Конспект урока по информатике с использованием активных методов обучения на тему "Кодирование информации", 3 класс
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Милованова Ольга Михайловна

Предметная цель урока

Обучение способам кодирования информации. Приобретение учащимися навыков решения задач на кодирование информации.

Метапредметная цель урока

Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.

Личностная цель урока

 

Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

 

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.

1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий "кодирование" и "код.

1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих  между изучаемыми понятиями и их применением в реальной жизни.

2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.

3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

3.2. Организовать работу в парах.

3.3.Организовать работу индивидуально.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon milovanova.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока

Организационная информация

Автор урока

Милованова Ольга Михайловна

Предмет

информатика

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

18 человек, 3 класс (класс не делится на подгруппы, т.к. в классе есть мобильный класс)

Продолжительность урока (занятия)

40 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

 «Кодирование информации»

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. Информатика. Учебник  для третьего класса.Часть 1.  М., Бином, 2014г.

Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса. Часть 1. М., Бином, 2014г.

 Матвеева Н.В. и др. Электронное приложение. Информатика и ИКТ. 3 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на Единой коллекции ЦОР (www.school-collection.edu.ru).

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

3 урок в разделе «Действия с информацией», состоящего из 8 уроков.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

В классе10 мальчиков, 8 девочек, возраст 9 лет. В классе обучаются учащиеся с хорошим  уровнем развития. Все учащиеся 3 класса с большим интересом работают на уроках информатики. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в школьных конкурсах и олимпиадах различного уровня по информатике. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом.

Предметная цель урока

Обучение способам кодирования информации. Приобретение учащимися навыков решения задач на кодирование информации.

Метапредметная цель урока

Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.

Личностная цель урока

Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.

1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий "кодирование" и "код.

1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими связей, существующих  между изучаемыми понятиями и их применением в реальной жизни.

2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.

3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

3.2. Организовать работу в парах.

3.3.Организовать работу индивидуально.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Учащиеся должны понимать:

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

уметь:

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Актуализация понятий: данные, кодирование, декодирование, кодировочные таблицы.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Создать благопри

ятную

обстано

 вку

2мин

Метод «Приветствие»

заимствованный

Цели и задачи: создание творческой атмосферы, позитивного настроя.

Материалы: нет

Технология проведения: Все учащиеся   обмениваются взглядами друг с другом, тем самым  приветствуя друг друга, демонстрируя свое  доброе отношение друг к другу.

-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг

с другом.

Регулятивная: умение настраиваться на рабочий процесс.

Социальная: способность уважительному отношению  друг к другу.

Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс.

Целеполагание или погружение в тему

2 мин

Метод "Ребус"

заимствованный

Цель: Выяснить тему урока, и определить цели

Участники: все обучающиеся

Материалы:  Презентация

Оборудование: Проектор, компьютер

Проведение:

На представленном слайде отгадайте ребус и вы узнаете тему урока

Высказываться по одному (после разрешения) по очереди

Обеспечивает мотивацию участников урока и побуждает  к  осмыслению личной цели участника на  данном уроке.

Закрепление изученного (домашнее задание)

2 мин

Метод "да" "нет"

заимствованный

Цель определить что можно делать с информацией?

Педагог зачитывает глаголы, если можно это проделывать с информацией дети отвечают «да», если нет, то отвечают «нет»

Но вообще вместо да или нет для малышей можно стучать ногами и хлопать руками.

После игры вопрос детям:

Как Вы думаете, чему Вы сегодня научитесь?

1.     создавать; да хлопать руками

2.      плавать, нет стучать ногами

3.      кушать, нет стучать ногами

4.      передавать; да хлопать руками

5.      воспринимать; да хлопать руками

6.      играть, нет стучать ногами

7.      использовать; да хлопать руками

8.      скакать, нет стучать ногами

9.      запоминать; да хлопать руками

10.   принимать; да хлопать руками

11.   прыгать, нет стучать ногами

12.   копировать. да хлопать руками

13. кодировать .да хлопать

Обеспечивает  личностно-ориентированное обучение, побуждает к командному взаимодействию

Фаза 2 «Работа над темой»

Теоретическая часть. (Объяснение нового материала с использованием презентации).

