Конспект урока по РРС и ФП в 11 классе
план-конспект урока (11 класс) по теме

Ушакова Татьяна Анатольевна

Тема: Звуки в-вь, з-ж. Правило орфоэпии.

           Писатели об осени. Текст «Сентябрь».

 

Цель: - Закрепить навык дифференцированного произношения

             звуков  в-вь, з-ж.

          - Следить за правильным произношением звуков.

          - Закрепить умение ставить знаки орфоэпии в стихотворном тексте

            ( безударное о, непроизносимые согласные, окончания его, ого и     

              тся, ться).

          - Учить различать и опознавать речевой материал по теме «Писатели  об осени».

          - Обогащать и уточнять словарь.

          - Развивать речевой слух, используя звукоусиливающую    

            аппаратуру, продолжать развивать диалогическую речь.

          - Воспитывать интерес и потребность в самостоятельной устной     

             речи, чувство прекрасного в поэзии русских писателей.

          

Оборудование: компьютер, экран, индивидуальный слуховой аппарат,

                            стационарный аппарат, дидактический материал: карточки,

                            таблички с заданиями и текстом, картинки по теме «Осень»,

                            книги о родной природе русских писателей и поэтов (стихи

                            и рассказы).

                                  

                                   Ход  урока.

 

     Организационный  момент.

 -  Поздоровайся. /  Здравствуйте.

 -  Расскажи о себе. / Меня зовут… …... Мне 18 лет. Я учусь в

     одиннадцатом  классе.

- Как ты слышишь? / Я слышу хорошо.

- Какой сейчас урок? / Сейчас урок слуховой работы.

- Какая была тема на прошлом уроке? / Тема «Писатели об осени».

- Хорошо, мы продолжаем эту тему.

 

1.     Формирование  произносительной стороны речи

 

 Дыхательно-голосовые упражнения.  

 

- Будем  дышать. Встань,  положи  одну  руку  на  грудь,  а  другую  на  живот:

      вдох            выдох

      вдох            Поэт хотел выразить восторг.

      вдох            Своим стихотворением поэт хотел выразить восторг.

      вдох            Своим стихотворением поэт хотел выразить восторг по

                          поводу прихода осени.

 

 

Дифференциация звуков В-ВЬ.

1.     Выработка  слуховых  дифференцировок.

        -  Послушай и повтори, правильно произноси звуки в-вь.

 

          Ветер воет, ветер воет                          Ветер в море пенит волны,

          Ветер воет, завывает                            Листья с дерева срывает,

          У ветлы, вербы, ивы                             В небе нагоняет тучи –

          Ветер ветви наклоняет                          Осень, осень наступает.

 

2.     Прочитай, найди и назови слова с твёрдым и мягким звуком в.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты в ветках всё шумишь?

Вольный ветер, ветер, ветер,

Пред тобой дрожит камыш.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты душу мне томишь?  

   

         - О каком времени говорится в этом отрывке? / В этом отрывке

            говорится об осени.

         

Дифференциация звуков З-Ж.

   -  Сейчас ты будешь правильно произносить звуки з-ж

     Вспомни, какое положение занимает язык при произношении этих звуков.

    / При произнесении звука з кончик языка внизу, голос есть.

      При произнесении звука ж кончик языка вверху, голос есть. /

1.     Составь словосочетания.

воздух                                     пассажирский

поезд                                       заряженное

лужайка                                  железный

ружьё                                      свежий

земля                                       железная

дорога                                     зимний

замок                                       зелёная

                                                 влажная

2.     Прочитай, правильно произноси звуки з-ж.

Улетают журавли

Далеко за край земли,

За поля и за луга,

За высокие стога.

 

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слушать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

 

Правила орфоэпии.

- Будем работать над правилами орфоэпии.

- Давай вспомним, какие есть правила орфоэпии.

Прочитай, поставь знаки орфоэпии (работа на компьютере).

              Стихотворение «Осень»      К.Бельмонт.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

 

Стаи птиц улетают.

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья.

 

2.Развитие речевого слуха.

 

Восприятие и различение речевого материала по теме: «Писатели об осени».

 1. Восприятие вопросов и заданий в наушниках.

- Будем слушать и различать вопросы и задания об осени.

- Ты больше всего любишь: осень или зиму? / Я больше всего люблю зиму./

- Какие русские писатели и поэты писали о родной природе? /Пришвин,  

  А.С.Пушкин, С.А.Есенин, Н.А.Некрасов, А.А.Фет писали о родной природе./

- Как описывает осень А.С.Пушкин, С.А.Есенин, Н.А.Некрасов? / уч-ца зачитывает строки из стихов поэтов/.

- Сними наушники. Послушай кому принадлежат эти строки. (экран)

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и  в золото одетые леса  …. / А.С.Пушкину/ - Правильно.

 

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит …. / Н.А.Некрасову/

 

- Послушай и ответь на вопрос:

- О какой короткой поре осени говорит Ф.И.Тютчев?

 

 Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…   / О бабьем лете/.

 

- Выразительно прочитай стихотворный отрывок, который тебе наиболее понравился.

- Какие чувства вызывает у тебя осень? / Осень вызывает у меня чувства печали./

 

Восприятие и различение текста «Сентябрь».

Восприятие и различение заданий к тексту:

1.Прочитай текст и вспомни как он называется ( карточка с текстом).

2. Послушай и повтори ( уч- ль говорит за экраном)

   Хмурится небо, ревёт ветер, вянуть, буреть, безветренный день, изморозь,

   Заморозок, серебрятся паутинки, бабье лето. / из 8 словосочетаний

   восприняла 5 /

3.Ответь на вопросы:

 - Какой первый месяц осени?

 - Как определяют начало осени?

 - Почему осенью листья начинают желтеть, буреть?

 - Что говорит народ, когда осенью устанавливаются тёплые, ясные, тихие

    дни?

 4.Придумай к тексту другой заголовок.

 5.Прочитай: Высоко над головой начинают желтеть, буреть листья на

    деревьях.

 6.Закончи предложение: В воздухе летят, … … .

 

 

Итог  урока.

 

- Урок  подошёл  к  концу.

- Что ты делала на уроке? / Я старалась правильно произносить звуки в-вь,

   з-ж, повторила правила орфоэпии, училась различать и опознавать

   словосочетания, предложения, отвечала на вопросы. /

  Попрощайся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...