"Измерение углов" (2 урока)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Урок математики в 5 классе по теме "Измерение углов". Авторы учебника Зубарева, Мордкович. Урок сопровожден технологической картой, презентацией, ЭОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – конспект УРОКА
Измерение углов

ФИО (полностью)

Севрюгина Марина Александровна

Место работы

ГБОУ ООШ с.Студенцы муниципального района Хворостянский

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока

Урок 86. Измерение углов, 2 урока в теме

Базовый учебник

"Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010 г.

Цель урока: сравнивать углы наложением; познакомить с транспортиром; сформировать умение измерять углы.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД:   анализ, синтез, сравнение

  • Выявить и сформировать умения измерять углы;

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  2. Учить устанавливать единые и общие признаки;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная 

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (лист контроля).

Ход урока (1 урок)

Задачи урока:

  • Развить умение строить, обозначать и измерять углы
  • Отработать навыки сравнения с помощью наложения углов
  • Воспитание дисциплинированности
  • Развитие аналитического мышления
  • Формировать умения выделять главное
  • Учить преодолевать трудности при достижении поставленной цели
  • Развивать умения владеть собой, выдержку, самообладания
  • Развивать умения действовать самостоятельно

Обучающиеся должны:

Иметь представление о понятии углов, о единице измерения углов, об инструменте, измеряющем углы.      

Уметь:

  • строить различные виды углов;
  • обозначать углы;
  • измерять градусные меры углов с помощью транспортира;
  • проводить информационно смысловой анализ прочитанного текста;
  • рассуждать, обобщать, аргументировано отвечать на вопросы собеседников, вести диалог.

          1. Организационный момент.

Проверка готовности класса, организация внимания

 

2. Изучение нового материала:

– Сравните два задания:

1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько?
2) Определите, какой из данных углов больше и на сколько?

– Сможете ли вы выполнить оба задания полностью?

– Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?

В результате обсуждения ставятся цели и задачи урока, записывается тема.

– Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:

  • знать, какой прибор служит для измерения углов;
  • знать единицу измерения углов.

Итак возникает несколько вопросов:

  • Какова единица измерения углов?
  • Чем измеряются углы?
  • Каким образом измеряются углы?
  • Как найти больший угол с помощью единиц измерения углов?

       Устная разминка по заданию 520 учебника.

3. Сообщение об измерении углов сделать по следующему плану:

  • инструмент, измеряющий углы. – транспортир;
  • единица измерения – градус (показывается обозначение), объясняется. Что такое градус; историческая справка
  • правило   измерения углов с помощью транспортира
  • сравнение углов по градусной величине (сравниваются пары углов, данные ранее);
  • при выполнении задания 521  вводятся понятия острого угла, прямого угла и тупого угла.

  1. Закрепление нового материала:

Каждому ученику выдается листок с изображением угла (у всех одинаково)

Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Результаты могут  получиться различные)

— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)  

— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).

— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом.

Выполнить № 522.

Рассмотреть построение углов по заданной градусной мере: № 523 (а, б, в)

Повторить понятие развёрнутого угла и правило нахождения части от целого в паре с взаимопроверкой: № 526 (а, г).

5.  Подведение итогов урока.

- Оценивается работа класса и отдельных учащихся

- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?

- Как вы считаете, они выполнены?

Ход урока (2 урок)

Цель  урока: развивать умение строить, обозначать и измерять углы;

Организационный момент.

Организация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку.

  1.  Закрепление изученного на первом уроке.

1.Устная работа по слайду

2. Индивидуальная работа у доски.

            Построить угол, обозначить его и определить вид построенного угла, измерить угол.

            Построить угол, градусная мера которого равна 750

            Измерить угол, построенный на доске и построить равный ему по градусной мере угол.

            2. Фронтальный опрос.

Какая фигура называется углом?

Какие углы вам известны?

Дайте объяснение понятию – острый угол.

Каким прибором измеряются углы?

Назовите единицу измерения углов.

Какой угол является тупым?

