Работа с текстом учебника по ОРКСЭ
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Работа с текстом учебника по ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_uchebnika_po_orkse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом учебника по ОРКСЭ
Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:
- комментированное чтение – оно актуально, если осваивается сложный материал;
- чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;
- передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.
Важно формировать у учащихся вдумчивое отношение к вопросам и заданиям к тексту, обращать внимание на их типологию. Часть из них направлена на воспроизведение информации, например: «Как называются священные книги христиан?», «В чем основы ислама?». Репродуктивный характер носит также выполнение заданий на пересказ, определение понятий и т. п.
Другие задания требуют перечисления, извлечения и описания информации, например: «Опишите устройство синагоги», «Как выглядит мечеть?» и др. Такого типа задания способствуют развитию наблюдательности учащихся, умений находить необходимую информацию.
Есть задания, требующие осмысления и оценки информации. Это - задания сравнительно-сопоставительного, причинно-следственного характера, например, «Укажите сходство и различие разных храмов».
Развитию навыков работы с текстом, с одной стороны, с другой – лучшему осмыслению содержания способствуют задания, направленные на передачу текста в преобразованном виде. Это – выделение главной мысли фрагмента текста, составление плана, подготовка сообщения или доклада, заполнение таблиц.
В процессе изучения курса учитель может привлекать документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:
- кто автор документа?
- с какой целью написан документ?
- о чем говорится в тексте (о ком)?
- о каких событиях рассказывает автор?
- как он относится к тому, о чем пишет?
После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, рассказа учителя и т.д. организуется беседа, учащиеся отвечают на вопросы, иногда сами их формулируют.
С учетом возрастных особенностей младших школьников большое значение при изучении курса имеет наглядность, которая обеспечивает конкретность, эмоциональность, прочность усвоения содержания курса, стимулирует осмысление изучаемого материала, способствует развитию образного мышления и познавательного интереса. Наглядность помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. В учебно-методическом комплексе ОРКСЭ широко представлен иллюстративный материал – это произведения изобразительного искусства, рисунки, предназначенное для восприятия в единстве с текстом.
Наглядные средства обучения (иллюстрации, фотографии, рисунки и др.), конкретизируя материал, частично заменяют описание, повышают содержательность изложения материала, оптимизируют использование времени на занятиях.
Необходимый иллюстративный материал ко многим урокам учащиеся могут найти в сети Интернет.
Созданию образного восприятия изучаемого материала в курсе ОРКСЭ, установлению внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, способствует создание панорамы образов по определенной теме. По мере изучения курса накапливается разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной или светской культуры. Учащиеся могут написать к подобранным материалам краткие аннотации, а на завершающем уроке (занятии) - провести презентацию материалов галереи.
Для усвоения материала курса важно освоить понятийный аппарат. Можно практиковать составление словаря, в котором будут представлены понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
Интересной и привлекательной для младших школьников формой занятий являются театрализованные сюжеты. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента при объяснении или домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Содержание экскурсии должно составлять программное содержание изучаемого курса, конкретизируя или расширяя осваиваемый материал. Учитель определяет наблюдаемые объекты их целесообразность, последовательность наблюдений, систему вопросов, тематику групповых и индивидуальных заданий.
При невозможности организации экскурсии она может быть проведена в заочной или виртуальной форме. Желательно использовать подготовленные учителем или учащимися презентации.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для понимания и эмоционально - ценностного освоения нравственно-этических норм.
В настоящее время учащиеся, как правило, не испытывают дефицита в информации. Возникает другая проблема: ученик должен обладать определенными компетенциями по работе с информацией. В этих целях многие учителя используют различные памятки. Выступая в качестве определенного алгоритма, памятка определяет мыслительные операции, способы деятельности, формируя навыки анализа и синтеза учебного материала. Обращение к памяткам особенно полезно на первых порах выполнения того или иного типа задания. У учащихся вырабатываются образцы выполнения заданий различного характера - анализа учебного материала, формирования развернутых ответов и т. п. Это снимает напряжение при работе с текстом, во время устных выступлений у доски, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
Памятки могут быть использованы также при организации разноуровневой познавательной деятельности учащихся, что содействует реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения. Использование памяток возможно на различных этапах обучения: при знакомстве с новым материалом, закреплении, проверке знаний. Впоследствии, когда у учащихся сформированы стереотипы выполнения заданий, необходимость в использовании памяток отпадает, мыслительные действия выполняются в «свернутом виде» или автоматически.
Ниже предлагаю примерные образцы различных памяток, которые могут быть модифицированы учителем для конкретных педагогических условий.
Памятка к описанию исторического памятника (храма)
- Как называется памятник?
- Кто его создал (кто автор)?
- Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид).
- Каково его назначение?
Памятка к составлению плана текста
- Внимательно прочитайте текст.
- Разделите текст по смыслу на логически законченные части.
- Выделите в каждой части главную мысль.
4. Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.
5. Проверьте, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
Как определить главную мысль в тексте (части текста)?
1. Прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы.
3. Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.
Памятка для сравнения культурных (культовых) объектов
- Найдите общее в сравниваемых фактах (событиях, характеристике исторических деятелей, памятниках, их назначении и т. д.).
- Найдите различия.
- Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья из опыта работы...
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
презентация к выступлению...
«Формирование ключевых математических компетенций гимназиста при работе с текстом учебника»
Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах ...
Учебное задание для работы с текстом учебника "Колониальные империи"
Учебные задания матричного типа помогают слабым учащимся структурировать материал, работать с текстом учебника продуктивно и целенаправленно. Особенно эффективна такая форма работы в ...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА И ТЕКСТОМ ЗАДАЧ ИЗ КИМ ЕГЭ
Мастеркласс на региональном семинаре –практикуме педагогов общего образования«ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА»...