«На службе Отечеству»
элективный курс (11 класс) по теме
Рабочая программа
элективного учебного предмета:
«На службе Отечеству»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sluzhbe_otechestvu_11_kl.docx | 30.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждена
на заседании ШМО приказом директора
протокол №____ МБОУ «СОШ №3»
от «__»_______2013г. «__»______2013г.
Рекомендована
к утверждению МС
протокол №____
от «__»_______2013г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
г. Моршанска
Тамбовской области
Рабочая программа
элективного учебного предмета:
«На службе Отечеству»
На 2013-2014 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по элективному учебному предмету
Классы :11 «А»
Ф.И.О. учителя Субботин Н.П.
Количество часов в год: 35
Количество часов в неделю: 1
Количество плановых контрольных работ: 0
Количество лабораторных, практических работ: 4
Количество экскурсий: 0
Ф.И.О. авторов программ, по которым ведется обучение: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Вишневская Е.Л., Барсукова Н.А., Латчук В.Н., Марков В.В., Михайлов А.А, Богоявленский И.Ф.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования. При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные планы по курсу ОБЖ и ОВС. Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Армия – часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы, в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране, она так же страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе, как к одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя следует прежде всего, морально, психически и физически ещё со школьной скамьи.
Наша армия – неотъемлемая составная часть нашего общества. Поэтому и воспитание наших обучающихся должно осуществляться в духе общих задач нашего государства. Мы должны быть достойными преемниками и последователями героического прошлого нашего Отечества. Ещё А.В. Суворов говорил, что армия должна быть школой нации. Это должны быть воины-граждане, воины-патриоты, преданные и умелые вооруженные защитники Отечества.
В силу специфики своего содержания, программа направлена на приобретение обучающимися теоретических и практических знаний, умений и навыков действия в экстремальных ситуациях, ибо военная служба для большинства является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знания ОВС помогут молодым людям адаптироваться к суровым условиям военной службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию новых условий бытия.
Программа отличается от подобных программ своей комплексностью. Она включает в себя теоретический материал о Вооруженных силах по различным направлениям подготовки будущих защитников отечества.
Основными целями изучения курса является:
1. Освоение знания об обязанности граждан на защите государства.
2.Воспитание чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения при прохождении военной службе.
Примерная программа применительна к учебной программе ОВС, разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования. Под общей редакцией А.Т. Смирнова «Просвещение» Москва 2010г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10 класса Москва Издательство АСТ 2000г.; а также дополнительных пособий:
для учащихся:
- «Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. Составитель Смирнов А.Т., Литвинов Е.А. Москва Издательство АСТ 2000г.
- «Охрана безопасности жизнедеятельности» учебное пособие. Составитель: Наследухов А.В., Москва «АСТ-ПРЕСС» 2001г.
- общевоинские уставы
- наставление по стрелковому делу.
Курс предназначен для приобретения обучающимися теоретических знаний.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд – лекции, программ обучения, игровых программ.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
- Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Один час в неделю.
Требование к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
Учащие должны:
- знать/понимать:
- основы подготовки к военной службе
- законодательство РФ о военной службе
- виды военной службы
- основные статьи общевоинских уставов в ВС РФ
- историю государственных наград за военное отличие в России
-о миротворческой деятельности ВС РФ
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:
- участия в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта
- участия в военно-спортивной игре «Зарница»
- обеспечения личной безопасности
Методическое обеспечение программы
Основными формами занятий являются:
- Урок изучения нового материала;
- по основной дидактической цели в основном используется комбинированное занятие;
- повторительно-обобщающий урок;
- согласно особенностям программы, возрасту детей формами организации занятий являются групповые занятия, индивидуальные занятия;
- нетрадиционные формы: смотры, игры, соревнования;
Технологии обучения – объяснительно-иллюстративный.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса:
- гуманно-личностная;
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- ИКТ
- здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций образования.
- Ценностно-смысловой;
- учебно-познавательный;
- информационно-коммуникативный;
- межкультурный.
Формы контроля.
- Обобщающие беседы;
- индивидуальный опрос;
- фронтальный опрос;
- тестирование.
Приёмы и методы организации учебно-тренировочного процесса:
- словесные;
- наглядные (схемы, плакаты);
- показ основных приёмов преподавателем;
- практические занятия
Для реализации программы необходимо:
-Уставы ВС РФ -Схемы, плакаты -Информационная и справочная литература |
Содержание учебной программы
Раздел 1. История создания ВС России (5 часов).
Московское государство и его войско. Военные реформы Ивана Грозного. Важные реформы Петра 1. Реформы армии в XIX–начале XX века. Советская Росси и её армия.
Контроль уровня знаний.
- Написание рефератов;
- тестирование.
Раздел 2. Основы военной службы (30 часов).
Раздел 3.Законодательство РФ о военной службе. Назначение и функции ВС РФ. Задачи ВС РФ в современных условиях. Основные формы применения ВС РФ.
