Использование активных методов обучения в обучении иностранному языку
материал

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛИ: изучить активные методы обучения иностранному языку выявить их достоинства и недостатки Применять их на своих уроках ЗАДАЧИ: Улучшение качества обучения посредством более полного использования активных методов обучения. Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации. Интеграция различных видов деятельности ( учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.

Слайд 3

Практическая значимость проекта Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

Слайд 4

Новизна и актуальность проекта Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»

Слайд 5

Активные методы обучения Активные методы обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». Г.П. Щедровицкий

Слайд 6

Активные методы обучения строятся на: * практической направленности; игровом действе и творческом характере обучения; интерактивности; разнообразных коммуникациях; диалоге и полилоге (разговор многих участников); использовании знаний и опыта обучающихся; групповой форме организации их работы; вовлечении в процесс всех органов чувств; деятельностном подходе к обучению; движении и рефлексии .

Слайд 7

Классификация методов активного обучения Неимитационные Имитационные Неигровые Игровые Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия. Программированное обучение. Научно-практическая конференция. Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации. Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование.

Слайд 8

Активные методы обучения: дискуссии Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Мозговой штурм Творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы Творческий подход. Множество новых идей. Принятие решений. Групповое обучение и дух соперничества. «Жужжащие» группы Группы от двух до шести человек, обсуждающие тему за короткое время. Комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой Синдикат Полная группа разбивается на подгруппы, в которых проходят обсуждения и решение проблемы, выполнение задания. Затем полная группа вновь собирается и выслушивает мнения подгрупп Используется, когда желательно получить различные мнения или методы. Метод удобен для наблюдения за поведением в малых группах (отношения, лидерство, принятие решений).

Слайд 9

Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Метод кейсов Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна ее детально проанализировать и выработать решение. Групповое решение проблем, которые иллюстрируют практическое действие подходов и концепций Мероприятие «Лабиринт» Учащимся раздаются листы с описанием какой-то ситуации (управленческой, технической, личностной, межличностной). Прочитав, учащийся должен выбрать подходящее решение Практическая групповая работа для развития или углубления знаний об отношениях между людьми и норм поведения с применением на практике своих умений «Папка с входящими документами» Одной из форм метода является метод «Папка с входящими документами», которая создает типичную обстановку офиса «на подносе» с его многообразием документов. Цель мероприятия – научить сортировать эти документы по определенным параметрам и там, где это необходимо, предпринимать определенные действия.

Слайд 10

Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств Вид занятия Содержание Цель и сфера применения Обучение с помощью компьютера В групповое обучение включается использование компьютерных программ, помимо других мероприятий Для придания процессу обучения новизны и изменения его ритма, для целей самообучения группы или на индивидуальной основе Обучение на основе компьютера Все обучение осуществляется с помощью компьютерных программ и Интернета Для самостоятельного индивидуального развития или групповой работы с помощью Интернета Открытое обучение Представляет собой тексты или мультимедийные пакеты (аудио, видео, CD-диски, Интернет и пр.) с набором определенной информации, вопросами и заданиями Индивидуальное самообучение, ситуации для саморазвития. Удобно применять в учебных целях с малым количеством учеников, при дистанционном обучении. Видео (длительное) Преподаватель показывает видео-ролик полностью или периодически останавливает для проведения дискуссии Используется в дополнение к другим методикам для того, чтобы сменить обстановку, дать выход эмоциям и для того, чтобы наглядно представить ситуацию Видео ( фрагментарное) Несколько коротких видео-сюжетов, после которых задаются вопросы для развития дискуссии Хорошая основа для завязывания дискуссии, вовлечения в нее всех участников, высказывания своих взглядов, оценок, идей. Закрепляет изученный материал.

Слайд 11

Активные методы обучения: метод проектов Применительно к уроку иностранного языка Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Слайд 12

Деловая игра Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Цель деловой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение самостоятельно (автономно) или в кооперации (в команде) пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях: -участник убедился, что у него все получается; -участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких профессиональных знаний и практических навыков надо бы получить побольше, а какие профессиональные качества развить и укрепить.

