«Формирование ключевых математических компетенций гимназиста при работе с текстом учебника»
статья по теме

       Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Часто учащиеся учатся этому стихийно,  подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки). В особом положении находится математика. Она является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы.
Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний.

Статья + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matemrmo.zip906.5 КБ
Package icon matemrmoruza.zip906.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых математических компетенций

гимназиста при работе с текстом учебника»

       Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Часто учащиеся учатся этому стихийно,  подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки). В особом положении находится математика. Она является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний.

Ответ на вопрос «Чему мы должны учить?» достаточно многогранен, но, тем не менее, официально озвучен в новом ФГОС, в государственной инициативе «Наша новая школа». Так,   в «стратегии модернизации содержания общего образования» подчёркивается переориентация «содержания образования на освоение ключевых компетентностей и опыта самостоятельной деятельности».

Ключевые компетентности — это совокупность взаимосвязанных смыс ловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продук тивной деятельности. А это:

  1. ценностно-смысловая;
  2. общекультурная;
  3. учебно-познавательная;
  4. информационная;
  5. коммуникативная;
  6. социально-трудовая компетентности.

Ре шение же вопроса: «Как именно учить?» практически полностью зависит от учителя и напрямую связано ещё с целым рядом вопросов

которые вы видите на экране:

какие методики использовать; как организовать образовательную деятельность учащихся; какие мотивационные приёмы использовать; как совместить формирование знаний и навыков; как проверить усвоение материала учащимися и т. д.

Любой творчески работающий учитель стремится использовать в своей деятельности как традиционные приёмы и формы работы, так и инноваци онные образовательные технологии. При этом обычно возникают следующие проблемы: как совместить новое и старое, как обеспечить единую стратегию преподавания и где взять время. Думаю, что более эффективным является качественный подход, направлен ный на использование неограниченного внутреннего ресурса урока за счёт использования системы формирования общеучебных навыков и изменения методов работы с информацией.

Вы можете возразить: сокращение часов, увеличение объёма информации,   трудноосуществимые государственные требования, подготовка к ЕГЭ — в таких условиях возможно ли ещё работать дополни тельно с текстом и развивать разнообразные навыки? В том-то и дело, что именно это возможно! Серьёзная, систематически и методически выстроенная работа с текстовой информацией позволяет:

  1. совместить несовместимое
  2. обеспечить выполнение основных требований к уровню образования

 В «Концепции модернизации российского образования» перед школой поставлена задача — добиться «нового образовательного результата»:

  -формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;

 - развитие умений работы с информацией;

- развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, а также умений принимать решения в не стандартной ситуации;

-  формирование навыков работы в группе;

-  формирование навыков исследовательской деятельности.

  Для этого необходимо изменить подходы к организации образовательного про странства, а именно — предоставить учащимся возможность самостоятельно при обретать знания и осваивать необходимые навыки при работе с информацией.  

Актуальность расширения учебно-практической самостоятельности школьников обусловлена также неутешительными результатами между народных исследований, которые показали, что ученики российских школ лучше решают задачи по готовому образцу, чем задачи, требующие при менения знаний и навыков в нестандартной ситуации.

 Основная причина этого — отсутствие опыта применения собственных знаний, учащиеся не умеют понять прочитанное — мало думают сами,     для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения». Тестирование наглядно показало, что результатом об разования должны стать некие «внепредметные» умения и способности, к которым можно отнести общеучебные навыки и ключевые компетент ности.

Думаю, что общеучебные навыки, формируемые при работе с тексто вой информацией, могут стать хорошим помощником для ликвидации дефицитов, выявленных при анализе результатов тестиро вания PISA.  

По результатам этих исследований была составлена таблица, в которой вы можете увидеть основные типы работы с текстом и формируемые соответственно общеучебные навыки по следующим категориям:

Типы работы с текстом

при выполнении заданий PISA

Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом

Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл в целом

•        сформулировать идею текста по заго ловку текста и по его главной теме

•        сформулировать тезис, выражающий
общий смысл текста

•        объяснить назначение чертежа, рисунка,
составляющие графика или таблицы

•        формулирование темы урока,
творческого задания, текста

•        выделение главной мысли и
темы текста

•        преобразование одного вида
текстовой информации в дру
гой

Выявить информацию

  1. определить его основные элементы
  2. найти необходимые единицы инфор мации

  1. подбор и систематизация материала по определённой теме
  2. умение делать обобщение

Понять текст

  1. сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию
  2. обнаружить в нём доводы в подтверж дение выдвинутых тезисов
  3. сделать выводы из сформулированных в тексте посылов
  1. осуществление сравнений разного вида
  2. подбор аргументов «за» и «против» к выдвинутому суж дению, тезису
  3. умение делать выводы

