«Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория»
методическая разработка по теме

Шнурова Мария Евдокимовна

Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставляет возможность обучающимся поселковых школ наравне с городскими школьниками получить качественное туристско-краеведческое образование, приобрести навыки исследовательской деятельности, подготовиться к участию в конкурсах районного, областного и др. уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс методических материалов туристско-краеведческой направленности

Номинация

Организация летнего отдыха обучающихся

«Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория»

Автор:

Шнурова Мария Евдокимовна,

МОУ ДОД «Станция детского и юношеского

туризма и экскурсий»,

педагог дополнительного образования

адрес: г. Таштагол, ул. Поспелова, 7

тел.: 3-23-78

Таштагольская станция детского и юношеского туризма - учреждение дополнительного образования с более чем 20-летней историей.

Организация летнего отдыха детей - один из важных аспектов образовательной деятельности станции.

В МОУ ДОД «СДЮТЭ» в течение многих лет организация летнего отдыха осуществляется по следующим направлениям:

  • походы - сплавы по рекам Горной Шории;
  • многодневные походы по родному краю;
  • экскурсии и путешествия по родной стране;
  • туристско-краеведческие экспедиции;
  • выездной профильный актив.

Ежегодно на базе приютов «Кабырзинка» и «Каритшал» станции детского и юношеского туризма и экскурсий проводятся профильные смены, где в течение лета оздоравливаются более 200 подростков, занимающихся туризмом и краеведением.

С 2006 года СДЮТЭ проводит районную профильную смену активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория». К участию в программе профильной смены принимаются учащиеся 7-10 классов школ города и поселков Таштагольского района, проявляющих интерес к учебно-исследовательской деятельности.

Профильная смена - это удачная инновационная форма обучения туристско-краеведческого актива.

Возможность организовать районную профильную смену активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставил глава Таштагольского района за счет средств местного бюджета, выделенных на организацию летнего отдыха.

Основные цели и задачи работы педагогов при проведении профильной смены:

  • создание необходимых условий для оздоровления, отдыха, рационального использовании каникулярного времени у обучающихся, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
  • создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся с учетом возрастных особенностей.

Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставляет возможность обучающимся поселковых школ наравне с городскими школьниками получить качественное туристско-краеведческое образование, приобрести навыки исследовательской деятельности, подготовиться к участию в конкурсах районного, областного и др. уровней.

В настоящей работе представлен методический материал по подготовке и проведению профильной смены юных краеведов, который адресован педагогам дополнительного образования - организаторам летнего отдыха обучающихся.

Анализируя результаты работы СДЮТЭ по организации туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория», мы пришли к выводу, что ежегодно в районных конкурсах юных краеведов принимают участие обучающиеся одних и тех же школ. По итогам анализа инициативная группа педагогов СДЮТЭ вышла с предложением об организации районной профильной смены юных краеведов. Наше предложение поддержали на уровне методкабинета отдела образования учителя школ города и поселков Таштагольского района.

Летом 2006 года педколлектив запланировал первую районную профильную смену активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория». Программа профильной смены рассчитана на 5 дней и призвана обогатить объем знаний, умений и навыков детей, способствовать их личностному росту.

В план профильной смены включены занятия по спецкурсу «краеведение», учебно-тренировочные занятия «основы туртехники», работа творческой мастерской, культурно-развлекательные и спортивно-оздоровительные мероприятия. Программа позволяет ее участникам переключаться с профиля программы на другие виды деятельности, помогающие отдохнуть, восстановить силы, пережить положительные эмоции.

Прежде чем приступить к работе с участниками профильной смены, педагоги разработали программу занятий, подготовили наглядный материал, составили сценарий мероприятий, подобрали методики исследований, варианты оформления исследовательских работ, рекомендуемую литературу.

Составляя план-сетку смены, педагоги преследовали следующие цели:

1 день - организационный период - создать условия для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям, формированию детского коллектива. В связи с этим проводится набор игр, направленных на знакомство, сплочение детей, выявление их творческого потенциала.

