Программа "Волшебный лоскуток"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Управление образования Ступинского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Семёновский центр эстетического воспитания детей»
Согласовано Утверждаю
педагогическим ___________Е.В. Прищеп
советом школы
протокол №____ от ________
Дополнительная образовательная программа творческого объединения:
"ВОЛШЕБНЫЙ ЛОСКУТОК"
Педагог дополнительного образования:
Рязанова Надежда Николаевна
Срок реализации 3 года
(возраст детей от 7 до 15 лет)
Сентябрь 2013г.
с. Семёновское
Содержание:
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Учебно-тематический план 1 года обучения
- Содержание программы 1 года обучения
- Учебно-тематический план 2 года обучения
- Содержание программы 2 года обучения
- Учебно-тематический план 3 года обучения
- Содержание программы 3 года обучения
- Методическое обеспечение программы
10.Литература
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.Концептуальная часть программы
Данная программа модифицированная. Программа имеет направленность декоративно – прикладное творчество и ИЗО. Шитьё из лоскутков, корни которого уходят в далёкое прошлое, среди известных видов рукоделия занимает особое место. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явились бедность и бережливость (в славянской культуре не принято было ничего выбрасывать). Именно это вынуждало женщин из остатков кроя, старой одежды делать изделия окружающего быта. С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое .Во многих странах шитье из лоскута стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. В России лоскутное творчество стало интенсивно развиваться во второй половине XIX века. В 20-е годы этот вид искусства не вошёл в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и сохранялся только усилиями немногих мастериц в основном на севере и на юге России.
Сегодня этот незаслуженно забытый вид красочного творчества начинает постепенно возрождаться, о чем свидетельствуют Всероссийские фестивали лоскутного искусства в Санкт-Петербурге, Иваново и др. городах. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Сегодня силы компьютерного века угрожающе соединяются с моралью века "каменного".Опыт работы с детьми показывает, как пагубно действует на детские души виртуальная агрессия, управляющая их эмоциями. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться лоскутному творчеству, но и изучать этикет, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют погружению в удивительный мир славянской культуры. Опыт работы с детьми показывает, как порой не хватает им духовного общения со взрослыми.
Данная программа предполагает деятельный подход к освоению традиционной культуры не только детьми, но и родителями, и педагогами. По уровню освоения эта программа является обще развивающей, так как способствует формированию духовного мира детей, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.
Актуальность занятий таким видом рукоделия, особенно важно для детей небольших городов и сельских населенных пунктов, проявляется не только в решении проблемы свободного времени, но и в существенной помощи семейному бюджету, а главное в целенаправленной и осознанной ориентации в выборе профессии.
По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности). Возраст детей: от 7 до 15 лет. Срок реализации: 3 года. Занятия первого и второго года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 ч.
2.Цели и задачи образовательного процесса
Целью данной программы является создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого ребенка на основе постижения им нравственных основ народной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники традиционного лоскутного искусства.
Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем.Важной задачей является приучение детей к аккуратности, воспитание терпения на трудном пути постижения мастерства, чувства, бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
-Формирование специальных знаний по предмету (основы цветоведения, материаловедения, портновские термины).
Приобретение технических знаний, умений и навыков (подготовка материалов к работе, стежки и строчки, виды простых лоскутных орнаментов "Елочка", "Колодец" и др.).
Воспитательные:
-Приобщение детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству.
-Формирование внимания, уважения к людям, терпимости к чужому мнению ,культуры поведения и общения в коллективе.
Развивающие:
-Повышение деловой активности обучающихся и других качеств, необходимых подрастающему поколению.
-Подготовка обучающихся в рамках центра будущей семейной жизни, прививаем практические навыки в работе с иглой, нитью, тканью.
-Развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие художественных способностей каждого ребенка.
-Развитие эстетического восприятия художественного вкуса, творческого воображения.
-Обогащение разнообразие досуга таким популярным рукоделием, как лоскутная техника.
Социальные:
-Создание благоприятной атмосферы для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
-Помочь ребенку найти друзей и самореализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами и родителями.
-Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг
3.Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств(любовь и уважение к Родине, умение общаться со сверстниками и взрослыми и т.д.).
На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:
-Беседы в форме вопрос-ответ, с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.
-Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысит интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.
-Контрольные работы на время. Устраиваются для проверки навыков шитья, умения подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного вычерчивая схемы и выполнения простейшего изделия.
