Методические рекомендации по теме «Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики» 10.02.14
статья по теме
статья содержит рекомендации по применению различных пед.технологий в преподавании математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_proshkolu.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по теме «Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ»
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.
Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.
Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. При этом важно отметить, что первостепенную значимость приобретает обладание гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образование.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
В условиях обновлённой стратегии образования перед учителем математики и информатики и ИКТ стоит задача моделирования системы работы учителя, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики и информатики и ИКТ с использованием возможностей современных образовательных технологий.
В то же время компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций).
Формирование компетенции – это не смена содержания, а смена технологии обучения, приемов и форм работы на уроке.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), относящихся к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Во всех определениях акцент делается на личность.
Компетенция (компетентность) - комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т. е. готовность и способность мобилизовать знания/умения в конкретной ситуации. Компетентность человека проявляется в овладении компетенциями. Иногда употребляется понятие компетентность как синоним компетенции.
Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам. Таким образом, компетенция - это нечто иное, чем просто знания и умения, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях, это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции - не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент. Это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Иными словами, компетенция - это готовить действовать в ситуации неопределенности.
Компетенции подразделяются на ключевые и профессиональные.
Ключевые компетенции являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода «ключом» к эффективной, успешной жизни человека в обществе. Ключевые компетенции по своей сути социальны. Можно сказать, что они представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области и деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Классификация компетенций, основанная на социальном заказе общества и главных целях общего образования:
- Общекультурные компетенции
- Ценностно-смысловые компетенции
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационные компетенции
- Коммуникативные компетенции
- Социально-трудовые компетенции
- Компетенции личностного самосовершенствования
Ценностно-смысловые компетенции при изучении литературы предполагают:
- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;
учебно - познавательные компетенции:
- планирование, анализ, рефлексию;
-понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.
Такой подход позволяет точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования ученика.
Реализация такого подхода требует тщательного отбора эффективных методов и технологий обучения. На мой взгляд, абсолютно удачным является сочетание следующих идей и педагогических технологий:
- Идея личностно ориентированного подхода ( И.С. Якиманская);
- Идея деятельностного подхода-«учение через деятельность»- (Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.);
- Идея развивающего обучения (П.Я.Гальперин, Л.В Занков, В.В.Давыдов);
- Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер);
- Технология проектной и исследовательской деятельности.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Типология уроков А.К. Дусавицкого
(в рамках системно-деятельностного подхода).
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока .
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке , создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания
3. Уроки общеметодологической направленности
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Библиографический список:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
3. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии
Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...
Формирование ключевых компетенции студентов в процессе обучения математики
Главной задачей, вероятнее всего и является необходимость формирования у обучающихся навыков самопознания, самосозидания и самореализации, в целом, рефлексии. И тогда проблема реализации и выраженност...
Интегрированная предметная неделя – эффективное средство формирования и развития ключевых компетенций обучающихся
Из опыта работы...
«Развитие ключевых компетенций обучающихся в процессе преподавания математики и информатики и ИКТ».15.10.15
Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образов...
"Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии"
Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ....
"Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии"
Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ....