Обучающие технологии при изучении курса ОРКСЭ
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Обучающие технологии при изучении курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchie_tekhnologii_v_izuchenii_kursa_orkse.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).
Проектные технологии
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.
Отличительные черты данной технологии:
- целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
- практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
- деятельностный подход;
- сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- формирование жизненно важных компетенций.
Виды проектной деятельности
По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:
— исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);
— прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности;
— информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;
— ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.
Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).
Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир», проекты по краеведению.
В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.
Исследовательская деятельность школьников
Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.
В практике работы учителей истории достаточно широко представлен опыт ученического исследования. Не ставя задачи анализа данного опыта, отметим лишь некоторые подходы и направления в этой области.
- Элементы исследования вводятся на уроке непосредственно. При достаточной подготовке учащихся иногда целый урок проводится в форме исследования. Обучение в данном случае выступает как совместный поиск учителя и ученика.
- Ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место вне уроков при подготовке к семинарам, конференциям.
- Исследования различного характера проводятся школьниками в ходе различных акций, конкурсов, олимпиад и т. п.
По содержанию работы можно выделить следующие направления:
- историческое исследование теоретического характера в форме реферативной работы – учебное исследование;
- обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических, экологических);
- разработка проектов исследовательского характера.
Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ
Памятники духовной культуры в нашей области
Добро и зло в сказках народов, проживающих в вашей местности
Духовно-нравственные ценности в пословицах народов России
Дружба начинается с улыбки
Красота общения: этикет в жизни людей родного города.
Кто такой друг?
Наши бабушки
Национальные костюмы народов России
Национальные традиции в нашей семье
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
Нравственные правила в поведении героев народных сказок
Образование в религиях народов России
Памятники духовной культуры в моем городе (селе)
Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге)
Правила гостеприимства народов России
Религиозные праздники в нашей республике.
Так жили наши деды
Традиции и ценности моей семьи
Интерактивные технологии
Эти технологии предполагают взаимодействие учителя и учащихся в процессе познавательной деятельности («inter» - взаимный, «act» - действие). Такое взаимодействие формирует навыки сотрудничества, кооперации. К интерактивным формам работы можно отнести коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии (например, модульная, диалоговая, проектная и др.).
Игровые технологии
Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления внеучебной деятельности и особенно востребована младшими школьниками. Ролевая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают знания об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Дети в игре примеряют на себя разные социальные роли, создают различные сценарии поведения, получают опыт их использования в различных ситуациях.
Деловая игра – это моделирование различных социальных ситуаций, цель которых – обучение принятию решения. В ходе деловой игры учащиеся:
-находят первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний;
-приобретают опыт решения проблем в непосредственном действии, проживая определённую ситуацию в ходе игры;
-анализируют то, что происходит в процессе игры – чувства, эмоции и поведение, основываясь как на собственных ощущениях, так и на обратной связи от участников и ведущего;
-учатся делать выводы на основе последующего анализа о собственном уровне компетентности, использовать в качестве примеров наиболее ценное из полученного.
Обращение к игровым формам через сквозных героев, которые выбираются для того, чтобы они придали целостность курсу, несли позитивный заряд, смогли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета.
В УМК издательства «Дрофа» это:
- Дети из разных стран мира, которые общаются и дружат через Интернет (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
- Старшая сестра, изучающая курс этики в университете, и её брат, который учится в школе (модуль «Основы светской этики»)
- Мальчик-пастушонок с монахом (модуль «Основы православной культуры»)
- Бабушка Рабия и её внуки (модуль «Основы исламской культуры»)
- Индийский мальчик и его друг слонёнок (модуль «Основы буддийской культуры»)
- Дедушка и внук (модуль «Основы иудейской культуры»)
Информационно-коммуникационные технологии
Курс ОРКСЭ обеспечен в достаточной мере мультимедийными средствами обучения, что позволяет организовать изучение курса на современном уровне в интересной и увлекательной для учащихся форме. Компьютерное сопровождение преподавания курса позволяет одновременно использовать разноплановую информацию: тексты, аудио, видеоматериалы, презентации. Использование различных форм наглядности, музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный фон занятий, вызывают интерес у учащихся, усиливает мотивационные установки к изучению курса.
Использование ИКТ представляет более широкие возможности для повышения эффективности преподавания курса. Это:
- использование разноплановой наглядности - картины, портреты, фотографии, карты;
- активизация познавательной деятельности учащихся через использование активных и интерактивных форм деятельности;
- создание информационной базы по курсу для организации самостоятельной исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- организация проверки знаний учащихся и самоконтроля;
- организация проектной и исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование современных обучающих технологий
Доклад для учителей иностранного языка представленный на МО ....
презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест
презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...
Проект обучающихся 5 класса по ОРКСЭ "Святые жены Руси.Равноапостольная княгиня Ольга"
Исследовательский ученический проект "Святые жены Руси.Равноапостольная княгиня Ольга" .Авторы: Селивёрстова Полина, Маслова Кристина, обучающиеся 5 класса. Цель проекта - составить духовный портрет с...
Формы и методы работы учителя технологии, ОПК и ОРКСЭ Хазовой Л.А.
Представлен опыт работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в школе....
Обучающие технологии в изучении курса ОРКСЭ
Мастер-класс для учителей начальной школы...
"Формирование УУД средствами игровых технологий на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР" Методическая разработка.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для формирования УУД. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба...
Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР
Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР: итоги Конкурса-смотра успешных региональных практик в Забайкальском крае...