-Основной формой проведения итогов обучения является участие детей коллектива в районных, городских всероссийских и международных выставках и фестивалях.
-Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья ("Елочкой", "Колодец" и др.).
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | теория | практика | общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. | Вводное занятие "Кто мы?" | 1 | – | 1 |
1 | Историческая память народа | 2 | – |
|
2 | Народная культура | 2 | 1 |
|
3 | Декаративно-прикладное искусство | 3 | – |
|
4 | Лоскутное искусство | 2 | 4 |
|
5 | техника безопасности | 1 | – |
|
II. | осеннее новолетие | – | – |
|
1 | "всякому лету аминь!" | 2 | 1 |
|
2 | Красота Земли-Матушки (основы цветоведения) | 3 | 3 | 6 |
3 | Щедрая осень | 3 | 3 | 6 |
III. | "Хозяйка Мира" | – | – | – |
1 | "Матушка Покрова" | 2 | 7 | 9 |
2 | "Как рубашка в поле выросла?" (основа материаловедения) | 3 | 9 | 12 |
IV. | "Вслед за солнышком живем" | – | – | – |
1 | Ритм-способ организации явлений природы и человеческой деятельности | 1 | – | 1 |
2 | Ритм в народном орнаменте | 1 | 2 | 3 |
3 | Лоскутный орнамент. Лоскутные орнаменты из полос | 2 | 6 | 8 |
4 | Символика народных орнаментов. Лоскутные орнаменты из квадратов | 2 | 6 | 8 |
5 | Древняя техника лоскутного шитья на Руси - "Треугольники" | 1 | 8 | 9 |
V | Народные обряды и обычаи зимних святок | – | – | – |
1 | Рождественские подарки | 1 | 6 | 7 |
2 | Рождественская звезда. Лоскутная схема "Звезда" | 2 | 10 | 12 |
3 | Повторение пройденного | 3 | – | 3 |
VI. | О чем расскажет нам народный костюм? | – | – | – |
1 | символика народной одежды | 3 | 6 | 9 |
2 | компоненты старинного костюма. Тряпичная кукла в народном костюме | 3 | 15 | 18 |
3 | Повторение пройденного | 3 | – | 3 |
VII. | "Душа ль моя Масленица" | – | – | – |
1 | Образ праздника "Масленица" в русской народной традиции | 3 | 3 | 6 |
2 | Веселая ярмарка | 1 | 8 | 9 |
VIII. | "Мост на семь верст" | – | – | – |
1 | Обряды и обычаи Великого Поста. Пасхальные подарки | 3 | 9 | 12 |
2 | Весенние заклички (лоскутная пластика) | 2 | 7 | 9 |
3 | К Светлому дню | 2 | 16 | 18 |
4 | Повторение пройденного | 3 | – | 3 |
IX. | Весеннее новогодье | – | – | – |
1 | "Вот пришел к нам Егорий" | 3 | 9 | 12 |
2 | "Весна-красна" | 1 | 7 | 8 |
X | Итоговое занятие | 6 | – | 6 |
Всего часов | 70 | 146 | 216 |
Содержание программы 1-го года обучения
Вводное занятие
Ознакомление с содержанием программы. Режим работы. Основные темы. Необходимое оборудование.
"Кто мы?"
Историческая память народа
Понятие о роде человеческом как творческой, призывающей к жизни силе природы. Понятие"народ".Беседа с элементами игры.
Народная культура
Многообразие видов народной художественной культуры. Культура как форма общенародной памяти.
Декоративно-прикладное искусство
Понятие ДПИ, его отличие от других видов искусства. Показ видеофильма"Прикладное искусство".
Лоскутное искусство
история мирового лоскутного искусства. Техника безопасности. Подготовка ткани и инструментов к работе. Виды стежков и швов.
Осеннее новолетие "Всякому лету аминь!"
Знакомство с осенними праздниками народного календаря. Знакомство с древними обрядами и обычаями жатвы. Праздник"Капустник".
Красота Земли-Матушки
Начальные сведения о цвете. Эмоциональные свойства цвета. Какие бывают краски и имеют ли они характер.
"Как рубашка в поле выросла?"
Начальные сведения о ткани. Откуда берется нитка? Знакомство с видами натуральных волокон. Виды, фактура тканей, узоры.
"Вслед за солнышком живем".
