Классный час по теме: "Что значит быть законопослушным?"
методическая разработка (5 класс) на тему

Матафонова Алёна Владимировна

Внеклассное мероприятие по правовой ответственности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoy_ring.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правовой ринг "Что значит быть законопослушным"

         Сегодня наш правовой ринг  мы посвятим теме “Что значит быть законопослушным”.

Цели:

  • обобщить знания детей об основных   правах ребёнка;
  •  научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
  •  формировать уважительное отношение друг к другу.
  • воспитывать  правовую  грамотность учащихся.

Задачи:

1. Научить учащихся различать понятия шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

2. Закрепить знания о правах и ответственности подростка.

3. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки.

Оборудование: компьютер, презентация по теме, ручки, бумага, карточки с заданием для работы в мини группах «Какие права и имеет ребенок по мере его взросления?»

ХОД мероприятия

         “200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом.  Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

  • Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
  • Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)

         Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

         Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

         Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Сейчас мы проведем шуточную «Блиц – викторину».

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). 
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”). 
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”). 
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). 
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”). 
  • Какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

 (Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

         В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

         В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества.

  • Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

         Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Права детей в России регулируются законами:

  1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).
  2. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
  3. Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
  4. Федеральный закон об образовании.
  5. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  6. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

         Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше  заседание.

Практическая часть правового ринга

Викторина:

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
  2. В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
  3. Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
  4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
  5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
  6. Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
  7. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
  8. Кот Базилио и лиса Алиса пытались  отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

        В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. 

        Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.

  1. Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
  2. Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
  3. Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

         Вывод: Заявляя о своих личных правах , нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

        Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

  • Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.
  • Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.
  • Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.
  • Преступление (уголовное преступление) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

         Предлагаю вам описание различных правонарушений (зачитываются учителем). Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Мальчики позвонили ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

4. Подростки  угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 

5.. Старшеклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

6. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

7. Подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

8. Мальчики позвонили однокласснику и сказали, что первого урока не будет. (шалость).

  • Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?

          Рассмотрим еще одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли поздно вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в школу и украсить входные двери. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож школы, увидев это, позвонил в полицию. Приехал наряд полиции и забрал подростков в отделение.

- Как можно расценить действия подростков?

- Какие нарушения прослеживаются в описании приведенного случая?

         Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее, каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками милиции

Вопросы:

1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).

2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться (понятые и протокол).

3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних, в какое время (ночное)

4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить защиту (адвокат).

         Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы  получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

         А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию,” которая могла бы подходить для вас, школьников.

         У нас 3 группы:

1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников

2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся

3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.

После обсуждения на доске появляется схема:

“Декларация” школьников Вы - школьники:

имеете право

Обязаны

никогда не обязаны

1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.

2. Просить о помощи.

3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.

4. Быть независимым.

5. Иметь собственное мнение и убеждение.

6. Совершать ошибки.

7. Отвечать отказом на просьбу.

8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.

9. Получать то, за что платите.

1. Соблюдать тишину на уроках.

2. Посещать уроки, определенные расписанием.

3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.

4. Соблюдать чистоту.

5. Выполнять учебные требования учителей.

6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

1. Быть безупречным на 100%.

2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)

3. Любить людей, приносящих им вред.

4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

5. Мириться с неприятной ситуацией.

6. Выполнять неразумные требования.

7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.

. Вывод по классному часу:

  1. Каждый человек на свете должен знать свои права.
  2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так, же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
  3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
  4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что... новым для меня было...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"

Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"...

Доклад на тему: Что значит быть воспитателем детского сада?

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир....

Интерактивный классный час в 6 классе на тему "Что значит быть добрым".

В ходе классного часа рассмотрены такие понятия, как доброта и доброжелательность. Учащиеся приняли участие в обсуждении  различных ситуаций , в которых им приходилось делать нравственный выбор.В...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА В 6"Б"КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?»

Методическая разработка классного часа "Что значит быть настоящим другом"....

Классный час на тему: "Что значит быть толерантным"

Классный час: “Что значит быть толерантным?” (5 класс)Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.Задачи:• Ввести и закреп...

Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»

Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»Тема: «Что значит быть патриотом?»Цель: создать условия для осознания и усвоения учащимися нравствен...