Небесная сфера, Небесные координаты
план-конспект урока по астрономии (11 класс)

Разработка урока астрономии на тему "Небесная сфера, Небесные координаты" для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nebesnaya_sfera_nebesnye_koordinaty.odt11.41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока астрономии .

Тема: «Небесная сфера, Небесные координаты»

Цель урока: Научить ориентироваться в пространстве по звездам.

Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения, целостной физической картины мира.

Общеобразовательные задачи: Сформулировать понятия небесная сфера, точки и линии небесной сферы,  небесный экватор, небесный меридиан , горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил, эклиптика. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.


Планируемые образовательные результаты :

Предметные:  воспроизводить определения терминов и понятий: небесная сфера, небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил, эклиптика. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат

Метапредметные : поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические  рассуждения и делать выводы, содействие  развитию мыслительных операций:  сравнения, анализа, синтеза, обобщения. помощь в развитии  познавательной активности, интеллектуальных способностей. 

Личностные: самоопределение,  способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной  роли  обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Организация и структура урока:

Организационный момент :

Приветствие учеников.

Предлагается ученикам ответить на ряд вопросов, касающихся пройденного материала
- Какие небесные тела вы знаете?
- Чем звезды отличаются от планет?
- Какие бывают географические координаты?
- Есть ли среди вас такие, кто умеет ночью ориентироваться по звездам?
- Что вы знаете о Созвездиях?

Корректируются ответы учеников, далее вопрос?. «А зачем человеку  знания астрономии?»

Ожидаемый ответ. «Для практического применения»

Далее небольшой пересказ учителем для мотивации  учеников  отрывка из художественно-биографической  книги Ирвинга Стоуна  «Моряк в седле» о Джеке Лондоне, о его одном  из событии в жизни,  морском путешествии ,которое могло бы не состояться или закончиться трагично, если бы не знания Джеком в науке мореплавания, а именно ориентации по звездам ,... «Джек вытащил навигационные книги, проштудировал их, потом вычертил прокладки и измерил высоту солнца секстантом. «Благодаря астрономам и математикам вести корабль, ориентируясь по солнцу, луне и звездам, — детская забава»....

Далее подвести учеников к цели урока  « Научиться ориентироваться по звездам»

Конечно, правильно сориентироваться можно, только имея необходимый опыт, поэтому перед тем, как отправиться путешествовать на природе, не мешает попрактиковаться в том, как ориентироваться по звездам.

Подвести учеников к необходимости новых знаний астрономии, прежде чем их практически использовать.

Нацелить учеников на освоение новых понятий: небесная сфера, точки, линии, плоскости небесной сферы, горизонтальные и экваториальные системы координат и их координаты.

Презентация: «Небесная сфера и небесные координаты»



Закрепление: Как называется модель звездного неба?

                         Что собой представляет?

                         Для чего создана?

                         Какие линии и точки небесной сферы вы знаете?

                         Какие наблюдения доказывают суточное вращение небесной сферы (служит ли это доказательством вращения Земли вокруг оси).

                         Можно ли, используя горизонтальную систему координат, создать карты звездного неба? Почему?

                        Что такое кульминация?

                        Исходя из кульминации дайте понятие незаходящим, не восходящим, - восходяще- заходящим светилам.

                         

Тест. Фразе из верхнего столбца подберите подходящее по смыслу продолжение из нижнего

 

1. Небесной сферой называется...
2. Осью мира называется...
3. Полюсами мира называется...
4. Северный полюс мира в настоящее время находится...
5. Плоскостью небесного экватора называется...
6. Экватор – это...
7. Период вращения небесной сферы равен...


А. ...точка пересечения оси вращения Солнца с небесной сферой.
В. ...плоскость перпендикулярная к оси мира и проходящая через центр небесной сферы.
Г. ...периоду вращения Земли вокруг своей оси, т.е. 1 суткам.
Д. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг центра Солнца, на внутренней поверхности которой нанесены светила
Е. ...ось, вокруг которой вращается Земля, двигаясь в мировом пространстве
З. ...линия пересечения небесной сферы и плоскости небесного экватора
И. ...точки пресечения небесной сферы с осью мира.
К. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг наблюдателя на Земле, на внутренней поверхности которой нанесены светила.
Л. ...воображаемая ось видимого вращения небесной сферы.
М. ...периоду вращения Земли вокруг Солнца.

                                                     

      Ответы по тесту:                                              

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


К


Е,Л


И


Б


В


З


Г


Б


В


Б


А


Г

IV  Итог урока

С какими новыми понятиями познакомились на сегодняшнем уроке?

Какую возможность дадут нам новые знания?

Оценки за урок, комментарии к ним.

Чем мы будем заниматься на следующем уроке....для этого необходимо знать

Д/З- параграфы  4,5 рис 1.3,2,4

Выполнила — учитель физики Окользина Н.А. ГБОУ СОШ № 317


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории астрономии. Небесная сфера. Звёздное небо.

Познакомить обучающихся с историей развития науки астрономия ;  охарактеризовать основные разделы науки ; ввести основные понятия :небесная сфера, ось мира, экватор ,эклиптика и т.д....

Конспект урока по астрономии "Небесная сфера. Звёздное небо."

Конспект урока астрономии, содержащий презентацию, раздаточный материал,и, непосредственно, сам конспект занятия....

Презентация к уроку "Небесная Сфера".

Материал к уроку астрономии....

Самостоятельная работа по теме "Основные точки и линии небесной сферы"

Данная самомтоятельная работа проводится после изучения тем "Звездное небо" и "Недесные координаты". Работа состоит из 2-х заданий....

Алгоритм построения начальных элементов небесной сферы

Целевая аудитория:  учащиеся, изучающие начала астрономии;         раздел: небесная механика Цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом построения основных э...

Небесная сфера

Тест по теме "Небесная сфера"...