Ритм-способ организации явлений природы и человеческой деятельности
Представление о ритме в жизни природы и человека. Меры природных ритмов. Образ петуха как вестника восхода солнца в народной культуре.
Ритм в народном орнаменте
Отображение ритма человеческой жизни в народной культуре(древо жизни).Выполнение портретов разных времен года(работа с красками).Орнаменты на старинных предметах быта. Игра "напиши письмо в прошлое".
Лоскутный орнамент
Основные составляющие лоскутных орнаментов. Коллективная контрольная работа "Дом из кирпичиков".
Символика народных орнаментов. Лоскутные орнаменты из квадратов
Знаки земные и знаки воды, воздуха, души. Составление из элементов-знаков "рассказа" о мире, природе. Шитье образца салфетки по придуманной схеме.
Древняя техника лоскутного шитья на Руси-"Треугольник"
Составление схем из треугольников. Шитье образца(подушечка) по схеме "русский квадрат".
Народные обряды и обычаи зимних святок. Рождественские подарки
Знакомство с праздником "Зимние святки".Сложный состав праздника. Народные обычаи Рождественские подарки. Составление схемы и шитье "Сапожка".
Повторение пройденного
Выставка и обсуждение работ за полугодие
О чем расскажет нам народный костюм?
Компоненты старинного костюма. Тряпиная кукла в народном костюме.
Знакомство с типами женского костюма, Компоненты костюма. Изготовление куклы из лоскутов. Изготовление народного костюма для куклы. Выставка "Кукольный хоровод".
"Душа ль моя масленица"
Образ праздника "Масленица" в русской народной традиции
Особенность обычаев на Масленицу как прощание со старым и ожидание нового. Значение солнечных знаков. Изготовление "Солнышка".
Весенние заклички (лоскутная пластика)
Знакомство с обычаями заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).
К светлому дню
Роспись пасхальных яиц и изготовление открыток(лоскутная пластика).
Повторение пройденного
Выставка и обсуждение работ
"Весна-красна"
Какого цвета весна? Природа цвета, гармоничные сочетания. Составление "портрета" весны(коллективная работа).Изготовление открыток на тему "Весенний первоцвет" (лоскутная пластика)
Итоговое занятие. Выставка лучших работ за год.
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения.
По окончании 1 года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
-Освоить ритмическую последовательность традиционного народного календаря, особый символический язык народной культуры, образы словесного и изобразительного искусства, возникшие в результате осмысления мира природы нашими предками. -Открыть для себя нравственные и эстетические ценности, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека. -Научится понимать свою причастность к вечному циклическому движению природы и бережно относиться к ней. -Научится понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним | -Научится правильно подготавливать ткань к работе подбирать ее по цвету и фактуре. -Освоить простые портновские термины и виды швов. -Получить навыки шитья на швейной машинке. -Овладеть видами простейших техник лоскутного шитья ("Елочкой","Колодец" и др.). |
3. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | теория | практика | общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. | Вводное занятие "Откуда мы? Чем живы?" | 1 | – | 1 |
1 | Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего города | 3 | 3 | 6 |
2 | Лоскутное искусство России | 3 | 6 | 9 |
II. | Осеннее новолетие | – | – | – |
1 | Какого цвета осень? | 3 | 9 | 12 |
2 | С "Новым годом", с новым урожаем! | 2 | 10 | 12 |
III. | "Хозяйка Мира" | – | – | – |
1 | Матушка Природа | 2 | 7 | 9 |
2 | В гостях у Василисы Примудрой | 1 | 8 | 9 |
IV. | Повторение пройденного | 3 | – | 3 |
V | Дом, открой свою тайну! | – | – | – |
1 | Дом как Мир | 3 | 3 | 6 |
2 | "Кто, кто в теремочке живет?" | 3 | 9 | 12 |
3 | "Скатерть бела, весь Мир одела" | 3 | 6 | 9 |
VI. | Готовимся к зимним святкам | – | – | – |
1 | Зимние сказки (лоскутная аппликация) | 3 | 15 | 18 |
2 | Рождественские открытки | 1 | 4 | 5 |
VII. | Повторение пройденного | 3 | – | 3 |
VIII. | О чем расскажет нам народный костюм? |
|
|
|
1 | Женский костюм, его символы, и составляющие |
|
|
|
2 | "Ах, сошью я, матушка, красный сарафан" |
|
|
|
IX. | "Широкая Масленица" | – | – | – |
1 | "Веселая карусель" (цветоведение) | 3 | 6 | 9 |
2 | "Ярмарка" | 1 | 5 | 6 |
X. | "Мост на семь верст" | – | – | – |
1 | Великий пост-золотые руки | 3 | 18 | 21 |
2 | Жавороночки, прилетайте к нам! | 2 | 4 | 6 |
3 | Пасхальное яйцо (лоскутная пластика) | 2 | 7 | 9 |
XI. | Повторение пройденного | 3 | – | 3 |
XII. | Во поле, во зеленом дубровье | – | – | – |
1 | "Не бывать весне на Руси святой без Егория!" | 1 | 8 | 9 |
2 | "Ай, ай, месяц май" | 1 | 5 | 6 |
| Итоговое занятие | 6 | – | 6 |
| Всего часов | 62 | 154 | 216 |
4. Содержание программы 2-го года обучения
Вводное занятие:
Основные темы 2-го года обучения. Режим работы. Необходимое оборудование. Техника безопасности.