15 мин

Интерактивна я лекция

Заимствованный, но измененный и адаптированный

Цель: Обеспечить учащимся возможности получения новых знаний по теме

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы:  Презентация

Оборудование: Проектор, компьютер

Проведение: Учитель предлагает ученикам  разбиться на группы (по 3-4 человека), каждой группе даны разные слова КОМПЬЮТЕР, МОНИТОР, КЛАВИАТУРА, которые каждая команда  шифрует заданным способом.

Далее учащиеся работают в р.т. с 34 номер 1 записывают, что такое кодирование и для чего его используют.

 Выполняют самостоятельно задания 5.(декодируют слова)

После выполнения работы:

Учитель просит детей обменяться работами.

Учитель демонстрирует  правильные ответы и сосед проверяет соседа  

Затем после проверки дети вернут тетради владельцам

Затем после проверки дети вернут тетради владельцам

 Затем учитель спрашивает:» Кто из ребят, хочет поблагодарить контролера за  качественную работу, потому что он помог Вам увидеть допущенные Вами ошибки?» И Даёт им слово, а затем спрашивает: «Кто из проверяющих хочет поблагодарить автора за отличную работу и пояснить что сделано очень хорошо»

Первая команда шифрует с помощью пронумерованного алфавита  

Вторая команда шифрует с помощью Семафорной азбуки

Третья команда шифрует с помощью пляшущих человечков.

После выполнения работы каждой группой предлагается проверить правильность выполнения заданий (задания  и ответы каждой группы по очереди выводятся на слайдах).

Умение работать в группах

Объяснение темы в процессе работы с учебником - новые знания по теме;

- развитие навыков чтения

- развитие логического  мышления и зрительной памяти;

-владение монологической и диалогической формами речи

- возможность высказать своё мнение и быть выслушанным;

- умение работать в группах и индивидуально

Разминка

1 мин

Метод «Лови мяч» (перед практической работой)

Заимствованный,

Цель: Обеспечить снятие напряжения и усталости,  восстановление энергии  

Участники: все обучающиеся

Повторения правил ТБ за компьютером.

Оборудование: мяч.

Проведение :Ученики по очереди ловят мяч и называют одно из правил поведения в компьютерном классе (при этом возвращают мяч учителю).

Нельзя кушать в кабинете информатики;

Нельзя трогать провода и др.

Ученики по очереди ловят мяч и называют одно из правил поведения в компьютерном классе (при этом возвращают мяч учителю).

Формирование навыков самоорганизации,  здорового образа жизни

Проработка содержания темы обучающимися

15 мин

Метод: «От теории к практике»

Заимствованный, но измененный и адаптированный

Цель: Обеспечить учащимся  возможность закрепления  знания,  и практических навыков по теме

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы:  Презентация Выполнение практического задания из ЦОР «Мир информатики»

Компьютерный практикум Учащимся в приложение нужно расшифровать все предложенные слова и набрать их с клавиатуры.

Учащиеся закрепили  знания,  и основы практических навыков по теме

Получили:

- навыки набора букв с клавиатуры,

- умение работать в группах и индивидуально

- развитие внимания и памяти;

- развитие речи

- умение приводить примеры из личного опыта

- развитие навыков чтения

- владение монологической и диалогической формами речи

- развитие взаимооценки и самооценки;

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Электронная физминутка  (после практической работой)

1 мин

Заимствованный

Цель: Обеспечить снятие напряжения и усталости с глаз

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы:  Видеоролик

Оборудование: Проектор, компьютер.

Ученики выполняют действия с глазами, показанные на слайде.

Формирование навыков самоорганизации,  здорового образа жизни

Подведение итогов

1 мин

Метод "Смайлик"

Заимствованный

Провести рефлексию: оценить, насколько выполнены поставленные задачи, сформулировать, какие из ранее изученных знаний пригодились для выполнения задач.

Цветные смайлы,  каждому по три цвета.

Красный - мне не понятно, я ничего нового не узнал.

Желтый- я много узнал нового, но мне кое что не понятно.

Зеленый- я много узнал нового и мне все понятно.

Обучающийся прилепляет на доску  смайлик соответственно оценке результата. Затем, проводится краткий анализ.

Развитие навыков работы с информацией,  внимания и памяти, анализа и сравнения, самооценки.

Домашнее задание (если  предполагается)

1 мин

Учебник и р.т.

Цель: Выдать задания для закрепления ЗУН

Участники: все обучающиеся

Необходимые материалы: Презентация

Оборудование: Проектор, компьютер

Проведение:

Дома вы продолжите работу

- Запишите Д/З в дневник

С 36 номер 6 , учебник параграф 7.

