Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»
презентация к уроку (7 класс)

Рюмшина Юлия Николаевна

Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»

Тема: «Что значит быть патриотом?»

Цель: создать условия для осознания и усвоения учащимися нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

  • Образовательные: раскрыть понятия патриотизма, долга и ответственности перед Родиной;
  • Развивающие: развить у обучающихся патриотические чувства и активную гражданскую позицию;
  • Воспитательные: содействовать формированию сознательной любви к Родине у обучающихся, сформировать образ истинного патриота.

Форма работы: урок-беседа, классный час.

Методы: словесный, наглядный и познавательный.

Оборудование: компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, бумажные салфетки, рабочие листы, анкеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа на тему: «Что значит быть патриотом?»

Тема: «Что значит быть патриотом?»

Цель: создать условия для осознания и усвоения учащимися нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

  • Образовательные: раскрыть понятия патриотизма, долга и ответственности перед Родиной;
  • Развивающие: развить у обучающихся патриотические чувства и активную гражданскую позицию;
  • Воспитательные: содействовать формированию сознательной любви к Родине у обучающихся, сформировать образ истинного патриота.

Форма работы: урок-беседа, классный час.

Методы: словесный, наглядный и познавательный.

Оборудование: компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, бумажные салфетки, рабочие листы, анкеты.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нам предстоит обсудить один из важнейших вопросов.

1. Упражнение «Салфетка».

Учитель: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните пополам любым способом. Теперь оторвите уголок от любого края. Сверните ещё раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте, что у вас получилось. Вряд ли найдется пара одинаковых салфеток. Как вы думаете, почему они получились такими разными?

Учащиеся предлагают свои идеи об уникальности.

Учитель: Да, все люди уникальны, что мы с вами увидели на примере салфеток. Каждый из нас обладает только ему присущими качествами и особенностями. Но, несмотря на наши различия, нас многое объединяет. Как вы считаете, что это может быть?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя – Россия. Родина – это одна из главных ценностей человека. Но что значит это слово для каждого из нас? Попробуем ответить на данный вопрос.

На слайде написано начало предложения: «Для меня Родина – это…». Каждый ученик предлагает своё определение.

2. Сообщение темы и целей.

Учитель: Так что же такое Родина? Слово «родина» произошло от слова «род», исходное значение которого – семья, место рождения. Каждый любит то место, где родился и вырос. Так начинается любовь к родной стране. Становясь старше, человек считает Родиной не только место рождения, но и всю страну в целом. Сегодня мы с вами будем говорить о том, что значит быть патриотом.

II. Информационный блок.

1. Работа со значением слова «патриотизм».

Учитель: Патриотизм – очень многогранное понятие. Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. А какого человека мы можем назвать патриотом? Давайте попробуем составить ассоциативный ряд «Патриот – кто он?».

Ученики представляют свои идеи, на презентации появляются варианты:

  • Каждый, кто любит то место, где родился и вырос;
  • Тот, кто любит и не забывает свой дом;
  • Тот, кто не только любит, но и охраняет природу;
  • Готов стать на защиту Отечества;
  • Знает государственную символику;
  • Знает свой родной язык;
  • Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель: Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны – это значит любить и гордиться своей Родиной и её историей, уважать и соблюдать законы своего государства, беречь и преумножать богатства родного края.

2. Упражнение «Составление портрета настоящего патриота».

Учитель: Предлагаю вам составить портрет истинного патриота.

Каждому учащемуся дается рабочий лист (Приложение 4), который им необходимо заполнить.

Обсуждение результатов.

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм – это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, ее процветания. История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны. Мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России – безвестных героев. Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране. Активная гражданская позиция – сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей, стремление направить свои способности на благо других людей, а значит, на благо Родины.

3. Проблемные задания.

Учитель: Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Предлагаю определить свою позицию в предложенных ситуациях. Обоснуйте свой выбор.

Класс делится на группы, каждой из которых предлагается обсудить одну ситуацию и поделиться с классом своими выводами (Приложение 4).

Дети обсуждают предложенные ситуации и высказывают свою точку зрения.

4. Анализ личностного уровня нравственно-патриотического воспитания.

Учитель: Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами?

Обсуждение ответов детей.

Учитель раздает анкеты (Приложение 4), который заполняет каждый учащийся самостоятельно.

Анализ анкетирования учащихся.

Учитель: Как же стать патриотом? Если вы хотите вырасти достойными гражданами, изучайте историю своей страны, ее прошлое и настоящее, знакомьтесь с памятными местами своего родного края и страны в целом. Не будьте равнодушными к событиям, происходящим в вашей стране, испытывайте гордость за людей, прославляющих вашу страну. Относитесь бережно к природе, помогайте содержать в порядке свой город.

III. Подведение итогов.

1. Рефлексия.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали во время классного часа? Что было самым интересным для вас сегодня?

2. Выводы.

Учитель: Каждый из нас способен любить и ценить дом, в котором живет, место, в котором учится, город, в котором родился и растет, страну, которой хочется гордиться! Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Возможно, основания патриотизма в настоящее время лежат не столько в истории, сколько в уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям. Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что всё в ваших руках! Наш классный час подошёл к концу. Спасибо всем за внимание, и до новых встреч.