Откуда мы? Чем живы? Повторение тем. Народная культура. ДЛИ нашего народа.
Народные промыслы: Хохлома, Гжель, дымковская игрушка Путешествие в историю русского быта по русским народным сказкам.
Лоскутное искусство России.
Лоскутное искусство .Особенности его развития в России. Просмотр видео-фильма Всероссийского фестиваля "Лоскутный стиль".
Осеннее новолетие. Какого цвета осень?
Красота и неповторимость осенних деревьев. Осенние листья из лоскутков. Коллективная работа (лоскутная мозаика)
С Новым годом, с новым урожаем!
Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы.
Хозяйка Мира матушка природа
Образ женщины в народном изобразительном искусстве, загадках, сказках. Материаловедение.
В гостях у Василисы Премудрой
Отражение идеи трудолюбия, доброты и добросовестности в русских народных сказках. Шитье мини-коврика.
Повторение пройденного
Выставка и обсуждение работ.
Дом, открой свою тайну! Дом как Мир.
Образы природы, Вселенной и человека в конструкции дома, его убранстве. Композиция на тему "Крестьянский дом"(работа с красками и лоскутом).
"Кто, кто в теремочке живет?"
Текстильное убранство дома. Продолжение темы "Лоскутные орнаменты".
"Скатерть бела, весь Мир одела"
Основы композиции "Тайна Белого листа".Рисование композиционных схем и образцов. Создание эскиза. Составление композиций на темы Рождества и зимних сказок.
Готовимся к зимним святкам. Зимние сказки(лоскутная аппликация)
Повторение темы "Зимние святки","Святочные посиделки", "Коляда".Выполнение аппликации (панно) на темы зимних сказок.
Рождественские открытки
Изготовление Рождественских открыток с применением лоскута и клея.
Повторение пройденного.Выставка лучших работ за полугодие. О чем расскажет нам народный костюм? Женский костюм, его символы и составляющие.
Русский народный костюм -художественный язык народной культуры. Одежда как цельный образ народа. Смысловое значение орнаментов и деталей одежды. Изготовление девичьей повязки на голову.
"Ах, сошью я, матушка, красный сарафан"
Снятие мерок, изготовление выкройки и шитье сарафана.
"Широкая масленица"."Веселая карусель".
Повторение темы "Цветоведение"
"Ярмарка"
Повторение пройденных тем. Изготовление небольших изделий (салфетка, подушка, прихватка).
"Мост на семь верст". Великий пост-золотые руки
Смысл поста в народной традиции. Пост как благодетельная норма жизненного поведения. Витражные аппликацию
Жавороночки, прилетайте к нам!
Весенние заклички птиц как способ заклинания весны. Изготовление птиц (лоскутная пластика).
Пасхальное яйцо(лоскутная пластика)
"Роспись пасхальных яиц".Изготовление объемных салфеток для куличей и яиц.
Повторение пройденного. Во поле, во зеленом дубровье. "Не бывать весне на Руси святой без Егория!".
Народные обряды Егорьева дня, его связь с идеей весны. Выполнение небольших изделий по пройденным схемам.
"Ай, ай, месяц май"
Коллективная творческая работа на тему "Весна-красна".
Итоговое занятие: подведение итогов года, выставка лучших работ.
