Методическая разработка тренинга «Я — это Я»
методическая разработка (11 класс) по теме

Белецкая Татьяна Геннадьевна

Использование технологии тренинга для формирования навыка самопознания (от осознания своего «Я» до привычки самоконтроля и целевым установкам улучшения себя)  

у  подростков с девиантным поведением.

        Необходимость проведения специальной работы с детьми  подросткового возраста с целью развития у них осознания собственной Я-концепции, стимуляции стремления к самовоспитанию, поиска адекватных способов самоутверждения обусловлена рядом причин.

        Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь ввиду, что данный возраст относятся к одному из периодов возрастных кризисов. Подростковый возраст часто называют переходным, т.к. именно в этот период происходят существенные изменения в физиологии и психике детей, которые протекают в очень быстром темпе. Главной особенностью и основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Подросток пытается подражать  и походить на  взрослого внешне, пользоваться правами и привилегиями взрослых, приобщаться к деятельности взрослых, пользоваться их умениями и навыками. При этом подросток требует, чтобы с ним общались как со взрослым и, если этого не происходит, он начинает протестовать  против действий со стороны взрослых: проявлять строптивость, непослушание, приспособленчество.

        Для подросткового возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы   самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный  период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся  рефлексии. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.          Практика показывает, что серьезные проблемы возникают у подростка, не способного к взаимодействию, ему трудно выйти из многих ситуаций, он боится обратиться за помощью, так как просто не умеет общаться, и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, подросток пользуется полным доверием и не боится доверять сам.

        Я-концепция также является важным регулятором поведения человека, выполняет следующие функции:

·        служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя;

·        определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации;

·        осуществляет регуляцию своего социального поведения;

·        способствует достижению внутренней согласованности личности.

        Исходя из выше сказанного одной из наиболее эффективных форм работы с девиантнымим подростками является социально-педагогический тренинг. Социально-педагогический тренинг – это активная групповая работа с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на формирование и развитие личностных качеств. Это форма специально организованного общения, в ходе которого осуществляется развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

        Во время занятий, особое внимание уделяется тому, что каждый участник окружен вниманием, заботой, проявляет искреннюю заинтересованность, помогает сверстникам и рассчитывает на их помощь. Он может усваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Задача социально-психологического тренинга – помочь ребенку выразить себя своими индивидуальными средствами.

        Активность участников тренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки определенных умений, развития особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс общения с другими. При проведении тренинга акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркнуть, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Подросток на тренинге принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Ведущий же старается организовать тренинг так, чтобы подростки хотели в нем участвовать. Ведущий, также побуждает участников (на доступном данному возрасту уровне) к рефлексии процессов, происходящих в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_deviant_poved.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО УПК №4

Методическая разработка тренинга

«Я — это Я»

Составила педагог психолог Т.Г.Белецкая

Пояснительная записка.

Использование технологии тренинга для формирования навыка самопознания (от осознания своего «Я» до привычки самоконтроля и целевым установкам улучшения себя)  

у  подростков с девиантным поведением.

        Необходимость проведения специальной работы с детьми  подросткового возраста с целью развития у них осознания собственной Я-концепции, стимуляции стремления к самовоспитанию, поиска адекватных способов самоутверждения обусловлена рядом причин.

        Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь ввиду, что данный возраст относятся к одному из периодов возрастных кризисов. Подростковый возраст часто называют переходным, т.к. именно в этот период происходят существенные изменения в физиологии и психике детей, которые протекают в очень быстром темпе. Главной особенностью и основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Подросток пытается подражать  и походить на  взрослого внешне, пользоваться правами и привилегиями взрослых, приобщаться к деятельности взрослых, пользоваться их умениями и навыками. При этом подросток требует, чтобы с ним общались как со взрослым и, если этого не происходит, он начинает протестовать  против действий со стороны взрослых: проявлять строптивость, непослушание, приспособленчество.

        Для подросткового возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы   самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный  период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся  рефлексии. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.          Практика показывает, что серьезные проблемы возникают у подростка, не способного к взаимодействию, ему трудно выйти из многих ситуаций, он боится обратиться за помощью, так как просто не умеет общаться, и только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, подросток пользуется полным доверием и не боится доверять сам.

