АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА П/О: СОДЕРЖАНИЕ , РЕЗУЛЬТАТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
методическая разработка по теме

Гусева Татьяна Андреевна

 

Эффективность работы любого учебного заведения НПО , каждого преподавателя и мастера п/о обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность , т. е. анализировать свой труд.Анализ деятельности преподавателя  и мастера п/о на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики преподавателей и мастеров п/о – увидеть связь между деятельностью и результатами своего труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МАСТЕРА П/О: СОДЕРЖАНИЕ , РЕЗУЛЬТАТЫ,  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

В своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи.

                                        В. А. Сухомлинский

Эффективность работы любого учебного заведения НПО , каждого преподавателя и мастера п/о обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность , т. е. анализировать свой труд.

Анализ деятельности преподавателя  и мастера п/о на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики преподавателей и мастеров п/о – увидеть связь между деятельностью и результатами своего труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике.

         В современных условиях сфера образования становится одним из приоритетных направлений нашего государства. Разработана Концепция модернизации образования.

Преподаватель и мастер п/о получили возможности выбора учебников с учетом потребностей и возможностей учащихся. А это, приводит к возрастанию значимости аналитических умений и навыков педагогов и мастеров п/о.

В основе аналитической деятельности лежит анализ. Педагогический анализ – это инструмент  управления, направленный:

- на изучение состояния и тенденции развития,

- на объективную оценку результата образовательного процесса,

- на выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в качественно более высокое состояние.

   Аналитическая деятельность  – это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляются преподавателем и мастером п/о.

    В основе творческого труда преподавателя и мастера п/о лежит прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности мы глубже проникаем в сущность своей деятельности, определяем причины разного рода недостатков в своей работе, добиваемся их устранения, предупреждаем их появление.

Аналитическая деятельность дает возможность преподавателю и мастеру п/о:

- формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учащихся , четко ее формулировать,

- развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности  и средствами достижения педагогических целей,

- формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда,

- формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

Существуют следующие виды анализа:

1. Оперативный – ежедневный – направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Его содержание строится на основе анализа уроков, внеклассных мероприятий и включает:

- оценку работы преподавателя , мастера п/о и учащихся;

- выявление причин отклонений в качестве преподавания;

- установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебных программах.                                                                   Одна администрация училища фиксировать нарушения в рациональной организации учебно-воспитательного процесса и одновременно устанавливать причины этих нарушений не в силах, поэтому важную роль отводим самоанализу преподавателя и мастера п/о.

2. Тематический анализ – диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и  зависимостей.

    Его содержание строится на основе изучения различных сторон образовательного процесса, объективной его оценки, установления педагогических резервов и путей их реализации.

3. Итоговый анализ – анализ результатов деятельности училища за определенный период.

Содержание данного вида анализа направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов контроля. Он дает возможность сопоставить результаты, достигнутые училищем, с государственным стандартом, увидеть место училища в системе народного образования, определить основные направления ее развития.

Целью нашего педсовета является формирование системного подхода к аналитической деятельности как необходимому условию эффективности образовательного процесса.

Уважаемые коллеги !

Просим вас внимательно прочитать утверждения и ответить:

                     если согласны «+»,

                     если не согласны «-»

№ п/п

Критерии

Ответы

Баллы

1.

Мне сразу бросаются в глаза слабые места работы

2.

Могу не заметить недостатки работы, если меня восхищает в ней какая-то новая идея

3.

Частые дискуссии только мешают установить истину

4.

В коллективе многие признают мои способности критически оценить работу

5.

Я против «сумасшедших» идей в работе

6.

Часто убеждаюсь в том, что новые идеи, которые у меня возникают, на поверку оказываются далеко не новыми

7.

Не люблю и не умею давать критические оценки другим работам

8.

Критическому анализу выполненных работ предпочитаю собственный поиск

9.

Заниматься доработкой сырых идей не доставляет мне никакого удовольствия

10.

Я критически отношусь к выполнению любой работы

Ключ ответов

 

Критерий

Ответ

1

+

2

-

3

-

4

+

5

-

6

+

7

-

8

-

9

-

10

+

А сейчас  мы работаем в творческих группах:

1. «Содержание урока».

Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (10-12) для проведения анализа содержания урока:

- организация урока в соответствии с выбранными формами работы на уроке;

- правильность выбора целей;

- активизация мыслительной деятельности;

- проблемные вопросы;

- разнообразие форм самостоятельной работы;

- степень формирования новых понятий, навыков и умений;

- использование практических навыков учащихся;

- дифференцированный подход к учащимся (работа с сильными учащимися, работа со слабыми    учащимися);

-адекватность дидактического материала;

- логика построения урока;

- оптимальный темп урока для данной группы;

- использование на уроке ситуации диалога;

- создание на уроке ситуации успеха;

- связь с предыдущими уроками;

- обеспечение познавательной деятельности учащихся;

- осуществление самостоятельной работы учащихся и ее влияние на развитие их познавательной самостоятельности;

- эффективность использованных методов и приемов обучения;

- сочетание различных форм работы учащихся;

- организация контроля и осуществление оценивания знаний учащихся;

- степень оригинальности и новизны технологии урока;

- реализация воспитательных задач урока.

Ключ ответов

 

Критерий

Ответ

1

-

2

+

3

+

4

+

5

-

6

+

7

+

8

+

9

-

10

+

                                      11

-

12

-

13

-

14

+

15

-

16

+

17

+

18

+

19

-

20

+

2. «Деятельность преподавателя и мастера п/о».

Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (6-8) для проведения анализа деятельности преподавателя и мастера п/о на уроке:

- сотрудничество с учащимися;

- умение слушать и слышать учащихся;

- способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий;

- дифференцированный подход к учащимся (работа с сильными учащимися, работа со слабыми    учащимися);

научность и доступность изложения новых знаний;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- связь обучения с жизнью

- качество речи

- рациональное использование времени на  уроке

- оптимальность объема домашнего задания

- эффективность использования наглядных пособий.

Ключ ответов

 

Критерий

Ответ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

-

7

+

8

-

9

+

10

-

                                      11

+

3. «Деятельность учащихся на уроке».

Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (6-7) для проведения анализа деятельности учащихся на уроке:

- уровень активности на уроке;

- наличие вопросов на уточнение понимания материала;

- развитость самостоятельной речи;

- организованность и активность на разных этапах урока;

- отношение к предмету и выполняемым работам;

- уровень оценки и самооценки;

- подготовка рабочего места;

- умение учащихся переключаться с одного вида работ на другой;

- умение работать у доски;

- самоконтроль;

- дисциплина;

- внешний вид.

Ключ ответов

 

Критерий

Ответ

1

+

2

-

3

-

4

+

5

+

6

+

7

-

8

+

9

+

10

-

                                      11

+

12

-

3. «Психологический аспект».

Группа, используя собственный опыт , должна определить минимальный необходимый перечень параметров (4-5) для проведения анализа психологического аспекта урока:

- умение владеть группой;

- стиль и тон общения;

- педагогический такт преподавателя и мастера п/о;

- наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем преподавателя и мастера п/о;

- внешний вид, культура речи, мимика жестикуляция преподавателя и мастера п/о;

- преподаватель мастер п/о способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:

   а). через прямое требование

   б). с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;

- умение преподавателя и мастера п/о поддерживать и развивать внимание через четкую организацию урока, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение;

- преподаватель и мастер п/о добиваются от учащихся овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.

Ключ ответов

 

Критерий

Ответ

1

+

2

-

3

+

4

-

5

+

6

+

7

-

8

+

Отчетная таблица творческой группы №1 «Содержание урока»

Список творческой группы:

                                             ________________________

                                            _________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________






Содержание урока







Параметры для анализа урока

Отчетная таблица творческой группы №2 «Деятельность преподавателя и мастера п/о».

Список творческой группы:

                                             _________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________






Деятельность преподавателя и мастера п/о








Параметры для анализа урока

Отчетная таблица творческой группы №3 «Деятельность учащегося на уроке»

Список творческой группы:

                                             _________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________






Деятельность учащегося на уроке








Параметры для анализа урока

Отчетная таблица творческой группы №4  «Психологический аспект урока»

Список творческой группы:

                                             _________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________

                                           __________________________






Деятельность учащегося на уроке








Параметры для анализа урока

Выводы о  проделанной работе:

1. 9-10 баллов соответствуют оптимальному уровню аналитических способностей;

2. 7-8 баллов соответствуют допустимому уровню;

3. 5-6 баллов соответствуют критическому уровню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения

Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...

«Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования»

Предлагается практический и теоретический материал по теме: «Аналитическая деятельность педагога : содержание, результаты, пути совершенствования» в виде доклада....

Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей.

выступление на педагогическом совете в рамках проведения методической недели по теме "Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальны...

Аналитическая справка об организации научно-методической деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

В данном материале предлагается краткое описание начно-методической деятельности педагога....

Аналитический отчет преподавателя – ОБЖ

Мой педагогический опыт направлен  на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем со...