2-4 дни - основной период - развитие интереса к туристско-краеведческой деятельности.

5 день - итоговый период - корректировка социального опыта, поддержка творческой индивидуальности подростка.

План - сетка смены

1 день

Время

Мероприятия

Место проведения

Ответственный

800 - 1000

Сбор участников смены. ТБ в походе. Отъезд

СДЮТЭ

Руководитель смены

1000 - 1200

Размещение. Игры на знакомство

Приют

Руководитель смены

1200 -1300

Общий сбор. Распределение поручений

Отрядное место

Комиссар

1300 - 1400

Обед

Столовая

Старший дежурный

1400 - 1500

Трудовой десант

Территория лагеря

Комиссар

1500 - 1600

Прогулка по окрестностям

Турорганизатор

1600 - 1630

Полдник

Столовая

Старший дежурный

1630 - 1800

Творческая мастерская

Поляна по интересам

Культ. организатор

1800 - 1900

«Свободная стоянка»

Территория лагеря

Руководитель смены

1900 - 2000

Ужин

Столовая

Старший дежурный

2000 - 2100

Игры и песни

Отрядное место

Культ. организатор, комиссар

2100 - 2200

Вечер знакомств, костер дружбы

Костровая площадка

Руководитель смены

2300

Отбой

Комиссар

2 день

Время

Мероприятия

Место проведения

Ответственный

800 - 900

Подъем, «Бодрячок»,

операция «Уют»

Территория лагеря

Турорганизатор, дежурный группы

900 - 1000

Завтрак

Столовая

Старший дежурный

1000 - 1300

Спецкурс «Краеведение»

Отрядное место

Руководитель смены

1300 - 1400

Обед

Столовая

Старший дежурный

1400 - 1600

УТЗ «Основы туртехники»

Полигон

Турорганизатор,

комиссар

1600 - 1630

Полдник

Столовая

Старший дежурный

1630 - 1800

Творческая мастерская

Поляна по интересам

Культ. организатор

1800 - 1900

«Свободная стоянка»

Территория лагеря

Руководитель смены

1900 - 2000

Ужин

Столовая

Старший дежурный

2000 - 2100

Спорт-шоу

Полигон

Турорганизатор

2100 - 2200

Посвящение в активисты-краеведы

Костровая площадка

Культ. организатор, комиссар

2300

Отбой

Комиссар

3-4 день

1000

Поход по маршруту Шорского Национального парка

Горная Шория

Руководитель смены, турорганизатор

5 день

Время

Мероприятия

Место проведения

Ответственный

800 - 900

Подъем, «Бодрячок»,

операция «Уют»

Территория лагеря

Турорганизатор, дежурный группы

900 - 1000

Завтрак

Столовая

Старший дежурный

1000 - 1200

Игра «Краеведы, вперед!»

Полигон

Культ. организатор, турорганизатор

1300 - 1400

Обед

Столовая

Старший дежурный

1400 - 1600

Подведение итогов. Церемония награждения

Отрядное место

Руководитель смены

1600 - 1700

Подготовка к отъезду. «Прощалки»

Территория лагеря

Комиссар

1700

Отъезд

Приют

Руководитель смены

Основой программы смены является спецкурс «Краеведение». В план занятий спецкурса входят следующие темы:

  • краеведческие возможности родного края;
  • организация туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – Горная Шория»;
  • учебно-исследовательская деятельность, подготовка работ на районную конференцию юных краеведов.

Кроме этого курса участники смены посещают учебно-тренировочные занятия по туртехнике, затем полученные знания закрепляют во время 2х дневного похода, вечерняя программа предусматривает проведение творческих мероприятий и спортивных состязаний. Каждый день с активом смены проводятся планерки, на которых разъясняются задачи на последующий день, подводятся итоги дня, распределяются жетоны для поощрения активных участников смены.

За три последних года обучение в районной профильной смене прошли более 100 активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – Горная Шория».

Все обучающиеся приняли участие в школьных конкурсах по краеведению, 120 обучающихся приняли участие в районной конференции «Моя Родина – Горная Шория», где представили свои учебно-исследовательские работы по номинациям: «Летопись родного края», «Родословие», «Военная история Горной Шории», «Земляки», «Природное наследие» и др. Победители были награждены грамотами и получили рекомендацию на участие в областной туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!». За два года в областной конференции, которая проходила в ДОЦ «Сибирская сказка» и Костенково Новокузнецкого района, приняли участие 20 обучающихся, из них 12 обучающихся из поселковых школ. 15 обучающихся стали победителями областной конференции в разных номинациях и конкурсах, получили грамоты Департамента образования и науки Кемеровской области и Дипломы ГАОУ ДОД КО «ОЦДЮТЭ». Среди них Олексюк Руслан, Катаева Евгения, Дубинина Анастасия, Насонова Екатерина, Хмеловец Анастасия и др.

В результате реализации программы профильной смены возросло количество участников экспедиции «Моя Родина – Горная Шория», увеличилось количество походов по родному краю, школьные музеи пополнились интересными краеведческими материалам

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

Полное название программы

Программа районной профильной смены активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория»

Цель программы

Развитие у подростков интереса к туристско-краеведческой деятельности, к дальнейшему процессу самопознания, самовоспитания, самосовершенствования

Адресат проектной программы

Обучающиеся 7-11 классов, проявляющие интерес к исследовательской деятельности

Краткое содержание программы

В течение смены предполагается знакомство детей с традициями участников туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория», их участие в практико-обучающих занятиях по профилю программы, спортивно-оздоровительных мероприятиях, в двухдневном походе по Шорскому Национальному парку

Предполагаемый результат

Через вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности предполагается их личностный рост, самореализация, развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей, повышение общего уровня культуры, обретение социального опыта, формирование гражданско-патриотических чувств, развитие интереса к туристско-краеведческой деятельности

География участников программы

7 школ города и 10 поселковых школ, 5 УДО

Количество участников

30 обучающихся

Количество смен

2 смены в год

Имеющийся опыт реализации программы

5 лет (с 2006г.)

Финансовое обеспечение программы

Программа обеспечивается за счет средств местного бюджета Администрации Таштагольского района

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИГРЕ «КРАЕВЕДЫ, ВПЕРЕД!»

Основной лозунг игры: «От успеха каждого - к успеху команды!»

Задачи игры:

  1. Совершенствовать организаторские способности.
  2. Формировать интерес к туристско-краеведческой деятельности.
  3. Создать условия для проверки знаний, умений, навыков, полученных во время занятий спецкурса.

Этапы игры:

  1. Общее построение
  2. Работа по станциям
  3. Сдача маршрутного места
  4. Подведение итогов игры

Описание заданий на основных станциях игры.

ст. «Интеллект»

Задание:        Определить стороны света по разным признакам (по мху, муравейнику, срезу и кроне дерева).

Правильный ответ:  1) Мох находится с северной стороны.

2) Пологая сторона муравейника - юг, скат - север.

Если муравейник находится около пня или дерева, то юг там, где он расположен.

3) Годовые кольца тоньше на север.

4) Крона дерева «богаче» с юга.

Задание:        Необходимо ответить на вопросы о действиях во время экстремальных природных ситуаций (сильный ветер, сильный дождь).

Правильный ответ:  Сильный ветер

Найти укрытие. Отойти подальше от зданий, деревьев; лечь на землю, в канаву, закрыть голову руками. Если есть возможность, укрыться в здании.

Сильный дождь

Необходимо зайти в здание.

Задание:        Расположить предметы в рюкзаке в правильной последовательности.

Оборудование:         Предметы, перечисленные в ответе.

Правильный ответ:  Рюкзак, компас, спички, теплая одежда, набор походной

посуды, фотоаппарат, аптечка, карта, записная книжка,

карабины, веревка.

