Студия актерского мастерства.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Стихотворение В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" актуально и в наше время. Читая любое произведение художественной литературы нужно быть внимательным, задумываться над каждым словом и помнить: в книге нет ничего случайного. Почаще задумываться о взаимоотношениях человека и животного мира, о добре и милосердии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.v.mayakovskiy_stihotvorenie_horoshee_otnoshenie_k_loshadyam.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема нашего сегодняшнего урока: В.В. Маяковский – «первый в мире поэт масс» Марина Цветаева. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
Цели урока:
- формирование навыков выразительного чтения;
- воздействие на читательское восприятие поэтического текста;
- совершенствование навыков анализа поэтического текста;
- развитие способностей глубокого осознания поэтического мастерства писателя.
Урок у нас необычный, мы побываем с вами в студии актерского мастерства. Будем учиться выразительному чтению и анализу поэтического произведения.
Оборудование урока:
- текст стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
- звукопись (исполнение В. Смеховым);
- памятка для работы над выразительным чтением поэтического произведения;
- литературоведческий словарь: изобразительно-выразительные средства языка.
- рефлексия.
ХОД УРОКА
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Андрея Платонова: «Он был мастером большой всеобщей жизни и потратил свое сердце на ее устройство».
СЛОВО УЧИТЕЛЯ О В.В. МАЯКОВСКОМ
Владимир Владимирович Маяковский пришел в литературу в начале нового времени, искал новые пути, «старые словесные образные и ритмические средства не годились, по его убеждению, для нового человека.
В. Маяковский сформулировал закон нового искусства: «ничего лишнего, ничего без назначения. Все должно иметь свое назначение».
Назначение свое Маяковский видел в воздействии на читателя. Марина Цветаева назвала его «первым поэтом масс», а Андрей Платонов «мастером большой всеобщей жизни».
Сегодня у нас урок актерского мастерства. Мы учимся у В. Маяковского, душа которого откликалась на любую боль, причиненную всему живому.
Для того, чтобы лучше понять самого поэта, надо знать годы, в котором он жил и написал это стихотворение.
1918 год. Это было трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива.
Было очень холодно, в типографиях с полов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому. Петроград ел главным образом овес.
УЧИТЕЛЬ Что однажды увидел поэт на улице Петрограда?
УЧЕНИК Однажды Владимир Маяковский стал свидетелем уличного происшествия нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». О нем впоследствии он писал:
На Кузнецком
На мосту,
Где дома
Сейчас
Растут, -
Было:
УЧИТЕЛЬ - Что же было?
Пала,
Кобыла,
А толпа
Над дохлой
Голодная
Охала.
УЧИТЕЛЬ Этот фрагмент стихотворного рассказа станет художественным обобщением, выражением нравственных принципов поэта.
Ребята, а сейчас послушайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» в исполнении артиста Вениамина Смехова, будьте внимательны.
УЧИТЕЛЬ О чем поэт хотел сказать в этом стихотворении?
Посмотрите, как с первых строк развивается сюжет? Прочитайте начало стихотворения.
УЧЕНИКИ Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.
УЧИТЕЛЬ Посмотрите на строки. Какие согласные повторяются? (б-п, т-д).
- Что они передают? (топот копыт по оледенелой мостовой).
-Случаен ли подбор таких слов: грабь, гроб, груб?
- Как называется такой литературный прием (прием звукоподражания)?
(звукопись).
- Только ли звукоподражание? (учитель - нет).
Нам помогает понять это признание самого поэта: «Двойной пожар войны и революции опустошил и наши души, и наши города. Выжженными скелетами стоят дворцы вчерашней роскоши». И в приведенных выше словах проглядывают антигуманные явления тех лет.
- Какие чувства, ощущения вызвало у вас стихотворение В. Маяковского? ( в стихотворении слышны грустные и тоскливые ноты).
- В каких строчках чувствуется грусть и тоска? Прочитайте эти строки.
УЧЕНИКИ Подошел и вижу –
За каплищей каплища
По морде катится…
… и какая-то общая
Звериная тоска
Плеща вылилась из меня
И расплылась в шелесте.
УЧИТЕЛЬ Ребята, прежде чем хорошо читать любой поэтический текст, необходимо знать значение слов, если они нам неизвестны, к нам приходят на помощь словари. Вот и к нам сегодня пришли на помощь словари: словарь
Даля, толковый словарь, словарь омонимов. У вас на партах «Лингвистический комментарий» некоторых значений слов и выражений. Прочитайте значение слова – «плеща – форма деепричастия, образованная поэтом от глагола плескать».