Осмыслить содержание текста

  1. связать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников
  2. оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире
  3. найти доводы в защиту своей точки зрения

  1. сопоставление способов решений  свойств, характерных черт
  2. оценивание высказывания, мнения
  3. обоснование собственной позиции
  4. владение правилами и вида ми доказательства

Осмыслить форму текста

проявить критичность мышления и само
стоятельность эстетических суждений

  1. оценить адекватность изображённого замыслу автора

различать авторские оценки изобра жённого

  1. анализ текста, эпизода интерпретация источника
  2. проблемное изучение темы, источника
  3. определение авторской по зиции

 

 Общеучебные навыки направлены на фор мирование тех же уровней восприятия и осмысления текста, что и задания PISA, и могут обеспечить соответствующий европейским стандартам уровень подготовки наших учащихся.

Как соотносятся

 Успех обеспечен при условии — если ученику будет предоставлена возможность осуществления самостоятельно  работать.  

 При работе с информационным листом  важны:

  1. поэтапность выполнения задания;
  2. обучающий эффект каждого этапа;
  3. применение самостоятельно полученных знаний, информации на

по следующих этапах;

  1. самостоятельное применение необходимых общеучебных и предмет ных знаний и навыков.

На первоначальном этапе были определены общеучебные навыки для каждой параллели с 5-го по 9-й класс с учётом возрастных особенностей учащихся и требований к содержанию образования.  

На экране фрагмент сводной таблицы предметных и общеучебных навыков

5 класс

6 класс

7 класс

Извлечение

необходимой

информации из

источника

Умение «разговорить»

источник через постановку вопросов

Критическое чтение

источников, их

сопоставительный

анализ

Навык составления

схем различного вида

для преобразования

текста

самостоятельный

выбор схем для

преобразования

текстовой информации

освоение новых

видов преобразования

текста: план-схема,

кластер, досье

Постановка

репродуктивных

и продуктивных

вопросов

Постановка

вопросов оценочного

и критического

характера

Формулирование

проблемных вопросов

разного вида

Построение полного

ответа: основная

мысль —

её пояснение

на конкретных

примерах — итог

Формулирование

аргументированного

ответа на вопрос с

обобщением или

выводом

Формулирование

оценочного суждения

с чьей-либо точки

зрения или с

определённой позиции

сравнение

фактов и явлений

одного порядка

сравнение явлений разного порядка в рамках предмета

сопоставление событий и явлений

составление краткого

информативного

сообщения

составление

информативного

сообщения с

элементами анализа

составление

проблемного доклада

на основе различных

источников

К 8-му классу навыки должны быть сформированы, в 8-9 классах идет усложнение выдвинутых задач, расширяются сферы применения навыков. Но это – теория,  за ним следует более сложный этап — практический.

Для этого необходимо:  

  1. определение тем учебного предмета, наилучшим образом подходящих для формирования того или иного навыка;
  2. подбор дополнительной информации, позволяющей закреплять и раз вивать формируемые навыки;
  3. создание алгоритмов и рекомендаций для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности;
  4. разработка методических приёмов для учителей по формированию навыков у учащихся;
  5. составление единых требований для выполнения определённых видов работ учащимися.

 

 Для успешной работы с навыками на уроке основные усилия преподавателя следует направить на организацию самостоятельной деятельности учеников, а не на трансляцию готовых знаний.  

 Облегчают работу алгоритмы.

Психологами доказано, что сравнительный анализ рациональнее проводить с помощью составления таблиц. Но как показала практика, многие школьники боятся работать с таблицами. Задача учителя убедить учащихся, что сравнение помогает им открыть что-то важное, новое. Только при соблюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной.

 Алгоритм определения главной мысли текста

  1. определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления и др.).
  2. систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».
  3. Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.
  4. Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.
  5. сформулируйте главную мысль текста.

Для закрепления навыка выделения главной мысли учащимся пред лагается второй текст.

 

Алгоритм сравнения.

  1. определите (в тексте, на карте, в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения.
  2. выберите важные для сравнения основания (критерии).
  3. Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов.
  4. Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.
  5. Подведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.

Форма для осуществления срав нения — таблица (у таблицы должно быть название,  колонки таблицы должны быть озаглавлены, критерии должны отражать существенные различия и/или сходства объектов). При  заполнении таблицы и подведении итога ученики должны убедиться, что сравнение помогло им открыть что-то важное, новое, только при со блюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной.  

