«Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования»
методическая разработка (7 класс) по теме
Предлагается практический и теоретический материал по теме: «Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования» в виде доклада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_deyatelnost_pedagoga.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования.»
Учитель-дефектолог: Елистратова Л.В.
7 «В» класс обучается по программе «Особый ребёнок». Его состав неоднороден по возрасту, способностям и степени сформированности учебных навыков. Но для всех учеников характерна недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, различные нарушения памяти, восприятия, что вызывает большие затруднения в усвоении учебного материала. Не меньшие затруднения в учебе вызывают нарушения эмоционально-волевой сферы: у детей с умеренной степенью умственной отсталости очень слабая мотивация учебной деятельности и при работе на уроке без специальных коррекционных упражнений и действий со стороны учителя они не в состоянии целенаправленно, до конца выполнять даже простейшие задания. Уроки в классе «Особый ребёнок» должны способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
1) оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ОВЗ;
2) способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребёнка.
Однако недостаточность сенсомоторной сферы, особенности познавательной деятельности, несформированность первоначальных языковых обобщений делают преподавание уроков в этом классе предельно сложными. Обучающиеся с выраженной умственной отсталостью развития нуждаются в индивидуально дифференцированном и личностно ориентированном подходах в системе обучения в образовательном учреждении. Учителю необходимо учитывать, что динамика овладения разными видами деятельности крайне низка. Поэтому программа «Особый ребёнок» составлена таким образом, что расширение объёма изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно и ограниченно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях. Следовательно, при подготовке к урокам, учителю необходимо соблюдать ряд специальных требований:
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
- Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью его мышления;
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
Так как в классе находятся дети разные по уровню своих возможностей, поэтому практически невозможно определить тот минимум знаний, умений и навыков, который возможно было бы сформировать у учащихся всего класса. Индивидуальный и дифференцируемый подход – это основа организации обучения в классе «Особый ребёнок». Эти трудности осложняют определение и выставление балла при проверке и оценивании знаний учащихся данного класса. При оценки учащихся поурочным баллом, педагог руководствуется Положением «О едином орфографическом режиме», принятом в школе – интернате. Так как невозможно с максимальной точностью "примерить" к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием нормированные стандарты, то при организации итоговой (контрольной) проверки знаний умственно отсталого школьника следует исходить из
достигнутого ими минимального уровня, и из возможных оценок выбрать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
Критерии оценок:
«5» - выше 65 % заданий; ответ по наводящим вопросам, но правильный, наводящих вопросов мало;
«4» - от 50 % до 60 % заданий; ученик отвечает в основном правильно, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;
«3» - от 35% до 50 % заданий; ученик допускает грубые ошибки;
«2» - допускает грубые ошибки, не исправляет с помощью учителя.
В связи с этим учителя классов «Особый ребёнок» осуществляют последовательный мониторинг развития психических процессов воспитанников, прослеживают и фиксируют динамику их обученности и уровень социальной адаптации. Мониторинг качества образования является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах школьного образования. При создании системы оценки и анализа качества образовательных достижений учащихся учитывался ряд условий:
- Возможности усвоения умственно отсталыми обучающимися учебного материала определяется их индивидуальными психофизиологическими различиями;
- В системе специального образования отсутствует государственный образовательный стандарт для школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, т. е. отсутствует эталон для сравнения результатов обучения конкретного школьника;
- Ведущими принципами организации образовательного процесса в специальной школе являются принципы единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности обучения, а основная цель специальной школы заключается в создании условий для социальной адаптации воспитанников.
Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.
Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися данного класса, были разработаны листы мониторинга (бланки), в которых отражаются общеучебные навыки, параметры (уровни их усвоения) динамика обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного ученика, испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются коррекционные планы.
Лист мониторинга по основным предметам представлен в виде карт усвоения учебной программы. Они заполняется учителем один раз в полугодие.
Такая методика мониторинговых исследований показывает общую картину действия всех факторов, влияющих на обучение, направления, нуждающиеся в более детальном исследовании, проста в применении, наглядна и является хорошим инструментом для отслеживания эффективности профильного обучения.
Результаты последних лет свидетельствуют о работоспособности этой системы в коррекционных школах, которые успешно внедряют эту инновационную технологию.
Обученность учащихся 7 «в» класса
1. Сформированность общеучебных умений
Мониторинг выявляет:
- качество знаний, умений и навыков школьника;
- уровень развития познавательных способностей ребенка.
