«Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования»
методическая разработка (7 класс) по теме

Елистратова Лариса Викторовна

Предлагается практический и теоретический материал по теме: «Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования» в виде доклада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_deyatelnost_pedagoga.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования.»

                                                Учитель-дефектолог:  Елистратова Л.В.

        7 «В» класс обучается по программе «Особый ребёнок». Его состав  неоднороден по возрасту, способностям и степени сформированности учебных навыков. Но для всех учеников характерна недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, различные нарушения памяти, восприятия, что вызывает большие затруднения в усвоении учебного материала. Не меньшие затруднения в учебе вызывают нарушения эмоционально-волевой сферы: у детей с умеренной степенью умственной отсталости очень слабая мотивация учебной деятельности и при работе на уроке без специальных коррекционных упражнений и действий со стороны учителя они не в состоянии целенаправленно, до конца выполнять даже простейшие задания. Уроки в классе «Особый ребёнок» должны способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
1) оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ОВЗ;
2) способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребёнка.

     Однако недостаточность сенсомоторной сферы, особенности познавательной деятельности, несформированность первоначальных языковых обобщений делают преподавание уроков в этом классе предельно сложными. Обучающиеся с выраженной умственной отсталостью развития нуждаются в индивидуально дифференцированном и личностно ориентированном подходах в системе обучения в образовательном учреждении. Учителю необходимо учитывать, что динамика овладения разными видами деятельности крайне низка. Поэтому  программа «Особый ребёнок» составлена таким образом, что расширение объёма изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно и ограниченно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях. Следовательно,  при подготовке к урокам, учителю необходимо соблюдать ряд специальных требований:

  • Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  • Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  • Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  • Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью его мышления;
  • Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

   Так как в классе находятся дети разные по уровню своих возможностей, поэтому практически невозможно определить тот минимум знаний, умений и навыков, который возможно было бы сформировать у учащихся всего класса. Индивидуальный и дифференцируемый подход – это основа организации обучения в классе «Особый ребёнок». Эти трудности осложняют определение и выставление балла при проверке и оценивании знаний учащихся данного класса. При оценки учащихся поурочным баллом, педагог руководствуется Положением «О едином орфографическом режиме», принятом в школе – интернате. Так как невозможно с максимальной точностью "примерить" к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием нормированные стандарты, то при организации итоговой (контрольной) проверки знаний умственно отсталого школьника следует исходить  из

достигнутого ими  минимального уровня, и из возможных оценок выбрать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.


    Критерии оценок:
«5» - выше 65 % заданий; ответ по наводящим вопросам, но правильный, наводящих вопросов мало;
«4» - от 50 % до 60 % заданий; ученик отвечает в основном правильно, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;
«3» - от 35% до 50 % заданий;  ученик допускает грубые ошибки;
«2» - допускает грубые ошибки, не исправляет с помощью учителя.

     В связи с этим учителя классов «Особый ребёнок» осуществляют последовательный мониторинг развития психических процессов воспитанников, прослеживают и фиксируют динамику их обученности и уровень социальной адаптации. Мониторинг качества образования является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах школьного образования. При создании системы оценки и анализа качества образовательных достижений учащихся учитывался ряд условий:

  1. Возможности усвоения умственно отсталыми обучающимися учебного материала определяется их индивидуальными психофизиологическими различиями;
  2. В системе специального образования отсутствует государственный образовательный стандарт для школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, т. е. отсутствует эталон для сравнения результатов обучения конкретного школьника;
  3. Ведущими принципами организации образовательного процесса в специальной школе являются принципы единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности обучения, а основная цель специальной школы заключается в создании условий для социальной  адаптации воспитанников.

    Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга  учитель определяет зону его актуального и  ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.

     Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися данного класса, были разработаны листы мониторинга (бланки), в которых отражаются общеучебные навыки, параметры (уровни их усвоения) динамика обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного ученика, испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются коррекционные планы.
   Лист мониторинга по основным предметам представлен в виде карт усвоения учебной программы. Они заполняется учителем один раз в полугодие.

      Такая методика мониторинговых исследований показывает общую картину действия всех факторов, влияющих на обучение, направления, нуждающиеся в более детальном исследовании, проста в применении, наглядна и является хорошим инструментом для отслеживания эффективности профильного обучения.

Результаты последних лет свидетельствуют о работоспособности этой системы в коррекционных школах, которые успешно внедряют эту инновационную технологию.

                     Обученность учащихся 7 «в» класса

1. Сформированность общеучебных умений

Мониторинг выявляет:

  • качество знаний, умений и навыков школьника;
  • уровень развития познавательных способностей ребенка.

Оценка сформированности общеучебных умений

Показатели

ФИО

  1. Механическое умение читать
  1. Умение осмысленно читать и понимать прочитанное
  1. Арифметические счетно-расчетные умения и навыки
  1. Умение рисовать, чертить
  1. Соотносить результат своей деятельности с  

образцом

6. Монологическая речь

7. Умение выделять главную мысль

  1. Пересказывать текст
  1. Доводить начатое дело до конца

Валера Ф.

5

5

5

5

4

5

5

5

5

Наташа Б.

4

3

4

4

3

3

3

3

5

Паша О.

3

3

4

4

3

3

3

3

5

Средний балл

4

3,7

4,4

4,4

3,7

3,7

3,7

3,7

5

Усредненный график оценки сформированности общеучебных умений

             

5 - в полном объёме (полностью)

4 - не в полной мере

3 – частично

2 - не сформированы

1 - отсутствуют

                      2. Сформированность базовых умений и навыков

Мониторинг выявляет:

  • качество умений и навыков школьника;
  • умение использовать свои знания в учебной и практической деятельности

Оценка сформированности базовых умений и навыков

Показатели

ФИО

  1. Умение вести учебный диалог
  1. Умение ставить вопросы, формулировать задания
  1. Находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их
  1. Умение составлять алгоритм действия
  1. Умение действовать по алгоритму, инструкции
  1. Умение использовать знания и навыки в учебной ситуации
  1. Составлять алгоритмы «переноса» знаний и умений в практико-бытовую деятельность
  1. Оценивать свои и чужие действия по заданным критериям

Валера Ф.

5

5

5

5

5

5

4

4

Наташа Б.

3

3

3

3

4

3

3

3

Паша О.

3

3

2

3

4

3

3

3

Средний балл

3,7

3,7

3,4

3,7

4,4

3,7

3,4

3,4

Усредненный график оценки сформированности

умений и навыков

5 - в полном объёме (полностью)

4 - не в полной мере

3 – частично

2 - не сформированы

1 - отсутствуют

I Учебные умения

Сформированы

1 полугодие 2013-2014 уч. года

2-е полугодие 2013-2014 уч. года

Бадаева Н.

Окунев П.

Фоменко В.

Бадаева Н.

Окунев П.

Фоменко В.

1. Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель

н

н

е

ч

 

 

 

2. Планировать результаты работы

н

н

ч

 

 

 

3. Готовить рабочее место в соответствии с заданием

п

п

п

 

 

 

4. Планировать ход выполнения задания

ч

ч

ч

 

 

 

5. Выполнять задание

ч

ч

п п

 

 

 

6. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы

н

нн

чч

 

 

 

II Устные ответы

 

 

 

7. Односложные

п

п

п

 

 

 

8. Фразовая речь

чч

нн

пп

 

 

 

9. Описательный рассказ

чч

чч

пп

 

 

 

10. Повествовательный текст

чч

чч

пп

 

 

 

11. Рецензии ответа товарища

нч

нн

чч

 

 

 

12. Участвовать в учебном диалоге

чч

нн

пп

 

 

 

13. Включаться в коллективное обсуждение проблем

нч

н

пп

 

 

 

III Работа с учебником

14. Понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя)

ч

нн

п

 

 

 

15. Находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу)

ч

нч

пп

 

 

 

16. Самостоятельно проработать пункт или параграф учебника

н

н

чч

 

 

 

17. Выделять главное в тексте

Нн

н

пч

 

 

 

18. Пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника

ч

чч

п

 

 

 

19. Усваивать информацию со слов учителя

ч

чч

пп

 

 

 

Полностью

 Частично

Не  сформированы

Примерная карта индивидуальных достижений ученика.

Данные обрабатываются в общую таблицу, анализируется общая картина сформированности умений и навыков.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА П/О: СОДЕРЖАНИЕ , РЕЗУЛЬТАТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Эффективность работы любого учебного заведения НПО , каждого преподавателя и мастера п/о обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность , т. е. анализировать свой труд.Анализ дея...

Материал информационного плана : "Аналитическая деятельность педагога ДОУ"

Аналитическая деятельность – это вид деятельности, в основе которой лежит мыслительная операция (логический приём познания) – анализ.Структура аналитической деятельности педагога:Ø Субъект деятельност...

Аналитическая деятельность педагога: конструктивная проблематизация как основа профессионального саморазвития.

Предложены следующие материалы и инструменты:метод критериальной оценки по шкале;метод SWOT-анализа;алгоритм двухчастной формулировки педагогической проблемы. Инструкция: выберите приоритет оценк...

"Аналитическая деятельность педагога"

Материал в помощь педагогу...

Аналитическая деятельность педагога-психолога.Психолого-педагогическое заключение.

Презентация учебно-методического материала по составлению  психологического заключения.Рекомендации к составлению заключения по результатам диагностики на материалах готовности  учащихся к п...