Воспитательная система
материал (6 класс) по теме
Материал предназначен для работы классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
КЛАССА
Автор: Жеребцова Елена Евгеньевна,
классный руководитель 6 «б» класса
- КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.
Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям. Именно поэтому воспитательную систему в своем классе я выстраиваю на основе Концепции по формированию созидательного образа жизни.
Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что Концепция не инструкция к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если я вижу смысл в том, чтобы мои воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому и выстраиваю свою систему, опираясь на Концепцию созидательного образа жизни.
- СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:
- учащимися;
- родителями;
- учителями-предметниками.
- ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Основные задачи моей деятельности:
- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;
- создание оптимальных условий для развития личности;
- изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
- организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;
- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;
- вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива;
- содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод
- ОПИСАНИЕ ИДЕИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.
Сроки и этапы реализации воспитательной системы:
1 этап – 5 класс– этап проектирования системы;
2 этап – 6 класс – этап становления системы;
3 этап -7 класс – этап стабильного функционирования системы;
4 этап -8 класс – этап стабильного функционирования системы;
5 этап -9 класс – этап завершения функционирования системы.
Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:
- обустройство жизни ребенка в школе;
- организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
- организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.
Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев созидательный образ жизни?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается.
Более универсальными являются основные принципы построения воспитательной системы.
Основополагающие идеи-принципы:
- принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
- принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни);
- принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Дидактические принципы:
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
- принцип самоактуализации;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки.
- ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМ
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:
- информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;
- координация деятельности учителей-предметников и родителей;
- прогнозирование и мониторинг успеваемости;
- содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;
- планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.
Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.
95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
В основе воспитательной системы по формированию созидательного образа жизни лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.
Педагогические технологии и методики | Образовательная среда | Воспитательная среда |
Развивающее обучение | Все предметы учебного плана | олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия |
Модульная | Все предметы учебного плана | конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера |
Исследовательские методы | Природоведение, история, литература, английский язык | информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи» |
Проектные | Русский язык, литература, история, английский язык, технология, природоведение | создание творческих проектов |
Игровые | Все предметы учебного плана | ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии |
Групповые технологии | Все предметы учебного плана | участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах |
Информационно- коммуникационные | Русский язык, литература, природоведение, английский язык | создание мультимедийных презентаций о жизни и досуге класса |
Здоровье- сберегающие | Все предметы учебного плана | физкультминутки, подвижные игры во время перемен, неделя здоровья, спартакиады |
Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
- НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Свою деятельность я ориентировала на следующие направления:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;
- воспитание социальной ответственности и компетентности;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание.
- ДОСТИЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. В целом же показателем эффективности функционирования воспитательной системы обязательно должны быть следующие критерии:
- уровень воспитанности учащихся;
- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
- стремление к успешности.
Прогнозируемые основные результаты работы по данной воспитательной системе:
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
- приобретение навыков уважительного отношения к людям;
- увеличение уровня познавательной активности;
- возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют свои совместные дела, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
- тестирование;
- анализ учебной деятельности.
- ДИАГНОСТИКА
Школьная психологическая служба оказывает неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом. Эта помощь идет по направлениям: психологическое просвещение воспитанников класса и их родителей, психолого-педагогическая диагностика и коррекционная деятельность с классным коллективом и самими воспитанниками. Организуя работу с детским коллективом, классный руководитель получает определенную информацию (в рамках разумного) у школьного психолога, а также школьный психолог помогает классному руководителю исследовать следующие аспекты личности воспитанника:
- мотивацию прихода в гимназию;
- отношение к своей семье;
- уровень IQ;
- интерес воспитанников;
- общие и специальные способности воспитанников;
- нравственные приоритеты личности;
- профессиональные интересы и потребности;
- лидерство и изолированность и т.д.
Классный руководитель должен помнить нравственное правило: любая информация о воспитаннике, используемая не тактично и не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую депрессию воспитанника.
В 5 классе должно быть:
- Проведено изучение школьной тревожности по методике Филлипса.
Цель: изучение проблем адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю. Выступление на родительском собрании и индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики.
- Для выявления личностных проблем, связанных с положением в классе, проведен рисуночный тест «Несуществующее животное».
Цель: изучение проблем личностного характера и выявление их причин. Собеседование по результатам тестирования индивидуально с каждым воспитанником.
- Проведение рисуночного теста: «Кинетический рисунок семьи».
Цель: выявление проблем, влияющих на дисциплину и обучаемость, связанных с системой воспитательной деятельности семьи или отсутствием таковой. Индивидуальные беседы с родителями с целью коррекции родительских установок и улучшения микроклимата в семье.
- Определение активности воспитанников (методика доцента Е.Н. Степанова).
- Проведена социометрическая методика с целью выявления межличностных отношений в классе.
Цель: выравнивание положения воспитанников в классе.
- ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Отчетливое осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив систему на одном классе, выстроить до конца образ созидателя.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания // Народное образование.-1997.-№3.-С. 108.
- Бочкарёв В.И. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей // Воспитание школьников. 1991. №2,3.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.,1998.
- Воспитание и педагогическая поддержка в образовании / Под ред. Газмана О.С. М: Инноватор, 1996.
- Газман О.С. Свобода ребёнка в образовательном процессе / В сб. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М: АПН СССР, 1993.
- Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. -Тула, 1999.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком, как? М., 1997.
- Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка // Народное
образование. 1993. - №5. - С. 22-40.
- Демакова И.Д. Должность или призвание. М., 1991. 12.Демакова И.Д. С верою в ученика. М., 1989.
