Программа подгрупповых логопедических занятий с учащимися первых классов с нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г.
рабочая программа

Светлана Владимировна Миркина

 

Программа подгрупповых логопедических занятий

 с учащимися первых классов

с нарушениями речи, обусловленными ОНР на 2023-2024 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа с ОНР119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Щёлково

141109 РФ, Московская область, г.о.Щелково, ул. Комсомольская, стр. 5А. Телефон:8 (496)562-80-88 / факс: 562 – 54 – 36; e-mail: shel_school3@mosreg

ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 3 ГОЩ

Я.Н. Иванова

  1. Программа подгрупповых логопедических занятий

  2. с учащимися первых классов

  3. с нарушениями речи, обусловленными ОНР

Составил: учитель – логопед

Миркина С.В.

г. Щелково2023 г.

Пояснительная записка

  1. Коррекционных логопедических занятий с обучающимися с нарушениями речи, обусловленными ОНР

1. Определение и назначение коррекционной программы с обучающимся

Программа составлена учителем-логопедом МАОУ СОШ №3 ГОЩ с УИОП Миркиной С.В. и предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с обучающимися первых классов, имеющими трудности в овладении разными сторонами речевой деятельности.

Программа логопедической работы с обучающимися 1 классов с общим недоразвитием речи разработана на основе рекомендаций, изложенной в книге Е.Н. Ефименковой, Г.Г.Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно- методического письма «О работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» под. Редакцией А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессновой (Москва, 2016 г.) в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Характеристика обучающихся с общим недоразвитием речи.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

В структуру дефекта входит:

Дефектное произношение звуков.

Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков.

Недостаточная сформированность фонематических процессов. В следствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:

  • лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значения слов, ошибки в употреблении слова, смешение по смыслу и акустическому свойству (медведевая шуба, взмахнул лопатый);
  • грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные грамматические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы (деревы, ручков);
  • как следствие-недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

  1. Психологические особенности обучающихся этой группы:

  • неустойчивое внимание;
  • недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
  • недостаточное развитие способности к переключению;
  • недостаточное развитие словесно- логического мышления;
  • недостаточная способность к запоминанию словесного материала.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных коррекционных занятиях по определенной программе, которая рассчитана на проведение подгрупповых и индивидуальных занятий (2 раза в неделю по 40 минут).

Учитывая структуру речевого дефекта, были определены цели и задачи данной программы.

Цель программы – преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы:

  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формирование связанной речи;
  • развитие не речевых психических процессов;
  • развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики;
  • совершенствование зрительного анализа и синтеза;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;

В программе предусмотрено формирование универсальных учебных действий у обучающихся (регуляторных (самоконтроль), познавательных (общеучебных), коммуникативных, личностных.

Общая характеристика курса.

Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения и расчитана на своевремменное выявление, предупреждение и устрание имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи. Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением занятия лексических тем, направленных уточнение, обогащения и активизацию словарного запаса детей, развитие связанной речи.

Ожидаемые результаты.

Личностными результами обучения в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие речи как явление национальной культуры;
  • понимание тог, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диаолог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • Умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

  • Артикулярные:

- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относится язык, губы, нижняя челюсть, мягкая небо;

- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Приложение

  2. Календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1 классов с ОНР

Тема занятия

Виды работы

Количество часов

1.Формирование моторных навыков

-развитие координации движений

-развитие мелкой моторики пальцев рук

Игры на формирование зрительно-моторной координации

-согласование речи с движением

-речедвигательная гимнастика

-пальчиковая гимнастика, обводка, штриховка)

-ориентирование на листе (работа по клеточкам, мозаика)

1

1

1

1

2. Работа над словом

-слова, обозначающие предмет

-работа со словом (различие слов и звукосочетаний)

-слова, обозначающие предметы, живые и неживые предметы (дифференциация слов, обозначающих предметы с помощью вопросов Кто? Что?)

-упражнения для развития зрительного, слухового внимания и памяти

-графическое изображение слов, обозначающих предметы

1

1

2

2

- слова, обозначающие действия предмета

-выделение из словосочетаний и двусложных предложений слов, обозначающих действие предмета, постановка к ним вопроса;

-графическое изображение слов, обозначающих действие предмета

-выделение из ряда близких по смыслу

-подбор слов действий к словам-профессиям;

-выделение слов из предложений с постановкой вопроса и объяснения его лексического значения

-упражнения для развития зрительного и слухового внимания и памяти

1

1

1

1

1

1

- слова, обозначающие признак предмета

-работа со словами, обозначающими признак предмета (форма, цвет, вкус, определение предмета наощупь, из какого материала сделан);

-подбор слов близких и противоположных по значению к данным

-постановка вопроса к словам, обозначающим признак предмета;

-графическое изображение слов, обозначающих признак предмета;

1

1

1

1

3. Закрепление

-назвать действия, которые могут производить эти предметы, назвать профессию людей, по их действиям;

-отгадывание загадок и подбор вопросов к словам-отгадкам;

-подобрать к слову, обозначающему предмет подходящие по смыслу слова-признаки, подобрать к словам-признакам предметы;

-графический диктант

1

1.Работа над предложением

- простое двусоставное нераспространенное предложение

-Понятие о предложении, дифференциация слово и предложение

-составление предложений, графическое изображение предложений

-работа со схемами слов и предложений, дифференциация слова и предложения с опорой на схемы

-составление предложений по схемам

1

1

1

-Предложение, состоящее из 3 слов

-работа с предложениями, состоящими из 3 слов, распространение двусложного предложения путем добавления слова (с опорой на картинку);

-составление графической схемы предложения 9составление предложений по картинкам и вопросу);

-добавление в предложение пропущенного слова

2

1

1

-Главные слова в предложении

-Работа с простым двусоставным предложением, выделение из предложения главных слов

1

-Грамматическое оформление предложения

-знакомство с предлогами, предлог, как самостоятельное слово, составление словосочетаний с предлогами

1

-Предлоги с, со, из, к, по, за, из-за, над, под, из-под

-подобрать предлог, подходящий по смыслу в словосочетание, предложение, составление словосочетаний, предложений с данным предлогом

2

-Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде и числе

-составление предложений по схемам из двух и трех слов, разных по структуре;

-образование имен прилагательных, составление словосочетаний;

-описание предмета по плану (размер, цвет, материал, из чего сделан);

-составление загадок по образцу

-завершение предложения путем подбора слов-признаков

2

1

1

1

1

-Согласование глагола с именем существительным в числе и роде

-дополнение предложения подходящими по смыслу словами, подбор к слову-действию слова-предмета, отвечающего на вопросы кого? Или что?

1

-Родительный падеж кого? Чего

-завершение предложений путем ответа на вопрос: что делает человек этой профессии?

2

-Творительный падеж кем? Чем?

-изменение слова так, чтобы оно отвечало на вопрос кем? Или чем? составление предложений с этими словами

1

-Распространение предложений

-составление предложений, сравнивая предметы по величине, вкусу, физической силе;

-дополнение предложения путем ответа на вопрос, составление схемы предложения, постановка вопроса к каждому слову;

-составление предложений из данных слов с помощью последовательно задаваемых вопросов из 2-3-4-5 слов

1

1

1

2.Закрепление материала

-определение количества слов в предложении, выделение главных слов в предложениях, составление графических схем предложений.