Могут ли острый и тупой углы иметь одинаковые градусные меры?

Назовите возможную градусную меру острого угла.

3. Решение задач.

1. Устная разминка ( на доске записаны примеры для устного счёта).

2.Повторить правило нахождения дроби от числа и нахождение целого по его части: № 527 (а, б, д

3. Измерить углы, построенные на доске (два острых угла, один тупой и один прямой).

 4. Самостоятельная работа.

 Выполните математический диктант по вариантам в тетрадях.

5. Подведение итогов.

- Оценивается работа класса и отдельных учащихся

- Вернемся к началу нашего первого урока. Какие задачи мы с вами ставили перед собой?

- Как вы считаете, они выполнены?

- Какие трудности вы испытывали?

7.  Домашнее задание: стр. 144; № 527 (б, г); к. з. стр. 146.


Технологическая карта урока

Этапы 1 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент

Приветствие учащихся; проверка готовности класса            к уроку; организация внимания.

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Актуализация знаний

 Демонстрирует презентацию

Повторение понятий угла;

Учитель продолжает  беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы

5

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Изучение нового материала

 

 

Первичное осмысление и закрепление знаний

Слайды 8-10

Слайды 11-14

29_1_2nm (1).ppt

Вместе с учениками определяет цель урока.  

Демонстрирует презентацию

Задает вопросы,  подводящие к определению понятий.

Сравнить отрезки, сравнить углы.

Демонстрирует презентацию

Комментирует,   направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Выполняют задание, 520 заполняют таблицу, проверяют правильность выполнения.

ученик у доски, остальные в тетради выполняют №521 ,

формулируют определения

2

6

3

5

Поиск и выделение необходимой информации.

Формирование ПЛД равнения

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Проявление терпения   и аккуратности при построении чертежей  

Осознание ценности здоровья

4

Разминка

Супер физкультминутка.exe

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

Умение слушать

Осознание ценности здоровья

5

Закрепление нового материала

Слайды 16-23

Комментирует,   направляет работу учащихся.

Постановка проблемного вопроса.

Выполняют задание по карточке

Решение с комментарием № 522

Решение у доски № 523 (а,в,д)

Решение в паре с взаимопроверкой: № 526 (а, г).

10

Анализ объектов и синтез

Контроль изученного материала

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, умение слушать и вступать в диалог.

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику

6

Дом. задание

Подведение итогов 1 урока

Слайд 29

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5-klass/instrumenty-dlja-vychislenij-i-izmerenij/izmerenie-uglov-transportir

Слайд 30

Вносит корректировку в ответы учащихся.  Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Рефлексия.

Что нового вы узнали?

Какие трудности возникли?

Почему возникли трудности?

 Как я преодолел их?

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей

2

3

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Ориентация в межличностных отношениях

Смыслообразование.

Этапы 2 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

7

Организационный момент

Организация внимания учащихся

Включение в деловой ритм урока

2

Смыслообразование

8

Закрепление изученного на 1 уроке

Комментирует и направляет работу учащихся

2 ученика у доски выполняют задания, остальные в тетрадях.

Выполняют задания, записывают ответы в тетрадь.

Проверяют ответы, комментируют и проговаривают правила, выставляют себе оценку

Считают устно

Выполняют задание 527 (а,в,д)

7

2

3

Выделение и формулирование познавательной цели.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог

9

29_2_md(2) (1).ppt

Предлагает учащимся выполнить математический диктант

Выполняют задание, проверяют правильность выполнения.

7

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,

моделирование

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

10

Физминутка

учитель демонстрирует карточки с записями, которые должны сопровождаться определенными движениями учеников

точка – наклоны головы влево-вправо;

развёрнутый угол - руки в стороны;

прямой угол - руки под углом 90;

острый угол - руки в стороны вверх, образуя острый угол;

тупой угол - руки в стороны, образуя тупой угол

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

Планирование своей деятельности

Умение слушать

Осознание ценности здоровья

11

Организация контроля

тест измерение углов.jpg

Организует самостоятельную работу, комментирует задания

Проведение самостоятельной работы в тетради. Выставление ответов в лист контроля.

