Личностно-ориентированный подход и методы его использования в работе руководителя школьного музея
опыты и эксперименты
в матеериале представлен опыт работы по работе с учениками в музее. Так как музей это не только место просмотра исторических предметов и документов, но и интересная работа с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnyy_podhod_muzey.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход и методы его использования в работе руководителя школьного музея
Один из источников воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности является знание своей истории и своего прошлого.
Сегодня наблюдается рост интереса к истории нашей страны. Этот интерес закономерен и понятен. И в этом можно увидеть одно из проявлений всестороннего развития личности.
Но изучение истории не заканчивается чтением дополнительной исторической литературы, просмотром исторических фильмов. Один из путей приобщения к прошлому – школьный музей. Именно здесь, ученик может не только увидеть, а прикоснуться реально к событиям «давно минувших лет», узнать для себя что-то новое, открыть самому неизвестный исторический факт, найти предметы, документы истории, которые до него были неизвестны, пусть даже на уровне своего города. То есть музей дает возможность изучать историю не только через созерцательное восприятие, но и самому принимать активное участие в историко-краеведческой, поисковой работе.
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитывает личность, выполняя воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. То есть позволяет формировать и развивать всесторонне развитую личность.
Большую роль в этом процессе играет личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированный подход понимается как опора на личностные качества, которые очень важны для воспитания подрастающего поколения. Это направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненны планы; сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
2 Моя задача, как руководителя музея, найти к каждому ученику такой подход, который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его возможности, которые будут стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию, его совершенствование и, как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью.
Школьный краеведческий музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей активность, самостоятельную деятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории родного края и страны, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Можно выделить два направления, которые ориентированы именно на формирование личности.
Во-первых, это – организационно-методическое направление. Целью данного направления является не только создание условий для накопления педагогического опыта, но прежде всего накопления опыта творческого поиска как учителя, так и ученика.
Второе направление – поисково-исследовательское. Его цель - собирание краеведческого материала по истории родного края. Именно эти два направления являются ключевыми при использовании личностно-ориентированного подхода в моей работе.
Наш музей официально был открыт в 2012 г. Исследовательская и экскурсионная работа идет по двум направлениям. Первое - История Красного Камня (это район где проживают наши ученики и работает школа). Второе – Ветераны подразделения особого риска и вклад жителей города Киселевска в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Сбор материала начался в 2005 г., но не по моей инициативе, а по инициативе ребят. Дело в том, что у ученика моего класса дядя был ликвидатором на Чернобыльской АЭС и когда я рассказала о трагедии на атомной станции, то всплыла эта информация. С этого момента, началась большая поисковая и исследовательская работа не только одного ученика (Влада Клепалова), но и организовалась поисковая группа, которая в дальнейшем получила название «Ступени памяти». Мы стали тесно дружить с ликвидаторами –чернобыльцами.
За полгода работы был собран небольшой материал: фотографии, почетные грамоты, награды. Начали проводить встречи, беседы, но главное, эта работа проводилась по инициативе учеников, так как эта тема их заинтересовала. В результате проделанной работы, был создан и официально открыта первая экспозиция, посвященная киселевским ликвидаторам – чернобыльцам.
Этого нам показалось мало, родилась мечта – создать музей, где одна из выставок будет посвящена ликвидаторам – чернобыльцам. И опять, по инициативе ребят начался сбор новых материалов, встречи с чернобыльцами.
В процессе накопления материала, изучая местные газеты, узнали, что свой вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС внесли и простые жители города, перечисляя деньги на специальный счет, который был открыт по инициативе горожан.
Ежегодно, стали проводится вечера, посвящённые трагедии Чернобыля, но постепенно, нам стало тесно в рамках одной школы, была создана виртуальная экскурсия, которая на протяжении многих лет проводится как выездная.
Но и этого нам было мало, на Совете музея было принято решение создать сборник, посвященный ликвидаторам чернобыльцам принимавших участие в ликвидации в разное время. Этот сборник задумывался как подарок не только для ликвидаторов нашего города. Дело в том, что в 2009 г. в нашем городе проводилось областное выездное собрание организации «Союз Чернобыль» и нам захотелось сделать им такой подарок.
В создании сборника принимала вся поисковая группа, к этому времени она обновилась. Одни отвечали за верстку, другие за подборку иллюстративного материала, третьи – за литературную часть. С одной стороны, это была коллективная работа, с другой, каждый мог проявить свои индивидуальные способности: исследовательские, литературные, художественные, способность работать с компьютером.
Так родился наш 1 сборник «Чернобыль в жизни Киселевска». Затем было еще два сборника. Последний вышел в 2015 г. под названием «Чернобыль. Ступени памяти».
За время работы поисковой группы и музея, сменилось 4 поколения. Все они разные, каждый работает в своем направлении. Одни – предпочитают быть экскурсоводами, им нравится выступать перед посетителями, другие любят работать в архиве, читать старые газеты, находя в них новую и интересную информацию, кто-то предпочитает быть архивистом, описывая экспонаты, которые поступают в музея, так как не любят публичных выступлений.
Они сами выбирают направление работы, я не давлю на них, так как понимаю, что не все могут публично выступать, кто-то наоборот, предпочитает писать, исследовать, главное, суметь раскрыть и направить все то лучшее, что в них заложено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
моя работа как руководителя школьного музея
С 2000 по 2005 год я работала руководителем школьного музея "Память"...
семинар руководителей школьных музеев Одинцовского муниципального района в Назарьевской СОШ февраль 2013 года
выступление на семинаре, краткий справочник юного Назарьевского краеведа, методические материалы по созданию школьного музе, фотографии...
Памятка руководителям школьных музеев
Памятка руководителям школьных музеев...
Использование материалов сети Интернет для поисковой работы в школьных музеях Ульяновской области
Рассматриваются возможности использования информации сайтов сети Интернет для поисковой работы в школьных музеях Ульяновской области...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Продуктивность использования образовательных технологий. 6.Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, обучение с использованием ИКТ (информационно-коммуникационная технология), игровая, групповая.
Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры»....
"Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с использованием метода проектов и информационных технологий"
Данная статья посвящена проблеме личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов и информационных технологий...