Слайд 13

Структура деловой игры Структура деловой игры. Деятельность участников игры Деятельность педагога 1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу. 2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зр ения кого-либо из участников Оказывает помощь 3 этап – межгрупповая дискуссия Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

Слайд 14

Типы деловых игр Инновационная игра - деловая игра, базовым процессом которой выступает отрыв от прежнего понимания учебной ситуации и порождение нового знания, действия, метода, технологии и т.п. Главная специфика инновационной игры - творческий поиск новых путей, креативность.Одной из наиболее популярных форм инновационной игры является “мозговой штурм”, который акцентируется на создание банка новых нестандартных проектных идей, без конкретизации этих идей в рамках "мозгового штурма" Имитационная игра - вид деловой игры учебного характера, в основе которой заложен процесс повторения, воспроизводства ("имитации") ранее зафиксированных действий, с целью их освоения Организационно-деятельностная игра - вид деловой игры, конструирующий модель взаимодействия деятельностных персонажей (в рамках организации, класса и т.п.) в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельности, коллектива организации и т.п. Организационно-коммуникативная игра - одна из разновидностей деловой игры, моделирующая коммуникативные взаимодействия, с целью повышения уровня организованности коммуникативных процессов и развития коммуникативных качеств участников. Орг-коммуникативная игра, как правило, включает в себя следующие ролевые группы участников: группа "ЗА" (тезис); группа "ПРОТИВ" (антитезис); группа "Арбитр" и группа "Организатор коммуникации"

Слайд 15

Сюжетно-ролевые игры на начальном этапе. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учениками распределяются роли Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками. Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях: -участник убедился, что у него все получается; -участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких знаний и навыков надо бы получить побольше. Выбор темы для ролевой игры предопределяется двумя ключевыми словами, свойственными этой форме занятий: «ролевая» и «игра».

Слайд 16

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений обучающихся Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года или в начале темы следующий метод: Метод «Фруктовый сад» Цель – Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении внеклассных мероприятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Слайд 17

Активные методы организации самостоятельной работы над темой При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Метод «Автобусная остановка» Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25 мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат,), фломастеры. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Слайд 18

Активные методы подведения итогов занятия Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такой активный метод Метод «В кафе» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Слайд 19

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» Иоганн Генрих Песталоцци.



Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения в обучении иностранному языку

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.                         АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

        Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

         Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже.

        Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

         Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе (сайт «Мой университет»).

Пройдя курсы по АМО на сайте «Мой университет», я поняла, что больше не могу планировать свой урок без этих методов. Учащиеся изменились. Как они изменились? У учащихся настолько повысился интерес к предмету, что они перед началом урока спрашивают: «А мы сегодня поиграем? А что сегодня мы будем изучать? Во что играть? А давайте мы сегодня сделаем….. или: а давайте мы будем изучать новую тему с помощью…». Учащиеся сами предлагают различные варианты АМО, изменяя и дополняя. Мне принадлежит только контролирующая роль. Я стремлюсь  развивать самостоятельность и активизировать  познавательную деятельность учащихся, что является приоритетом на сегодняшний день в образовательном процессе.

      Я, несомненно, рекомендую коллегам научиться применять эти методы на своих уроках. Свой урок можно полностью выстроить на основе активных методов обучения в зависимости от этапов (инициация, вхождение или погружение в тему, интерактивная лекция, проработка содержания темы, релаксация, подведение итогов), а можно провести на каком- то одном этапе. Использовать АМО можно на разных предметах. Все зависит от желания учителя. Стоит только попробовать, и вы не сможете жить без АМО.

Предлагаю образец активных методов обучения: авторские и заимствованные или немного измененные, из которых может состоять целый урок.

1. Инициация («Кто ты?»)
Цель: приветствие и знакомство
Численность: вся группа
Время: 5-7 минут
Подготовка: собрать много разных мелких предметов и положить их в коробку
Проведение: каждый учащийся должен выбрать три предмета и описать, что связывает вас с этим предметом. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он  может  сказать  о  себе  следующее: Ich  liebe  meinen  Hund.  Ich  spiele  Fussball  gern.  Meine  Lieblingsjahreszeit  ist  der  Sommer. И так далее, по очереди каждый должен сказать о себе.
Это упражнение можно изменить. Например, с помощью разных предметов можно рассказать о настроении на данный момент или чтобы вам хотелось в будущем. Инициация может рассматриваться и как речевая зарядка.