- Журавлева О.А. Определение основных направлений воспитательной работы в школе // Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.60.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,1989.
- Капустин Н.П. Технология и методика рефлексивного воспитания //
Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.5.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М, 1992.
- Караковский В.А, Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 1996.
- Спутник классного руководителя. М.Центр «Педагогический поиск», 2003г.
- Караковский В.А. А как быть с воспитанием? // Открытая школа.-1997.-№1.-С.З.
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика.-1997.-№3.-С.52-56.
- Лутошкин А.И. Как вести за собой. М., 1986.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
- Метелягин А. Воспитание (школьников) на традициях русской культуры // Воспитание школьников.-1996.-№5.-С. 11.
- Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
- . Сергеева В.П. Классный руководитель: Планирование и организация работы от А до Я.-М.: Пед. общество России.-2001.
План воспитательной работы в 5 «А» классе
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека | воспитание социальной ответственности и компетентности | воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Воспитвоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание | |
Сентябрь | Кл. час «Герои Отечественной войны 1812 года» (28.09) | Родительское собрание «Трудности адаптации ребёнка к обучению в пятом классе». | 1. Беседа «Мораль и нравственность – знак равенства?» (21.09) | 1.Участие в областном Дне здоровья и спорта (14.09) 2. Беседа «Правила дорожного движения» (07.09) 3. Беседа «Грипп и его профилактика» (11.09) | 1. Операция «Уютный класс» (29.09) | Экскурсия с чтением стихотворений об осени «Золотая осень» (28.09) |
Октябрь | Беседа «Подросток и закон» (12.10) | Празднование Дня учителя (05.10) | Кл. час «Как важно заботиться о старших» (19.09) | 1.Участие в районном конкурсе «Дорога глазами детей» 2.Инструктаж «Правила поведения во время каникул» | Оформление классного уголка (06.10) Анализ итогов четверти (20.10) | Кл. час «Природа – наш друг и помощник» (26.09) |
Ноябрь | 1.Беседа «День согласия и примирения» (06.11) 2. Кл. час «Есть место каждому в истории России» (23.11) | 1. Беседа «Национальностей много, а страна одна» (16.11) 2.Родитель ское собрание «Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочное время». | 1.Кл. час «Святые Тамбовской Епархии. Святитель Лука Войно-Ясенецкий» (09.11) 2. Мероприятие «Мамы всякие нужны…» (30.11) | Беседа «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (14.11) | Беседа «культура учебного труда» (22.11) | Беседа «Дом, в котором я живу» (28.11) |
Декабрь | Урок правовой культуры «Я – человек, я – гражданин!» (12.12) | Беседа «Толерантное поведение – бесконфликтное общество» (07.12) | 1. Конкурс рисунков «Рождество Христово» 2. Мероприятие «Новый год уже в пути» (21.12) | 1. Инструктаж «Правила поведения во время каникул» (28.12) 2. Родительское собрание «Совместная работа семьи и школы по формированию безопасной жизнедеятельности обучающихся» | Викторина «проверяем наши знания» (22.12) Анализ итогов четверти (28.12) | Экскурсия «Встречаем зиму» (07.12) |
Январь | Кл. час «Творчество Тамбовского края» (25.01) | Беседа «Отношение к школе и её имуществу». (18.01) | Беседа «Праздник рождества христова» (11.01) | 1. Экскурсия «Зимняя природа» (24.01) 2. Беседа «Профилактика социально-значимых заболеваний» (25.01) | Беседа «Наше право и наши интересы» (31.01) | Конкурс стихов о зиме на природе. |
Февраль | 1. Час мужества (15.02) 2. Беседа «Кто он, защитник Отечества?» (22.02) | Родительское собрание беседа с родителями «Психологическая подготовка школьников к сдаче экзаменов » | Мероприятие «Празднование масленицы» (08.02) | Беседа «Наркомания и токсикомания в молодежной среде» (01.02) | Кл час «Продолжаем наши традиции» (01.02) | Экскурсия «Готовимся к встрече весны» (28.02) |
Март | Беседа «Что такое права человека и как ими пользоваться» (05.03) | Беседа «Толерантность… Как мы это понимаем?» (15.03) | Родительское собрание «Проблема воспитания правовой культуры у детей» | 1. Инструктажи по классам «Правила поведения во время каникул» (20.03) 2. Кл. час «Беседа о птицах» (01.03) | Смотр учебников (20.03) Анализ итогов четверти (20.03) | Конкурс рисунков о маме (07.03) |
Апрель | Кл. час «Если только захотеть, можно в космос полететь» (05.04) | Беседа «Оккультизм и секты» (23.04) | Кл. час «Законы нравственности в семье» (12.04) | 1. Беседы «Что мы знаем о гепатите?» (09.04) 2. Беседа «Для чего нужны прививки?» (17.04) 3. Кл. час «День земли» (19.04) | Трудовой десант «Укрась территорию школы» Беседа «Законы жизни» (03.04) | Беседа и конкурс рисунков «Мир без войны» (26.04) Беседа «Как встречают праздник Пасхи» (24.04) |
Май | 1. «Этот праздник со слезами на глазах» (урок мужества) (08.05) 2. «Они защищали Родину»(встречи с ветеранами ВОВ и труда) (10.05) | Родительские собрания «Организация летнего отдыха. Профилактика правонарушений, бродяжничества, вредных привычек, ДТП в летний период» | Кл. час «Умей стать другом» (03.05) | Беседа «Здоровый образ жизни и молодежь» (17.05) | 1.Участие в Благоустройстве территории школы и парка 2. Анализ итогов учебного года (30.05) | Кл. час «Как важно чтить семейные традиции» (24.05) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...