Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР
статья (6 класс)

Надежда Михайловна Светличных

Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР: итоги Конкурса-смотра успешных региональных практик в Забайкальском крае

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs-smotr_uspeshnyh_regionalnyh_praktik.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие обучающихся средствами учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР: итоги Конкурса-смотра успешных региональных практик в Забайкальском крае

Фефелова Л.Н.,

ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

Светличных Н.М.,

и.о преподавателя кафедры гуманитарного образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России акцентируется необходимость воспитания подрастающего поколения российского общества, способного обеспечить устойчивое и успешное развитие нашей Родины.

В понятие современного национального воспитательного идеала вкладывается представление о высоконравственном, творческом, компетентностном гражданине России, принимающем судьбу Отечества как свою личную, осознающем ответственность за настоящее и будущее своей страны, участвующего в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Проблема воспитания детей и молодёжи комплексно решается, в том числе, в школьном образовании, где обеспечиваются развитие у школьников сопричастности к истории и культуре России, формируются гражданская солидарность, государственность, представления о нравственных идеалах и ценностях.

Среди предметов, способствующих личностному развитию и воспитанию школьников, овладению ими нравственными идеалами и ценностями отечественной культуры следует отметить учебный курс ОРКСЭ и предметную область ОДНКНР.

В декабре 2021 года в образовательном пространстве Забайкальского края состоялся второй краевой Конкурс-смотр успешных региональных практик по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР среди педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций. Конкурс проводился в соответствии с планом мероприятий Министерства образования и науки Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». Целью Конкурса-смотра стало стимулирование творчества педагогов по проектированию содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания школьников средствами курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, пополнения банка методических разработок и популяризации лучших практик в образовательной системе Забайкальского края.

В Забайкальском крае реализация учебного курса ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики) в 4-х классах общеобразовательных организаций началась в 2012 году, когда учебный курс Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» был включён в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования [1]. Целью введения учебного курса ОРКСЭ в школьную программу стало формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Позднее, в 2015 году, логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы стала реализуемая на уровне основного общего образования предметная область ОДНКНР.

 Изучение данного курса призвано способствовать:

– воспитанию у обучающихся способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

– воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

– обеспечению знаний школьниками основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

– формированию представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

– обеспечению понимания обучающимися значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

– формированию у подрастающего поколения представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности [ФГОС].

Предмет ОРКСЭ включает в себя шесть модулей («Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики»), из которых родители (законные представители) обучающихся выбирают один для изучения. Планируемые предметные результаты раскрыты в обновлённом ФГОС ООО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»). Они конкретизируются образовательной организацией с учётом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона (ФГОС ООО, п. 45.8), и включают в себя:

понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия;

понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;

знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;

формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;

осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;

формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации.

Дискуссии о целесообразности введения учебных предметов, направленных на формирование мировоззрения обучающихся, не утихают с 2010 года, когда в 19 регионах РФ начался эксперимент по преподаванию в образовательных организациях курса ОРКСЭ [7]. Противники преподавания ОРКСЭ, скептически относящиеся к религиоведческим предметам и возможности их присутствия в программе начальной школы (впрочем, как и ОДНКНР в основной), указывают, в частности, на практическую неопределенность того, каким должен быть «результат этого безоценочного курса», отмечают расплывчатость формулировки «духовно-нравственное воспитание» и установки на «формирование личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности», актуализируют проблемы подготовки кадров для преподавания курсов ОРКСЭ, подходов к обучению, а также недостатки отдельных компонентов курсов ОРКСЭ и ОДНКНР [8], методической и информационной поддержки педагогов; а сторонники введения предметов ОРКСЭ и ОДНКНР в школьную программу говоря о том, что «с точки зрения достижения общегражданского единства, наличие курса ОРКСЭ в школьной программе является критически необходимым» [Там же], акцентируют культурологический подход к изучению этих дисциплин и подчёркивают их ведущую роль для обеспечения межнационального и межконфессионального согласия и преодоления духовного кризиса современного российского социума: сохранения традиционных ценностей, противодействия утрате идеалов и разрушению моральных устоев, распространения потребительской морали, вестернизации сознания россиян.