Алгоритм сопоставления

  1. выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каж дого из рассматриваемых объектов.
  2. определите, насколько черты объектов схожи или различны.
  3. Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и свойств объектов.
  4. Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутрен них связей и/или внешних несоответствий между объектами.
  5. сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.

 

  Результаты работы учащихся можно оценить по следующим критериям  (на экране)

  1. знание содержания текста и правильное его понимание;
  2. умение дать им объяснение понятиям , встречающимся в тексте;
  3. владение навыком постановки проблемного вопроса;
  4. владение навыком установления причинно-следственных связей;
  5. владение навыком сопоставления понятий.

Самостоятельная работа с учебником на уро ке имеет разные формы и является важной составной частью учебного процесса.

 Существуют различные приемы работы с текстом.

1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует  учащихся к чтению текста параграфа.

 2.Шпаргалка. Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалки» пересказать текст.

3 .Дотошный ученик. Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Предлагается прочитать  текст и составить список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее  тот и выиграл.

 Содержание и форма работы с учебником, должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так.

Информационная функция учебной книги  не единственная. Еще К.Д. Ушинский обратил внимание, что умение работать с учебной книгой является одним из важней ших умений, которым необходимо владеть учащимся школы. Наличие у учащихся данного умения позволит учителю организовать  учебный процесс на уроке с применением деятельностного подхода к обучению.

Поэтому уже с первых уроков необходимо знакомить учащихся со структурой учебника, показывать, как им пользовать ся, потом предложить вводить задания на более глу бокое понимание смысла изучаемых понятий, на ак тивное применение мыслительных операций. С другой стороны, не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не счи тают нужным приносить их на уроки,Таким образом, мы получили общее представление об организации работы с текстовой информацией на уроках и убедились, что учителю не обходимо заранее продумывать, при изучении какой темы и с какой целью он будет использовать тот или иной текст. При таком подходе к текстовой информации одновременно происходит и изучение, и освоение темы, закрепление навыков работы с информацией, что свидетельствует о широких возможностях её использования как само стоятельного объекта познания.



Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых математических компетенций

гимназиста при работе с текстом учебника»

       Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Часто учащиеся учатся этому стихийно,  подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки). В особом положении находится математика. Она является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы.

Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний.

Ответ на вопрос «Чему мы должны учить?» достаточно многогранен, но, тем не менее, официально озвучен в новом ФГОС, в государственной инициативе «Наша новая школа». Так,   в «стратегии модернизации содержания общего образования» подчёркивается переориентация «содержания образования на освоение ключевых компетентностей и опыта самостоятельной деятельности».

Ключевые компетентности — это совокупность взаимосвязанных смыс ловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продук тивной деятельности. А это:

  1. ценностно-смысловая;
  2. общекультурная;
  3. учебно-познавательная;
  4. информационная;
  5. коммуникативная;
  6. социально-трудовая компетентности.

Ре шение же вопроса: «Как именно учить?» практически полностью зависит от учителя и напрямую связано ещё с целым рядом вопросов

которые вы видите на экране:

какие методики использовать; как организовать образовательную деятельность учащихся; какие мотивационные приёмы использовать; как совместить формирование знаний и навыков; как проверить усвоение материала учащимися и т. д.

Любой творчески работающий учитель стремится использовать в своей деятельности как традиционные приёмы и формы работы, так и инноваци онные образовательные технологии. При этом обычно возникают следующие проблемы: как совместить новое и старое, как обеспечить единую стратегию преподавания и где взять время. Думаю, что более эффективным является качественный подход, направлен ный на использование неограниченного внутреннего ресурса урока за счёт использования системы формирования общеучебных навыков и изменения методов работы с информацией.

Вы можете возразить: сокращение часов, увеличение объёма информации,   трудноосуществимые государственные требования, подготовка к ЕГЭ — в таких условиях возможно ли ещё работать дополни тельно с текстом и развивать разнообразные навыки? В том-то и дело, что именно это возможно! Серьёзная, систематически и методически выстроенная работа с текстовой информацией позволяет:

  1. совместить несовместимое
  2. обеспечить выполнение основных требований к уровню образования

 В «Концепции модернизации российского образования» перед школой поставлена задача — добиться «нового образовательного результата»:

  -формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;

 - развитие умений работы с информацией;

- развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, а также умений принимать решения в не стандартной ситуации;

-  формирование навыков работы в группе;

-  формирование навыков исследовательской деятельности.

  Для этого необходимо изменить подходы к организации образовательного про странства, а именно — предоставить учащимся возможность самостоятельно при обретать знания и осваивать необходимые навыки при работе с информацией.  