        Я-концепция также является важным регулятором поведения человека, выполняет следующие функции:

  • служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя;
  • определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации;
  • осуществляет регуляцию своего социального поведения;
  • способствует достижению внутренней согласованности личности.

        Исходя из выше сказанного одной из наиболее эффективных форм работы с девиантнымим подростками является социально-педагогический тренинг. Социально-педагогический тренинг – это активная групповая работа с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на формирование и развитие личностных качеств. Это форма специально организованного общения, в ходе которого осуществляется развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющих снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

        Во время занятий, особое внимание уделяется тому, что каждый участник окружен вниманием, заботой, проявляет искреннюю заинтересованность, помогает сверстникам и рассчитывает на их помощь. Он может усваивать и отрабатывать коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Задача социально-психологического тренинга – помочь ребенку выразить себя своими индивидуальными средствами.

        Активность участников тренинга носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки определенных умений, развития особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс общения с другими. При проведении тренинга акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркнуть, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Подросток на тренинге принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Ведущий же старается организовать тренинг так, чтобы подростки хотели в нем участвовать. Ведущий, также побуждает участников (на доступном данному возрасту уровне) к рефлексии процессов, происходящих в группе.

Цель — формирование у участников активного опыта самоанализа, саморазвития и группового взаимодействия.

Задачи тренинга:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2.Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

3. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование адекватной самооценки, снижение потребности  в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.

2. Развитие навыка планирования cвoeгo поведения и прогнозирования разрешения конфликтных ситуаций.

3. Выработка позитивных жизненных целей и мотивация к их достижению.

4. Повышение правовой грамотности  и ответственности за свое поведение.

Категория участников:

Тренинг рассчитан подростков, 15-18 лет.

Состав группы:  Оптимальная численность 15-25 человек;

Время проведения: 90 мин

Место проведения: учебная аудитория

Адресат: обучающиеся УПК №4

Ведущий:    Белецкая Т.Г. педагог – психолог

ХОД ЗАНЯТИЯ-ТРЕНИНГА:

1.Упражнение «Знакомство».

Все участники сидят в кругу, занятие начинается со слов ведущего:

Здравствуйте, ребята, Сегодня мы с вами примем участие в групповом занятии, в результате  которого вы научитесь понимать себя и окружающих, управлять своими чувствами и находить выходы из трудных ситуаций. Для начала каждому из вас нужно представится и рассказать в нескольких словах, нравится ли вам ваше имя, знаете ли вы, кто и почему вас так назвал при рождении. Говорят все участники по кругу, начиная с ведущего.

2. Выработка правил работы в группе.

Для того, чтобы наша работа была продуктивной и приносила нам удовлетворение, мы должны принять определенные правила. Давайте подумаем, какие именно правила нам пригодятся. Все желающие могут называть свои варианты, группа принимает решение о необходимости данного правила. Выбранные правила записываются на ватмане, который висит на видном месте в течение всего занятия.

Примерный перечень правил

1. Доверительное общение.

2. Персонификация высказываний («Я думаю»; «Я считаю»).

3. Недопустимость непосредственности оценок человека. Мы отказываемся от сообщений типа «Ты мне не нравишься, ты плохой…» Мы говорили: «Мне не нравится твоя манера оценивать, мне кажется, ты поступил не очень хорошо».

4. Искренность в общении (нет желания говорить правду, в этом случае молчим).

5. Уважение говорящего (Мы не перебиваем человека, а даем ему возможность высказаться).

6. Активность (Мы не отсиживаемся, не отмалчиваемся, а работаем, так как результат есть действие).

7. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди боятся, что их не поймут окружающие, и поэтому занимаются рассуждением на обобщенные, обезличенные темы. Мы отказываемся от этого стереотипа и говорим о том, что нас волнует.

8. Конфиденциальность и поддержка. Все, что мы обсуждаем в группе, остается здесь.

3. Упражнение - активатор «Рукопожатие».

        Все участники произвольно делятся ведущим на две примерно равные подгруппы-команды. Команды могут подобрать себе название. Подгруппы становятся напротив друг друга. Ведущий встает во главе одной из них и объясняет упражнение. Его команда, выстроенная в затылок друг другу, подходит к «соперникам» (другой подгруппе) и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие-рукопожатие; две цепочки (команды-соперницы) движутся навстречу друг другу.

