Рабочая программа по дисциплине "Элементы математической логики"
рабочая программа по теме

Чижова Светлана Валерьевна

Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики", разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elementy_matematicheskoy_logiki.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО «ВОЛОКОЛАМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ»

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Элементы математической логики»

Волоколамск

2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ

Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО «Волоколамский колледж права, экономики и безопасности»

Разработчик:

Чижова С.В., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО МО «Волоколамский колледж права, экономики и безопасности»

Рекомендована цикловой методической комиссией информационных дисциплин, протокол №_____ от «____»_____________20___г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Элементы математической логики»

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах» (базовой подготовки).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл основной профессиональной образовательной программы. «Элементы математической логики» изучаются как базовая учебная дисциплина при освоении специальностей СПО технического профиля  в учреждениях  СПО на 2 курсе в 3-ем семестре, обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с государственным образовательным стандартом, содействует фундаментализации образования, формированию мировоззрения и развитию логического мышления.  

Дисциплина «Элементы математической логики» является логической основой понимания сущности доказательств и их логического строения, изучения аксиоматических математических теорий из разных областей математики, а также теоретической основой логической составляющей обучения математике. Основные положения дисциплины «Элементы математической логики»  закладывают фундамент для понимания дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика», «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем».

Изучение дисциплины является базой для дальнейшего освоения студентами курсов  профессионального цикла.  Знания, умения и навыки, полученные студентами в результате усвоения материала дисциплины, могут быть использованы ими во всех видах деятельности в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия и законы теории множеств; способы задания множеств и способы оперирования с ними;

свойства отношений между элементами дискретных множеств и систем;

методологию использования аппарата математической логики и способы проверки истинности утверждений;

алгоритмы приведения булевых функций к нормальной форме и построения минимальных форм;

методы минимизации алгебраических преобразований;

методы построения по булевой функции многополюсных контактных схем;

методы исследования системы булевых функций на полноту, замкнутость и нахождение базиса;

основные принципы теории алгоритмов;

основы языка и алгебры предикатов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:

способностью и готовностью к изучению дальнейших понятий и теорий, разработанных в современной математической логике, а также к оценке степени адекватности предлагаемого аппарата к решению прикладных задач.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся по базовой подготовке к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» (базовой подготовки) и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

ПК 3.3. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.

В результате освоения дисциплины у обучающихся по базовой подготовке формируются общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

При изучении дисциплины - внимание студента будет  обращено на её прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, из них 20 часов практических занятий;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

В процессе изучения дисциплины предполагается проведение практических занятий для закрепления теоретических знаний, освоения методологии решения задач математической логики; тематика практических занятий учитывает специфику образовательного учреждения.

С целью закрепления и систематизации знаний, формирования самостоятельного мышления в программе предусмотрены часы для самостоятельной работы студентов. Результаты самостоятельной работы представляются в следующих формах: сообщение, реферат, доклад, презентация, индивидуальное домашнее задание.

        Рабочей программой предусмотрены:

        - рубежный контроль по окончании изучения отдельных разделов программы;

        - аттестационная работа по итогам 3 семестра - в форме повторного мониторинга по текстам, составленным преподавателем, с целью проверки работы по ликвидации пробелов знаний студентов, выявленных при проведении рубежного контроля;

        - итоговый контроль проводится  в форме  экзамена - по завершению 3 семестра.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым знаниям и умениям.

Изучение материала проводится в форме, доступной пониманию студентов, с учётом преемственности в обучении, единства терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами в форме лекций, бесед, семинаров, практических занятий.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

     лабораторные занятия

Не предусмотрены

     практические занятия

20

     контрольные работы

Не предусмотрены

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Не предусмотрена

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Не предусмотрена

Подготовка сообщений;

выполнение домашней работы;

чтение и анализ литературы.

6

17

9

Итоговая аттестация в форме экзамена.    

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Элементы математической логики                 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ

2 (сам. 1)

Тема 1.1. Принцип метода математической индукции.

Содержание учебного материала

1

Предмет математической логики, его основные задачи и области применения. Методы доказательств. Принцип метода математической индукции.

1

1

Практические занятия:

  1. Рассмотрение принципа метода математической индукции. Доказательство утверждений методом математической индукции.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • доказательство утверждений методом математической индукции.

1

Раздел 2.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ

10 (сам. 5)

Тема 2.1 Основы теории множеств

Содержание учебного материала

1

Понятие множество. Конечные и бесконечные множества, пустое множество.  Подмножество. Свойства подмножеств.

2

1

2

Теоретико-множественные диаграммы. Операции над множествами и их свойства.

2

3

Формула количества элементов в объединении двух конечных множеств; соответствующая формула для трех множеств. Декартово произведение множеств.  Декартова степень множества.

2

Практические занятия:

  1. Решение задач на выполнение теоретико-множественных операций и на подсчет количества элементов с использованием формулы количества элементов в объединении нескольких конечных множеств.
  2. Упрощение теоретико-множественных выражений.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Индивидуальное домашнее задание: подготовка сообщения о Рене Декарте.
  2. Домашнее задание: решение задач на выполнение теоретико-множественных операций.
  3. Домашнее задание:  решение задач  на подсчет количества элементов с использованием формулы количества элементов в объединении нескольких конечных множеств.
  4. Домашнее задание: упрощение теоретико-множественных выражений.

