Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования
статья по теме
Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.ppt | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес - основа учебной деятельности и фактор успешности ее осуществления. Работая над этой темой, я приступила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. Развивая познавательный интерес школьников в процессе использования информационно-коммуникативных технологий, я обратилась к инновационной организации уроков географии.
Внедряя новые информационные технологии, я ставлю перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать; применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий; повышение качества знаний.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к предмету. Как же повысить интерес, а значит и качество знаний учащихся? Для себя я нашла ответ, это повсеместное внедрение ИКТ на уроках.
В преподавании географии я применяю несколько направлений использования новых информационных технологий: 1) демонстрация учебных материалов; 2) проверка знаний учащихся; 3) самостоятельная работа школьников; 4) обобщение и систематизация знаний. Использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении длительности процесса передачи знаний от учителя к ученику.
За основу своей деятельности я взяла технологию интерактивного обучения, которая в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования, воспитанию социально – активной личности, развитию познавательного интереса к предмету. Развитие познавательного интереса школьников в современных условиях успешно дополняется информационно-коммуникативными технологиями, которые учителям целесообразно не только продуктивно осваивать, но и целенаправленно, системно внедрять на уроках.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.
Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении: выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы; вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни; готовить выступления перед товарищами в классе; направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей как одно из условий развития познавательной активности на уроках географии.
Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...
Использование ИКТ для развития познавательной активности на уроках географии.
Возможности современных образовательных технологий в преподавании школьной географии,их использование в работе учащихся и учителей....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».
В этой работе я делюсь своими наработками по развитию интереса у школьников к географии...
Развитие познавательной активности на уроках географии при изучении темы "Своя область"
Данный материал содержит разные аспекты рассмотрения предлагаемой темы...
Моделирование урока как средство развития самостоятельной познавательной активности на уроках географии и биологии
Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, опре...