________________________ _____________________________________________________________________________ Дата поступления, источник______________________________________________________ Полное описание________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сохранность____________________________________________________________________ (полная, частичная, описать повреждения) Дата заполнения_______________________Подписсь отв.лица_______________________ |
На обратной стороне карточки пишется «Легенда экспоната».
Картотеки в школьном музее могут быть тематические, топографические, именные, библиографические и т.д.
Организация хранения фондов
Одно из основных требований к школьному музею - правильное соблюдение условий хранения подлинных экспонатов.
Все материалы, хранящиеся в музее, желательно разделить на ряд однородных групп. Это облегчает работу по учету и хранению.
Можно выделить такие группы:
- материалы на бумажной основе,
- изделия из металла,
- ткани и одежда,
- керамика и стекло,
- естественно-научные коллекции,
- произведения масляной живописи
Большое значение для сохранности имеет хранительское и экспозиционное оборудование.
Самое простое оборудование для этих целей - стеллажи и закрывающиеся шкафы. Для лучшей сохранности музейных предметов от света рекомендуется закрывать шкафы шторами или пленкой.
Книги обычно хранятся закрытыми в вертикальном положении, корешками наружу.
Документы, листовки, литографии, рисунки, картины нужно хранить в папках. В папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспарту.
Марки, открытки, этикетки хранятся в специальных альбомах и папках.
Одежду желательно вывешивать на специальных плечиках.
Фотографии и негативы надо хранить в конвертах из непрозрачной бумаги и ставить вертикально в коробки.
Монеты и медали хранятся в бумажных пакетиках, которые вкладываются в коробки с разделителями. В школьных музеях разрешается хранение только тех медалей и орденов, которые оказались в музее после смерти награжденного.
Предметы из драгоценных металлов хранить в школьных музеях запрещается.
Хранение оружия в любом виде запрещается.
Если постоянное экспонирование музейного предмета в экспозиции становится угрозой для его сохранности, то следует подлинник заменить копией или муляжом, а сам памятник поместить в хранилище!
Руководитель школьного музея обязан знать, что школьные музеи переаттестовываются каждые пять лет. После переаттестации музей получает Паспорт и Сертификат.
Итак, в школьном музее должны находиться следующие документы:
- тематико-экспозиционный план, согласованный с государственным или ведомственным музеем соответствующего профиля;
- Паспорт музея;
- Сертификат о прохождении аттестации (для переаттестовываемых музеев);
- книга учета основного фонда;
- книга учета научно-вспомогательного фонда;
- картотека на основной фонд;
- текущее и перспективное планирование;
- книги учета экскурсий.
В школьном музее обязательно должен быть Совет музея из учащихся, ветеранов, родителей.
Актив музея принимает участие в выставках, конкурсах, смотрах, участвует в городских и районных мероприятиях музееведческого и краеведческого направления, представляя на них результаты работы по тематике музея, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения.
Вы должны помнить, что школьные музеи способствуют воспитанию у юных петербуржцев патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культуре и истории своего народа. Успехов!
С опытом других школьных музеев можно познакомиться на сайтах:
- http://www.alabin.ru/alabina/profi/courses2009/exposition/glava2/ ;
- http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53;
- http://npstoik.ru/museum/ и др.
В заключение хочу сказать, что современный школьный музей — это открытое образовательное пространство. Такие музеи могут служить центром музейно-педагогической работы в школе, т.е. быть открытой системой, где можно осуществлять идеи сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов.
Школьные музеи - это замечательное средство для формирования исторического и гражданского сознания учащихся, а также место организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых.
К сожалению, очень часто руководителями школьных музеев становятся учителя, которые до этого никак не соприкасались с музееведением.
Для того, чтобы облегчить их вхождение в мир школьных музеев и была создана данная памятка.
Список литературы:
1 Экспозиции школьного музея. Методические рекомендации.-Москва, 1986 .
2 Школьный музей. Методическое пособие в помощь организаторам школьных музее, методистам, педагогам дополнительного образования.- Санкт-Петербург, 2006 г.
3 Столяров Б.А.
Музейная педагогика.- Москва, « Высшая школа», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
моя работа как руководителя школьного музея
С 2000 по 2005 год я работала руководителем школьного музея "Память"...
семинар руководителей школьных музеев Одинцовского муниципального района в Назарьевской СОШ февраль 2013 года
выступление на семинаре, краткий справочник юного Назарьевского краеведа, методические материалы по созданию школьного музе, фотографии...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...
Личностно-ориентированный подход и методы его использования в работе руководителя школьного музея
в матеериале представлен опыт работы по работе с учениками в музее. Так как музей это не только место просмотра исторических предметов и документов, но и интересная работа с ними....