Эта процедура напоминает приветствие двух футбольных или хоккейных команд. Возможно использование следующих вариантов усложнения:

а) необходимо поздороваться левой рукой;

б) похлопать соперника по плечу;

в) одновременно с рукопожатием и похлопыванием необходимо сказать сопернику несколько соответствующих ситуации слов, например: «Мы сегодня выиграем», «Что-то ты сегодня плохо выглядишь», «Не расстраивайся, мы тебя сегодня взгреем» и т.п. Члены второй подгруппы соответственно также побуждаются к вербальным и невербальным выражениям своего отношения к коллегам-соперникам. Поскольку ведущий идет первым в своей команде, он и демонстрирует все необходимые образцы поведения. Упражнение заканчивается, когда каждый «поприветствовал» всех соперников, и команды вновь оказались на своих исходных позициях.

4. Упражнение Джеффа.

Цель: Создание  условий для самопознания и самоанализа.

Время: 30 минут.

Упражнение глубокое и серьёзное, поэтому предварительно необходимо настроить участников на вдумчивое отношение к услышанным вопросам. Готовятся три плаката с надписями «да», «может быть», «нет». Они развешиваются в разных концах помещения, ведущий стоит в центре помещения и задаёт вопросы, после заданного вопроса участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу.

        Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ. Желающий поднимает руку, ведущий кидает ему мяч. Тот, у кого в руке мяч, имеет право на ответ. После ответа он может бросить его тому, кого хочет услышать, тот отвечает или отказывается. Важное правило: участники упражнения не имеют права критиковать других и спорить. Они высказывают только своё мнение!

Задания для упражнения Джеффа.

1.Хотели бы вы изменить свой возраст?

2.Могли бы вы дружить и любить человека другой национальности (расы)?

3.Имеют ли ваши родители национальные и расовые предрассудки?

4.Обманываете ли вы своих родителей?

5.Считаете ли вы допустимым секс до брака?

6.Считаете ли вы, что ваша семья важнее ваших друзей?

7.Смогли бы вы жить в одиночестве?

8.Я считаю, что преступник должен быть наказан.

9.Я считаю, что смертная казнь — это правильно.

10.Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?

11.Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

12.Согласны ли вы с пословицей: «Один в поле не воин»?

13.Я считаю, что недостатки людей так же естественны, как дождь, и поэтому отношусь к ним терпимо.

14.Меня раздражает, когда девушки курят.

15.Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.

16.Во всех неприятностях, прежде всего, виню себя.

17.Считаю, что если нельзя, но очень хочется, то можно.

18.Лучше быть умным, чем богатым.

19.Все люди должны  соблюдать законы.

20.Я знаю, для чего живу.

Могут быть использованы не все вопросы, а часть по усмотрению ведущего.

Особую роль в этом упражнении играет анализ, благодаря которому участники имеют возможность резюмировать те размышления, которые у них возникли, а также получить обратную связь. Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

  • Было ли вам интересно?  Почему?
  • Были ли вопросы, над которыми раньше не задумывались?
  • Были ли вопросы, над которыми вам хотелось бы подумать или поговорить подольше?
  • Что вы чувствовали к тем, кто давал противоположный ответ?
  • Менялось ли при этом ваше мнение?

- Были ли вопросы, на которые вам хотелось ответить искренне? Много ли их было?

- Были ли вопросы, на которые вам хотелось  ответить неискренне? Много ли их было?

- Что нового вы открыли для себя?

Упражнение-активатор «Плот». Ведущий кладет на пол лист ватмана и объясняет инструкцию: Представьте, что вы — команда корабля, потерпевшего кораблекрушение. Вы находитесь в открытом море. Ваша задача — продержаться на плоту до того, как прибудут спасатели. Вот ваш плот, вам всем нужно расположиться на нем, на выполнение задания дается 3 минуты.

Упражнение «Клон».

Цель: Стимуляция познавания собственной уникальности.

Время. 20 минут.