2. Вхождение или погружение в тему («Угадай тему»)
Цель- совместное целеполагание.
Время: 3-4-минуты.
Количество: вся группа, класс.
Проведение: для начала учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостающий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных  пазлах. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой - туча, у третьей- дождь. Можно догадаться, что тема урока «Погода».

3. Формирование ожиданий и опасений учеников («Погода в доме»)

Цель – собрать полученные материалы, проанализировать и использовать при подготовке и проведении урока, внеклассного мероприятия с использованием личностно- ориентированного подхода.

Численность – вся группа или класс
Время – 7 минут
Подготовка: подготовить шаблоны туч и облаков.

Проведение: учащимся раздаются шаблоны туч и облаков и предлагается написать, что они ожидают от урока, какие методы, приемы, атмосфера в классе и что, на их взгляд, может помешать им раскрыться на уроке. Если учащиеся не достаточно владеют языком (младшие школьники), можно написать на русском языке. Учитель озвучивает их, обсуждает с учениками, делают выводы.

4. Интерактивная лекция («Следопыты»)
Цель: научить работать с различными источниками информации.
Время: 7 минут.
Количество: все группы.
Проведение: учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например: «Еда». Далее предлагается участникам группы обсудить основные идеи, которые связаны с этой темой: например: полезная и вредная еда, что мы едим на завтрак, (обед и т.д.), праздничная еда, любимые блюда и т.д. Причем, каждая группа дополняет своими идеями и записывает на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.

5. Проработка содержания темы («Карусель»)
Цель- раскрыть содержание темы и закрепить полученные знания.
Время: 15 минут
Оборудование: различные источники информации: вырезки газет, интернет, аудиозапись, видеофрагменты.
Каждая группа собирает ответы на поставленные для этой группы вопросы. Одна группа слушает аудиозапись и находит ответ, записывает на доске. Другая группа находит ответ из текста, третья группа из видеофрагмента, четвертая ищет ответ в интернет - источниках. Все записывается на доске, дополняя ответы других. Затем полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.

6. Релаксация (Игра «МИМ»)
Цели  использования АМО: снятие утомляемости, переключение на другой вид речевой деятельности, повышение настроения.
Количество учащихся: класс или группа.
Необходимое оборудование: отсутствует.
Время проведения: 3-5 минут
Правило: учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Он может показать, какую одежду можно носить в это время года, описать погодные условия, виды спорта. Другие учащиеся должны угадать это время года.

или
(Динамическая пауза «Отдохни с пользой»)

Цель:  Релаксация учащихся для переключения на другой вид речевой деятельности.
Развитие памяти и быстрой реакции, внимания. Усвоение любой лексики.
Время проведения-3-5 минут.
Проведение: Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовет зеленый цвет, учащиеся должны встать, если красный- сесть, желтый -хлопнуть в ладоши, голубой – подпрыгнуть и т.д.

7. Подведение итогов ( «Анкета»)
Цель — проверить, что и как учащиеся запомнили на уроке, провести рефлексию.
Время проведения – 3 минуты.
Проведение: учитель раздаёт анкету с кратко расписанными этапами урока. Учащиеся отмечают галочками те пункты, которые, по их мнению, они усвоили достаточно хорошо. Крестиками можно отметить те пункты, которые не запомнились прочно. Это позволит учителю выстроить следующий урок, учитывая те моменты, которые не усвоены учащимися и на которые нужно будет обратить внимание.

Данные методы являются образцами. Эффективность использования АМО позволяет вовлечь в познавательную деятельность всех учащихся, к чему мы и стремимся на уроках.
Включайте свою фантазию и творите.

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия.

О необходимости организации групповой работы и коммуникации внутри группы указано в Программе ФГОС. Для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков.

Принимая во внимание практическую цель обучения немецкому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно - развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок. От этого зависит и его работа, и его успех.

Метод «Комплименты».

Цель: Выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха.

Участники: Все учащиеся.

Проведение: Ученикам предлагается выбрать карточку с цветом (orange – glücklich, schön, froh; grün–ruhig, gut; schwarz – unruhig, langweilig). После этого ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте (Ich  bin  glücklich.  Du  bist  schön. Sei  auch  glücklich!) У данного АМО есть варианты проведения. Например, пожелание друг другу удачи, хороших оценок, отличной работы. Если это нерадивый ученик, можно пожелать внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно. Этот АМО дети очень любят.

Метод «Входной билет».

Цель: ввести учащихся в иноязычную среду, мотивировать на работу на уроке.

Участники: Все учащиеся.

Проведение: Каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил. От количества произнесенных слов учащийся получает билет в «партер», «ложу» или на «галерку». Поменять место можно только при активной работе на уроке. Заработав определенное количество баллов, ученик может поменять их на лучшее место.

Что же касается использования ИКТ на уроках, то незаменимыми бывают рифмовки, песенки, небольшие мультфильмы, которые также повышают мотивацию и улучшают психологическое состояние учащихся, являются незаменимыми при проведении физкультминуток.

Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.

Метод «Отгадайте слово».

Цель: Обеспечить концентрацию на начало урока, повысить интерес к уроку, внимание учащихся.

Участники: Все учащиеся.

Проведение: Учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала таким образом: правильные ответы записываются в столбик на доску. (Для экономии времени ответы могут состоять только из слов). Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы.

ИЛИ: Метод «Таинственные шаги».

Цель: Повысить интерес к уроку, внимание учащихся, сформулировать тему урока.

Участники: Все учащиеся.

Проведение: в классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом следе написана буква. Работая вместе, учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока.

Активный метод «Ключевые слова».

Цель: сформулировать цели урока, настроить обучающихся на рабочий лад.

Участники: все учащиеся.

Проведение: После определения темы урока, учащиеся в парах составляют приблизительный план в виде ключевых слов: например - Фонетическая разминка-вспоминаем изученную лексику по теме-читаем-пишем-слушаем-разговариваем-делаем вывод, чему научились и над чем следует ещё поработать. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы.

Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов, поэтому очень важно сделать его интересным. Этап «Ожидания и опасения», который проводится после фазы «Вхождения в тему» важен тем, что учитель наглядно видит, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Возвращаясь в конце урока к АМО, учащиеся подводят итог своей работы, убирают те опасения, которые не оправдались, выделяют то, что из их ожиданий сбылось. Такая работа дает ученику уверенность в своих силах и умении, мотивирует на дальнейшую работу. Это важный момент и для учителя. Согласно подведенному итогу урока, учитель отмечает, с какими трудностями ушли дети с урока, как построить работу по их преодолению, что понравилось и получилось. Поэтому часто к использованным АМО на этапе «Ожидания и опасения» мы возвращаемся в конце урока для проведения этапа «Рефлексия».

Метод «Шахматная доска», («Салфетка в клетку»)

Цель: Определить ожидания и опасения учащихся.

Участники: все учащиеся.

Проведение: На макет шахматной доски (салфетки) учащиеся прикрепляют листочки с написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный.

Данный метод очень хорош и на этапе «Вхождение в тему». Учащиеся, определив название темы, могут планировать работу на уроке. На белых квадратах отмечается, что уже учащиеся знают, а на черных – что бы хотели узнать или не знают. В конце урока на этапе «Рефлексия» подводится итог работы.

Метод «Почтовый ящик»

Цель: Выяснить ожидания и опасения учащихся.

Материалы: цветные карточки, коробка.

Проведение: Ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в прорезь коробки (можно использовать 2 коробки). Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе Рефлексия.

Интерактивная лекция (инпут) – это фаза введения новой информации. Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока. Это может быть «Письмо от Айболита» (от зарубежного друга) «Пригласительный билет» и др. Кстати, инпут также можно сделать активным. Например, дать учащимся это или своё сообщение на карточках, но в виде «Дырявого текста». Учащиеся восстанавливают текст, вставляя пропущенные слова (буквы), и сами формулируют предстоящую тему урока.

Метод «Следопыты».

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.

Материалы: (на примере урока по теме «Защита окружающей среды) цветные картинки, разрезанные на части, письмо из какой-либо организации по защите окружающей среды, заметки из газеты, отчеты, фломастеры, картинки.

Проведение: На доске учащиеся уже вывели тему урока и определили этапы работы. Деление на группы можно сделать следующим образом: каждый берет одну часть рисунка и находит учащихся с остальными частями. Складывается картинка, таким образом, группа определяет, над какой подтемой она будет работать: загрязнение воды, воздуха, водоемов, вырубка лесов и т.д. В ходе работы над материалом учащиеся готовят постер и защищают его, рассказывая, какова проблема и как ее решить.

При самостоятельной проработке новой темы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Метод «Деформированный текст».

Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу (также этот метод, как и предыдущий, можно использовать при проверке домашнего задания).

Материалы: заготовленные заранее тексты, соответствующие теме урока.

Проведение: Участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей предложенного текста.

Метод «Крестики-нолики».

Цель: отработка лексики, грамматики и страноведческого материала.

Материалы: заготовки из бумаги.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В каждой клеточке расположена картинка или примеры на грамматический и лексический материал. Квадратики с крестиком и ноликом.

Проведение: правила игры – как в традиционной игре «Крестики-нолики». Нужно набрать три подряд нолика\крестика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Та команда, которая сделает это первой, считается выигравшей.

Группа учащихся делится на две группы. Одна группа – «Нолики», вторая – «Крестики».

Вариант с лексикой: Все 9 квадратиков заполнены изображениями достопримечательностей, если отрабатывается грамматика, то это могут быть предложения на русском языке, а их нужно правильно сказать по-немецки, и на каждом квадратике – соответствующий ему номер. Представители первой команды выбирают клетку, называют её номер и называют на немецком языке то задание, которое заложено в упражнении. За правильный ответ они получают соответствующий им символ (крестик или нолик). Следующий ход делает другая команда.

Если команда назвала слово неправильно, они не получают ничего и ход, как обычно, переходит второй команде. Игра продолжается до тех пор, пока не соберется три одинаковых символа по горизонтали/вертикали/диагонали.

Метод «Киндер-сюрприз».

Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу.

Материалы: коробочки из-под киндер-сюрприза, заготовки материала, который нужен для данного конкретного урока.

Проведение: в коробочки из-под киндер-сюрприза помещаются те материалы, которые требуются для решения задач на том или ином этапе урока (разрезанные слова,  цепочки для игры в лото, картинки, разрезанные на части для определения темы урока, для задания, которое нужно выполнить группе и т.д.) Например, в одной из коробочек размещена картинка Бранденбургские ворота, в другой – Московский кремль, в третьей – Достопримечательность  родного города. Каждая команда выбирает коробочку, определяет, о какой достопримечательности ей предстоит подготовить рассказ, затем учащиеся ищут информацию в интернете, в дополнительной литературе, составляют проект и представляют его другим учащимся. Та группа, проект которой был интереснее, занимает 1 место.

Для завершения урока можно использовать активные методы, которые использовали на этапе «Ожидания и опасения». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Лесенка успеха».

Цель: подвести итог своей работы на уроке.

Материалы: картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску).

Проведение: Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока иностранного языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.

Чаще всего, применяя АМО на практике, преподаватель сталкивается со следующими проблемами: проведение мероприятий требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; часто возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников; большие издержки, ограниченное/слишком большое число участников.

Кроме того, даже активные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не овладеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

С другой стороны, если преподавателя не страшит необходимая дополнительная подготовка и выход из традиционных рамок проведения урока, преимущества всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Место учителя на уроках иностранного языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком активных подходов являются активные и интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися.

Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков, к которым относятся и коммуникативные УУД. Сегодня эти навыки – способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать – играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Использованная литература

1. Лазарев Т.В.«Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 Технология АМО» Петрозаводск “Verso”, 2012 г.

2. Электронная книга «Копилочка Активных методов обучения» http://moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/

3. Козлова В.А. Материалы мастер-класса «Создание интерактивных упражнений на сервере LearningApps. Сайт Методисты.ру Творческая группа Преподавание английского языка, 2014 г.

4. http://metodisty.ru/forum/groups/forum/prepodavanie_angliiskogo_yazyka-0.htm#topic/master_klass_sozdanie_interaktivnyh_uprazhnenii_na.htm

5. Козлова В.А. Методическая копилка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы повышения мотивации обучения на уроках иностранного языка

Обзор причин снижения эффективности обучения. Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка. Примеры из практики повышения мотивации и стимуляции на уроках Овчарен...

Использование активных методов в правовом обучении и воспитании.

Изучение права в специальном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением – это жизненная необходимость. Важно обеспечить качественное его образование, применяя д...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

«Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказа...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения...

Активные методы и приемы обучения на уроках английского языка.

Активные методы и приёмы обучения- это то, что побуждает обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала....