Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».
методическая разработка по географии на тему
В этой работе я делюсь своими наработками по развитию интереса у школьников к географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».
Современное общество требует от школы подготовки подрастающего поколения, способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, проявлять социальную активность, осмысливать события, критически мыслить, использовать полученные в школе знания для решения реальных проблем. Поэтому современный школьник должен быть не пассивным получателем знаний, а активным участником образовательного процесса. Вот почему своей методической темой я выбрала развитие познавательной активности на уроках географии.
Моя работа направлена на реализацию следующих целей:
-создание у школьников целостного представления о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы, населения, хозяйственной деятельности и ее влияния на планету;
-формирование общеучебных умений и навыков: устанавливать причинно-следственные связи, определять сущность изучаемого объекта, выбирать критерии для сравнения, анализировать, делать выводы;
-овладение умениями работать с различными источниками информации, картами;
-овладение умениями коммуникативной и практической деятельности: умение передавать содержание текста, проводить его смысловой анализ, составлять план, тезисы, конспект, владеть монологической речью, участвовать в диалоге, решать познавательные и практические задачи, выполнять творческие задания с использованием проектной деятельности, компьютерных технологий;
-формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности: умение ставить цель, планировать деятельность, выбирать оптимальные пути ее достижения, умение оценивать ее результаты;
-воспитание патриотизма, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, толерантности, нравственным ориентирам, вызывающим у школьника эмоциональные переживания
География занимает особо место среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны, точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, с другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями.
Но, к сожалению, у ряда учеников бытует мнение, что география в их дальнейшей жизни им мало пригодится. Приоритет материальных ценностей стали причиной потери популярности видов деятельности, основанных на географических знаниях. Следствием этого явилось падения интереса к географии как неперспективному предмету. Поэтому одной из задач я ставлю показать необходимость географических знаний, их связь со многими сторонами современной жизни. Раз в неделю на уроке мы проводим анализ событий произошедших в мире, стране, нашей местности, причем, если это возможно, ученики объясняют причины и последствия данного события. На уроках мы не только изучаем те или иные компоненты природы, но и стараемся оценить их с практической точки зрения. При изучении отдельных тем, я рассказываю о профессиях (метеоролога, геодезиста, картографа, вулканолога, геолога и.т.д) и наших выпускниках, которые получают данные профессии.
Не менее важную роль играют интегрированные уроки, которые с одной стороны позволяют увидеть тесную взаимосвязь наук, усиливают внутрипредметные и межпредметные связи, а с другой стороны расширяют сферу получаемой информации. За последние годы были проведены уроки: география – история «Ужель другого не было простора, где б завершен был замысел Петра?», «Сибирь глазами декабристов»; природоведение-математика «Путешествие по солнечной системе»; география-химия «Почва». Уроки получили высокую оценку коллег. Я стремлюсь, чтобы уроки были не только методически грамотными, но и носили обучающий и развивающий характер.
В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия учеников в учебно-воспитательном процессе. Я для себя выработала формулу: «Чтобы предмет любить, его надо знать, а чтобы знать, его надо понимать». Поэтому я стараюсь особое внимание уделить усвоению знаний и умений прежде всего на уроке, иначе домашнее задание становится для детей непосильным, отнимающим много времени, вызывающим раздражение, неудовлетворенность и занижает самооценку ученика. Прием учебной работы считаю усвоенным, если ученики знают состав действия, могут его воспроизвести и применить как в схожих условиях, так и в нестандартной ситуации. Любой урок начинается с постановки цели и задач, к этой работе привлекаются ученики, что позволяет им стать активными участниками, снимает вопрос: «А зачем мне это нужно?» Каждый может поставить перед собой задачу, справиться с ней, получить свою оценку, быть удовлетворенным проделанной работой, что благотворно влияет на его самооценку и оценку одноклассников, позволяет в будущем ставить новые, возможно более сложные цели. Задача современной школы не дать определенный набор знаний и умений, а научить школьников добывать и применять, полученные знания. Вот почему большую роль я отвожу самостоятельной работе на уроке. Где я выполняю в первую очередь функцию организатора, консультанта познавательной деятельности обучаемых.
Особое внимании уделяю работе в парах, группе. Во время такой работы развивается чувство взаимопомощи, ответственности за общий результат, формируется активная жизненная позиция. После завершения работы подводим итоги, обращаем внимание на типичные ошибки и сами ученики заполняют оценочные листы. Такой подход не случаен, так как в основе мотива познавательной деятельности лежит создание ситуации успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляет совпадение оценки и самооценки, стремление к личностному совершенствованию. Метод рефлексий учебной деятельности помогают личности осмыслить, «отразить саму себя, свои потребности, интересы, ценности». Особое внимание здесь следует уделять ученикам с низким уровнем коммуникативных склонностей, так же одаренным детям, которым предлагаются задания повышенной сложности. Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учеников, их комфортное состояние в учебном процессе, положительное отношение к школе.