Раздел 4.Назначение и функции ВС РФ. Задачи ВС РФ реформирования ВС РФ.
- Система управления войсками.
- Виды и рода войск и их назначение.
- Структура рода войск.
- Воинские звания и знаки различия, форма одежды.
- Воинские должности.
- Общие обязанности военнослужащих.
- Начальники и подчинённые.
-Воинская дисциплина и на чём она основывается.
- Суточный наряд роты.
- Несение караульной службы.
- Строй и управление им.
- Символы воинской славы.
- Знамя воинской славы.
- Принятие военной присяги.
- Ритуал вручения боевого знамени части.
- Ритуал принятия военной присяги.
- История наград за военные заслуги.
- Основные награды СССР и современной России.
- Основные понятия о воинской обязанности.
- Воинский учёт.
- Миротворческая деятельность ВС РФ
Раздел 5. Общевоинские уставы (6 часов).
Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной службы. Строевой устав.
Раздел 6. Боевые традиций ВС России (5 часов).
Символы воинской славы. Боевое знамя воинской славы. Принятие воинской присяги. Ритуал принятия военной присяги.
Раздел 7. История государственных наград за военные отличия в России. Ордена РФ (2 часа).
Награды за военные отличия в XV –XVIIв. Основные награды СССР и современной России.
Раздел 8. Воинская обязанность (2часа).
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт.
Раздел 9. Военные аспекты международного гуманитарного права (1 час).
Миротворческая деятельность ВС РФ.
Наименование разделов, история создания ВС России (5 часов)
Календарно-тематическое планирование На службе Отечеству 11 класс
№ | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы дополнительного содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата по плану | Дата фактич. |
1 | Основы военной службы | Военная служба-особый вид государственной службы. | 1 | Урок изучения и закрепления нового материала | Принцыпы военной службы. | Знать об отличии военной службы. | Фронтальный опрос. | ||
2 | Военная служба= особый вид государственной службы | 1 | Комбинированный урок. | Отличие военной службы и ее особенности. | Уметь использовать полученные знания в жизни. | Тестирование. | |||
3 | Исполнение обязанностей военной службы. | 1 | Комбинированный урок. | Виды военной службы | Знать о видах военной службы. | Фронтальный опрос. Тестирование. | |||
4 | Назначение на воинские должности. | 1 | Урок изучения и закрепления нового материала. | Виды воинских должностей. | Знать о воинских длжностях и их значении. | Фронтальный опрос. | |||
5 | Увольнение с военной службы. | 1 | Урок изучения и закрепления нового материала. | О порядке увольнения с военной службы. | Уметь использовать полученные знания в жизни. | Тестирование. | |||
6 | Общевоинские уставы. | История появления и совершенствования воинских уставов. | 1 | Комбинированный урок. | Первые уставы их значение | Знать о значении и уметь использовать на практике. | Тестирование. Фронтальный опрос. | ||
7 | Взаимоотношения военнослужащих | 1 | Комбинированный урок. | Принцип единоначалия. | Знать о взаимоотношениях военнослужащих. | Фронтальный опрос. | |||
8 | Поощрения и дисциплинарные взыскания. | 1 | Урок изучения и закрепления нового материала. | Виды поощрений и наказаний | Знать о видах и использовать в жизни. | Тестирование.Фронтальный опрос. | |||
9 | Караульная служба-выполнение боевой задачи. |
1 | Комбинированный урок. | Назначение караульной слкужбы. | Уметь использовать полученные знания в жизни. | Фронтальный опрос. | |||
10 | Приказ командира-приказ Родины | 1 | Комбинированный урок. | Роль командира в подразделении. | Уметь выполнять приказы командиров и начальников. | Фронтальный опрос. Тестирование. | |||
11 | Пути формирования дисциплинированности. | 1 | Урок изучения и закрепления нового материала. | Значение воинской дисциплины. | Знать и стараться использовать в жизни. | Фронтальный опрос. | |||
12 | Содержание воинского этикета. | 1 | Комбинированный урок. | Культура взаимоотношения военнослужащих. | Уметь использовать в повседневной жизни | Тестирование. | |||
13 | Взаимоотношения в воинском коллективе. | 1 | Комбинированный урок. | Значение воинского коллектива. | Знать и уметь использовать в жизни. | Фронтальный урок. | |||
14 | Культура поведения военнослужащих. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Поведение на улице.Внешний вид. | Уметь использовать в жизни. | Фронтальный опрос. | |||
15 | Культура поведения военнослужащих. | 1 | Комбинированный урок. | Культура речи. | Знать и уметь использовать в жизни. | Тестирование. | |||
16 | Выражение заслуг и авторитета. | 1 | Комбинированный урок. | Организация прохождения военной службы. | Знать и уметь использовать в практической жизни. | Тестирование. | |||
17 | Воинские звания в Красной армии | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Значение воинских званий. | Знать историю появления воинских званий. | Фронтальный опрос. | |||