5

Раздел 3. 

ФОРМУЛЫ ЛОГИКИ

12 (сам. 6)

Тема 3.1. Логические операции. Формулы логики. Таблица истинности.

Содержание учебного материала

1

Понятие высказывание. Основные логические операции. Формулы логики. Таблица истинности.

2

1

Практические занятия:

  1. Выполнение логических операций над высказываниями. Составление таблиц истинности для логических формул.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Индивидуальное домашнее задание: подготовка сообщения о Д.Буле.
  2. Домашнее задание: решение задач на выполнение логических операций над высказываниями, составление таблиц истинности для логических формул.

2

Тема 3.2. Законы логики. Равносильные преобразования.

Содержание учебного материала

1

Равносильные формулы. Законы логики. Методика упрощения формул логики с помощью равносильных преобразований. Тождественно-истинные формулы.  

2

1

2

Понятие дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ). Методика построения таблицы истинности для ДНФ упрощенным методом. Понятие конъюнктивной нормальной формы (КНФ).

2

3

Правила логического вывода.

1

Практические занятия:

  1. Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований.
  2. Построение цепочки доказательства логического следствия.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Домашнее задание: решение задач на упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований.
  2. Домашнее задание: решение задач на построение цепочки доказательства логического следствия.

4

Раздел 4. 

БУЛЕВЫ ФУНКЦИИ

16 (сам. 8)

Тема 4.1. Булевы функции от одного, двух аргументов и от n аргументов.

Содержание учебного материала

1

Понятие булева вектора. Соседние векторы. Противоположные векторы. Понятие булевой функции. Способы задания булевой функции. Проблема представления булевой функции в виде формулы логики.

2

1

2

Понятие совершенной ДНФ. Методика представления булевой функции в виде совершенной ДНФ. Понятие совершенной КНФ. Методика представления булевой функции в виде совершенной КНФ.

2

3

Понятие минимальной ДНФ. Соответствие между гранями единичного N-мерного куба и элементарными произведениями. Методика представления булевой функции (N  3) в виде минимальной ДНФ графическим методом.

2

4

Операция двоичного сложения. Многочлен Жегалкина. Методика представления булевой функции в виде многочлена Жегалкина.

2

5

Понятие выражения одних булевых функций через другие. Проблема возможности выражения одних булевых функций через другие. Полнота множества функций. Замыкание множества функций. Понятие замкнутого класса функций. Важнейшие замкнутые классы

2

6

Теорема Поста. Шефферовские функции. Функция Шеффера и функция Пирса как простейшие шефферовские функции

2

Практические занятия:

  1. Представление булевой функции в виде совершенной ДНФ, совершенной КНФ, минимальной ДНФ.
  2. Проверка булевой функции на принадлежность к классам Т0, Т1, S, L, M; проверка множества булевых функций на полноту.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Домашнее задание: решение задач на представление булевой функции в виде совершенной ДНФ, совершенной КНФ, минимальной ДНФ.
  2. Домашнее задание: решение задач на проверку булевой функции на принадлежность к классам Т0, Т1, S, L, M; проверку множества булевых функций на полноту.
  3. Индивидуальное домашнее задание: подготовка сообщения о методах построения по булевой функции многополюсных контактных схем.
  4. Домашнее задание: решение задач на упрощение контактных схем с помощью их представления булевой функцией, проверка контактных схем на проводимость.

8

Раздел 5. 

ЛОГИКА ПРЕДИКАТОВ. БИНАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

18 (сам. 9)

Тема 5.1. Логика предикатов.

Содержание учебного материала

1

Понятие предикат. Область определения и область истинности предиката.  Обычные логические операции над предикатами. Кванторные операции над предикатами.

2

2

Понятие предикатной формулы; свободные и связанные переменные. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции.

2

3

Строение математических теорем.   Дедуктивные и индуктивные умозаключения.  Принцип математической индукции в предикатной форме.

2

Практические занятия:

  1. Решение задач на определение логического значения для высказываний типа  х Р (х),     х Р (х),     х  у Р (х, у),     х  у Р (х, у) на запись области истинности предиката, на построение отрицаний к  предикатам, на формализацию предложений с помощью логики  предикатов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Домашнее задание: решение задач на определение логического значения для высказываний типа  х Р (х),     х Р (х),     х  у Р (х, у),     х  у Р (х, у) на запись области истинности предиката, на построение отрицаний к  предикатам, на формализацию предложений с помощью логики  предикатов.
  2. Домашнее задание: самостоятельное изучение теоретического материала.

4

Тема 5.2. Отношения. Функции.

1

Понятие бинарное отношение. Диаграммы бинарного отношения. Свойства бинарных отношений. Рефлексивные, симметричные транзитивные бинарные отношения. Соответствия между множествами. Отображения.  Функции.

