Закрепление понятий слова-предметы,признаки, действия на логопедических занятиях с учащимися первого класса.
план-конспект занятия по теме

Ход занятия:

1.      Организационный момент

- Все ребята по местам!

Отправляться нужно нам!

В страну знаний полетим!

Узнать многое хотим!

2.      Работа с загадкой. Подбор слов.

- Угадайте, кто это.

Гуляло по полю Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты,  зашелестели: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое –лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое –лахматое машет, головой трясет, плывет-карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое-лохматое. Далеко оно уже – на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг него вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?» 

   А вы догадались, кто это? (Это медведь)

- Какие слова помогли отгадать загадку? (Слова, называющие предметы, слова-признаки, слова-действия)

- Назовите слова-предметы, которые помогли нам отгадать загадку. (Малинник, река, пасека, мед)

 - Назовите слова-признаки, которые помогли нам отгадать загадку. (Большое, лохматое)

    А теперь поговорим о словах, обозначающих действия предметов. Какие из них нам встретились в загадке? (Машет, рычит, лакомится)

Добавьте свои слова-подсказки, чтобы было всем ясно, что это медведь. (Слова-предметы (берлога). Слова-признаки (неуклюжий, косолапый, бурый, белый). Слова-действия (ревет).

3.      Знакомство с происхождением слова медведь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Слова-предметы, слова-признаки и слова-действия (закрепление). Слова близкие и противоположные по смыслу.

Ход занятия: 

  1. Организационный момент

- Все ребята по местам!

Отправляться нужно нам!

В страну знаний полетим!

Узнать многое хотим!

  1. Работа с загадкой. Подбор слов.

- Угадайте, кто это.

Гуляло по полю Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты,  зашелестели: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое –лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое –лахматое машет, головой трясет, плывет-карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое-лохматое. Далеко оно уже – на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг него вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»  

   А вы догадались, кто это? (Это медведь)

- Какие слова помогли отгадать загадку? (Слова, называющие предметы, слова-признаки, слова-действия)

- Назовите слова-предметы, которые помогли нам отгадать загадку. (Малинник, река, пасека, мед)

 - Назовите слова-признаки, которые помогли нам отгадать загадку. (Большое, лохматое)

    А теперь поговорим о словах, обозначающих действия предметов. Какие из них нам встретились в загадке? (Машет, рычит, лакомится)

Добавьте свои слова-подсказки, чтобы было всем ясно, что это медведь. (Слова-предметы (берлога). Слова-признаки (неуклюжий, косолапый, бурый, белый). Слова-действия (ревет).

  1. Знакомство с происхождением слова медведь

- Послушайте лесную историю.

Сорока и Медведь

- Эй, Миша-Медведь! На вопрос ответь.

- Какой вопрос, стрекотуха?

- Почему тебя медведем зовут? Глухарь-понятно: он весной глухой. Заяц-беляк: он зимой белый. А вот медведь – не понятно!

- Хе-хе! Бестолковая ты птица! Мед-ведь – значит мёд ведающий. Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

- Расскажите, почему медведя так назвали?

 

       Физкультминутка

- Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

- Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился!

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю мёд искать!

  1. Обогащение словарного запаса.

Сосульки со звоном роняют капель:

Шагает по лесу веселый апрель.

А возле берлоги стоит медвежонок

И лапой глаза протирает спросонок.

- Откуда капель? – озирается он.

- Была ведь метель! – удивляется он.

И тут говорит лежебоке лисица:

- Нельзя, медвежонок, так долго лениться.

Ты в теплой берлоге всю зиму проспал,

Поэтому ты и весну не узнал.

- Почему медвежонок не узнал весну?

Как понять слова: «Роняют капель». (Сосульки тают, и капли летят вниз). «Спросонок» (сквозь сон). «Озирается» (смотрит по сторонам). «Метель» (это ветер со снегом).

Где спал медведь? О каком месяце говориться в стихотворении? Назовите все весенние месяцы.

  1. Подбор слов близких и противоположных по значению

- А вот еще одна лесная история.

Собрались на лесной полянке медведь, заяц и слон. И думают: смогут ли подружиться? Как вы думаете, кто с км подружатся и почему?

Медведь со слоном, так как они большие, огромные.

Сравните медведя и зайчика. (Большой-маленький, тяжелый-легкий, неуклюжий-проворный, шустрый)

  1. Итог занятия

- Почему медведя так назвали? Опишите его словами-признаками. Героем каких сказок является медведь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ФФНР (урок-путешествие)

Аннотация   к  уроку  «Дифференциация  Т-Д»              Одной  из  актуальных  проблем  о...

Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса по теме:" Предложение".

Логопедическое занятие по теме: "Предложение". Цель: Учить детей различать понятие слово и предложение....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"

Конспект  подгруппового  логопедического  занятия для детей первого класса с ОНР III  уровня речевого развития. Лексическая  тема: «Домашние животные»...

Интегрированное логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида "Зимнее путешествие" + презентация

Данное занятие, с презентацией, предназначено для коррекционной школы 8 вида. Оно расширяет словарь детей по лексической теме: "Дикие животные" и знакомит с Олимпийской символикой....

Спортивно-логопедическое занятие для учащихся первых классов.

Сценарий спортивно-логопедического занятия-праздника для учащихся 1-ых классов и их родителей. Разработан в рамках сотрудничества учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, выпускн...

Программа подгрупповых логопедических занятий с учащимися первых классов с нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г.

Программа подгрупповых логопедических занятий с учащимися первых классовс нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г....