18 | Воинские звания по Федеральному закону РФ. | 1 | Комбинированный урок. | Составы военнослужащих | Уметь различать воинские звания. | Тестирование. | |||
19 | История появления воинских званий. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Значение воинских званий | Знать историю появления воинских званий. | Фронтальный опрос. | |||
20 | История появления воинских званий. | 1 | Комбинированный урок. | Смысловое значение воинских званий. | Знать историю появления воинских званий. | Фронтальный опрос. | |||
21 | Порядок присвоения воинских званий. | 1 | Комбинированный урок. | Кто присваивает воинские звания. | Знать порядок присвоения званий. | Фронтальный опрос. | |||
22 | История появления военной формы одежды. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Значение военной формы одежды. | Уметь различать виды одежды. | Тестирование. | |||
23 | Форма одежды Российских военнослужащих. | 1 | Комбинированный урок. | Разновидность военной формы. | Знать о принадлежности к видам и родам. | Тестирование. | |||
24 | Увольнение из расположения воинской части. | 1 | Изучение и закрепление нового материала. | Порядок увольнения. | Знать как осуществляется увольнение. | Фронтальный опрос | |||
25 | Охрана здоровья военнослужащих | 1 | Комбинированный урок. | Механизмы охраны здоровья. | Знать и использовать в практической жизни. | Фронтальный опрос. | |||
26 | Религиозные аспекты военной службы. | 1 | Комбинированный урок. | Военнослужащие и религия. | Знать об отношении к религии. | Тестирование | |||
27 | Ответственность в международном гуманитарном праве. | 1 | Урок изучения и закрепления нового материала. | Военные преступления и ответственность. | Знать об ответственности за воинские преступления. | Фронтальный опрос. Тестирование. | |||
28 | Жизнь и быт военнослужащих | 1 | Комбинированный урок. | Размещение военнослужащих. | Знать какие помещения предназначены для военнослужащих. | Тестирование. Фронтальный опрос. | |||
29 | Военная служба по контракту. | 1 | Комбинированный урок | Правила и значение службы по контракту. | Знать как и с кем заключается служба по контракту. | Фронтальный опрос. Тестирование. | |||
30 | Военная служба по контракту. | 1 | Комбинированный урок. | Категории службы по контракту. | Знать об условиях службы по контракту. | Фронтальный опрос. | |||
31 | Значение распорядка дня для военнослужащих. | 1 | Урок изучения и закрепления нового материала. | Кто утверждает распорядок дня и его значение. | Уметь использовать в практической жизни. | Фронтальный опрос. Тестирование. | |||
32 | Оборудование места для несения службы суточным нарядом. | 1 | Комбинированный урок. | Состав и назначение суточного наряда. | Знать обязанности суточного наряда. | Фронтальный опрос. | |||
33 | Безопасность военной службы. | 1 | Комбинированный урок. | Механизмы обеспечения. | Знать и уметь пользоваться. | Тестирование. | |||
34 | Об обращениях,заявлениях и жалобах. | 1 | Комбинированный урок. | Механизмы действия. | Знать и уметь пользоваться. | Фронтальный опрос. | |||
35 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Служба Отечеству в истории моей семьи"
Данный класный час можно приурочить к празднованию 23 февраля. Необходима подготовительная работа: собрать и отсканировать фотографии родственников , служащих в рядах Российской армии - отцов, дедушек...
«На службе Отечеству» (о жизни и деятельности первого кавалера Ордена Андрея Первозванного графе Ф. А. Головине)
Реферат выполнялся ученицей в рамках Межрегионального конкурса "Служение Отечеству: события и имена". Одна из номинаций конкурса посвящалась Ф. Головину, его жизни и деятельности....
Урок Истоки в 7 классе_Знаки доблести и праведной службы Отечеству.
Конспект занятия предмета "Истоки" в 7 классе. Раздел "Воинство"....
Мудрость правителя на службе отечеству. А. Невский.
Материал данной работы можно использовать на классных часах, на занятиях ОПК и ОРКСЭ. О ратных заслугах князя Невского перед отечеством дети знают. Интересно узнать в чём заключался духовный подвиг А...
Учебный проект:«Армия России – на службе Отечества"
Учебный проект предусматривает изучение причин отказа от службы в армии, профилактики различного рода заболеваний, развитию физических качеств и физической подготовленности будущего солдата, глу...
"На службе Отечеству", посвященный 225- летию М.П. Лазарева, в рамках школьной предметной декады (недели географии)
Материал посвящен одному мероприятию в рамках недели - семинару ( на указанную тему) и содержит методический материал : цели, задачи, задания, ход проведения урока и презентацию преподавателя к данном...
Положение о проведении конкурса чтецов «На службе Отечеству»
Конкурс проводится с целью воспитатния патриотизма, нравственной и политической культуры, формирования гражданско-патриотической позиции...