Статья на тему: "Причины ошибок учащихся при словообразовательном разборе".
статья по русскому языку

В статье анализируются причины плохого усвоения в школе раздела "Словообразование" , особое внимание уделяется несоответствию позиций , отраженных в учебных пособиях, выявляются ресурсы школьных учебников в области образования слов с помощью нулевого суффикса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_prichiny.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему : «Причины ошибок учащихся при словообразовательном разборе»

В статье анализируются причины плохого усвоения в школе раздела «Словообразование», особое  внимание уделяется несоответствию позиций, отраженных в учебных пособиях, выявляются ресурсы школьных учебников в области образования слов с помощью нулевого суффикса.                                                                                                                                                  Ключевые слова: словообразование; способы образования прилагательных; нулевая суффиксация; словообразовательный словарь.

 

Словообразование –один из тех разделов в школьном курсе русского языка, который вызывает наибольшие трудности учащихся как средних, так и старших классов.                                                                                                                             В чем причины сложившейся ситуации? В неправильной методике преподавания? В несоответствии степени сложности материала возрасту учащихся? В недостаточном количестве часов, отводимых на освоение одного из самых трудных разделов?                                                                                     Приведем некоторые наблюдения , сделанные при чтении книги «Словообразование –занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов» [Львова 2007]. Из формулировки задания №16 [ там же: 137] следует, что слова бескорыстный, бесценный, бесснежный и им подобные образуются приставочным способом от прилагательных.                       Это утверждение можно вывести и из других заданий, например № 124 [ там же: 158] , где в словообразовательной цепочке от слова ходить видим следующее: выходить –выходной –безвыходный. Причем учащимся предлагается доказать , игнорируя значения слов( !), что данные слова образовались в указанной последовательности.  Однако в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова показан другой способ рассуждения: выходить- выход- выходной и выходить- выход- безвыходный [ Тихонов 2003:2, 335] .                                                                      Обратимся к толковому словарю и увидим, что слово безвыходный трактуется следующим образом: «Такой, при котором нет выхода, исхода». Через отглагольное существительное трактуется и значение слова безвыездный : «О пребывании где-то: безотлучный, без выезда в другое место». [ Толковый словарь…2008: 35 ]. Мы не случайно приводим здесь этот пример : в указанном выше пособии представлены группы слов с корнями –езд- и –лаз-. Учащимся предлагается выстроить следующие словообразовательные цепочки : ездить- выездить- выездной- безвыездный и лазить- вылазной- безвылазный. Первая из них противоречит данным словообразовательного словаря ( ехать- выехать- выезжать- выезд- безвыездный) [Тихонов 2003:1, 339] и включает глагол выездить , который в толковых словарях имеет значение «приучить к езде»[Толковый словарь…2008: 128;Ожегов 1988: 93].В «Словаре современного русского литературного языка» первичное значение слова выездить (выезжать) еще более категорично указывает на действие по отношению к животному: «приучать молодую лошадь ходить в упряжи или под седлом», а вот в значении «побывать всюду, изъездить», слово имеет помету «просторечное» [Словарь….1991: 2, 712-714]. Вторая из цепочек вызывает недоумение: в толковых и орфографических словарях современного русского языка отсутствует прилагательное вылазной , но зато в них есть слово вылаз. Заметим, что данное прилагательное все-таки можно найти в статье к слову к слову вылаживать в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля[Даль 1994: 297].                                                              Приведем примеры из школьных учебников. В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой, в части «Теория», в разделе «Словообразование прилагательных», находим, что слова невкусный, предвечерний, бесшумный образованы приставочным способом [Бабайцева, Чеснокова 2010: 139]. Это утверждение опять-таки противоречит данным Словообразовательного словаря, в котором указано , что прилагательные предвечерний и бесшумный образованы приставочно-суффиксальным способом [Тихонов 2003: 170 (1), 409 (2)].                                                                                                                                      Анализ учебных программ тоже помогает в определенной мере понять причину неудачи при усвоении школьниками раздела «Словообразование».            «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» в качестве обязательного минимума основного общего образования по русскому языку в области морфемики и словообразования называет следующие дидактические единицы: «Морфема- минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов» [Сборник нормативных документов…2008: 29]. Прилагаемые к нормативному документу примерные программы дают такую «расшифровку» словосочетания « основные способы словообразования»: «Образование слов с помощью морфем ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный).  Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Сращение сочетания в слово» [там же: 105-106]. Предполагается, что представление учащихся о способах словообразования будет достаточно емким.                                                                         В то же время контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена включают такой недостаточно устойчивый  термин, как «бессуфиксный способ образования». Естественно , что это вызывает недоумение у школьных учителей. Во-первых, из-за неустойчивости терминологии ( например, в учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой [Бабайцева, Чеснокова2010: 61] и в учебнике А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой  для 10-11 классов [ Дейкина, Пахнова 2009: 165] данный способ называется «бессуффиксальным»); во-вторых , из-за неустойчивости , незакрепленности самого понятия в науке; в-третьих, из-за недостаточного представления этого способа словообразования в действующих учебниках, крайне слабого закрепления через систему упражнений.                                                                                                                                   В учебнике для 10 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта задания на определение способа образования слов не содержат ни одного слова, образованного с помощью нулевого суффикса. Упр. 27 в разделе «Повторение « включает слова, образованные всеми другими способами ( в том числе сращением и переходом из одной части речи в другую), но только не нулевой суффиксацией [Русский язык…2010: 19].                                                       Таким образом, проблемы, возникающие у выпускников средней общеобразовательной школы при выполнении заданий ЕГЭ по словообразованию, в значительной мере объясняются несоответствием учебной программы и обеспечивающих усвоение этой программы учебников тем требованиям, которые предъявляет к школьникам итоговая аттестация.  

                                 Литература.                                                                                 Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 кл.: Теория. -19-е изд. М., 2010.                                       Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. –Т. 1. –М., 1994.                               Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник для 10-11 кл. -8-е изд., исп. и  доп. –М.,2009.                                                                                                                                                                             Ожегов С.И. Словарь русского языка.-20-е изд., стер.-М., 1988.                                                           Львова С.И. Словообразование- занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов.- М., 2007.                                                                                                                           Сборник нормативных документов: Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., 2008.                                                                                                              Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – 3-е изд., испр. И доп. –М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе

Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...

Словообразовательный разбор

показан план словообразовательного разбора...

Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"

Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....

Статья на тему "Причины преступности"

В статье говорится о проблеме преступности, ее причинах, портрете преступника, причинах преступности несовершеннолетних. Стстья адресована студентам юридических колледжей и вузов....

Статья на тему "Причины возникновения нарушений безопасной жизнедеятельности человека в процессе его трудовой деятельности"

Рассмотрение основных причин нарушений требований безопасности в современном обществе....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....