1

1.Работа над слогозвуковым составом

-звуки

-гласные звуки первого ряда

-понятие о звуке, способ образования гласных и согласных звуков;

-дифференциация гласных первого ряда и согласных звуков, обозначение их соответствующим звуковым сигналом;

-определение гласного звука первого ряда по беззвучной артикуляции, определение гласного звука первого ряда по символу;

-соотнесение гласного первого ряда с цветовым символом, буквой, запись в тетрадь;

-выделение гласных первого ряда из слогов, слов

1

1

1

1

1

-Гласные второго ряда

-образование гласных второго ряда, составление таблиц гласных;

-выделение гласных второго ряда из слогов;

-выделение гласных второго ряда из слов, запись схемы слова

1

1

1

-Слоговой состав слова

-знакомство со слогом, деление слова на слоги;

-графическое изображение слогов;

-работа с трехсложными словами, их графическое изображение;

-определение количества слогов в словах, соотнесение со схемой;

-выделение гласного звука из слов, соотнесение количества слогов в слове с количеством гласных звуков

1

1

1

1

2.Ударение

-понятие «ударение»

отхлопывание ритмических рисунков совместно с детьми;

-графическое изображение слов с обозначением ударения;

-работа с деформированными словами с опорой;

-получение новых слов путем добавления слога в начало или конец слова (по картинке или без картинки);

-получение двусложных и трехсложных слов из односложных путем добавления слогов, дифференциация слов с учетом количества слогов с выделением гласного звука, постановка ударения

2

1

1

2

2

-Согласные звуки

-слуховая дифференциация твердых согласных звуков;

-слуховая дифференциация мягких согласных звуков;

-обозначение мягкости согласных на письме буквой –ь- (мягкие согласные в конце слова), сравнение пар слов по смыслу, по звучанию последнего согласного, по написанию;

-мягкие согласные в середине слова, сравнение по смыслу и звучанию пар слов, сравнение этих слов по написанию;

-замена твердых согласных в середине слова на мягкие и наоборот;

-обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда;

-выделение из слов согласных, звучащих мягко и стоящих после них гласных;

-запись под диктовку слогов с гласными второго ряда, обозначение цветовым символом мягкого согласного и гласного

1

1

1

1

1

1

1

1

3.Звукобуквенный анализ слов

-запоминание и повторение ряда слогов с выделением одинакового гласного звука в слогах каждого ряда;

-придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове по картинкам и на слух;

-звукобуквенный анализ односложных слов;

-составление схем слов;

-подбор соответствующих слов к схеме;

-чтение пар слов и сравнение их по смыслу и звучанию, составление схем слов;

-проверочная работа по индивидуальным карточкам

2

2

2

1

1

1

1

Итого:

84

Учебно-методический комплекс

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией).М: КОГИТО – ЦЕНТР, 2014г. – (Министерство образования Российской Федерации.)
  2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2014г.
  3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2015г.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие.- М., Владос, 2014г.
  5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 2015г.
  6. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,

А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи у младших школьников. - М. «Просвещение», 2014г.

7. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития,2014г..

8. Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. - Ярославль: Академия развития,2015г.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. – Владос. 2015г.

10. Фотекова Т.А. , Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.- М. Айрис-пресс, 2016г.

11. Дорофеева С.Е., Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. - М. ТЦ Сфера, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся первых классов...

План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи.

План-программа клуба "Логопедическая школа" для родителей детей с нарушениями речи....

Картотека графических упражнений на развитие координации в системе «глаз-рука» у учащихся первого класса с нарушением зрения

Готовность к обучению включает в себя целый ряд факторов, среди которых существенное место занимает зрительно-моторная координация. Практика показывает, что дети с нарушением зрения имеют неудовл...

Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....

Адаптированная рабочая программа обучающегося индивидуально на дому 5 класса начального общего образования (вариант 2) на 2023-2024 учебный год

Адаптированная рабочая программа обучающегося индивидуально на дому   5 класса начального общего образования (вариант 2) на 2023-2024 учебный год без КТП....

Картотека графических упражнений на развитие координации в системе «глаз-рука» у учащихся первого класса с нарушением зрения

Дидактические упражнения по развитию навыков координации в системе «глаз-рука» для младших школьников с нарушениями зрения...