Внедрение изменений в собственную практику преподавания и обучения.
статья на тему

Шиляева Алена Борисовна

статья о внедрении изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Шиляева Алена Борисовна.

Внедрение изменений в собственную практику преподавания и обучения.

 «Перед нами лежат разные дороги, многие из которых как бы параллельны нашим заблуждениям. Как выбрать истинный путь, освободившись от пустословия и ложных теорий?

Тем людям, которые путешествуют только в мечтах, интересны эстетические, социологические и другие соображения и сведения. Когда же турист в действительности отправляется в путешествие, ему практический, точно составленный путеводитель, который поможет с минимальным риском безошибочно достичь поставленной цели. Именно такой путеводитель мы и постарались составить для воспитателей. Конечно, пути, указанные в нём, - это не всегда просторные, широко асфальтированные дороги. Это скорей извилистые горные тропы, ведущие от перевала до самых вершин. Но эти тропы существуют, они отмечены вехами, на них есть промежуточные остановки. Ваша задача – расчистить и улучшить их, сделать из них надёжные дороги, по которым смело пойдут труженики будущего».

Френе.

      «Основным элементом качественного преподавания является адекватное понимание и оценивание учителем процесса выстраивания понимания предмета отдельными учениками. Этот подход также требует содействия ученика. Таким образом, в «Руководстве для учителя», согласно цитате Шульмана (2007)  «ученик становится ответственным за свое обучение. Эта ответственность принимается учеником отчасти из-за среды, которую учитель создает на занятиях».  По его мнению, «качественное преподавание может быть представлено как преподавание на основе «трех учений».

Качественное преподавание не только становится возможным при наличии условий для обучения; более того – оно зависит от них. Компетентный учитель «регулирует» элементы преподавания, поскольку находится в центре событий по отношению к учащимся, окружению и ресурсам» (Руководство для учителя, с 71).

В нашем веке, в эпоху глобализации, меняются цели и задачи образования, так как огромный поток информации и  дальнейшее её накоплении  приведет к перегрузке учащихся. И чтобы этого не случилось, задача педагога  заключаться  не в суммировании знаний у обучающегося, а в вооружении его  инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно, то есть обучить ученика тому, как учиться.

      Для того, чтобы образовательный процесс стал действительно качественным, идущим в ногу со временем, необходимо, во-первых, начать перемены с самого учителя, с самих себя. Еще раз встать на одну ступень с учеником, научиться быть современным в образовании, чтобы потом научить, донести всю суть знаний  обучающимся. Я давно пришла к этим выводам и даже пыталась это делать, но не всё у меня получалось, так как я хотела и поэтому я приехала на эти курсы. И это было правильным решением, потому что  я взглянула на преподавание и обучение через призму 7 модулей Программы, которые помогли мне дополнить мои знания и привести их в систему, для дальнейшего  применения в моей педагогической практике.

Так  что же я изменила в себе и в моей практике?

      Для начала я пересмотрела своё планирование, в которое постаралась включить идеи всех модулей программы. Все задания, которые я разрабатывала с учетом идей курсов, присутствовали и раньше на моих уроках, но сейчас я уже поняла, осознала на основе полученной теории, как эти задания сделать наиболее эффективными.

Начну с первого модуля -  «Новые подходы в обучении. Обучение тому, как учиться».  Основные идеи этого модуля, развитие навыков саморегуляции и метапознания обучающихся, через воздействие в ЗБР ученика, с помощью  построения «метокогнитивных лесов», не были для меня новыми.  Но то, как это было представлено в «Руководстве для учителя» и чему меня обучили на курсах, помогло мне  всё осмыслить и успешно применить на практике при составлении заданий  к каждому уроку. Ещё одна идея модуля, говорит о том, что центральное место на уроке занимает диалог. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, « что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их уровню образования. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию» (Руководство для учителя, с 76).

Используя таксономию Блюма для планирования и составления заданий на урок, я всегда ориентировалась, только на индивидуальное выполнение заданий учащимися, и в лучшем случае на взаимопроверку и взаимооценивание выполненных заданий, без обсуждений. Но передо мной стоял всегда вопрос, на который я не могла никак найти правильный ответ : «Как в этом случае обучить ребёнка аргументировать свои решения?».  Если описывать все этапы решения математических задач, то это займёт очень много времени и тогда мало возможностей для формирования математических навыков, а если записывать только алгоритм решения, то не всегда понятно, на сколько, глубоко усвоен материал учеником. Изучив модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а в частности «Важность диалога в классе» я смогла совместить на уроке задания по таксономии Блюма и диалоговое обучение, изменив организационные формы выполнения заданий, особенно на 1(знания), 2(понимание)  и 3(понимание) уровнях заданий. На этих уровнях индивидуальная работа была заменена на работу в  стационарных группах и группах сменного состава, а взаимоценивание идёт после обсуждения выполненного задания.  Например, на уроках при изучении новой темы ученики в группах обрабатывают предоставленную информацию, представляют её в виде схем, в дальнейшем презентуют свои схемы всему классу.  Таким образом, при выполнении данных заданий идёт  развитие навыков в ведении диалога при общении в группе, в классе, аргументирование своих решений, а так же взаимобучение и взаимооценивание. А мне, как учителю математики, позволяет отследить на каком уровне прошло понимание предметного материала и вовремя направить обучающихся на корректировку знаний, если это необходимо.