Разработанная программа позволяет сформировать у подростков сознательные патриотические чувства и эмоции.

Таким образом, полученные результаты в ходе диагностики позволяют говорить о необходимости разработки методических пособий и проведения мероприятий в части нравственно-патриотического воспитания детей среднего школьного возраста во внеурочной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического и духовного сознания учащихся основной школы (таблица 4)

Таблица 4

1

Мне интересно читать книги по истории Древней Руси (о походах князей, битвах и сражениях, основании городов)

да

нет

не очень

2

Мне нравятся картины русских художников (например, Шишкина, Айвазовского)

да

нет

не очень

3

Мне кажется, что родную природу нужно беречь и нельзя загрязнять ее

да

нет

не уверен

4

Для жителей городов очень важно знать и беречь культурные ценности города

да

нет

не уверен

5

Я полагаю, что люди, отдававшие свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественно войны, любили свою страну и совершили подвиг

да

нет

не уверен

6

Я знаю национальных героев нашей страны и горжусь ими

да

нет

мне безразлично

7

Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России

да

нет

мне безразлично

8

Мне интересно изучать традиции, обычаи и праздники своей национальной культуры

да

нет

не очень

9

Что означают для тебя данные слова? Какой смысл они имеют?

Родина

Отечество

Россия

10

С чем у тебя ассоциируются данные понятия?

Дом

Семья

Народ

Можно выделить три качественно различных уровня (степени) идентичности:

  • I уровень – «отождествляю» (себя со своей страной): «знаю» (свою страну, свой край), «люблю, ценю» (Родину, свой народ);
  • II уровень – «мне безразлично»: «не знаю», «равнодушно»;
  • III уровень – «не отождествляю»: «не знаю», «не люблю, не ценю».

При обработке результатов анкетирования использовались критерии, связанные с проявлением отношения к истории Родины, национальной культуре, традиционной религии, к дому и семье, национальным символам, родной природе, родному городу, своей стране.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета «Патриотизм»

  1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
  1. любовь к Родине, народу, родному краю;
  2. стремление к безопасному миру;
  3. любовь к национальной культуре;
  4. прославление побед Родины;
  5. коллективный образ жизни.
  1. В чем проявляется истинный патриотизм?
  1. в разговорах и беседах на патриотические темы;
  2. в голосовании на выборах, в участии в деятельности патриотических организаций;
  3. в конструктивной критике недостатков в стране;
  4. в работе по своей специальности;
  5. в праздновании исторических событий и юбилеев.
  1. Может ли быть патриотом человек, который:
  1. критикует власть своей страны;
  2. не знает текст гимна своего государства;
  3. равнодушен к родной природе;
  4. не ходит на выборы;
  5. не знает историю своей страны.
  1. Считаете ли Вы себя патриотом?
  1. да;
  2. нет;
  3. затрудняюсь ответить.
  1. В какой степени (от 0 до 5), на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие направления?
  1. фестивали, конкурсы патриотической направленности;
  2. литература патриотической направленности;
  3. встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн;
  4. деятельности патриотических клубов и центров;
  5. выставки патриотической направленности.
  1. Что, на Ваш взгляд, необходимо делать государству в сфере нравственно-патриотического воспитания?
  1. оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
  2. создание патриотических кружков, организаций и их финансирование;
  3. создание и показ фильмов и распространение литературы на нравственно-патриотические темы;
  4. улучшение условий жизни населения;
  5. создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев.
  1. Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости и (или) стыда за страну? Приведите примеры.
  2. Какие у Вас ассоциации со словом «Родина»?

Интерпретация результатов (таблица 5):

Таблица 5

Уровни

Критерии

Высокий уровень

Ученик может объяснить основные понятия «патриотизм», «патриот», «государство», «служение отечеству» и др. Знает хорошо историю России и малой Родины, государственной символики и основные законы Конституции. Любит свою родину, гордится ею. Активно участвует в социально-значимой деятельности. Считает себя патриотом.

Средний уровень

Владеет понятиями: «патриотизм», «патриот», «государство» и др.

Интересуется историей своей страны и малой Родины. Знает основные законы Конституции. При проведении ассоциативного теста показывает положительную эмоциональную связь со словами «родина», «страна», «патриот» и др.

Проявляет общественную активность с удовольствием, участвуют в различных делах на благо общества, старается быть толерантным.

Низкий уровень

Мало интересуется историей своей страны, государственной символикой, воинскими традициями. Неохотно участвует в общественных делах школы. При проведении ассоциативного теста допускает негативно-окрашенную лексику к таким словам, как «родина», «патриот», «школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Методическая разработка классного часа на тему: Я и мой сотовый телефон

Переработано большое количество литературы по данной теме, выведен познавательный материал для подростков о том, что представляет собой МРТ, его польза для человека и о необратимые последствия для здо...

Методическая разработка классного часа на тему "День защитника отечества"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "День защитника отечества"Цели занятия: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, правильного восприятия понятия о назначении...

Методическая разработка классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"

Методическая разработка для проведения классного часа на тему "Защити себя от туберкулеза"...

Методическая разработка классного часа на тему "Детский телефон доверия"

Классный час на тему: "РАБОТА ОБЩЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ ПОД ЕДИНЫМ НОМЕРОМ – ВАЖНЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА"...