Причины ошибок в диктантах учащихся 7 классов
материал (7 класс) на тему

Колтун Наталья Николаевна

в помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_oshibok_v_diktantakh.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности обучения письму

1. Плохая каллиграфия

Причины затруднений:

1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради).

2. Леворукость.

3. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев.

4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.

Расстройство чтения

2. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют в слоги.

Причины затруднений: 

1. Слабо развит фонетический слух и зрительная память.

2. Нарушение зрительно-моторных координации.

3. Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию.

Причины затруднений:

1. Слабое речевое развитие.

2. Недостатки произношения и слухо-звукобуквенный анализ (фонетико-фонемати-ческая недостаточность).

3. Может быть травма в детстве (или родовая травма).

4. Хроническая болезнь. Неправильная артикуляция звуков речи.

Приемы и методы работы

1. Не торопить и не подгонять такого ученика (он будет работать медленнее других).

2. Обратиться за консультацией к логопеду (если он есть).

3. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шепотом, обязательно выделять гласные.

4. При нарушении артикуляции — четкое и ясное проговаривайте, чистоговорки, специальные занятия в ГПД и дома по произношению.

5. Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам.

6. Учить навыкам самоконтроля. Учителю ошибки не исправлять, а подчеркивать слово, а в последующем — ставить на полях черточку на той строчке, где сделана ошибка, пусть ребенок найдет ее сам и исправит.

7. Во время урока и индивидуальных занятий использовать метод орфографичес-кого чтения и «какографии» - ошибочного письма.

8. Особенно обратить внимание на слова со стечением согласных (слива, краски и т.д.). Написать слоги из таблицы и читать каждый день, а потом списывать проговаривая.

9. Использовать книгу В.Н. Самойлова «Читалочка для первоклассника» (Краснодар, 1989).

4. Ошибки на уровне предложения. Синтаксические нарушения (не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы).

Причины затруднений:

1 . Слабое речевое развитие.

2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения.

3. Слабо развита оперативная память.

Приемы и методы работы

1. Учить интонационно правильно оформлять предложение при чтении. Составлять схему предложения, выделять главные члены, дополнять предложения недостающими словами.

2. Составлять предложения по картинкам.

3. Читать небольшие рассказы, учить отвечать полными ответами на вопросы.

4. Работать с деформированным текстом, составляя правильные предложения и рассказы.

5. Давать индивидуальные задания на дом — в сплошном тексте найти предло-жения и расставить, где нужно, точки.

6. Найти ошибки в неправильно составленных предложениях, используя игровой сюжет. Например, прибежала лисичка, взмахнула пушистым хвостиком и стерла все точки.

7. При работе на уроках использовать методику В.Н. Зайцева для развития зритель-ной памяти и расширения поля чтения.

5. Медленное чтение со скоростью 10 — 15 слов в минуту.

Причины затруднений:

1. Недоразвитие фонематического слуха.

2. Слабо развита оперативная память.

3. Низкое речевое развитие.

Приемы и методы работы

1. Использовать для корректирования и развития устной речи книгу В.Н. Самойлова «Читалочка для первоклассника».

2. Игры для развития зрительной памяти и поля чтения.

3. На уроках использовать методику В.Н. Зайцева (Резервы обучения чтению. М., 1991):

* жужжащее чтение одновременно всем классом;

* ежеурочные пятиминутки чтения на каждом уроке;

* зрительные диктанты И.Т. Федоренко (в течение 2 месяцев).

Целесообразно чередовать письмо зрительных диктантов И.Т. Федоренко с диктантами Я.В. Беспаловой и B.C. Беспалова, основанными на русских народных пословицах и поговорках.

При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:

а) предложения диктанта должны быть написаны только печатными буквами (для этого лучше использовать кодоскоп или плакатные листы);

б) тексты диктантов удобнее писать ученикам на листочках; листочки не проверяются и не возвращаются;

в) читают дети молча; тренировки следует проводить ежедневно.

4. Для родителей рекомендовать чтение перед сном с использованием диафильмов.

5. На уроках чтения использовать:

* многократное чтение текста;

* чтение в темпе скороговорки;

* выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

6. Не запоминают правила, стихи, предложения.

Причины затруднений:

1. Слабо развита слуховая и зрительная память.

2. Низкое развитие учащихся.

3. Неготовность к школе.

Приемы и методы работы

1. Использовать опережающее обучение.

2. Учить правила, стихи на уроках хором, индивидуально.

3. Практиковать письмо по памяти небольших предложений, стихов.

4. Рекомендовать родителям учить правила, стихи с детьми за несколько дней до изучения в классе. Учить небольшими порциями, по строчкам, с интервалами в 10—15 минут.

5. Для детей с плохой памятью использовать различные памятки, таблицы, алго-ритмы ответов и т.д.

7. Не успевают в срок выполнить задание (очень медленно работают).

Причины затруднений:

1. Очень медлительны по природе, такой тип нервной системы.

2. Неготовность к школе.

Приемы и методы работы

1. Не торопить, не подгонять таких детей (быстрее они работать не смогут).

2. Давать задание меньшего объема.

3. Не вызывать к доске отвечать сразу. Лучше дать задание по карточке, подгото-виться заранее.

4. Давать таким детям перфокарты, где нужно, записать только ответы.

5. Спрашивать отдельно, когда все ученики выполняют какую-либо работу.

6. В период обучения грамоте писать таким медлительным детям карандашом.

8. Допускают ошибки на правила: разделительный Ъ знак, ЧК-ЧН, парные

согласные, безударные гласные, двойные согласные и др.

Причины затруднений:

1. Неготовность к школе.

2. Слабое речевое развитие.

3. Нарушение фонематического слуха.

4. Не развита орфографическая зоркость.

Приемы и методы работы

1. Специальные упражнения на развитие фонематического слуха, зрительной памя-ти, внимания.

2. Тренировка в развитии оперативной памяти (рекомендовать методику В.Н. Зайцева).

3. На уроках использовать метод орфографического чтения, «какографии», письмо с пропуском орфограмм.

Какография (от греческих слов kakos - плохой и grapho — пишу) — умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...

Символика идентификации ошибок в работах учащихся и способы их исправления

Данные таблицы созданы на основе correction code, применяемым в практике педагогов английских школ. Мною были разработаны способы отработки материала с целью его наилучшего усвоения учащимися...

Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений

В статье анализируются причины и условия совершения учащимися правонарушений на основании проведенного в гимназии анкетирования....

Исследование осанки и причин её нарушения у учащихся нашей школы

Как часто встречается нарушение осанки у учащихся нашей школы? Именно эту проблему призвана решить данная исследовательская работа. Мы предполагали, что нарушения осанки чаще встречаются у старшекласс...

Статья на тему: "Причины ошибок учащихся при словообразовательном разборе".

В статье анализируются причины плохого усвоения в школе раздела "Словообразование" , особое внимание уделяется несоответствию позиций , отраженных в учебных пособиях, выявляются ресурсы школ...

Характер и причины акустико – артикуляционной дисграфии учащихся младших классов

Письменная речь – это одна из наиболее развитых форм существования речи, которая противопоставляется устной. Эта речь вторична, т. е. по времени формирования более поздняя. Благодаря устной речи...