Урок Истоки в 7 классе_Знаки доблести и праведной службы Отечеству.
методическая разработка (7 класс) по теме
Конспект занятия предмета "Истоки" в 7 классе. Раздел "Воинство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istoki_v_7_klasse_znaki_doblesti_i_pravednoy_sluzhby_otechestv.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9
городского округа город Буй Костромской области
Урок предмета «Истоки»
Тема: «Знаки доблести и праведной службы Отечеству»
7 класс
Урок с использованием истоковской технологии, технологии Критического мышления, ИКТ
Тема урока: «Знаки доблести и праведной службы Отечеству».
Цель урока: Увидеть истинное отношение русских воинов к боевым наградам;
Обобщить знания учащихся об атрибутах русского воинства и об отношениях к ним русских воинов и гражданских лиц.
Задачи:
- Познакомить с историей воинских наград нашего государства в разные эпохи;
- Показать значимость боевых наград для русского воинства;
- Показать, каким должно быть отношение к боевым наградам у гражданского населения;
- Формировать уважительное и почтительное отношение к воинским атрибутам;
- Обобщить знания учащихся об атрибутах русского воинства.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Форма: беседа, работа в четверках.
Оборудование: мультимедийная установка, видеосюжет «Аты-баты. Первые русские награды» (ТК Радость моя. 2009 год).
Ход урока
- Организационное начало урока
Включение в деловой ритм. Организация внимания учащихся.
- Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация
Важной формой материального и морального поощрения, символизирующей признание особых заслуг перед государством, в частности, за воинские отличия в боях и в мирные дни, является награда.
Во все времена подвиги воинов почитались, прославлялись и возвеличивались. Воинов, совершивших боевые подвиги, называли героями.
Ресурсный круг «Ордена не продаются»
- Подготовительный этап
Звучит песня «Ордена не продаются» в исполнении группы «Голубые береты».
- Основной этап
Учитель предлагает ответить учащимся на вопросы:
О чем рассказывает песня?
Почему старушка стыдила героя песни, который, как ей казалось, незаслуженно надел боевой орден?
Как герой песни относится к своей боевой награде?
Что толкает человека продать свою награду?
- Рефлексия
Что почувствовали вы, слушая песню?
Что вы знаете о воинских наградах нашего Отечества?
О чем | Знаю | Хочу знать | Узнал |
Знамена, флаги, штандарты, стяги. |
|
|
|
Воинская одежда |
|
|
|
Погоны |
|
|
|
Воинские награды |
|
|
|
Учащиеся продолжают работать с таблицей об атрибутах русского воинства, заполняя графы «Знаю», «Хочу знать» и выборочно озвучивают свои записи
- Основной этап урока
Слово учителя
Награждение воинов за подвиги, мужество, отвагу берет начало с древнего Рима. Тогда отличившимся воинам давали перстни, пояса, ожерелья, запястья, прозвища. Жаловали земли, деньги, рыцарские звания.
На Руси воины за боевые заслуги и подвиги награждались гривнами, доспехами, ценными подарками. В XV века за участие в военных кампаниях или особо важных отдельных сражениях все воины стали награждаться специально отчеканенными медалями.
Награждение орденами и медалями стало осуществляться значительно позже - с середины XVII века. Первые наградные знаки в России берут свое начало со времен Петра I.
Орден - знак отличия, почетная государственная награда за особые, в том числе воинские, заслуги.
Сейчас мы познакомимся с историей появления первых орденов на Руси.
Просмотр видеосюжета «Аты-баты. Первые Российские награды» (ТК Радость моя. 2009 год)
Задания учащимся:
- По материалам видеосюжета заполнить графу таблицы «Узнал»;
- Обменяться мнениями по результатам работы в таблице.
Слово учителя
Мне хотелось бы обратить ваше внимание на еще один орден царской России - Императорский Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. 30 августа 1725 г. в годовщину перенесения мощей Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского знаки его ордена возложила на себя императрица Екатерина I, что значительно повысило статус этой награды.
Статут ордена был опубликован 5 апреля 1797 г. С этого же года знаки ордена стали украшаться бриллиантами, что составляло его высшую степень. Такими орденами награждались как российские, так и иностранные подданные. Предельное количество кавалеров статут не устанавливает.
По Указу 5 августа 1855 г. «к Орденам, жалуемым за военные подвиги», присоединялись скрещенные мечи, проходящие через середину креста и звезды.
Девиз ордена: «За Труды и Отечество».
Орденский праздник — 30 августа/12 сентября.
Орден состоит из знаков: золотого креста с изображением Святого Александра Невского, красной ленты и восьмиконечной звезды.
Орден носили: крест на ленте шириной 10 см через левое плечо, звезду на левой стороне груди.
Этот орден соединяет разные события проявившие доблесть и славу русских воинов: военные подвиги благоверного князя Александра Невского, смелость и отвагу офицеров царской армии, находчивость и мужество командиров Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.
- Работа с учебником
Учащиеся читают текст пункта «Атрибуты воинства» об ордене Александра Невского.
- Слово учителя
Медаль как официальная награда появилась в России в период царствования Петра I, немногим позже учреждения первого российского ордена св. Андрея Первозванного. Часто она вручалась не только как награда за личную храбрость и мужество, но и как памятный знак, свидетельствующий об участии награжденного в определенных событиях или военной компании. Причем медалями, в отличие от орденов, награждались кроме офицеров нижние чины русской армии — унтер-офицеры, солдаты и матросы. Подобный порядок массового награждения рядовых воинов медалями в странах Европы был введен лишь почти через сто лет.