Ожидаемые результаты к концу второго года обучения.
По окончании 2 года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
- эмоциональные свойства цвета - основные составляющие лоскутных орнаментов - цветоведение - материаловедение - календарная обрядовая культура | - чтение и составление схем из треугольников - составление схемы и шитье «Сапожка» - шитье мини коврика - изготовление небольших изделий (салфетка, подушка, прихватка) |
5. Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Теория | Практика | Общее кол-во ч. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | Вводное занятие «Все мы живем на Божьей росе; под красным солнышком» | 1 |
| 1 |
1 | «С кем поведешься,от того и наберешься» | 2 | 3 | 5 |
2 | Что сторона, то новина | 3 | 3 | 6 |
3 | Лоскутное искусство стран Европы и Америки | 9 |
| 9 |
II | осеннее новолетие |
|
|
|
1 | Осень велика,зима долга(геометрическая композиция лоскутных изделий) | 3 | 15 | 18 |
2 | Льняные смотрины(объемные лоскутные элементы) | 2 | 10 | 12 |
III | Повторение пройденного | 3 |
| 3 |
IV | Дом,открой свою тайну |
|
|
|
1 | Мир как дом(пэчворк) | 3 | 9 | 12 |
2 | Счастье тому,кто в этом дому | 2 | 12 | 14 |
V | Повторение пройденного | 3 |
| 3 |
VI | Готовимся к зимним святкам |
|
|
|
1 | Добро творить-себя веселить | 2 | 12 | 14 |
VII | Повторение пройденного | 3 |
| 3 |
VIII | О чем расскажет нам народный костюм? |
|
|
|
1 | Лоскутная техника в костюме | 3 | 6 | 9 |
2 | Традиции в моделировании одежды | 3 | 15 | 18 |
IX | Широкая масленица |
|
|
|
1 | "Как потрудился,так и повеселился" | 3 | 15 | 18 |
X | Повторение пройденного | 3 |
| 3 |
XI | Мост на семь верст |
|
|
|
1 | "Учись доброму, худое на ум не пойдет" | 3 | 15 | 20 |
2 | "В день свят суеты спят"(традиции пасхального подарка) | 4 | 10 | 10 |
XII | Повторение пройденного | 3 |
| 3 |
XIII | Весеннее новогодье |
|
|
|
1 | Пора землю будить(современные мозаичные узоры) | 2 | 7 | 9 |
2 | "Доброе семя-в добрую пору" |
| 9 | 9 |
XIX | Итоговое занятие | 4 |
| 5 |
Всего часов | 66 | 150 | 216 |
6.Содержание программы 3 -го года обучения.
Вводное занятие
Основные темы программы третьего года обучения. Режим работы. Техника безопасности.
"Все мы живем по божьей росе, под красным солнышком"."С кем поведешься, от того и наберешься".
Взаимный обмен в области материальной культуры разных народов мира. Чувство единства с природой.
"Что сторона, то новина".
Своеобразие культур народов мира. Сравнение техник гавайской и персидской аппликации.
Лоскутное искусство стран Европы и Америки.
Сравнение техник пэчворка и квилинга. Художественное и техническое выстегивание.
Осеннее новолетие. "Осень велика, зима долга".
Обрядовость осенних работ. Глубина народной памяти. Вычерчивание орнамента, изготовление образца одного из орнаментов.
Льняные смотрины
Покровские вечерки. Осенне-зимние женские рукоделия. Лоскутные объемные элементы. Шитье небольших изделий.
Дом, открой свою тайну! Мир как дом
Образ вселенной как обычного дома. Внешнее и внутреннее убранство дома. Пэчворк.
"Счастье тому, кто в этом дому".
Текстильные предметы интерьера. Шитье небольшого комплекта интерьера (скатерть, салфетки, прихватки).
Готовимся к зимним святкам."Добро творить-себя веселить".
Повторение темы "Зимние святки".Изготовление аппликаций на рождественские темы.
О чем расскажет нам народный костюм? Лоскутная техника в костюме.
Традиции применения лоскутных узоров и аппликаций для украшения одежды.
Широкая масленница. "Как потрудился, так и повеселился"
Традиционные техники в лоскутных узорах русского лоскутного искусства. Шитье покрывала.
Мост на семь верст."Учись доброму, худое на ум не пойдет"
Духовный смысл поста в народной традиции. Характера ручного труда во врем поста.
"Вдень свят суеты спят"
Традиции пасхального подарка. Изготовление салфетки - мелажницы.
Весеннее новогодье. "Пора землю будить"
Сила пробуждения природы. Современные сложные мозаичные узоры.
"Доброе семя в добрую пору"
Коллективная работа на тему "Мировое древо".
Итоговое занятие. Подведение итогов и выставка лучших работ за год.
Ожидаемые результаты к концу третьего года обучения.
По окончании 3 года обучения дети должны:
Знать | Уметь |
- традиции применения лоскутных узоров и аппликаций для украшения одежды - лоскутное искусство России - лоскутное искусство стран Европы | - изготовление салфетки – мелажницы - лоскутная техника в костюме - создание эскиза и составление композиций на эту тему. - шитье покрывала |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Основной формой работы творческого объединения «Волшебный лоскуток» является учебное занятие.
В процессе освоения курса используются следующие типы учебных занятий: изучение нового материала (объяснение, обобщение, выполнение работ с использованием предложенных образцов), самостоятельного применения знаний, умений и навыков (аттестационные работы, выставки, ярмарки). Также проводятся занятие-праздник, занятие-игра. Высокая работоспособность детей обеспечивается за счет поддержания интереса в течение всего занятия различными формами и методами преподавания используются индивидуальные и групповые формы. Чтобы создать атмосферу творчества используются беседы, викторины, конкурсы.
Основными методами обучения в творческом объединении являются:
- объяснительно –иллюстративные, метод консультирования, практическое закрепление полученных на занятиях знаний, метод проверки и контроля знаний за их выполнением, использование для обучения различных пособий и журналов. Наряду с этими традиционными методами , программа обучения предполагает так же использование и других форм и методов обучения и воспитания: это и диспуты, и обмен мнениями, и посещение выставок.
Одним из методов, способствующих достижению поставленных в ходе занятий декоративно-прикладным творчеством задач, является индивидуально комплексный подход к учащимся, который заключается:
-в создании разновозрастных групп, когда дети младшего и среднего возраста, занимаясь одновременно, осваивают программу, выполняя задания разной степени сложности изделий (в зависимости от возраста и способностей
-в возможности освоения каждым учеником различных техник отделки изделий, что значительно расширяет у детей диапазон их теоретических познаний и практических навыков.
Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучения младших
то формирует такие черты характера, как взаимопонимание, взаимовыручка, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, этот метод облегчает дифференцированный подход к обучению ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных учащихся и в то же время, позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.
Отличным фоном на занятиях является тихая, спокойная музыка, создающая детям хорошее настроение и работоспособность. У детей есть время подумать о своих близких и друзьях, приготовить им сюрпризы и подарки.
Вопросы эстетического воспитания присутствуют на каждом занятии: расположение узора, соответствие декора назначению оформляемого изделия, его особенности. Важны цветовая гамма, соотношение размера цветной отделки с размерами вещи.
Особенно важно развитие художественного вкуса, гармонии, колоритных цветовых сочетаний, кроме того, все изделия получаются неповторимыми, т.к. для каждого вариант отделки свой, индивидуальный. В процессе работы над изделием дети предлагают свои интересные варианты украшения изделий.
Опыт показал, что только тогда усвоение материала будет прочным, если оно сопряжено с интересом учащихся, с их творческой активностью. Ребёнку важно сохранить свою индивидуальность, самостоятельность и инициативу, для этого применяются формы и методы, при использовании которых развивается и поддерживается интерес к занятию:
1. организация образовательного процесса с вовлечением в процесс поиска, решение задач проблемного характера;
2. связь изучаемого материала с жизнью;
3. увязка материала с ранее приобретёнными знаниями;
4. обучение от простого к сложному;
5.частая проверка и оценка труда детей;
6.поддержка ребёнка похвалой и одобрением, после которого ребёнок работает с двойным усердием;
7.яркость и эмоциональная окраска, вложенная педагогом в учебный материал;
8.понимание того, что игровая деятельность предшествует учебной, а значит лежит в её основе.
Структура занятий такова, что 30-35% времени идёт на теорию и 65-70%-на практическую работу, поэтому, чтобы процесс изготовления изделий не проходил однообразно, его необходимо обогащать другими занятиями интеллектуального и физического плана. С этой целью детям предлагается прочесть стихотворение, рассказать забавную историю, поиграть в игру на развитие памяти и воображения, вспомнить народную пословицу или поговорку.