Представьте, что однажды вы узнаете, что кто-то ради какого-то странного эксперимента создал ваш клон. Он в точности похож на вас. Настолько, что никто, даже близкие люди, не в состоянии отличить его от вас. Вам срочно нужно что-то делать, потому что день за днем клон вытесняет вас из вашей собственной  жизни.

Подумайте, что в вас есть такого, что невозможно продублировать?

Как вы поможете понять вашим друзьям, кто из вас клон, а кто настоящий?

Как вы поможете вашим родным понять, кто из вас клон, а кто настоящий?

Учтите, что по внешнему поведению, по манере говорить и по тому, что именно вы обычно говорите и делаете, вас различить невозможно.

Найдите в себе что-то такое, что невозможно повторить.

Обсуждение: Что поможет отличить меня от моего клона?

Информирование: Каждый человек уникален, каждый имеет в душе нечто, что невозможно повторить. Каждый обладает какими-то качествами, которые присущи только ему. Это так же, как почерк. Каждый умеет писать, и вроде бы принцип построения букв всегда один, но все равно каждый пишет по-разному. Даже если очень хорошо подделать почерк, все равно экспертам удается отличить подделку от настоящего. И уж если почерк не повторить в точности, то и каждый человек неповторим. Никто и никогда не может стать в точности таким, как другой человек, или как мы. Каждый из нас уникален. Каждый из нас — это ценнейшее произведение... кого? Жизни? Судьбы? Природы? Бога? Наших родителей? Любой ответ верен. Одному, кто бы он ни был, не под силу создать такое произведение. Так что, наверное, стоит поберечь его? Как вы думаете?

 

 Рефлексия.

Участникам предлагается по кругу высказать свое мнение о тренинге.

Могут быть использованы вопросы:

Как вы себя чувствовали во время работы?

Какую роль взяли на себя, почему именно ее? Соответствует ли эта роль вашему внутреннему миру?

Довольны ли вы своей сегодняшней работой? Смогли ли вы раскрыться, высказать свое мнение?

Что мешало или было некомфортно?

Пригодятся ли знания, умения, мысли, полученные на сегодняшнем занятии в дальнейшей жизни?

Последним говорит ведущий, подчеркивает важность прошедшего занятия не только для ребят, но и для себя. Обязательно благодарит всех за участие, активность, откровенность.

Список использованной литературы:

  1. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - Спб.: Речь, 2008.
  2. Истратова  О. Н., Эсксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы — Изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.
  3. Макартычева Г. И. Тренинги для подростков.- Речь, 2007
  4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.
  5. Целевая программа «Дети Владимирской области 2005-2006».        
  6. Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - Школьные технологии № 6, 1999. «Народное образование».

Список литературы для обучающихся:

  1. Асмолов А.Г. «Психология личности». М.:, 1990 г.
  2. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Изд. дом "Бахрах", 2006.
  3. «Референтные группы в классе». /Под ред. Л.И. Жука. - Минск; 2003 г.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 2007.
  5. Фопель К. – М.: Как научиться сотрудничать?, 2000. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тренинга "Верёвочный маршрут"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по командообразованию "Верёвочный маршрут" (сентябрь 2010 года)....

Методическая разработка тренинга общения в малой группе

        Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психиче процессов (познавательных, волевых ...

Методическая разработка тренинга « Наша судьба – в наших руках»

Форма реализации проекта: тренинг.Цели:- обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся; - формиро...

Методическая разработка тренинга с педагогами на тему: «Формирование навыков поведения в эмоционально напряженных ситуациях»

На тренинге участники знакомятся с основными техниками снятия напряжения, имеют возможность отрабатывать практические навыки по овладению техниками снятия напряжения в эмоционально-напряженных ситуаци...

Методическая разработка тренинга по решению конфликтов среди подростков (цикл занятий)

Цикл тренинга, включающий 5 занятий для подростков и старшеклассников. Подробно описаны цели каждого занятия, прилагается рефлексивная анкета по итогам. Основная цель: повышение уровня знаний о теории...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ

Актуальность: Разные специалисты - врачи, психологи, педагоги - говорят о том, что проблема наркомании является следствием рискованного стиля поведения людей, в частности молодежи, отсутствием н...

Методическая разработка тренинга «Безопасность в сети Интернет»

Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет-услуг растет. Интернет – это незаменимый помощник для получения знаний, где можн...