Одной из первых и самых почетных боевых наград для персонального награждения унтер-офицеров, солдат и матросов стал учрежденный в 1807 г. знак отличия Военного ордена Георгия, переименованный в 1913 г. в Георгиевский крест. С 1856 г. он имел 4 степени (1,2 — золотые, 3 и 4 — серебряные). Заслужить "Егория" можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена СвятогоГеоргия. Знак представлял собой крест с расширяющимися к концам равносторонними лопастями и центральным круглым медальоном. На лицевой стороне медальона изображался Святой Георгий поражающий копьем змея, а на другой стороне медальона переплетенные вензеля С и Г. Лопасти креста с лицевой стороны оставались чистыми, а с оборотной стороны на них набивался порядковый номер, под которым герой заносился в Капитульные списки кавалеров Знака Отличия Военного ордена. После смерти кавалера крест возвращался в Капитул для переплавки или для нового награждения. Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и будучи уже в офицерском звании с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак Отличия Военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, т.к. мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статуту.
Двухцветная лента к Георгиевскому кресту, высшей воинской награде Российской Империи является прототипом «Георгиевской ленточки». После 1917 года традиционные российские боевые награды были запрещены, однако в годы Великой Отечественной войны Георгиевская лента вернулась в армию в качестве «Гвардейской ленты» вместе с другими атрибутами нашей национальной воинской культуры — старыми воинскими званиями, офицерскими погонами.
Сегодня «Георгиевская ленточка» является самой популярной и массовой акцией, посвященной Победе в Великой Отечественной войне. В России она играет важную просветительскую роль, в особенности – в нашей молодежной среде, где сейчас, увы, далеко не все могут похвастаться хорошим знанием истории. Еще одна цель акции «Георгиевская ленточка» – воспитание уважения к ветераном Великой Отечественной, к их героизму и боевым подвигам.
Величайшим испытанием для Вооруженных сил, всего советского народа явилась Великая Отечественная Война 1941 - 1945 гг., которая закончилась полной победой над фашизмом.
За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды, а Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин — трижды.
Орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек.
Соединениям, частям и кораблям Советских Вооруженных сил вручено 10900 боевых орденов.
- Индивидуальные сообщения учащихся о наградах Великой Отечественной войны:
Медаль «За отвагу»;
Медаль «За боевые заслуги»;
«Золотая звезда»;
Орден «Победа»;
Орден Кутузова;
Орден Суворова;
Орден Славы;
Медаль "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне.
Задания учащимся:
- Заполнить графу таблицы «Узнал»;
- Обменяться мнениями по результатам работы в таблице.
Рефлексия
Какое значение для русского воина имели боевые награды?
Как гражданские люди относились, относятся и должны относиться к боевым наградам?
Как изменилось твое отношение к боевым наградам?
Активное занятие (развивающее) «Знаки праведной службы» (Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 22)
Учащимся предлагается соединить атрибуты воинства и их значения.
- Подготовительный этап
Присоединение к теме.
- Индивидуальный этап
Время работы — 5 минут.
- Работа в четверке
Учащиеся сообщают друг другу свои варианты и приходят к единому мнении. Время работы — 10 минут.
- Обсуждение в классе. Экспертная оценка
Рефлексия
- Как обогатилось ваше представление об атрибутах русского воинства?
- Почему отличительные знаки – атрибуты так значимы для воинства?
- Каким должно быть отношение к ним гражданских лиц, и почему?
- Итог
Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вам удалось обогатить ваше представление об атрибутах русского воинства. Увидеть отношение к ним и русского воинства и всех остальных граждан нашей страны. Понять, что это святыни не только для воинства, но и для каждого из нас. Мне хочется верить, что изменилось ваше отношение к воинским атрибутам, а самое главное, к людям, заслужившим их своей беспорочной и праведной службой Отечеству.
- Домашнее задание
Привести примеры уважительного отношения к атрибутам воинства.
©Кабанова Татьяна Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Служба Отечеству в истории моей семьи"
Данный класный час можно приурочить к празднованию 23 февраля. Необходима подготовительная работа: собрать и отсканировать фотографии родственников , служащих в рядах Российской армии - отцов, дедушек...
«На службе Отечеству» (о жизни и деятельности первого кавалера Ордена Андрея Первозванного графе Ф. А. Головине)
Реферат выполнялся ученицей в рамках Межрегионального конкурса "Служение Отечеству: события и имена". Одна из номинаций конкурса посвящалась Ф. Головину, его жизни и деятельности....
Мудрость правителя на службе отечеству. А. Невский.
Материал данной работы можно использовать на классных часах, на занятиях ОПК и ОРКСЭ. О ратных заслугах князя Невского перед отечеством дети знают. Интересно узнать в чём заключался духовный подвиг А...
Урок в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении"
Данная презентация раскрывает тему "Знаки препинания в сложном предложении"...
Урок в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении"
Данная презентация содержит материал по теме "Знаки препинания в сложном предложении"...
Презентация к уроку Искусство 8 класс "Знаки и символы искусства"
Презентация к уроку Искусство 8 класс "Знаки и символы искусства"...
Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"
Конспект урока в 11 классе: "Знаки препинания в простом и сложном предложениях. Подготовка к ЕГЭ"...