Актуальность расширения учебно-практической самостоятельности школьников обусловлена также неутешительными результатами между народных исследований, которые показали, что ученики российских школ лучше решают задачи по готовому образцу, чем задачи, требующие при менения знаний и навыков в нестандартной ситуации.

 Основная причина этого — отсутствие опыта применения собственных знаний, учащиеся не умеют понять прочитанное — мало думают сами,     для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения». Тестирование наглядно показало, что результатом об разования должны стать некие «внепредметные» умения и способности, к которым можно отнести общеучебные навыки и ключевые компетент ности.

Думаю, что общеучебные навыки, формируемые при работе с тексто вой информацией, могут стать хорошим помощником для ликвидации дефицитов, выявленных при анализе результатов тестиро вания PISA.  

По результатам этих исследований была составлена таблица, в которой вы можете увидеть основные типы работы с текстом и формируемые соответственно общеучебные навыки по следующим категориям:

Типы работы с текстом

при выполнении заданий PISA

Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом

Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл в целом

•        сформулировать идею текста по заго ловку текста и по его главной теме

•        сформулировать тезис, выражающий
общий смысл текста

•        объяснить назначение чертежа, рисунка,
составляющие графика или таблицы

•        формулирование темы урока,
творческого задания, текста

•        выделение главной мысли и
темы текста

•        преобразование одного вида
текстовой информации в дру
гой

Выявить информацию

  1. определить его основные элементы
  2. найти необходимые единицы инфор мации

  1. подбор и систематизация материала по определённой теме
  2. умение делать обобщение

Понять текст

  1. сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию
  2. обнаружить в нём доводы в подтверж дение выдвинутых тезисов
  3. сделать выводы из сформулированных в тексте посылов
  1. осуществление сравнений разного вида
  2. подбор аргументов «за» и «против» к выдвинутому суж дению, тезису
  3. умение делать выводы

Осмыслить содержание текста

  1. связать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников
  2. оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире
  3. найти доводы в защиту своей точки зрения

  1. сопоставление способов решений  свойств, характерных черт
  2. оценивание высказывания, мнения
  3. обоснование собственной позиции
  4. владение правилами и вида ми доказательства

Осмыслить форму текста

проявить критичность мышления и само
стоятельность эстетических суждений

  1. оценить адекватность изображённого замыслу автора

различать авторские оценки изобра жённого

  1. анализ текста, эпизода интерпретация источника
  2. проблемное изучение темы, источника
  3. определение авторской по зиции

 

 Общеучебные навыки направлены на фор мирование тех же уровней восприятия и осмысления текста, что и задания PISA, и могут обеспечить соответствующий европейским стандартам уровень подготовки наших учащихся.

Как соотносятся

 Успех обеспечен при условии — если ученику будет предоставлена возможность осуществления самостоятельно  работать.  

 При работе с информационным листом  важны:

  1. поэтапность выполнения задания;
  2. обучающий эффект каждого этапа;
  3. применение самостоятельно полученных знаний, информации на

по следующих этапах;

  1. самостоятельное применение необходимых общеучебных и предмет ных знаний и навыков.

На первоначальном этапе были определены общеучебные навыки для каждой параллели с 5-го по 9-й класс с учётом возрастных особенностей учащихся и требований к содержанию образования.  

На экране фрагмент сводной таблицы предметных и общеучебных навыков

5 класс

6 класс

7 класс

Извлечение

необходимой

информации из

источника

Умение «разговорить»

источник через постановку вопросов

Критическое чтение

источников, их

сопоставительный

анализ

Навык составления

схем различного вида

для преобразования

текста

самостоятельный

выбор схем для

преобразования

текстовой информации

освоение новых

видов преобразования

текста: план-схема,

кластер, досье

Постановка

репродуктивных

и продуктивных

вопросов

Постановка

вопросов оценочного

и критического

характера

Формулирование

проблемных вопросов

разного вида

Построение полного

ответа: основная

мысль —

её пояснение

на конкретных

примерах — итог

Формулирование

аргументированного

ответа на вопрос с

обобщением или

выводом

Формулирование

оценочного суждения

с чьей-либо точки

зрения или с

определённой позиции

сравнение

фактов и явлений

одного порядка

сравнение явлений разного порядка в рамках предмета

сопоставление событий и явлений

составление краткого

информативного

сообщения

составление

информативного

сообщения с

элементами анализа

составление

проблемного доклада

на основе различных

источников

К 8-му классу навыки должны быть сформированы, в 8-9 классах идет усложнение выдвинутых задач, расширяются сферы применения навыков. Но это – теория,  за ним следует более сложный этап — практический.

