Программа подгрупповых логопедических занятий с учащимися первых классов с нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г.
рабочая программа
Программа подгрупповых логопедических занятий
с учащимися первых классов
с нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа с ОНР | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Щёлково
141109 РФ, Московская область, г.о.Щелково, ул. Комсомольская, стр. 5А. Телефон:8 (496)562-80-88 / факс: 562 – 54 – 36; e-mail: shel_school3@mosreg
ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 3 ГОЩ
Я.Н. Иванова
Программа подгрупповых логопедических занятий
с учащимися первых классов
с нарушениями речи, обусловленными ОНР
Составил: учитель – логопед
Миркина С.В.
г. Щелково2023 г.
Пояснительная записка
Коррекционных логопедических занятий с обучающимися с нарушениями речи, обусловленными ОНР
1. Определение и назначение коррекционной программы с обучающимся
Программа составлена учителем-логопедом МАОУ СОШ №3 ГОЩ с УИОП Миркиной С.В. и предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с обучающимися первых классов, имеющими трудности в овладении разными сторонами речевой деятельности.
Программа логопедической работы с обучающимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенной в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно- методического письма «О работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» под. Редакцией А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессновой (Москва, 2016 г.) в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Характеристика обучающихся с общим недоразвитием речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
В структуру дефекта входит:
Дефектное произношение звуков.
Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков.
Недостаточная сформированность фонематических процессов. В следствие этого у детей данной категории наблюдается:
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:
- лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значения слов, ошибки в употреблении слова, смешение по смыслу и акустическому свойству (медведевая шуба, взмахнул лопатый);
- грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные грамматические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы (деревы, ручков);
- как следствие-недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
Психологические особенности обучающихся этой группы:
- неустойчивое внимание;
- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
- недостаточное развитие способности к переключению;
- недостаточное развитие словесно- логического мышления;
- недостаточная способность к запоминанию словесного материала.
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе, которая рассчитана на проведение подгрупповых и индивидуальных занятий (2 раза в неделю по 40 минут).
Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цели и задачи данной программы.
Цель программы – преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии для дальнейшей успешной социализации.
Задачи программы:
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
- развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
- формирование связанной речи;
- развитие не речевых психических процессов;
- развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики;
- совершенствование зрительного анализа и синтеза;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных.
Общая характеристика курса.
Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения и расчитана на своевремменное выявление, предупреждение и устрание имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи. Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением занятия лексических тем, направленных уточнение, обогащения и активизацию словарного запаса детей, развитие связанной речи.
Ожидаемые результаты.
Личностными результами обучения в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие речи как явление национальной культуры;
- понимание тог, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диаолог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- Умение задавать вопросы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
- Артикулярные:
- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относится язык, губы, нижняя челюсть, мягкая небо;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Приложение
Календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1 классов с ОНР
Тема занятия | Виды работы | Количество часов |
1.Формирование моторных навыков -развитие координации движений -развитие мелкой моторики пальцев рук | Игры на формирование зрительно-моторной координации -согласование речи с движением -речедвигательная гимнастика -пальчиковая гимнастика, обводка, штриховка) -ориентирование на листе (работа по клеточкам, мозаика) | 1 1 1 1 |
2. Работа над словом -слова, обозначающие предмет | -работа со словом (различие слов и звукосочетаний) -слова, обозначающие предметы, живые и неживые предметы (дифференциация слов, обозначающих предметы с помощью вопросов Кто? Что?) -упражнения для развития зрительного, слухового внимания и памяти -графическое изображение слов, обозначающих предметы | 1 1 2 2 |
- слова, обозначающие действия предмета | -выделение из словосочетаний и двусложных предложений слов, обозначающих действие предмета, постановка к ним вопроса; -графическое изображение слов, обозначающих действие предмета -выделение из ряда близких по смыслу -подбор слов действий к словам-профессиям; -выделение слов из предложений с постановкой вопроса и объяснения его лексического значения -упражнения для развития зрительного и слухового внимания и памяти | 1 1 1 1 1 1 |
- слова, обозначающие признак предмета | -работа со словами, обозначающими признак предмета (форма, цвет, вкус, определение предмета наощупь, из какого материала сделан); -подбор слов близких и противоположных по значению к данным -постановка вопроса к словам, обозначающим признак предмета; -графическое изображение слов, обозначающих признак предмета; | 1 1 1 1 |
3. Закрепление | -назвать действия, которые могут производить эти предметы, назвать профессию людей, по их действиям; -отгадывание загадок и подбор вопросов к словам-отгадкам; -подобрать к слову, обозначающему предмет подходящие по смыслу слова-признаки, подобрать к словам-признакам предметы; -графический диктант | 1 |
1.Работа над предложением - простое двусоставное нераспространенное предложение | -Понятие о предложении, дифференциация слово и предложение -составление предложений, графическое изображение предложений -работа со схемами слов и предложений, дифференциация слова и предложения с опорой на схемы -составление предложений по схемам | 1 1 1 |
-Предложение, состоящее из 3 слов | -работа с предложениями, состоящими из 3 слов, распространение двусложного предложения путем добавления слова (с опорой на картинку); -составление графической схемы предложения 9составление предложений по картинкам и вопросу); -добавление в предложение пропущенного слова | 2 1 1 |
