ОРИЕНТАЦИОННЫЙ (межпредметный) курс "Тайны небесного экрана"
методическая разработка (10 класс) по теме

Абрамова Тамара Ивановна

ОРИЕНТАЦИОННЫЙ (межпредметный) курс "Тайны небесного экрана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientatsionnyy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ОРИЕНТАЦИОННЫЙ (межпредметный) курс

«Тайны небесного экрана»

18 часов

Физика→ география, астрономия, метеорология.

Курс утвержден завкафедрой

ТМЕНО ВОИПК и ПРО

Татьянкиным Б.А и опубликован

В сборнике ВОИПК и ПРО «Электив-9», 2005.г

Автор курса учитель физики

Аврамова Тамара Ивановна

МКОУБСОШ № 7

Курс построен на материале тем «Световые явления»,

«Тепловые явления», «Электрические и магнитные поля».

Содержание курса дополняет изучаемый материал по физике,

географии, астрономии, который изучается в неполной школе,

а так же знакомит учащихся с историей открытия наблюдаемых

в небе явлений, расширяет кругозор данным темам.

ЦЕЛЬ КУРСА:

  • Развитие интереса к изучению физики;
  • Научить наблюдать, объяснять явления,

      происходящие в атмосфере Земли;

  • Этот курс позволит выявить взаимосвязь физических

Явлений, объединит эмоциональное восприятие

Природных явлений с рациональным, обеспечит

Видение эстетической ценности физики с другими

Науками.

ПРОГРАММА КУРСА.

Тема 1

Райская радуга

Радуга. Раскрытие И.Ньютоном таин радуги. Ход

светового луча  в капле дождя. Чередование цветов в

радуге. Дисперсия света в дождевых каплях,

кристалликах льда. Появление радуги лунной ночь.

Тема 5                        

Атмосферный феномен

Об  открытии астрономами В. Церассим, Э.Гартангом, метеорологом О.Цессе серебристых облаков. О роли мезосферы в появлении облаков. Гипотезы, объясняющие причины их происхождения: вулканические, метеорная, «ледяная», метеоритно- ледяная. Работы ученых мира над раскрытием земных и космических таин.

Тема 6

Огненные стрелы небес

О грозоопасных районах на земле. Что такое молния и почему гремит гром? Почему молния имеет вид ломаной зигзагообразной линии ? О катастрофах вызываемых молнией. Работы М.В.Ломоносова по защите ото молнии. Молниеотвод. Что нужно знать, чтобы уберечься от молнии?

Примерная тема проекта. Плакат «Как уберечься от поражения молнией»

Лабораторная работа «Опыты с электронной машиной»

Тема 7

Огненный шар

Шаровая молния: плоская, четочная. Возникновение и поведение шаровой молнии. Сведенья о шаровой молнии обработанные с помощью ЭВМ. Кластерная гипотеза о природе шаровой молнии. О полезности молнии приносимой людям: молния- источник соединений азота. Искусственная молния режет и сваривает металлы, возвращает жизнь человеку. Экскурсия Предохранение ЛЭП от поражения молнией.

Работа электросварщика на производстве.

Тема 8

Загадочные воздушные огни

Из истории мореплавателей  Х. Колумба, Магеллана, полководцев Ганнибала, Ю. Цезаря. Объяснение возникновения огней святого Эльма и других «огней».

Связь между величиной дуги и высотой Солнца над

горизонтом. Радуга на других планетах.

Лабораторная работа «Наблюдение дисперсии света в призме».

Тема 2

Диковинки атмосферы

Разнообразные диковинные изображения,

порожденные игрой света и тени. Небесные явления,

называемые «Гало» - это светящиеся круги, дуги,

венцы, полосы, столбы, кресты. Объяснение возникновения

гало. Народные примеры, связанные с небесными явлениями; прогноз погоды.

Возможные варианты проектов «Наблюдения за Изменение погоды в течение четверти» «Наука и религия»

Тема 3

Воздушные призраки

«Зеленый луч» - редкое, красочное воздушное

явление. Космические и земные миражи. Название и легенды впечатляющих миражей. Происхождение некоторых видоа миражей. Рефракция солнечных лучей. Объяснение возникновения

верхних и нижних миражей. Старое и новое о миражах.

Примерная тема проекта, Плакат – схема

«Космические и земные миражи».

Тема 4

Небесная феерия

Явления природы, которые невольно помогли нашим воинам одержать победу. М.В. Ломоносов о небесных сполохах. Зависимость полярных сияний от активной деятельности Солнца. О роли «Солнечного ветра» в появлении полярного сияния. Взаимосвязь полярных сияний и магнитных бурь. Влияние этих явлений на живые организмы, радиосвязь.

Возможные варианты проекта «Влияние магнитных бурь на здоровье человека» «Экскурсия на районный узел связи»

«Огни Уэльса», «огненные дуги Марш- Пойнта», «японские огни»

И некоторые другие. Теория эффекта электризации атмосферного облака- «Курильский свет». Бесполезное  «чудо природы» начинает служить людям.

Возможный вариант проекта «О пользе и вреде коронного разряда».

Тема 9

Уфология в компании псевдонаук

Ученые и псевдонаука о НЛО. Ракетно- космическая техника и НЛО. Ореол вокруг космический аппаратов. Об активных экспериментах в верхних слоях атмосферы.

Возможный вариант проекта «НЛО. Что это такое?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У голубого экрана

Сценарий праздника 8 Марта для старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА ориентационного курса по английскому языку «Бизнес с английским»

Данная программа поможет обучающимся ориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы своей предыдущей языковой подготовки, поможет проявить себя и добиться успеха....

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика...

Формирование ориентационных компетенций учащихся

Презентация выступления на 8-м заседании семинара "Научно-методические идеи Е.А. Дышинского в практике учителей математики Пермского края"...

Ценностно-ориентационные технологии

материалы для подготовке к аттестации...

Культура речи и правила хорошего тона (программа межпредметного (ориентационного) курса по выбору (17 часов))

Стремление человечества вести себя прилично, как доказано, зафиксировано в древнейших письменных документах. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей: ни одна обще­ственная формация н...

Небесная сфера, Небесные координаты

Разработка урока астрономии на тему "Небесная сфера, Небесные координаты" для 11 класса...