Введение преподавания учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в Забайкальском крае также сопровождалось спорами и сомнениями в родительском и педагогическом сообществах. Наиболее популярными направлениями (в силу специфики этнического и религиозного состава населения Забайкалья), которые родители (законные представители) обучающихся выбирают для изучения своими детьми, были и остаются основы светской этики, основы православной культуры, основы мировых религиозных культур, основы буддийской культуры. Несмотря на все сомнения и противоречия, за несколько лет преподавания учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в Забайкальском крае накоплен значительный опыт в этой области, который и был представлен в рамках первого Конкурса-смотра успешных региональных практик по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. Педагогам – участникам Конкурса-смотра, которыми стали педагогические работники государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкалья, реализующих курс ОРКСЭ и ОДНКНР, были предложены три направления, в рамках которых они могли обобщить и представить свой опыт преподавания: «Урок по курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР» (Разработка урока по определенной теме); «Дидактические материалы: Система заданий. Система оценивания» (материалы по определенной теме курса ОРКСЭ / предметной области ОДНКНР); «Внеурочное занятие по курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР» (сценарий внеурочного занятия по формированию духовно-нравственного, гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе Отечества). На заочный этап Конкурса-смотра, прошедший в декабре 2021 года на электронной площадке Информационной системы сопровождения мероприятий и социально-значимых проектов Забайкальского края (http://event.zabedu.ru/), были представлены материалы, прошедшие отбор на муниципальном уровне.

В заочном этапе регионального конкурса приняли участие 8 педагогов из 6 муниципальных образований Забайкальского края: города Читы, Агинского, Кыринского, Нерчинско-Заводского, Оловяннинского и Читинского районов. Педагоги представили на Конкурс интересные и разнообразные материалы, из которых все восемь работ посвящены методическим разработкам уроков по курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. Каждая конкурсная работа была оценена тремя экспертами Конкурса, которыми выступили как методисты ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, так и практикующие педагоги, успешно преподающие курс ОРКСЭ и предметную область ОДНКНР в образовательных организациях края. Работы рассматривались по таким критериям, как:

– соответствие конкурсных материалов требованиям, представленным в Положении;

– общая культура оформления конкурсных материалов и доступность изложения содержания и логичность его представления;

– соответствие содержания материалов заявленным целям и задачам, достижимость заявленных учебных результатов;

– целесообразность используемых методов и технологий обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся;

– разнообразие и оригинальность представленных в проекте методов и форм работы;

– методическая грамотность;

– оригинальность представленных материалов и возможность практического применения представленных материалов в учебном процессе.

Эксперты отметили профессионализм участников, их заинтересованность в положительном результате своей педагогической деятельности.

Направление «Урок по курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР» было представлено следующими методическими разработками:

- «Любовь к человеку и ценность жизни» (ОРКСЭ, 4 класс) Ж. Д. Цыбенжапова (МОУ «Цокто-Хангильская  СОШ им. Ч-Л. Базарона», Агинский район);

- «В труде – красота человека» (ОДНКНР, 5 класс) К.С. Торопова (МОУ Аргунская СОШ Нерчинско-Заводский район);

- «Человек рождён для добра» (ОРКСЭ, 4 класс) И.В. Грустан (МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №37» г. Читы);

- «Отношение к природе» (ОРКСЭ, 4 класс) Б.К. Батоева (МОУ «Сахюртинская СОШ» Агинский район);

- «Ценности рода и семьи» (ОРКСЭ, 4 класс) Т.Л. Бекетова (МОУ Ясногорская средняя общеобразовательная школа Оловяннинского района);

- «Возникновение религий. Религии мира и их основатели» (ОРКСЭ 3 класс)  О.Н. Ульянова (МОУ СОШ с. Маккавеево, Читинского района);

- «Грех сквернословия»  (ОРКСЭ, ОДНКНР 6 класс) О.А. Конечных   (МБОУ «Кыринская СОШ» Кыринского района);

- «Бережное отношение к природе» (ОДНКНР 5 класс) И.Н. Бобылева (МОУ  Уров-Ключевская СОШ Нерчинско-Заводского района).

Рассмотрев материалы, представленные на краевой Конкурс-смотр успешных региональных практик по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, экспертная комиссия определила победителей конкурса, которыми стали:

-    Конечных Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, ОРКСЭ, ОДНКНР МБОУ «Кыринская СОШ» Кыринского района. Урок по теме «Грех сквернословия» (6 класс) – 1 место. Эпиграфом к уроку послужили слова Апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а дотоле доброе». Оксана Алексеевна целью своей работы определила формирование у обучающихся понимания понятия «сквернословия», отношения к проблеме негативного влияния сквернословия на человека. Работая с Толковым словарём С.И. Ожегова, обучающиеся узнали лексическое значение слова «сквернословие». В ходе этого занятия обучающиеся провели большую проектную работу по созданию памятки «Рецепт от сквернословия». Каждой проектной группе были предложены задания, выполнить которые можно было при помощи учебника и Интернет-ресурсов:

Группа 1: создать лозунг, слоган, антирекламу сквернословию.

Группа 2: написать обращение к сверстникам, которые употребляют с своей речи непристойные слова.