Для лучшего усвоения детьми учебного материала используются все виды наглядности: демонстрация образцов, изделий, эскизов, схем, иллюстрированной печатной продукции. Такой способ подачи материала повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию воображения, наблюдательности, мышления.
Принцип систематичности, последовательности обучения выражается в том, что на каждом занятии дети обучаются от простого к сложному, с учётом умственных, физических возможностей, достигнутого уровня знаний и умений.
Важным моментом в занятиях ручным трудом являются мероприятия, способствующие мышечной разгрузке ребёнка в перерывах между занятиями, устранение гиподинамии. С этой целью педагог проводит специальную гимнастику для позвоночника, глаз и рук, которую дети с удовольствием выполняют.
В течение учебного года воспитанники принимают участие в тематических выставках лучших творческих работ, ярмарках, благотворительных акциях.
В обучении приемам лоскутной техники, как и в других областях декоративно- прикладного искусства полезна повторяемость полученных знаний для закрепления в памяти определённых навыков. Поэтому учащимся предлагается изучение техник в таком порядке, где каждая новая техника требует повторения знания предыдущей. Техники разные, а приёмы одни и те же. На своих занятиях последовательно усложняю задания в зависимости от индивидуальных способностей. В таких случаях видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать.
Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Стараюсь озадачить ребенка поиском самостоятельного решения, а не сразу даю готовый ответ.
Для этого воспитанникам предлагаю схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, предлагаю детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надёжность усвоения информации, делает учебный процесс более эффективным.
На своих занятиях использую педагогические образовательные технологии: игровые, проблемные, технологии группового обучения, педагогика сотрудничества, технология творческой деятельности.
III. ИНСТРУМЕНТЫ:
1. Иголки разной величины (несколько наборов);
2. Нитки катушечные разных цветов (№ 40, 60, 10);
3. Мулине разных цветов;
4. Шелковые нитки разных цветов;
5. Суровые нитки (лучше кордовую нитку);
6. Наперстки детские (10-15 шт.);
7. Круглогубцы (2 шт.);
8. Ножницы обычные (5 шт.);
9. Круглые деревянные палочки для набивки сшитых форм ватой;
10. Швейная машина (по возможности);
11. Проволочные цветки для расчесывания искусственного меха (3 шт.);
12. Электрический утюг для разглаживания ткани.
IV. ЛИТЕРАТУРА, используемая педагогом для разработки программы.
1.Новицкая М.Ю. "Введение в народоведение("Родная земля").-М.:"Дрофа",1998.
2. Пармон Ф.М. "Композиция костюма".-М:Легпромбытиздат,1997.
3. Муханова И.Ю. "Лоскутное шитье".-М: МИЧ,1998.
4. Лысенко О.В, Комарова С.В. "Ткань. Ритуал. Человек."-СПб,1992.
5. Бондаренко Э.О."Праздники христианской Руси".-Калининград ,1993.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. Чудина Е.В. «Волшебные лоскутки» - Феникс, 2012г.
2. Вали Б.Д., Риколфи Р. «Лоскутное шитье», 2004г.
3. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», Каро, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования "Лоскуток".
Программа разработана для учащихся 5-6 классов....
«Театр моды «Веселый лоскуток», как средство повышения мотивации к трудовому обучению в школе интернат III, IV видов» Учителя технологии Федорова Зинаида Павловна
Важно помнить, что кружковцы не дизайнеры, не модельеры, они только пробуют свои силы в решении творческих заданий.Таким образом, «Театр моды» дает возможность ребенку свободно проявлять свои ин...
Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный лоскуток"
программа художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста....
Образовательная программа "Весёлый лоскуток" для детей 7-10 лет
Программа для ФГОС для детей 7-10 лет...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество". Кружок "Весёлый лоскуток"
Программа кружка разработана на 1 год занятий с детьми 12-15 лет и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.Программа рассчитана на 35 часов ...
Материал открытого занятия кружка «Волшебный лоскуток».
Целью данного занятия является - создание условий для творчества, практических навыков по украшению своего...
Воспитательная работа на факультативе "Модный свет" и кружке "Волшебный лоскуток".
Рассматривается работа индивидуального характера с детьми и их родителями для создания благоприятного климата и положительной атмосферы во внеурочной деятельности....