-Главные слова в предложении | -Работа с простым двусоставным предложением, выделение из предложения главных слов | 1 |
-Грамматическое оформление предложения | -знакомство с предлогами, предлог, как самостоятельное слово, составление словосочетаний с предлогами | 1 |
-Предлоги с, со, из, к, по, за, из-за, над, под, из-под | -подобрать предлог, подходящий по смыслу в словосочетание, предложение, составление словосочетаний, предложений с данным предлогом | 2 |
-Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде и числе | -составление предложений по схемам из двух и трех слов, разных по структуре; -образование имен прилагательных, составление словосочетаний; -описание предмета по плану (размер, цвет, материал, из чего сделан); -составление загадок по образцу -завершение предложения путем подбора слов-признаков | 2 1 1 1 1 |
-Согласование глагола с именем существительным в числе и роде | -дополнение предложения подходящими по смыслу словами, подбор к слову-действию слова-предмета, отвечающего на вопросы кого? Или что? | 1 |
-Родительный падеж кого? Чего | -завершение предложений путем ответа на вопрос: что делает человек этой профессии? | 2 |
-Творительный падеж кем? Чем? | -изменение слова так, чтобы оно отвечало на вопрос кем? Или чем? составление предложений с этими словами | 1 |
-Распространение предложений | -составление предложений, сравнивая предметы по величине, вкусу, физической силе; -дополнение предложения путем ответа на вопрос, составление схемы предложения, постановка вопроса к каждому слову; -составление предложений из данных слов с помощью последовательно задаваемых вопросов из 2-3-4-5 слов | 1 1 1 |
2.Закрепление материала | -определение количества слов в предложении, выделение главных слов в предложениях, составление графических схем предложений. | 1 |
1.Работа над слогозвуковым составом -звуки -гласные звуки первого ряда | -понятие о звуке, способ образования гласных и согласных звуков; -дифференциация гласных первого ряда и согласных звуков, обозначение их соответствующим звуковым сигналом; -определение гласного звука первого ряда по беззвучной артикуляции, определение гласного звука первого ряда по символу; -соотнесение гласного первого ряда с цветовым символом, буквой, запись в тетрадь; -выделение гласных первого ряда из слогов, слов | 1 1 1 1 1 |
-Гласные второго ряда | -образование гласных второго ряда, составление таблиц гласных; -выделение гласных второго ряда из слогов; -выделение гласных второго ряда из слов, запись схемы слова | 1 1 1 |
-Слоговой состав слова | -знакомство со слогом, деление слова на слоги; -графическое изображение слогов; -работа с трехсложными словами, их графическое изображение; -определение количества слогов в словах, соотнесение со схемой; -выделение гласного звука из слов, соотнесение количества слогов в слове с количеством гласных звуков | 1 1 1 1 |
2.Ударение | -понятие «ударение» отхлопывание ритмических рисунков совместно с детьми; -графическое изображение слов с обозначением ударения; -работа с деформированными словами с опорой; -получение новых слов путем добавления слога в начало или конец слова (по картинке или без картинки); -получение двусложных и трехсложных слов из односложных путем добавления слогов, дифференциация слов с учетом количества слогов с выделением гласного звука, постановка ударения | 2 1 1 2 2 |
-Согласные звуки | -слуховая дифференциация твердых согласных звуков; -слуховая дифференциация мягких согласных звуков; -обозначение мягкости согласных на письме буквой –ь- (мягкие согласные в конце слова), сравнение пар слов по смыслу, по звучанию последнего согласного, по написанию; -мягкие согласные в середине слова, сравнение по смыслу и звучанию пар слов, сравнение этих слов по написанию; -замена твердых согласных в середине слова на мягкие и наоборот; -обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда; -выделение из слов согласных, звучащих мягко и стоящих после них гласных; -запись под диктовку слогов с гласными второго ряда, обозначение цветовым символом мягкого согласного и гласного | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3.Звукобуквенный анализ слов | -запоминание и повторение ряда слогов с выделением одинакового гласного звука в слогах каждого ряда; -придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове по картинкам и на слух; -звукобуквенный анализ односложных слов; -составление схем слов; -подбор соответствующих слов к схеме; -чтение пар слов и сравнение их по смыслу и звучанию, составление схем слов; -проверочная работа по индивидуальным карточкам | 2 2 2 1 1 1 1 |
Итого: | 84 |
Учебно-методический комплекс
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 2014г. – (Министерство образования Российской Федерации.)
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2014г.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2015г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие.- М., Владос, 2014г.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 2015г.
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,
А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи у младших школьников. - М. «Просвещение», 2014г.
7. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития,2014г..
8. Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. - Ярославль: Академия развития,2015г.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. – Владос. 2015г.
10. Фотекова Т.А. , Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.- М. Айрис-пресс, 2016г.
11. Дорофеева С.Е., Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. - М. ТЦ Сфера, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов...
План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи.
План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи....
Картотека графических упражнений на развитие координации в системе «глаз-рука» у учащихся первого класса с нарушением зрения
Готовность к обучению включает в себя целый ряд факторов, среди которых существенное место занимает зрительно-моторная координация. Практика показывает, что дети с нарушением зрения имеют неудовл...
Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.
Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....
Адаптированная рабочая программа обучающегося индивидуально на дому 5 класса начального общего образования (вариант 2) на 2023-2024 учебный год
Адаптированная рабочая программа обучающегося индивидуально на дому 5 класса начального общего образования (вариант 2) на 2023-2024 учебный год без КТП....
Картотека графических упражнений на развитие координации в системе «глаз-рука» у учащихся первого класса с нарушением зрения
Дидактические упражнения по развитию навыков координации в системе «глаз-рука» для младших школьников с нарушениями зрения...