РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА И ТЕКСТОМ ЗАДАЧ ИЗ КИМ ЕГЭ
методическая разработка по математике (9, 10, 11 класс) по теме
Мастеркласс на региональном семинаре –практикуме педагогов общего образования
«ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Управление образования г. Альметьевск
МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевск
Региональный семинар – практикум педагогов общего образования
«ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА»
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА И ТЕКСТОМ ЗАДАЧ ИЗ КИМ ЕГЭ
Учитель математики
МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевск
Садчикова Л.А.
Содержание практического занятия
- Пример работы с текстом учебника.
- Пример работы с текстом задачи №12 и №17 КИМ ЕГЭ.
- Пример работы с текстом задачи олимпиадного характера на принцип крайнего.
Оснащение занятия
- Учебник «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Н. Колмогорова
- Индивидуальный пакет участника:
- Тексты задач.
- Программированное сопровождение решения задач.
- Ответы к заданиям.
Цель занятия.
- Ознакомить слушателей с возможным приёмами работы над пониманием математического текста учащимися средней школы.
- Соотнести примеры со способами, расширяющими набор средств понимания текста.
- Установить, какой уровень читательской грамотности присутствует в каждом задании.
Ход занятия
Способы расшир-я ср-в пон-я | Уровень читат. умений | Действия учителя | Действия участников |
Объявляет тему занятия, объясняет порядок проведения. | Слушают, вникают. | ||
Систематизация понимания текста | Нахождение информации в явном виде | Прочтите текст из учебника «Алгебра и начала анализа» под редакцией А.Н. Колмогорова, с.155 и составьте план решения задачи на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции р(х) на отрезке [a;b]. | Читают текст, записывают последовательность действий (алгоритм) для выполнения задачи. |
Проверка выполнения задачи заслушиванием ответов, сравнения с планом, предложенным учителем. | Отбирают существенные пункты решения, сличают свой план с оптимальным. | ||
Чтение на с.156-157 текста примеров 1 и 2.
| Читают, отвечают на вопрос:
2. Составить функцию по условию задачи и определить отрезок. | ||
С. 160, №322, прочтите условие. Чем отличается эта задача от предложенных ранее? Можно ли применить к ней рассуждения из текста на с 155? Какой способ рассуждения вы предложите? | В этой задаче невозможно указать отрезок. Если производная непрерывной функции имеет одну критическую точку и меняет в ней знак на области определения, то в этой точке функция принимает наибольшее или наименьшее значение по определению. | ||
Схематизация понимания текста | Анализ и оценка содержания | Задача типа №17 ЕГЭ. Прочтите условие задачи. В январе 2000 года, когда Андрей Вячеславович открыл счет в банке «Возрождение», положив на него некоторую сумму, ставка по депозитам составляла х % годовых. В январе 2001 года, по прошествии года с момента вклада, Андрей Вячеславович снял со счета пятую часть этой суммы. Причём с января 2001 года ставка по депозитам составляла y % годовых так, что х+у =30%. Укажите значение x, при котором сумма на счету вкладчика в январе 2002 года станет максимально возможной.
| Читают, формализуют задачу на языке математики. Ответы участников.
|
Проверка в коммуникации | Интерпретация и обобщение информации | Задача олимпиады. Прочтите условие, решите в паре с соседом. В ряд лежат n монет. За ход разрешается брать одну или две рядом лежащие монеты. Проигрывает тот, кому нечего брать. При каких n у первого игрока есть выигрышная стратегия? Выберите ответ из чисел: 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48. | Читают условие, обдумывают, решают, проигрывая ситуацию в парах, дают ответ. |
Проверьте свои ответы по листу (матрице) контроля. Воспользуйтесь подсказкой. | Проверяют по листу контроля, обращаются к подсказке. Вновь решают задачу, проверяют ответ, обращаются к подсказке. Читают решение задачи. | ||
Какой вывод можно сделать из приведённого занятия? | Важно выделять существенную информацию, а также полностью использовать данную, не подменяя её. |
Раздаточный материал
(возможно предъявление на экране и с помощью программированного перехода к следующему заданию)
Алгоритм решения задач на определение наибольшего (наименьшего) значений функции на отрезке
| |||
Сокращённый (формализованный) текст задачи №17 ЕГЭ В январе 2000 г ставка х % годовых. В январе 2001 года вклада снял со счета пятую часть. с января 2001 года ставка y %, х+у =30%. Укажите x: сумма в январе 2002 г максимальна | |||
Матрица ответов слушателей к олимпиадной задаче | |||
№ стр. | А | Б | В |
39, 41, 43, 45, 47 | 38, 40, 42, 44, 46, 48 | 39, 42, 45, 48 | |
40, 43, 46 | 38, 41, 44, 47 | Ни одно не подходит | |
38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 | Всегда выигрывает первый | Всегда выигрывает второй | |
В зависимости от выбора ответа, посмотрите подсказку №1 | |||
Подсказка №1 1А, 1Б, 1В, 2В, 2Б, 2В Обратите внимание: За ход разрешается брать одну или две рядом лежащие монеты 3А Запишите своё решение. 3Б Запишите своё решение. 3В Обратите внимание: За ход разрешается брать одну или две рядом лежащие монеты | |||
Подсказка №2 1А, 1Б, 1В, 2В, 2Б, 2В, 3В Обратите внимание: в условии не сказано, с какой монеты можно начинать 3А Запишите своё решение. 3Б Запишите своё решение. | |||
Решение олимпиадной задачи. Если n — нечетное, то первый заберет центральную монету. Если же n — четное, то первый заберет две центральных монеты. Тогда (в обоих случаях) у нас останется две одинаковые кучи монет. По правилам игры мы не можем брать монеты из разных куч, поэтому первый игрок может применить симметричную стратегию: первый игрок будет брать то же количество монет, которое взял второй игрок, на соответствующих симметричных позициях из другой кучи. Так как после его хода всегда получаются две кучи с одинаковым числом монет и симметричным расположением, а после хода второго количество монет в кучах разное, то при такой стратегии первый игрок победит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья из опыта работы...
работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
презентация к выступлению...
«Формирование ключевых математических компетенций гимназиста при работе с текстом учебника»
Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах ...
Учебное задание для работы с текстом учебника "Колониальные империи"
Учебные задания матричного типа помогают слабым учащимся структурировать материал, работать с текстом учебника продуктивно и целенаправленно. Особенно эффективна такая форма работы в ...
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Формирование умения работать с текстом учебника в 5 классе".
Выступление на МО....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...
Комментарии
ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА
интересно