Оценка сформированности общеучебных умений
Показатели ФИО |
|
|
|
|
образцом | 6. Монологическая речь | 7. Умение выделять главную мысль |
|
|
Валера Ф. | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Наташа Б. | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 |
Паша О. | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 |
Средний балл | 4 | 3,7 | 4,4 | 4,4 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 5 |
Усредненный график оценки сформированности общеучебных умений
5 - в полном объёме (полностью)
4 - не в полной мере
3 – частично
2 - не сформированы
1 - отсутствуют
2. Сформированность базовых умений и навыков
Мониторинг выявляет:
- качество умений и навыков школьника;
- умение использовать свои знания в учебной и практической деятельности
Оценка сформированности базовых умений и навыков
Показатели ФИО |
|
|
|
|
|
|
|
|
Валера Ф. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Наташа Б. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Паша О. | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Средний балл | 3,7 | 3,7 | 3,4 | 3,7 | 4,4 | 3,7 | 3,4 | 3,4 |
Усредненный график оценки сформированности
умений и навыков
5 - в полном объёме (полностью)
4 - не в полной мере
3 – частично
2 - не сформированы
1 - отсутствуют
I Учебные умения | Сформированы | |||||||||||||||
1 полугодие 2013-2014 уч. года | 2-е полугодие 2013-2014 уч. года | |||||||||||||||
Бадаева Н. | Окунев П. | Фоменко В. | Бадаева Н. | Окунев П. | Фоменко В. | |||||||||||
1. Принимать или намечать учебную задачу, её конечную цель | н | н | е ч |
|
|
| ||||||||||
2. Планировать результаты работы | н | н | ч |
|
|
| ||||||||||
3. Готовить рабочее место в соответствии с заданием | п | п | п |
|
|
| ||||||||||
4. Планировать ход выполнения задания | ч | ч | ч |
|
|
| ||||||||||
5. Выполнять задание | ч | ч | п п |
|
|
| ||||||||||
6. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы | н | нн | чч |
|
|
| ||||||||||
II Устные ответы |
|
|
| |||||||||||||
7. Односложные | п | п | п |
|
|
| ||||||||||
8. Фразовая речь | чч | нн | пп |
|
|
| ||||||||||
9. Описательный рассказ | чч | чч | пп |
|
|
| ||||||||||
10. Повествовательный текст | чч | чч | пп |
|
|
| ||||||||||
11. Рецензии ответа товарища | нч | нн | чч |
|
|
| ||||||||||
12. Участвовать в учебном диалоге | чч | нн | пп |
|
|
| ||||||||||
13. Включаться в коллективное обсуждение проблем | нч | н | пп |
|
|
| ||||||||||
III Работа с учебником | ||||||||||||||||
14. Понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя) | ч | нн | п |
|
|
| ||||||||||
15. Находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу) | ч | нч | пп |
|
|
| ||||||||||
16. Самостоятельно проработать пункт или параграф учебника | н | н | чч |
|
|
| ||||||||||
17. Выделять главное в тексте | Нн | н | пч |
|
|
| ||||||||||
18. Пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника | ч | чч | п |
|
|
| ||||||||||
19. Усваивать информацию со слов учителя | ч | чч | пп |
|
|
|
Полностью
Частично
Не сформированы
Примерная карта индивидуальных достижений ученика.
Данные обрабатываются в общую таблицу, анализируется общая картина сформированности умений и навыков.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА П/О: СОДЕРЖАНИЕ , РЕЗУЛЬТАТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Эффективность работы любого учебного заведения НПО , каждого преподавателя и мастера п/о обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность , т. е. анализировать свой труд.Анализ дея...
Выступление для педагогического совета или методического объединения с презентацией по теме "Совершенствование исследовательско-аналитической деятельности педагога как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса"
Текст выступления педагога-психолога для педагогического совета или методического объединения с презентацией...
Материал информационного плана : "Аналитическая деятельность педагога ДОУ"
Аналитическая деятельность – это вид деятельности, в основе которой лежит мыслительная операция (логический приём познания) – анализ.Структура аналитической деятельности педагога:Ø Субъект деятельност...
Аналитическая деятельность педагога: конструктивная проблематизация как основа профессионального саморазвития.
Предложены следующие материалы и инструменты:метод критериальной оценки по шкале;метод SWOT-анализа;алгоритм двухчастной формулировки педагогической проблемы. Инструкция: выберите приоритет оценк...
"Аналитическая деятельность педагога"
Материал в помощь педагогу...
Аналитическая деятельность педагога-психолога.Психолого-педагогическое заключение.
Презентация учебно-методического материала по составлению психологического заключения.Рекомендации к составлению заключения по результатам диагностики на материалах готовности учащихся к п...