Группа 3: придумать лайфхак для борьбы со сквернословием.

Группа 4: создать памятку «Рецепт от сквернословия».

На этапе рефлексии шестиклассники заполнили листы самооценки и взаимооценки, где должны были отметить, полезную и интересную  информацию, полученную на уроке.  Важно отметить, что интересным было и дифференцированное домашнее задание для обучающихся, где им предлагалось составить сказку «Иван-сквернослов в стране Праведников» или придумать лозунг против нецензурной брани (нарисовать плакат).

  • Цыбенжапова Жаргалма Дмитриевна, учитель начальных классов, ОРКСЭ (модуль «Основы буддийской культуры») МОУ «Цокто-Хангильская  СОШ им. Ч-Л. Базарона» Агинского района. Урок по теме «Любовь к человеку и ценность жизни» (4 класс) – 2 место. Целью работы было формирование понятия «жизнь»  как высшей нравственной ценности. Жаргалма Дмитриевна использовала различные методы обучения: наглядные (использование ТСО), словесные (беседа), практические (деловая игра, конференция, графическое упражнение (заполнение таблицы)), а также  исследовательский, проблемный, интерактивный. Кроме того, в ходе занятия были применены следующие технологии обучения: технология развивающего обучения, предметно-ориентированные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, игровые и информационно-коммуникационные.

На этапе мотивации Жаргалма Дмитриевна организует групповую работу (деление на 4 группы), далее каждая группа выбирает задания и выполняет их при помощи Интернет-ресурсов:

Группа 1 определяет примерное количество насекомых на Земле.

Группа 2 – примерное количество животных на Земле.

Группа 3 – примерное количество птиц на Земле.

Группа 4 – примерное количество рыб в Мировом океане.

Собранная обучающимися в группах информация необходима для сравнения с численностью людей, населяющих нашу планету Земля. Учитель делает вывод, что сегодня население Земли достигло до 7 млн. человек, а живых существ, обитающих на нашей планете около миллиарда. Человек, по верованиям буддистов, может родиться любым живым существом, и шанс родиться человеком ничтожно мал, а родиться человеком – большое счастье, поэтому жизнь – высшая ценность человека. Работа с притчей на этапе закрепления знаний даёт обучающимся понять, что буддист должен воспитывать в себе любовь и сострадание ко всем живым существам, готовность прийти им на помощь, а желание освободить от страданий других делает человека сильным и счастливым.

  • Бобылева Инна Николаевна, учитель ОДНКНР МОУ Уров-Ключевская СОШ Нерчинско-Заводского района. Урок по теме «Бережное отношение к природе» (5 класс) – 3 место. Целью урока стало расширение и углубление природоведческих знаний обучающихся. Стоит отметить, что на этапе мотивации Инна Николаевна использовала притчу, которая призывает бережно относиться к природе (Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.  Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик, наверное, не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла, сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…Последнее, о чем он подумал – все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Мальчик мог непременно обжечь себе руку.  Познав, что такое боль, цветок не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно).  Урок прошел в игровой форме (квест), обучающиеся получили маршрутные листы и ознакомились с правилами игры. Участникам в ходе урока-квеста предлагались различные типы заданий для продвижения по сюжету игры. На каждом этапе команда, получив маршрутный лист, должна была выполнить задания различного характера – творческие, логические и т.п.  В результате игры формулировались основные заповеди природы. Ключи к заданиям отражались на интерактивной доске.

Победители Конкурса-смотра награждаются Дипломами победителей Конкурса-смотра успешных региональных практик по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.

Всем участникам Конкурса-смотра вручается Сертификат участника Конкурса-смотра успешных региональных практик по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.

Высокой оценкой работ, представленных на Конкурс, стало пожелание учителей края объединить их в сборнике материалов мероприятия, чтобы все заинтересованные педагоги могли воспользоваться этим опытом в своей практической деятельности. А организаторы мероприятия –Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края и ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» выражают надежду на то, что Конкурс-смотр успешных региональных практик по реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР станет регулярным; что его проведение станет весомым подтверждением роли этих предметов в сохранении и преемственности памяти, традиционных ценностей и смыслов российского общества, а значит, важности и необходимости этих предметов в школьной программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

XIX Юношеские чтения имени В.И. Вернадского Методическая секция учителей.Тема: «Духовно – нравственное развитие школьников средствами учебно – исследовательской и проектной деятельности»

Духовно – нравственному  воспитанию  подрастающего  поколения  придавалось  большое  значение во все времена.В ситуации  кризиса  духовного мира  граждан Р...

Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России....

Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках учебного курса «Религии России»

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках учебного курса «Религии России»" познакомит читателя с формами работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках курс...

«Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе»

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах. 1. Воспитание цель...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...