АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА П/О: СОДЕРЖАНИЕ , РЕЗУЛЬТАТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
методическая разработка по теме
Эффективность работы любого учебного заведения НПО , каждого преподавателя и мастера п/о обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность , т. е. анализировать свой труд.Анализ деятельности преподавателя и мастера п/о на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики преподавателей и мастеров п/о – увидеть связь между деятельностью и результатами своего труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА П/О: СОДЕРЖАНИЕ , РЕЗУЛЬТАТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
В своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи.
В. А. Сухомлинский
Эффективность работы любого учебного заведения НПО , каждого преподавателя и мастера п/о обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность , т. е. анализировать свой труд.
Анализ деятельности преподавателя и мастера п/о на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики преподавателей и мастеров п/о – увидеть связь между деятельностью и результатами своего труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.
В современных условиях сфера образования становится одним из приоритетных направлений нашего государства. Разработана Концепция модернизации образования.
Преподаватель и мастер п/о получили возможности выбора учебников с учетом потребностей и возможностей учащихся. А это, приводит к возрастанию значимости аналитических умений и навыков педагогов и мастеров п/о.
В основе аналитической деятельности лежит анализ. Педагогический анализ – это инструмент управления, направленный:
- на изучение состояния и тенденции развития,
- на объективную оценку результата образовательного процесса,
- на выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в качественно более высокое состояние.
Аналитическая деятельность – это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляются преподавателем и мастером п/о.
В основе творческого труда преподавателя и мастера п/о лежит прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности мы глубже проникаем в сущность своей деятельности, определяем причины разного рода недостатков в своей работе, добиваемся их устранения, предупреждаем их появление.
Аналитическая деятельность дает возможность преподавателю и мастеру п/о:
- формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учащихся , четко ее формулировать,
- развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей,
- формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда,
- формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.
Существуют следующие виды анализа:
1. Оперативный – ежедневный – направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Его содержание строится на основе анализа уроков, внеклассных мероприятий и включает:
- оценку работы преподавателя , мастера п/о и учащихся;
- выявление причин отклонений в качестве преподавания;
- установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебных программах. Одна администрация училища фиксировать нарушения в рациональной организации учебно-воспитательного процесса и одновременно устанавливать причины этих нарушений не в силах, поэтому важную роль отводим самоанализу преподавателя и мастера п/о.
2. Тематический анализ – диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей.
Его содержание строится на основе изучения различных сторон образовательного процесса, объективной его оценки, установления педагогических резервов и путей их реализации.
3. Итоговый анализ – анализ результатов деятельности училища за определенный период.
Содержание данного вида анализа направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов контроля. Он дает возможность сопоставить результаты, достигнутые училищем, с государственным стандартом, увидеть место училища в системе народного образования, определить основные направления ее развития.
Целью нашего педсовета является формирование системного подхода к аналитической деятельности как необходимому условию эффективности образовательного процесса.
Уважаемые коллеги !
Просим вас внимательно прочитать утверждения и ответить:
если согласны «+»,
если не согласны «-»
№ п/п | Критерии | Ответы | Баллы |
1. | Мне сразу бросаются в глаза слабые места работы | ||
2. | Могу не заметить недостатки работы, если меня восхищает в ней какая-то новая идея | ||
3. | Частые дискуссии только мешают установить истину | ||
4. | В коллективе многие признают мои способности критически оценить работу | ||
5. | Я против «сумасшедших» идей в работе | ||
6. | Часто убеждаюсь в том, что новые идеи, которые у меня возникают, на поверку оказываются далеко не новыми | ||
7. | Не люблю и не умею давать критические оценки другим работам | ||
8. | Критическому анализу выполненных работ предпочитаю собственный поиск | ||
9. | Заниматься доработкой сырых идей не доставляет мне никакого удовольствия | ||
10. | Я критически отношусь к выполнению любой работы |
Ключ ответов
Критерий | Ответ |
1 | + |
2 | - |
3 | - |
4 | + |
5 | - |
6 | + |
7 | - |
8 | - |
9 | - |
10 | + |
А сейчас мы работаем в творческих группах:
1. «Содержание урока».
Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (10-12) для проведения анализа содержания урока:
- организация урока в соответствии с выбранными формами работы на уроке;
- правильность выбора целей;
- активизация мыслительной деятельности;
- проблемные вопросы;
- разнообразие форм самостоятельной работы;
- степень формирования новых понятий, навыков и умений;
- использование практических навыков учащихся;
- дифференцированный подход к учащимся (работа с сильными учащимися, работа со слабыми учащимися);
-адекватность дидактического материала;
- логика построения урока;
- оптимальный темп урока для данной группы;
- использование на уроке ситуации диалога;
- создание на уроке ситуации успеха;
- связь с предыдущими уроками;
- обеспечение познавательной деятельности учащихся;
- осуществление самостоятельной работы учащихся и ее влияние на развитие их познавательной самостоятельности;
- эффективность использованных методов и приемов обучения;
- сочетание различных форм работы учащихся;
- организация контроля и осуществление оценивания знаний учащихся;
- степень оригинальности и новизны технологии урока;
- реализация воспитательных задач урока.
Ключ ответов
Критерий | Ответ |
1 | - |
2 | + |
3 | + |
4 | + |
5 | - |
6 | + |
7 | + |
8 | + |
9 | - |
10 | + |
11 | - |
12 | - |
13 | - |
14 | + |
15 | - |
16 | + |
17 | + |
18 | + |
19 | - |
20 | + |
2. «Деятельность преподавателя и мастера п/о».
Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (6-8) для проведения анализа деятельности преподавателя и мастера п/о на уроке:
- сотрудничество с учащимися;
- умение слушать и слышать учащихся;
- способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий;
- дифференцированный подход к учащимся (работа с сильными учащимися, работа со слабыми учащимися);
научность и доступность изложения новых знаний;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- связь обучения с жизнью
- качество речи
- рациональное использование времени на уроке
- оптимальность объема домашнего задания
- эффективность использования наглядных пособий.
Ключ ответов
Критерий | Ответ |
1 | + |
2 | + |
3 | + |
4 | + |
5 | + |
6 | - |
7 | + |
8 | - |
9 | + |
10 | - |
11 | + |
3. «Деятельность учащихся на уроке».
Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (6-7) для проведения анализа деятельности учащихся на уроке:
- уровень активности на уроке;
- наличие вопросов на уточнение понимания материала;
- развитость самостоятельной речи;
- организованность и активность на разных этапах урока;
- отношение к предмету и выполняемым работам;
- уровень оценки и самооценки;
- подготовка рабочего места;
- умение учащихся переключаться с одного вида работ на другой;
- умение работать у доски;
- самоконтроль;
- дисциплина;
- внешний вид.
Ключ ответов
Критерий | Ответ |
1 | + |
2 | - |
3 | - |
4 | + |
5 | + |
6 | + |
7 | - |
8 | + |
9 | + |
10 | - |
11 | + |
12 | - |
3. «Психологический аспект».
Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (4-5) для проведения анализа психологического аспекта урока:
- умение владеть группой;
- стиль и тон общения;
- педагогический такт преподавателя и мастера п/о;
- наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем преподавателя и мастера п/о;
- внешний вид, культура речи, мимика жестикуляция преподавателя и мастера п/о;
- преподаватель мастер п/о способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:
а). через прямое требование
б). с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;
- умение преподавателя и мастера п/о поддерживать и развивать внимание через четкую организацию урока, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение;
- преподаватель и мастер п/о добиваются от учащихся овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.
Ключ ответов
Критерий | Ответ |
1 | + |
2 | - |
3 | + |
4 | - |
5 | + |
6 | + |
7 | - |
8 | + |
Отчетная таблица творческой группы №1 «Содержание урока»
Список творческой группы:
________________________
_________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Содержание урока | Параметры для анализа урока |
Отчетная таблица творческой группы №2 «Деятельность преподавателя и мастера п/о».
Список творческой группы:
_________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Деятельность преподавателя и мастера п/о | Параметры для анализа урока |
Отчетная таблица творческой группы №3 «Деятельность учащегося на уроке»
Список творческой группы:
_________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Деятельность учащегося на уроке | Параметры для анализа урока |
Отчетная таблица творческой группы №4 «Психологический аспект урока»
Список творческой группы:
_________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Деятельность учащегося на уроке | Параметры для анализа урока |
Выводы о проделанной работе:
1. 9-10 баллов соответствуют оптимальному уровню аналитических способностей;
2. 7-8 баллов соответствуют допустимому уровню;
3. 5-6 баллов соответствуют критическому уровню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения
Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...
Выступление для педагогического совета или методического объединения с презентацией по теме "Совершенствование исследовательско-аналитической деятельности педагога как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса"
Текст выступления педагога-психолога для педагогического совета или методического объединения с презентацией...
«Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования»
Предлагается практический и теоретический материал по теме: «Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования» в виде доклада....
Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей.
выступление на педагогическом совете в рамках проведения методической недели по теме "Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальны...
Аналитическая справка об организации научно-методической деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности
В данном материале предлагается краткое описание начно-методической деятельности педагога....
Аналитический отчет преподавателя – ОБЖ
Мой педагогический опыт направлен на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем со...