ст. «Краеведение»

Задание:                1) Самая высокая гора Горной Шории.

                        2) Административный центр района.

                        3) Соседи Горной Шории.

                        4) Реки Горной Шории.

                        5) Поселки Таштагольского района.

ст. «Песня»

Задание:        Необходимо рассказать о традиции «Доброго отношения к песне», назвать 1-2 туристические песни, их автора. Исполнить одну из них.

ст. «Лесная тропа»

Задание:        Необходимо ответить на вопросы.

Вопрос:        Где ходить в лесу?

Ответ:        По тропинкам.

Вопрос:        Как Вы будете вести себя при обнаружении птичьего гнезда?

Ответ:        Не повредить его.

Вопрос:        Как Вы будете вести себя при сборе ягод?

Ответ:        Не вырывать растение с корнем, ягоды собирать руками, а не совком; брать только зрелые, не собирать все до одной.

Вопрос:        Как Вы будете вести себя при сборе грибов?

Ответ:        Гриб срезать, а не срывать. Незнакомые грибы не брать.

Вопрос:        Как Вы будете вести себя при встрече красиво цветущих растений?

Ответ:        Лучше не рвать. Собирать небольшие букеты. Срывать цветы, начавшие распускаться.

Задание:        Все участники выстраиваются в колонну, взявшись друг за друга. Первый - водящий. Все, кроме водящего, закрывают глаза. Необходимо пройти, обходя препятствия на пути следования.

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

Исследователь должен уметь:

  • сформулировать проблему исследования;
  • определить цель исследования;
  • разработать ведущий замысел (по гуманитарной тематике);
  • разработать гипотезу решения познавательной задачи (по естественнонаучной тематике);
  • разработать мысленную модель объекта исследования;
  • разработать методику проведения исследования;
  • провести исследование (анализ фактов, причинно-следственных связей, наблюдения, анкетирование, эксперимент и т.д.);
  • описать и объяснить полученные результаты;
  • разработать предложения по применению полученных знаний.

Приложение


СЦЕНАРИЙ ПРОФИЛЬНОГО ОТРЯДНОГО ДЕЛА

«ПУТЕШЕСТВИЕ К ПИКУ ДРУЖБЫ»

Выходят двое ведущих (в походной одежде, с рюкзаками за спиной).

  1. Уважаемые участники смены! Мы начинаем наше первое отрядное дело, которое будет проходить в форме небольшого похода, а мы все станем его участниками - путниками.

Начальной точкой похода станет наше отрядное место.

  1. Представьте, что мы с вами сейчас находимся на бивуаке. Что такое бивуак? Бивуак - это место, где уставшие туристы отдыхают, готовясь к следующему переходу.
  1. Вам предлагается ответить на следующий вопрос: что должен взять с собой каждый турист или просто путник, отправляясь в поход?

Звучат ответы детей.

  1. Правильно, надо взять компас, рюкзак, карту маршрута.
  1. А карту-схему маршрута вам предлагается отыскать в одной из ваших комнат под одной из подушек. У вас есть две минуты, чтобы найти карту. Время пошло…

Дети находят карту, на которой изображен маршрут к пику Дружбы.

  1. Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, а теперь посмотрите на карту. Вы видите, что на ней отмечены препятствия, которые вам необходимо будет преодолевать во время похода…
  1. А чтобы отправиться в поход, необходимо выбрать командира вашей экспедиции - вожака. Кто же им станет? Время на обсуждение - 2 минуты.

Проходят выборы командира.

  1. Итак, карта у вас есть, вожака вы выбрали… Но справитесь ли вы со всеми трудностями, останетесь ли командой и не растеряете ли друзей во время игры?! Отправляйтесь в путь! Счастливой дороги!

Станция 1. «Холм Мудрости»

  1. Мы с вами попали на передачу «Что? Где? Когда?». Вы в роли знатоков. Вам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Ответ: почтовая марка).
  2. Красивый цветок гелиотроп используется в промышленных целях. Назовите русского тезку этого цветка.