10

Выбор оснований и критериев для сравнения

Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению.

Самоопределение

12

Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Домашнее задание

Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся 

Рефлексия.

Задает дифференцированное  домашнее задание

Стр 144 №527(б,г), контр.зад.стр146,

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урка

2

5

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно-этическая ориентация



Подписи к слайдам:

О
10
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
160
150
170
180
Одно деление транспортира = 1° (один градус)
1° (один градус) – единица измерения углов
О
10
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
160
150
170
180
B
C
D
F
M
 AOE = 180°
 AOB = 50°
 AOC = 90°
 AOD = 140°
 AOF = 35°
 AOM = 122°


Подписи к слайдам:

 AOB = 60°
 AOC = 90°
 AOD = 110°
 AOE = 180°
острый
прямой
тупой
развернутый
У 521
Прямым углом называют угол, величина которого равна 90°.
Тупым углом называют угол, величина которого больше 90°, но меньше 180°.
Острым углом называют угол, величина которого меньше 90°.
Развернутым углом называют угол, величина которого равна 180°.


Подписи к слайдам:

Математический диктант
1 вариант
2 вариант
1.
Определите вид угла:
а) A = 134°
Запишите названия данных углов в порядке
б) B = 180°
в) C = 59°
а) A = 42°
б) B = 90°
в) C = 128°
2.
увеличения
уменьшения
D
A
B
C
0
Математический диктант
1 вариант
2 вариант
3.
Определите величину угла:
а) градусная мера которого составляет прямого угла;
3
10
а) градусная мера которого составляет развернутого угла;
7
60
б) которого равны 15°.
5
17
б) которого равны 20°.
5
19
Проверьте себя:
1 вариант
2 вариант
1.
Определите вид каждого угла:
а) A = 134°
Запишите названия данных углов в порядке
б) B = 180°
в) C = 59°
тупой
развернутый
острый
а) A = 42°
б) B = 90°
в) C = 128°
острый
прямой
тупой
2.
увеличения
уменьшения
О, D, B, A, C.
C, A, B, D, О.
D
A
B
C
О
1 вариант
2 вариант
3.
Определите величину угла:
а) градусная мера которого составляет прямого угла
3
10
а) градусная мера которого составляет развернутого угла
7
60
90 : 10 · 3 = 27°
180 : 60 · 7 = 21°
б) которого равны 15°
5
17
15 : 5 · 17 = 51°
б) которого равны 20°
5
19
20 : 5 · 19 = 76°
Проверьте себя:


Предварительный просмотр:

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/113952/?interface=pupil&class=47&subject=16

http://fcior.edu.ru/card/4834/izmerenie-ugla-s-pomoshyu-transportira-p2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме:"Виды углов и измерение углов с помощью транспортира"

Цели и задачи: образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление ...

Разработка урока математики 5 кл по теме "Углы. Измерения углов"

Представлен конспект урока математики (5 кла) по теме "Построение и измерение углов", мультимедийная презентация, и самоанализ урока....

Презентация к уроку "Величина угла. Измерение углов" (5 класс)

Презентация к уроку "Величина угла. Измерение углов"  математика, 5 класс...

урок состязание "Виды углов и измерение углов" 5-6 класс

Работа по группам.Проверка глазомера,умение работать с часами.Исследовательская работа -Чему равна сумма углов треугольника....

Тема урока «Угол. Транспортир. Измерение углов. Виды углов: развернутый, прямой, острый, тупой.»

Урок является вводным по теме. большая работа на развитие мелкой моторики.Учитывается специфика школы....

Урок: "Углы. Измерение углов"

Урок введения понятия "угол", его элементов и правил измерения. Подходит для УМК Никольского 5 класса...

Открытый урок математики "Виды углов. Измерение углов".

Как построить современный урок?            Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предпола...