Модуль «Обучение критическому  мышлению» стал, наверное, наибольшим открытием для меня.   Начну с того, что сама структура урока «вызов – осмысление – рефлексия» стали для меня основой при разработке уроков. Эта структура очень проста с одной стороны, но, сколько дала мне возможностей сделать уроки интереснее и эффективнее, выбрать такие стратегии обучения, которые позволили ученикам самостоятельно обучаться и  проявлять себя. Что касается критического мышления, то, по мнению американского исследователя Д.Клустера, «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы» (Дэвид Клустер, «Что такое критическое мышление?»).

      Применяя на практике такие приемы критического мышления, как  представление информации в виде схем, задания с вопросами высокого порядка, задания на построение стратегий решения проблемы, я действительно увидела, что каждый ребенок индивидуален и мыслит по-своему. Не надо ему навязывать свою точку зрения в решении какого-либо вопроса, потому что, немного поразмыслив, он сам придет к правильному ответу. От нас, учителей, требуются лишь «леса», которые послужат опорой, помощью для восхождения на вершину знаний, и которые ему вскоре не понадобятся.

      Если говорить  о модуле «Оценивание для обучения и оценивание обучения», то он меня заставил задуматься о не совершенстве пятибалльной системы  оценивания. Я поняла, насколько важны, все виды оценивания  и формативное и суммативное. Ученикам очень понравилось разрабатывать критерии оценивания, по которым оценивать работу намного проще, и в этом  мы с учащимися убедились на практике, оценивая презентации изученного материала в виде схем или в процессе деловой игры «Пресс-конференция». Когда конкретно видишь, по какому принципу происходит процесс оценивания, не возникает лишних вопросов по поводу непонятных оценок. Разработку критериев  я считаю, большим подспорьем в работе и обязательно продолжу эту работу.  Думаю найти среди своих коллег единомышленников организовать группу по составлению дескрипторов и критериев  для оценивания проектов по математике.

      Использование ИКТ становиться неотъемлемой частью современного урока, даже для приготовления раздаточного материала необходим принтер, сканер, да и сам  компьютер. На своих уроках я так же использую различные формы ИКТ, так как это мотивирует обучающихся на обучение. Математика это очень сложный предмет, что естественно понижает мотивацию к изучению этого предмета у учащихся, а  применение коммуникационных технологий вызывает интерес у ребят, положительный настрой на изучение предмета. Выполняя те же кластеры на интерактивной доске, готовя электронные презентации, учащиеся не только увлекаются работой, но и увлекают ею товарищей , с пониженной мотивацией, поэтому вопрос о неуспеваемости отпадает сам по себе. И конечно применение  электронных учебников, электронных программ, по составлению таблиц, построения графиков,  моделирования, электронного тестирования даёт возможность более эффективно подготовить учащихся к ЕНТ.

      «Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования»(Руководство для учителя, с104). Составляя задания, на каждый урок основная сложность заключалась в том, чтобы правильно подобрать материал для разных категорий учащихся, «успешных», «менее успешных» и «неуспешных», «медленных» и «быстрых» в обучении. При составлении заданий необходимо было учитывать и тот момент, что существует «множественный интеллект» и на одних уроках ребята сильны в одном, на других проявляют свои способности совсем в другом. Поэтому в таких случаях необходимо очень хорошо знать своих учеников. Например, мой 11 класс общественно-гуманитарного направления, где все учащиеся имеют явно выраженные способности в изучении гуманитарных предметов и им необходимо для дальнейшего обучения эффективные стратегии работы с текстовой информацией, техники запоминания слов, текстов, дат и навыки ведения беседы,  устного и           письменного изложения материала. Поэтому учитывая, способности моих учеников, я составляла задания таким образом, что бы через изучение математики они имели возможность  развивать навыки, необходимые в гуманитарных дисциплинах. Например,  в заданиях я предлагала ученикам обработать информацию, используя различные техники работы с текстом или составить вопросы к тексту, а затем взять интервью по теме текста у товарищей.

    Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» находит уже на стадии подготовки урока, так как подбор, изучаемого материала и его объём, а так же разработка заданий, выбор форм и видов деятельности учащихся определяется с учётом того, в какой класс я иду на урок. Ведь для того, чтобы ученик успешно выполнил задание, необходимо отталкиваться от его умственных, физических, психологических особенностей, важно понять, что имеет ребенок на настоящий момент и сколько он может еще в себя впитать, т.е. знать зону ближайшего развития учащегося.  

