Конспект самоподготовки с использованием активных методов обучения и воспитания
план-конспект
Открытая самоподготовка была подготовлена к районному семинару для коррекционных школ (21.03.2014, МКОУ Купинская школа-интернат). Для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на самоподготовке использовались активные методы обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samopodgotovka_konkurs.docx | 52.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
План- конспект самоподготовки
в 4 классе
МКОУ Купинской школы-интерната
Подготовила и провела:
воспитатель 4 "А" класса
Козлова Л. И.
Март 2014 г.
Цель самоподготовки: организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников по выполнению домашнего задания; формировать положительную мотивацию учебно- познавательной деятельности, используя активные формы и методы обучения и воспитания.
Задачи:
- коррекция мышления посредством упражнений в анализе-синтезе, классификации и т.д.;
- развивать устную речь (монологическую, диалогическую): учить правильно и последовательно излагать свои мысли, делать выводы и т.д.;
- закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроках;
- воспитывать упорство, трудолюбие, усидчивость при выполнение заданий;
- формирование ценностного отношения к знаниям.
Оборудование: учебные принадлежности (дневник, учебники, тетради и др.); аудиторная доска; 2 мольберта, к которым будут прикреплены кластеры; магниты; маркеры.
Коррекционно-развивающая направленность занятия
Словарная работа | Значение слова «кластер»; анализ словосочетаний «у меня легко на сердце», «у меня тяжело на сердце».
|
Методы поисковой деятельности | Подготовка кластера на основе изученного материала по теме «Неопределенная форма глагола». |
Использованный материал для сенсорного обогащения занятия | Заготовки для кластеров; книга с образцами кластеров (например-Стародуб К., Ткаченко Т. Мягкая игрушка шаг за шагом: для себя и для подарка.- Ростов н/Д.: Издательский дом «Владис», М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2004.); плакат для выполнения задания «Лабиринт»; сердечки для записи надежд и опасений; папки с памятками и инструкциями; карточки для выполнения задания "Определите лишнее слово"; бейджи для дежурного по классу и консультанта; аудиозапись музыки (например, П.И. Чайковский "Времена года"). |
Продукт детской деятельности | Выполненное домашнее задание по математике и русскому языку; кластеры по теме «Неопределенная форма глагола». |
Используемая психолого- педагогическая литература |
Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е.М. Матвеева.- Волгоград: Учитель, 2013 Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. : Академия, 1999. |
План- конспект самоподготовки
1. Организационный момент:
а)Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Воспитатель: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Воспитатель: Я рада всех вас видеть на нашем занятии. Я рада видеть ваши лица, ваши глаза!
б) Организация рабочего места (взаимопроверка детьми наличия учебных принадлежностей, их расположения на столе).
в) Выдача дежурным папок с памятками, инструкциями по выполнению домашнего задания (см. Приложение 1).
г) Проверка посадки учеников (на каждом столе есть рисунок).
Цель: формировать у ребят навык правильной посадки.
д) Коррекционное упражнений «Лабиринт».
Цель: сконцентрировать внимание детей, подготовить к восприятию дальнейшей информации, включить их в деятельность.
На специальном плакате изображено несколько дорожек разного цвета. Детям предлагается выбрать свою дорожку и глазами "пройти путь".
2. Постановка цели.
а) Упражнение «Что у меня на сердце».
Цель: выяснения образовательных целей учащихся, их ожиданий и опасений
Воспитатель: Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Как вы понимаете эти выражения?
Дети:
Воспитатель: Правильно, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Я вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения от самоподготовки. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно. Но я думаю, что сегодняшняя самоподготовка принесет нам всем только радость общения друг с другом. Успехов и удачи!
б) Инструктаж, работа с памятками.
Цель: подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на котором осуществляется связь с урока и самоподготовки.
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, основные правила выполнения домашнего задания. Если забыли, можете посмотреть в своих папках с памятками.
Дети:
3. Выполнение домашнего задания и проверка.
а) Выполнение домашнего задания по русскому языку (повторение правила по теме "Неопределенная форма глагола").
Воспитатель: Для чего нужны правила?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Важно не только знать правила, но и их применять.
Работа в группах- составление кластера.
Цель: систематизировать и закрепить имеющиеся знания по теме "Неопределенная форма глагола"
Воспитатель: Я предлагаю вам составить кластер по теме "Неопределенная форма глагола".