2

1

2

Отношения эквивалентности. Разбиение множества на классы эквивалентности.

2

3

Отношения частичного порядка. Построение диаграмм частично-упорядоченного множества.

2

Практические занятия:

  1. Решение задач на исследование отношений.
  2. Разбиение множества на классы эквивалентности. Построение диаграмм частично-упорядоченных множеств.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Домашнее задание: решение задач на исследование отношений.
  2. Домашнее задание: самостоятельное изучение теоретического материала.
  3. Домашнее задание: решение задач на разбиение множества на классы эквивалентности, построение диаграмм частично-упорядоченных множеств.

5

Раздел 6. 

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ

6 (сам. 3)

Тема 6.1. Основы теории алгоритмов.

Содержание учебного материала

1

Интуитивное понятие алгоритма и проблема его уточнения.

2

1

2

Элементы теории рекурсивных функций. Машины Тьюринга. Теорема Тьюринга.

2

3

Машины Тьюринга. Теорема Тьюринга.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Домашнее задание: самостоятельное изучение теоретического материала.

3

1

Примерная тематика курсовой работы (проекта) – не предусмотрена

0

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) – не  предусмотрена

0

Всего:

96

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебная доска.

Технические средства обучения:

  • компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
  • сервер;
  • блок питания;
  • источник бесперебойного питания;
  • колонки.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • тематические мультимедийные презентации;
  • комплект раздаточного материала: справочный материал, тесты, карточки;
  • комплект заданий для практических работ.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Нефедов В.Н., Осипова В.А. Курс дискретной математики. – М.: Издательство МАИ, 1992.
  2. Акимов О.Е. Дискретная математика. Логика, группы, графы. - Москва: Лаборатория базовых знаний, 2001.
  3. Гончарова Г.А., Мочалин А.А. Элементы дискретной математики, Москва: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003 г.
  4. Москинова Г.И. Дискретная математика в примерах и упражнениях. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Серия: учебники ХХI века. 2003г.
  5. Турецкий В.Я. Математика и информатика. М.ИНФРА-М,2000г.

Интернет - ресурсы:

  1. http://public.uic.rsu.ru/~skritski/math-inf/Sect01.htm
  2. http://www.websib.ru/noos/metod/logint/index.htm
  3. http://glebskie.on.ufanet.ru/LECT/logic.html
  4. http://www.univer.omsk.ru/departs/compsci/kursi/disc/fr_logic.htm

Дополнительные источники:

  1. Шапорев С.Д. Математическая логика. Курс лекций и практических занятий. – СПб.:БХВ-Петербург, 2005.
  2. Гиндикин С.Г. Алгебра логики в задачах. Электронная библиотека  Московского государственного университета.        

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

формулировать задачи логического характера и применение средств математической логики для их решения:

  • составление таблиц истинности для формул алгебры логики;
  • выполнение равносильных преобразований формул алгебры логики и логики предикатов;
  • решение логических задач методами алгебры логики;
  • решение задач на РКС (релейно-контактные схемы);
  • применение средств языка  логики предикатов для записи  и  анализа математических  предложений;
  • проведение доказательных рассуждений в ходе решения задач;
  • применение математических методов для решения профессиональных задач.

владеть:

  • техникой равносильных преобразований логических формул,
  • методами распознавания тождественно истинных формул  и  равносильных формул,
  • навыками решения основных задач  математической   логики   и  методами их решения.

Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий.  

Практические занятия.

Устный ответ у доски.

Проверка домашних заданий.

Проверочные работы.

Зачет по теоретическому материалу.

Тестирование.

Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

Экзамен.

Знания:

  • основные понятия и законы теории множеств;
  • способы задания множеств и способы оперирования с ними;
  • свойства отношений между элементами дискретных множеств и систем;
  • методологию использования аппарата математической логики и способы проверки истинности утверждений;
  • алгоритмы приведения булевых функций к нормальной форме и построения минимальных форм;
  • методы минимизации алгебраических преобразований;
  • методы построения по булевой функции многополюсных контактных схем;
  • методы исследования системы булевых функций на полноту, замкнутость и нахождение базиса;
  • основные принципы теории алгоритмов;
  • основы языка и алгебры предикатов.

Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных работ, заслушивание сообщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс

Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой,...

Рабочая программа дисциплины "Элементы математической логики"

Рабочая программа дисциплины "Элементы математической логики" для студентов специальности 233015 Программирование в компьютерных системах по ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическое конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Математическое конструирование", для начальных классов...

рабочая программа 10 класс, математический профиль (Угринович Н.Д.)

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Ку...

Программа предпрофильного курса МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Курс предназначен дать обучающимся знание законов и логических форм мышления, сформировать навыки и умения, необходимые для релизации полученных знаний на практике...

Программа внеурочной деятельности "Математическая логика"

Программа расчитана на один год обучения в объеме 34 часа на учащихся в возрасте 11-12 лет....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика в математике»

При  реализации  данной   программы создаются условия для развития коммуникативных компетентностей деятельности обучающихся через решение деятельностно-ценностных задач средствами ...