Ребята, а теперь обратим внимание на пейзажную зарисовку неухоженной зимней московской улицы. Найдите описание и выразительно прочитайте.
Ветром опита,
Льдом обута,
Улица скользила.
Лошадь на круп
Грохнулась,
И сразу
За зевакой зевака,
Штаны, пришедшие Кузнецким клешить.
УЧИТЕЛЬ Посмотрите в «Лингвистическом комментарии» значение слов:
КРУП, ЗЕВАКА, КУЗНЕЦКИЙ МОСТ – зачитайте.
Объясните, ребята, значение следующих выражений:
«ветром опита» (улица напоена сырым, холодным воздухом).
«льдом обута» (панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила).
- Какой неологизм автор использовал в данных строчках? (клешить)
- Посмотрите в лингвистическом комментарии, значение слова «клешить».
А с какой целью автор использовал в этом стихотворении это слово? (для социальной характеристики «клеешит» - это сытый обыватель, ищущий развлечений).
УЧИТЕЛЬ Вся речь, весь речевой поток делится на фразы паузами.
- Посмотрите обозначение пауз в «ПАМЯТКЕ (работа над выразительным чтением поэтического произведения). Зачитайте.
(Крупная пауза, которая делит речевой поток на фразы - // две вертикальные черточки).
Вновь обратимся к «ПАМЯТКЕ…»
- Какие компоненты интонации выделяются? (сила голоса; высота тона (разница между высоким и низким); темп; тембр).
- Поделите текст на паузы, поставив соответствующие значки, ударение, интонацию. Ребята работаем по группам. Обозначьте фломастерами.
УЧЕНИКИ РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
УЧИТЕЛЬ Ребята, готовы выразительно прочитать отрывки из стихотворения?
- Слушаем внимательно, все ли пункты-компоненты соблюдены вами?
- А какие компоненты? (интонация, сила голоса, высота тона, темп, тембр, ударение, повышение и понижение тона, замедление и ускорение).
Молодцы, ребята! Чувствовалось, что во время чтения вы обратили внимание на все компоненты анализа и выразительного чтения.
- Какова же речь поэта? (Прерывиста, полна печали и тоски)
- В чем смысл сокровенных слов Владимира Маяковского?
УЧИТЕЛЬ Лошадь, слушайте –
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь…
Какое разнообразие м богатство рифмовки.
УЧИТЕЛЬ Какие 2 мира мы видим перед собой в стихотворении?
УЧЕНИКИ (Два мира – поэта и равнодушной толпы).
Мы учились с вами сегодня на уроке овладевать секретами актерского мастерства. Давайте же посмотрим, как это получилось?
Мне очень хочется пожелать, чтобы вы, читая любое произведение художественной литературы, были внимательны, задумывались над каждым словом и помнили: в книге нет ничего случайного. Почаще задумывались о взаимоотношениях человека и животного мира, о добре и милосердии.
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, и хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока.
Перед вами карточки, отметьте тот рисунок, который близок вашему настроению.
Поэзия Владимира Владимировича Маяковского трудно воспринимается, а вы сегодня показали отличное чтение, анализ, и восприятие.
Выставление оценок. Домашнее задание Ответьте на вопрос: «Какой след оставило во мне стихотворение В. В. Маяковского?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
План-конспект занятия по дефиле и актерскому мастерству в "Модельном агентстве РИК"
Занятие по дефиле и актерскому мастерству позволяет научить детей правильной осанке, легкой походке, умению уверенно двигаться на сцене и подиуме и познакомить с основами актерского мастерства....
Конспект занятия по актерскому мастерству "Творческий этюд"
Творческий этюд - воплощенные в действиях жизненные наблюдения, которые постоянно обогощают и совершенствуют творческую личность....
Методическая разработка по теме: Программа "Конкурс актерского мастерства". Методика проведения.
Методика предназначена для Педагогов -организаторов и руководителей театральных студийдля детей-воспитанников театральных студий.легко модифицируется под различное количество участникови различн...
Программа студии актерского мастерства
Программа студии актерского мастерства "Маскарад"Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творче...
Образовательная программа "Студия актерского мастерства" педагога дополнительного образования Байковой Л.П.
Дополнительная образовательная программа "Студия актерского мастерства" имеет художественно-эстетическую направленность и является модифицированной....
Программа студии художественного слова "Мастерская". "Актерское мастерство"
Учебная программа дополнительного образования. Ознакомительный уровень. два года....