Достаточно часто использую различные виды тестов. С одной стороны как срезовая работа, они позволяют получить быстрый результат усвоения знаний, с другой стороны позволяют подготовиться к проведению экзаменов в новой форме ЕГЭ и ГИА. Часто дети испытывают страх перед проверочными работами, поэтому вначале учеников необходимо настроить на положительный результат, успокоить, предоставив возможностью пересдать работу в случае неудачи, ведь нас интересует не оценка-символ, а крепкие знания. Положительный эффект для слабо успевающих учеников имеет такой прием, когда я разрешаю найти ответы в учебнике, если они самостоятельно ответить не могут, правда, оценка при этом будет невысокой, но это стимулирует их деятельность, повышает самооценку « я справился».
На уроках стараюсь сформировать у учеников навыки исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей, прогнозированию географических ситуаций. Для этого предлагаются задания, практические работы, где следуя инструктивной карточке, плану ученики отбирают необходимый материал, анализируют его и обязательно делают выводы. Если ученик не сумел сделать вывод или сделал его неверно, он не получает неудовлетворительной оценки, а на помощь мы призываем одноклассников и совместными усилиями находим нужный результат, т.е. живем по принципу «не ошибается тот, кто ничего не делает. Примеры таких заданий (Назовите течения, проходящие вдоль берегов Африки. Какое влиянии они оказывают на природу материка? Австралия находится между теми же широтами, что и Южная Африка. Какие предположения из этого можно сделать о климате Австралии? Составьте сравнительную характеристику двух районов добычи угля. К каким последствиям приведет строительство ГЭС в среднем течении р, Оби и.т. д.).
Более сложной деятельностью, требующей умений ставить цель, отбирать материал, анализировать его, составлять презентацию или иной вариант готовой работы, оценивать его – является проект. Наиболее удачными проектами являются итоговые работы «Я другой такой страны не знаю» (8 класс), « Я познаю мир» (7 класс), « Калейдоскоп стран» ( 10 класс), над которыми ученики работали в течении года и более короткий по продолжительности подготовки проект «Туристический рай». Учащиеся выполняли работы как индивидуально, так и в парах или группах, что развивает их коммуникативные способности.
Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» является одним из важнейших в современной методике, поэтому обязательно провожу экскурсии в природу, на метеостанцию, на местное предприятие, после которых ученики составляют отчет. Это помогает в дальнейшем легче понять географию более отдаленных районов.
Каждый урок должен не только обучать и развивать, но и воспитывать учеников. Нравственное воспитание - обязательная составная часть урока, поэтому я отбираю материал, где содержатся информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей. Например, при изучении Антарктиды материалы о экспедициях Р. Амундсена и Р. Скотта никого не оставляют равнодушными. А далее мы обсуждаем проблему, зачем люди отправляются в места, где до них никто не бывал, почему Р.Скотт, погибая, написал, что он не жалеет о пройденном пути.
Использую на уроках отрывки из литературных произведений, музыку и, конечно, видео фрагменты, которые позволяют более ярко, красочно, точно представить изучаемый материал. На обобщающих уроках, а также внеклассных мероприятиях использую игровые формы, инсценировки, что способствует развитию интереса. Именно опора на интерес и радость, которую получают дети от сделанных открытий , и главное, открытию своих возможностей, способностей, помогают создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности.
Сегодня большую помощь учителю в подготовке и проведении уроков оказывают информационно-компьютерные технологии, образовательные ресурсы. Активно использую электронные учебники, энциклопедии, собственные презентации на уроках.
Используемая литература:
1.Активизация познавательной деятельности. Авторы – составители В.Н.Иванова, Е.Н. Антонова, А.Ю. Кузьмин и др . Издательство «Учитель», Волгоград, 2011 г
2.Проектная деятельность учащихся. Авторы – составители В.Н.Яковлева Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 г
3.А.Г. Стадник География 6-10 классы: уроки исследования, дискуссии, пресс-конференции. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей как одно из условий развития познавательной активности на уроках географии.
Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...
Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования
Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...
Использование ИКТ для развития познавательной активности на уроках географии.
Возможности современных образовательных технологий в преподавании школьной географии,их использование в работе учащихся и учителей....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии в концепции личностно - ориентированного обучения»
Данная работа была представлена на муниципальном этапе конкурса "Учитель года - 2012"...
Развитие познавательной активности на уроках географии при изучении темы "Своя область"
Данный материал содержит разные аспекты рассмотрения предлагаемой темы...
Методическая разработка "Развитие познавательной активности на уроках русского языка посредством ИКТ"
Методическая разработка содержит следующие вопросы по данной теме:Теоретические аспекты развития познавательного интереса у учеников основной школы на уроках русского языка с использованием ИКТ.1.1. И...