Воспитатель: Что такое кластер?
Дети:
Воспитатель: Для чего нужны кластеры?
Дети:
Воспитатель: Где вы могли встречаться с кластерами?
Дети:
Воспитатель: Кластер нам понадобится для того, чтобы нам удобно было запомнить и применять наши знания. Навести порядок в наших знаниях. Придумайте, составьте , смоделируйте кластер (схему), которая называется "Неопределенная форма глагола".
Повторение "Правил взаимопомощи" (см. Приложение 2)
Воспитатель: Работая в группах, помните о правилах взаимопомощи.
Эмоционально- волевая установка
Цель: настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы, подготовить детей к самостоятельной умственной работе.
Воспитатель: Ребята, задание сегодня трудное, но я верю, что вы успешно справитесь с ним.
Последовательность действий по составлению кластера:
посередине чистого листа написать слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии темы;
вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы;
по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Удобно ли такой схемой будет пользоваться? Проверим ! Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы (выслушиваем обе группы).
Образец кластера
Обобщение полученных знаний
Упражнение на классификацию "Определите лишнее слово".
Цель: коррекция мышления посредством упражнений в классификации,
дополнительный анализ обрабатываемой информации, активизация
интеллектуального компонента познавательной деятельности.
Воспитатель: На доске вы видите 4 слова. Какое из этих слов лишнее? Почему?
Летать Прыгает Ползать Ходить
Для объяснения используйте свои кластеры.
Дети:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с этим нелегким заданием!.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки
« Тряпичная кукла и солдат»
Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости).
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь
и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе,
как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и
расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же
мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните
колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими,
а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата,
вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как
будто вырезанного из дерева.
б) Выполнение домашнего задания по математике (решение примеров).
Воспитатель: Без знания чего не возможно правильно решить примеры7
Дети: Без знания таблицы умножения.
Воспитатель: Правильно. И сейчас мы проведем мини – игру «Карусель».
Мини- игра "Карусель"
Цель: повторить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся.
Класс рассчитывается на 1, 2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.
Игры-предположения « Что было, если бы…».
Цель: рассуждение о последующем действии, его осмысление.
Воспитатель: Предположите, что было бы, если бы люди не знали таблицы умножения.
Дети:
Воспитатель: Теперь, повторив таблицу умножения, приступим к выполнению письменного задания по математике.
Назначается консультант по математике из числа успевающих учеников. Привлечение к работе консультантов вносит разнообразие в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта. Консультант произносит специальную клятву консультанта (см. Приложение 3).
(Выполнять домашнее задание по математике учащиеся могут под музыку П.И. Чайковского "Времена года" и др.).
Важно!
Если во время предварительной работы с обучающимися я выполняла функцию инструктирования, то на втором этаже веду наблюдение за работой обучающихся.
Во время самостоятельной работы необходимо держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь:
1. Предлагаю повторить правило.
2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.
3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.
Применяю индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания.
Выполненную работу я просматриваю и, если в ней есть ошибки, возвращаю ученику для доработки. Так поступаю тогда, когда уверена, что данный ребенок с исправлением ошибок справится сам. В большинстве случаев ученику следует показать, где надо искать ошибки, а отдельным ребятам прямо указывать на них. И помочь исправить, но не механически, а путем повторного правильного действия.
Делу- время, потехе- час!
Детям, которые раньше других выполнили домашнее задание, предлагаются на выбор дополнительные задания творческого характера, либо предоставляется возможность почитать и т.д.
4. Подведение итогов самоподготовки, рефлексия.
Воспитатель: Подводя итог нашей самоподготовки, вернёмся к методу «Что у меня на сердце».
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале самоподготовки. Определите для себя, оправдались ли они.
Дети:
Воспитатель: Наша самоподготовка заканчивается. Но чтобы к нам еще приходили гости, давайте сделаем рекламу о том, что мы умеем. Прорекламируйте. Я умею... Я научился... Я могу помочь...
Дети: Я научился .... Я умею ... А я знаю... Я могу помочь ...
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, ваш сегодняшний труд поможет вам в дальнейшей учебе?
Дети:
Воспитатель: Всем спасибо! Вы молодцы. Занятие закончено.