(Ответ: подсолнечник).

  1. Какое слово в переводе с латинского языка означает «дистанция»?

(Ответ: расстояние).

  1. Назовите имя нимфы дочери речного бога Генея, которая убегала от влюбленного бога Аполлона, чье сердце было пронзено стрелой, убивающей любовью, а, в конце концов, она превратилась в лавровое дерево?

(Ответ: Дафна).

  1. Взаимное притяжение сил, действующих на все объекты во Вселенной?

(Ответ: гравитация).

Станция 2. «Ручей Уважения»

Задание 1: «Ранжирование»        Для участия в игре выбираются от 1 до 3 человек.

Задание для выбранных участников. Расставить в линию всех остальных участников по определенному признаку, например: по силе и ловкости, по лидерским качествам, по интеллектуальным способностям и т.д.

Задание для отряда. Отгадать, по какому признаку проведена расстановка.

Задание 2: «Рукопожатие»        Желающий участник игры выходит в центр круга и закрывает глаза. Остальные участники, подходя к нему, через рукопожатие передают свое отношение к нему. В завершение этой игры, формулируется вывод о добром, человеческом отношении друг к другу.

Станция 3. «Скала Товарищества»

Задание        Исполнение песни.

        Все вместе должны исполнить новую песню о дружбе, походах.

Станция 4. «Река Понимания»

Задание 1: «Счет до 10»        Все участники сидят по кругу с закрытыми глазами. Необходимо посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.

Задание 2: «Фигуры»        Все участники с закрытыми глазами стоят по кругу и держатся за руки. Ведущий просит: «Дети! В полной тишине, без слов, постройте треугольник, … квадрат, … ромб и т.д.»

После прохождения маршрута дети возвращаются на отрядное место, проводится награждение всех участников дела, а затем анализ игры.


АНКЕТА

(Этнографическое исследование)

  1. Название населенного пункта                                                                         
  2. Состав населения (количество и %)                                                                 

коренное                         

дачное                         

переселенцы                 

  1. Основной вид занятий                                                                                 
  2. Увеличилось или уменьшилось количество населения за последние годы и за счет чего?                                                                                                 
  3. Количество людей или %

до 20 лет                         

до 40 лет                         

до 70 лет                         

  1. Какие праздники отмечаются и как?                                                                                                                                                                                                                                                                                 
  2. Отношение местного населения к религии (ходят ли в церковь, в какую, состав верующих по возрасту).                                                                                                                                                                                 

Литература

  1. Г.А. Архандеева. Учебно-исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании: теория и практика. Кемерово, 1999.
  2. Бюллетень программно-методических материалов для УДОД № 1, 2005
  3. Внешкольник № 3, 2009
  4. Дополнительное образование и воспитание, № 9, 2010
  5. Методические рекомендации по организации профильной смены, программы ВДЦ «Океан», - Владивосток, 2006
  6. В.М. Куликов, Н.М. Ротштейн. «Школа туристских вожаков»,  - М.: ЦДЮТ, 1997
  7. Л.И. Соловьев. «Живи, Кузнецкая земля!» Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество», - Кемерово, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя малая Родина - Горная Шория

Сценарий общешкольного мероприятия для сельской малокомплектной школы....

Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»

Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...

туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей

Проект направлен на  создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения области и осуществлению эффективной молодежной политики. Цель- туристское освоение северо-восто...

Рабочая программа туристско-краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм"

Рабочая программа туристско- краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм "  позволит учителя    подготовить детей к соревнованиям по спортивно-туристск...

Отчет о туристско- краеведческой экспедиции на байдарках в Приозерском районе ЛО

Отчет может быть полезен начинающим водникам при выборе маршрута экспедиции на байдарках, содержит карту и обозначенную нитку маршрута, описание работ, выполненных учащимися....