Д/З записать в дневники

Закрепление ЗУН выданного материала


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Использование технологии АМО позволило обучающимся самостоятельно или при помощи одноклассников закрепить и систематизировать знания по теме на уровне материала учебника. Причем активное участие принимали все учащиеся, даже те, которые обычно отвлекаются и не работают.

Технология АМО повышает результативность и качество урока. Данная технология  позволяет управлять классом в процессе урока, вовлекать всех учеников в образовательный процесс, повышать  познавательную активность учеников и достигать  целей урока. Активные методы обучения  обеспечивают   разнообразие деятельности учащихся в процессе освоения материала урока.

1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему.

2 фаза – работа над темой, обеспечивает закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения.

3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока.

b. Данная технология позволяет начать работу по реализации ФГОС второго поколения в среднем и старшем звене. При этом осуществление работы по формировании УУД проходит на фоне положительного восприятия ребенком школы и процесса обучения.

Ребятам понравилось самостоятельно работать в группах, искать ответы на вопросы. Они отметили, что задания решались намного быстрее, чем это было на традиционном уроке. А веселые минутки поднимали настроение.   

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Результаты обучения:

Обучающиеся понимают основные понятия (код, кодирование информации),

Обучающиеся умеют  преобразовывать разные виды информации,

Обучающиеся имеют представления о правилах, используемых в кодировании информации.

Результаты воспитания и социализации:

У обучающихся отработаны навыки работы в группах.

Результаты развития:

У обучающихся отработаны элементы логического, аналитического и абстрактного мышления.

У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности.

1фаза использует АМО: «приветствие», «ребус», организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока.

2 фаза основана на применении АМО «работа в группах» выполняет задачу проработки темы как основного этапа урока, он активизирует творческий потенциал обучающихся и способствуют проверке и систематизации знаний обучающихся.

3 фаза основана на применении АМО «мяч», «смайлик» с целью проверки степени усвоения учащимися изученного материала и как итог урока.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Все этапы урока  направлены на реализацию компетентностного подхода. Урок построен с учетом деятельностного подхода. Степень реализации принципов современного образования на данном уроке достаточно высока.

Физическая активность и отсутствия статического напряжения зрения (ученикам не надо весь урок смотреть на доску) соответствует принципу здоровьесбережения. Работа в коллективе, спокойная и доброжелательная атмосфера на уроке, адресная помощь при затруднениях, уважительное отношение учителя и учеников к личности и мнению каждого отражает принципы духовно-нравственного развития и индивидуального подхода.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

С помощью использования технологии АМО планируется достичь создание свободной творческой обстановки, наполнение каждого действия участников смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечение в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, обеспечение совместной работы  обучающихся в постановке целей и определении путей  их достижения, организация групповой работы.

Методическая ценность  урока/занятия

Организация активного обучения с применением АМО технологии на каждом этапе урока. Возможность применения данной формы проведения урока по предмету и внеклассного мероприятия в любой параллели  школьного курса информатики.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложение 1. Мультимедийная презентация (выполнена в программе MS PowerPoint).

Приложение 2. Кодировочные таблицы.

Приложение 3.ЦОР Мир информатики.

Приложение 4 Картинки смайликов.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. Информатика. Учебник  для третьего класса.Часть 1.  М., Бином, 2014г.

Н.В.Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К.Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса. Часть 1. М., Бином, 2014г.

 Матвеева Н.В. и др. Электронное приложение. Информатика и ИКТ. 3 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) на Единой коллекции ЦОР (www.school-collection.edu.ru).

Примечания автора/ов

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Конспект урока по ФГОС с использованием сингапурских методов обучения на тему: «Повторение пройденного материала по теме «Имя прилагательное».

Урок разработан по ФГОС с использованием сингапурских методов обучения. Включает в себя презентацию, аудиозапись , видеофизкультминутку и конспект урока...

Статья "Использование активных методов обучения для повышения учебной мотивации на уроках информатики"

Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» учащемуся. При этом увеличение объема учебной информации наблю...

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

Урок информатики в 5 классе с использованием активных методов обучения. "Компьютерная графика. Знакомимся с инструментами графического редактора"

Разработка урока информатики в 5 классе с использованием  активных методов обучения.Технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного проц...

Конспект урока физической культуры по технологии активных методов обучения

конспект разработан по технологии активных методов обучения...

Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...