      Согласно концепции о «зоне ближайшего развития» (ЗБР) Выготского «диапазон ЗБР может быть установлен в разнице между уровнем развития учеников (чего они могут достичь без чьей-либо помощи) и их образовательным потенциалом (чего они могут достичь под руководством взрослых или под влиянием более способных сверстников). Это означает, что обучение может быть улучшено в той ситуации, при  которой «информационная среда»  поддерживается взаимодействием с учителями или более способными сверстниками для развития ЗБР. Невзирая на возраст ученика, работа над пробелами приведет к качественным результатам» (Руководство для учителя, с109).

     Идеи модуля «Лидерство и управление в обучении» во-первых, осуществила  тем, что на свои уроки я  пригласила коллег и поделилась с ними теми идеями, которые апробировала на практике. Во-вторых, лидерство проявилось и в работе детей на уроках во время проведения групповой работы. Некоторые учащиеся проявили свои лидерские качества, лишь работая в определенной группе, осознавая, что они могут  повести за собой, помочь, научить, выслушать, вынести правильное решение. И у  этих учеников это действительно получилось.

      Вообще, мое понимание о лидерстве и управлении  было совсем  иное. В роли лидера я могла себе представить только администрацию школы. Но то, что я узнала на курсах, опять заставило меня  переосмыслить мои убеждения. Лидером могу стать и я. Что для этого необходимо? Для начала, необходимо быть вовлеченным в то дело, которым занимаешься, быть инициатором внедрения и апробирования новых идей, помочь другим участникам образовательного процесса, а в частности своим коллегам, прийти к переосмыслению того, что нельзя останавливаться на том, что мы знаем, умеем, к чему привыкли. Информация идёт лавиной и теряет свою ценность со скоростью света. Время не стоит на месте, все процессы  в нашем мире меняются очень быстро. И нам, хотя бы на  небольшую долю, необходимо опережать эти изменения, что вести за собой своих учеников, а не отставать от них.

      Какие же изменения произошли во мне и моей практике  за период прохождения курсов? Я ещё раз убедилась, что моя задача как учителя состоит в том, что бы мои ученики «овладевали не буквой знаний, а духом знаний». Применяя на практике идеи 7 модулей, я так же поняла, что детям это тоже нравиться, как и мне. Уроки стали наполненными разными формами работы, направленные на развитие мышления более высокого порядка, межличностных отношений. Во время работы они были увлечены заданиями, их уже не смущало то, что может быть, не все получается. Ученики знали,  что они  могут рассчитывать не только на помощь учителя, но  и на то, что  в группе  есть люди, которые поддержат и помогут им.  

 Я,  конечно же, не собираюсь останавливаться на достигнутом. Наше обучение, это лишь часть изменений в моей деятельности. Каждый уважающий себя человек должен обучаться на протяжении всей жизни. А учитель тем более - «не умеющий учиться, не сможет обучать». Не всё получалось, так как хотелось или планировалось, но отрицательный опыт это тоже опыт.  И это повод вернуться и ещё раз попробовать это сделать или искать другие пути. А может ещё, что-то изучить и апробировать, то есть продолжать учиться.

Литература:

  1. «Руководство для учителя», [онлайн www.cpm.kz.]
  2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года,   [www.edu.gov.kz]
  3. Жиенбаева Н.Б. Формы и виды организации диалогического общения в учебно-воспитательном процессе.//Вестник АПН РК.-2010.-№2.
  4. Бекишев К.Б. Работа с одаренными школьниками в Республике Казахстан./// Педагогика.-2008.-№2.
  5. Бегель Л.А.Современные информационные технологии повышение познавательной активности учащихся. // Бiлiм-инфо.-2008. -№4.
  6. Дэвид Клустер. «Что такое критическое мышление?». Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

Педсовет «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы»

Презентация к педсовету «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы» (для проведения в ВСОШ и ЦО)...

Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков.

Рефлексивный отчет о внедрении модуля "Новые подходы в обучении" по Программе Кембриджского университета в своей педагогической практике...

Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

В настоящее время на процесс обучения и результаты учеников наибольшее влияние оказывает повседневная работа учителя, которая направлена на воспитание и развитие учащихся. Практика интеграции семи мод...

Презентация по теме "Использование ТСО и визуальных методов для активизации языковых компетенций студентов" к конференции "Методы активного обучения в практике преподавания"

Данные тезисы и презентация были представлены мною на научно-практической конференции для преподавателей "Методы активного обучения в практике преподавания", которая проводилась в медицинском колледже...

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....

Внедрение цифровой лаборатории в практику преподавания физики

Использование цифровой лаборатории позволяет формировать у обучающихся метапредметные универсальные учебные действия: опыт работы с современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия...