Методическая разработка тренинга «Безопасность в сети Интернет»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)

Ильина Ксения Алексеевна

Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет-услуг растет. 

Интернет – это незаменимый помощник для получения знаний, где можно получить информацию, на поиски которой из других источников (книги, журналы, библиотека) уходит много времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую нет возможности купить.

Ни для кого не секрет, что информация сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена. Какую информацию мы выбираем для себя,  и какую выкладываем о себе во всемирную сеть, от этого зависит  уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки большую часть свободного времени проводят за компьютером, при этом они менее защищены от интернет-атак и угроз. Попадая в такие ситуации, у них возникает вполне закономерный вопрос — что же случилось? Случилось вот что — компьютер заражён либо кто-то совершил несанкционированный доступ в сеть под вашим именем и паролем. Поэтому тема обеспечения безопасности работы в сети интернет востребована реальностью. 

Каждый пользователь сети Интернет рано или поздно задумывается о вопросах безопасности.

Данная методическая разработка тренинга позволяет получить от студентов информацию о том, с какими интернет-угрозами они сталкивались в жизни (ответы на вопросы); проанализировать и выявить три основные причины, почему они заходят в интернет и что заставляет их его покинуть; просмотреть информационные ролики; разгадать кроссворд и составить опорные слова по усвоенному материалу; разработать правила поведения в сети Интернет, используя опорные слова (по четыре в каждой группе).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

тренинга

«Безопасноть  в сети Интернет»

Разработали:  Ильина Ксения Алексеевна

Санкт-Петербург 2018 г.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

Аудитория        4

Цель        4

Задачи        4

Ожидаемые результаты        4

Оснащение        4

Ход тренинга        5

I ЭТАП. СТАДИЯ ВЫЗОВА        5

II ЭТАП. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ        6

III ЭТАП. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ        6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        8

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ        9


ВВЕДЕНИЕ

Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет-услуг растет. 

Интернет – это незаменимый помощник для получения знаний, где можно получить информацию, на поиски которой из других источников (книги, журналы, библиотека) уходит много времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую нет возможности купить.

Ни для кого не секрет, что информация сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена. Какую информацию мы выбираем для себя,  и какую выкладываем о себе во всемирную сеть, от этого зависит  уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки большую часть свободного времени проводят за компьютером, при этом они менее защищены от интернет-атак и угроз. Попадая в такие ситуации, у них возникает вполне закономерный вопрос — что же случилось? Случилось вот что — компьютер заражён либо кто-то совершил несанкционированный доступ в сеть под вашим именем и паролем. Поэтому тема обеспечения безопасности работы в сети интернет востребована реальностью. 

Каждый пользователь сети Интернет рано или поздно задумывается о вопросах безопасности.

Данная методическая разработка тренинга позволяет получить от студентов информацию о том, с какими интернет-угрозами они сталкивались в жизни (ответы на вопросы); проанализировать и выявить три основные причины, почему они заходят в интернет и что заставляет их его покинуть; просмотреть информационные ролики; разгадать кроссворд и составить опорные слова по усвоенному материалу; разработать правила поведения в сети Интернет, используя опорные слова (по четыре в каждой группе).


Аудитория

Учащиеся 1-го курса - уже активные, но ещё не совсем  опытные пользователи сети.

Цель

Способствовать формированию у студентов понятия о принципах безопасного поведения в сети, активной позиции в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им, получить знания о безопасности в Интернете и использовать их на практике.

Задачи

  • Помочь определить основные виды опасности, подстерегающие студентов в сети Интернет.
  • Способствовать формированию навыка правильного реагирования на опасности сети Интернет.
  • Определить культуру поведения в сети Интернет (самому не создавать спорные опасные ситуации).
  • Научить различать общественные и личные страницы сети Интернет.

Ожидаемые результаты

  • Учащиеся узнают о правилах безопасного поведения в сети и полученные знания будут использовать в жизни.
  • Придет понимание того, что культура Всемирной сети напрямую зависит от личной культуры каждого из нас.

Оснащение

  • Презентация;
  • кроссворд;
  • буклет «Словарь терминов»;
  • буклет Памятка подростку по безопасному поведению в Интернете;
  • опорные слова для составления правил работы в Интернет;
  • видеоролики:
  • Грамотность в сети интернет
  • Остерегайся мошенничества в Интернете
  • Развлечения и безопасность в Интернете https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8
  • ватманы (по количеству групп);
  • цветные маркеры (по количеству групп);
  • клей;
  • цветная бумага.

Время проведения тренинга - 60 мин


Ход тренинга

I ЭТАП. СТАДИЯ ВЫЗОВА

Задание № 1 "Билет на вход". Время - 5 минут

Все студенты входят в аудиторию, на входе им раздают «Билет на вход» (это разрезанные листки трех цветов, на которых написаны правила безопасного поведения в Интернете, учащимся ставится задача – сгруппироваться по цвету и собрать предложение из разрезанных листков бумаги)

Варианты:

  1. Не поддавайся навязчивым рекламам и не заходи на подозрительные незнакомые сайты.
  2. Не открывай все сайты подряд, используй Интернет с определенной целью.
  3. Каким будет виртуальный мир,  во многом зависит от тебя.
  4. Используй современные ОС, имеющие уровень защиты от вирусов.

Примечание: предполагается, что у  каждой группы получается одно из правил безопасности в интернете. Ведущий вместе с учащимися делает вывод и сообщает тему тренинга. Ведущий обращает внимание студентов, что в аудитории находится сейф "вопросов и ответов" (в любое время тренинга можно написать вопрос по теме и бросить его в сейф, который будет открыт через два дня после окончания тренинга).

Задание № 2 "Калейдоскоп вопросов". Время - 10 минут.

Учащимся задаются вопросы:

  1. Как долго ты можешь обойтись без Интернета?
  2. В каких сетях ты зарегистрирован? Назови.
  3. Общаешься ли ты с незнакомцами в Интернете? Почему?
  4. Был ли у тебя какой-либо неприятный случай,  связанный с Интернетом? Расскажи.
  5. Считаешь ли ты, что Интернет — это свободное пространство, в котором по своему усмотрению можно делать все, что пожелаешь? Подтверди.
  6. Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему физическому здоровью? Почему?
  7. Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоей морали? Почему?
  8. Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему психическому здоровью? Почему?
  9. Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему культурному уровню? Почему?
  10. Сталкиваешься ли ты с неэтичной и навязчивой рекламой со стороны других пользователей в Интернете? Приведи пример.
  11. Часто ли ты сталкиваешься с информацией, которая раздражает и вызывает неприятные эмоции? Приведи пример.
  12. Как ты считаешь, приносит ли пользу Интернет твоей успеваемости в колледже? Почему?

Примечание: Ведущий спрашивает всех участников тренинга.

Задание № 3. "Назови 3 причины". Время - 15 минут.

Учащиеся группами перечисляют причины:

  1. Назови 3 причины, почему Ты заходишь в Интернет.
  2. Назови 3 причины, которые заставляют тебя покинуть Интернет.

Время на заполнение5 минут. Время на ответы от каждой группы – 2 мин.

Примечание: помощник записывает идеи на лист бумаги.

II ЭТАП. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Задание № 4. Обучение.  Время - 15 минут

Просмотр видеороликов о правилах поведения в сети Интернет.

Задание № 5. "Кроссворд". Время - 10 минут

Группам предлагается:

  • Ответить на вопросы.
  • Записать ключевое слово.

III ЭТАП. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Задание № 6. Рефлексия 

Разрабатываются правила поведения в сети Интернет, используя опорные слова.

  • Помни о
  • Позаботься о
  • Никогда не
  • Всегда
  • Думай о
  • Обрати внимание на
  • Постарайся
  • Посоветуйся с
  • Узнай о
  • Не забудь
  • Ни в коем случае не
  • Сделай


заключение, в котором формулируются качественные и количественные выводы, а также рекомендации по использованию полученных результатов в педагогической практике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Тренинг, посвященный вопросам онлайн-безопасности детей, актуален и полезен для студентов колледжа, так как большую часть информации они черпают в Интернете.

Основной темой тренинга стали вопросы безопасности и защиты личной информации во Всемирной Сети. Очень важно вовремя ознакомить студентов с возможными угрозами, существующими в интернет-пространстве, психологически подготовить их к работе в Сети, чтобы пребывание там было и полезным, и безопасным

Участники тренинга научились распознавать основные виды онлайн-угроз, а также узнали о современных средствах защиты при работе в сети Интернет. 

Тренинг предполагает групповую форму организации работы (малые группа по 4 человека).

Формы и виды учебной деятельности, используемые при проведении тренинга: словесная, репродуктивная, наглядная.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Сетевой_экстрим_/_Тренинг_Безопасность_в_сети_интернет
  2. http://www.proshkolu.ru/user/litvinatm59/blog/144290/
  3. Видеоролик «Грамотность в сети интернет » https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8 
  4. Видеоролик «Остерегайся мошенничества в Интернете» https://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w
  5. Видеоролик «Развлечения и безопасность в Интернете» https://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

  1. «Билет на вход» (разрезанные листки трех цветов, на которых написаны правила безопасного поведения в Интернете)
  2. Кроссворд
  3. Буклет «Словарь терминов»
  4. Буклет «Памятка подростку по безопасному поведению в Интернете»
  5. Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Глобальная сеть Интернет

Содержание, основные понятия: структура Интернет, адресация в Интернете(IP-адреса и доменная система имён). Транспортировка данных Вид урока: обобщение и систематизация знаний. Тип урока: урок защи...

Методическая разработка тренинга "Верёвочный маршрут"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по командообразованию "Верёвочный маршрут" (сентябрь 2010 года)....

Методическая разработка тренинга «Я — это Я»

Использование технологии тренинга для формирования навыка самопознания (от осознания своего «Я» до привычки самоконтроля и целевым установкам улучшения себя)  у  подростков с девиа...

Методическая разработка урока «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».

Раздел программы: «Применение современных информационных технологий».Тема урока: «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».Тип урока: урок-лекция.Вид: комбинированный урок.Технология: личнос...

Методическая разработка "Использование социальных сетей как средства формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся"

Данная методическая разработка представляет собой презентацию по теме "Использование социальных сетей как средства  формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся", поднимает пробл...

Методическая разработка «Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров, как одна из форм открытого образовательного пространства»

В данной методической разработке рассмотрена новая форма общения педагога с родителями на примере социальной сети «Вконтакте», а также мобильных месcенджеров Watsap и Viber. Методическая р...

Методическая разработка " "Безопасность в сети Интернет"

Методическая разработка " "Безопасность в сети Интернет" Видеоуроки:"Безопасность в сети Интернет"https://www.youtube.com/watch?v=HRerXk39XcU&feature=emb_logo Ви...