Приложение 1
Алгоритмические предписания
(памятки, инструкции по выполнению домашнего задания)
Общие требования к самоподготовке
1. Начинать самоподготовку в точно назначенное время.
2. К началу работы подготовить рабочее место и сосредоточиться.
3. Домашнее задание выполнять как можно более самостоятельно.
4. Что задано? Каждый узнает в дневнике или в тетради.
5. Забыл правила, найди в учебнике и повтори.
6. Начинать самоподготовку в принятом порядке, например с заданий по русскому языку, математике, чтению.
7. Делать уроки с опрятным внешним видом, чистыми руками.
8. Не подсказывай, а помогай.
9. Поднимать руку.
10.Домашнее задание делать самостоятельно, не мешая друг другу.
Для приготовления устных заданий
1. Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понял, прочти 2-3 раза.
2. Продумай, что в прочитанном - главное. Составь план рассказа.
3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.
4. При чтении учебника пользуйся иллюстрациями. Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.
Для приготовления письменных заданий
1. Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.
2. Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.
3. Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.
4. Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать её заново.
Как выполнять письменное задание по русскому языку
1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.
2. Если нужно, найди и ещё раз прочитай это правило, выучи его, приведи свои примеры.
3. Выполняя упражнение, всё время сверяйся с правилом.
4. Внимательно проверь каждое написанное предложение. Используй образец в учебнике, таблицу, словарь.
5. Замеченные ошибки аккуратно исправь.
Правила списывания
1. Прочти предложение
2. Прочти каждое слово по слогам
3. Запомни, как пишутся эти слова
4. Напиши предложение по памяти
5. Проверь написанное предложение по книге
Как выполнять задание по чтению
1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были допущены ошибки.
2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз).
3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома - у взрослых).
4. Прочитай текст ещё раз. Найди "смысловые опоры", то есть слова и выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают читанного.
5. Перескажи текст, используя "смысловые опоры".
Памятка по решению текстовых задач
1. Прочитай задачу, представь себе то, о чём говорится в ней.
2. Объясни, что показывает каждое число, и выдели вопрос задачи.
3. Составь вспомогательную краткую запись задачи или нарисуй условие.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом?
5. Составь план решения задачи.
6. Запиши и выполни решение.
7. Проверь решение.
8. Запиши ответ.
Памятка для оценки учащимися
письменного задания по математике
1. Правильно ли решены пример или задача?
2. Если "да", то можно ли предложить другой (более рациональный) метод решения?
3. Если "нет", предложи свое решение.
4. Поставь отметку за работу.
Памятка для оценки учащимися
письменного задания по русскому языку
1. Определи, каким правилом следовало пользоваться при выполнении этого задания.
2. Ещё раз вспомни правило и проверь себя по образцу в учебнике.
3. Внимательно проверь каждое предложение, каждую часть работы.
4. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
5. Сумей объяснить, почему исправленное ты считаешь ошибкой.
6. Поставь отметку за работу, обосновав её.
Приложение 2
Правила взаимопомощи
1. Помогай тому, кто сам трудится.
2. Помогай другому даже тогда, когда тебе самому приходится трудно.
3. Помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности.
4. Взялся помогать - не подведи, доведи дело до конца.
Приложение 3
Клятва консультанта
Обещаю трудиться только так, чтобы быть примером для тех, кто еще ленив и пассивен, никогда не пройду мимо безразличного отношения к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса"
Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса.В материале представлена информация по указанной теме. Мной рассмотрены различные методы обучения.Проведена кла...
Конспект урока по информатике с использованием активных методов обучения на тему "Кодирование информации", 3 класс
Предметная цель урокаОбучение способам кодирования информации. Приобретение учащимися навыков решения задач на кодирование информации.Метапредметная цель урокаСпособствовать развитию логического мышле...
Статья "Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса"
Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса.В материале представлена информация по указанной теме. Мной рассмотрены различные методы обучения.Проведена кла...
Использование активных методов обучения в обучении иностранному языку
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной ...
"Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса"
В данной статье речь идет об активных методах обучения, их классификации и о способности методов сделать образовательный процесс познавательным и увлекательным. При применении АМО на уроках деятельнос...
Статья "Игра как активный метод обучения и воспитания младших школьников"
С приходом в школу дети не расстаются с потребностью играть. На этоуказывает Ш. А. Амонашвили, который в специальном исследовании мотива-ции учения младших школьников отмечает существующие одновременн...