Для этого необходимо:  

  1. определение тем учебного предмета, наилучшим образом подходящих для формирования того или иного навыка;
  2. подбор дополнительной информации, позволяющей закреплять и раз вивать формируемые навыки;
  3. создание алгоритмов и рекомендаций для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности;
  4. разработка методических приёмов для учителей по формированию навыков у учащихся;
  5. составление единых требований для выполнения определённых видов работ учащимися.

 

 Для успешной работы с навыками на уроке основные усилия преподавателя следует направить на организацию самостоятельной деятельности учеников, а не на трансляцию готовых знаний.  

 Облегчают работу алгоритмы.

Психологами доказано, что сравнительный анализ рациональнее проводить с помощью составления таблиц. Но как показала практика, многие школьники боятся работать с таблицами. Задача учителя убедить учащихся, что сравнение помогает им открыть что-то важное, новое. Только при соблюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной.

 Алгоритм определения главной мысли текста

  1. определите тему текста: отметьте наиболее характерные элементы (понятия, факты, явления и др.).
  2. систематизируйте текстовую информацию: отделите «важное» от «второстепенного».
  3. Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение «важной» информации.
  4. Установите внутреннюю смысловую связь: определите, как по смыслу связана вся полученная вами «важная» информация.
  5. сформулируйте главную мысль текста.

Для закрепления навыка выделения главной мысли учащимся пред лагается второй текст.

 

Алгоритм сравнения.

  1. определите (в тексте, на карте, в схемах, графиках, иллюстрациях) объекты для сравнения.
  2. выберите важные для сравнения основания (критерии).
  3. Подберите к выделенным критериям характерные черты, свойства объектов.
  4. Укажите различия и/или сходства между объектами сравнения.
  5. Подведите итог проделанной работе и запишите его в виде суждения.

Форма для осуществления срав нения — таблица (у таблицы должно быть название,  колонки таблицы должны быть озаглавлены, критерии должны отражать существенные различия и/или сходства объектов). При  заполнении таблицы и подведении итога ученики должны убедиться, что сравнение помогло им открыть что-то важное, новое, только при со блюдении этого условия проделанная работа не будет бесполезной.  

Алгоритм сопоставления

  1. выявите наиболее характерные, значимые, существенные черты каж дого из рассматриваемых объектов.
  2. определите, насколько черты объектов схожи или различны.
  3. Установите причины, повлиявшие на формирование именно таких черт и свойств объектов.
  4. Проанализируйте полученную информацию: выявите наличие внутрен них связей и/или внешних несоответствий между объектами.
  5. сформулируйте вывод, отражающий понимание смысла установленных взаимосвязей и противоречий.

 

  Результаты работы учащихся можно оценить по следующим критериям  (на экране)

  1. знание содержания текста и правильное его понимание;
  2. умение дать им объяснение понятиям , встречающимся в тексте;
  3. владение навыком постановки проблемного вопроса;
  4. владение навыком установления причинно-следственных связей;
  5. владение навыком сопоставления понятий.

Самостоятельная работа с учебником на уро ке имеет разные формы и является важной составной частью учебного процесса.

 Существуют различные приемы работы с текстом.

1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует  учащихся к чтению текста параграфа.

 2.Шпаргалка. Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалки» пересказать текст.

3 .Дотошный ученик. Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Предлагается прочитать  текст и составить список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее  тот и выиграл.

 Содержание и форма работы с учебником, должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так.

Информационная функция учебной книги  не единственная. Еще К.Д. Ушинский обратил внимание, что умение работать с учебной книгой является одним из важней ших умений, которым необходимо владеть учащимся школы. Наличие у учащихся данного умения позволит учителю организовать  учебный процесс на уроке с применением деятельностного подхода к обучению.

Поэтому уже с первых уроков необходимо знакомить учащихся со структурой учебника, показывать, как им пользовать ся, потом предложить вводить задания на более глу бокое понимание смысла изучаемых понятий, на ак тивное применение мыслительных операций. С другой стороны, не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не счи тают нужным приносить их на уроки,Таким образом, мы получили общее представление об организации работы с текстовой информацией на уроках и убедились, что учителю не обходимо заранее продумывать, при изучении какой темы и с какой целью он будет использовать тот или иной текст. При таком подходе к текстовой информации одновременно происходит и изучение, и освоение темы, закрепление навыков работы с информацией, что свидетельствует о широких возможностях её использования как само стоятельного объекта познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике

В статье рассматриваются особенности современных подходов и целей преподавания физики в школе...

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Формирование ключевых математических компетенций

Рекомендации по формированию ключевых компетенций на уроках математики...

Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»

Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся.      ...

Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...