«Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория»
методическая разработка по теме
Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставляет возможность обучающимся поселковых школ наравне с городскими школьниками получить качественное туристско-краеведческое образование, приобрести навыки исследовательской деятельности, подготовиться к участию в конкурсах районного, областного и др. уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс методических материалов туристско-краеведческой направленности
Номинация
Организация летнего отдыха обучающихся
«Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория»
Автор:
Шнурова Мария Евдокимовна,
МОУ ДОД «Станция детского и юношеского
туризма и экскурсий»,
педагог дополнительного образования
адрес: г. Таштагол, ул. Поспелова, 7
тел.: 3-23-78
Таштагольская станция детского и юношеского туризма - учреждение дополнительного образования с более чем 20-летней историей.
Организация летнего отдыха детей - один из важных аспектов образовательной деятельности станции.
В МОУ ДОД «СДЮТЭ» в течение многих лет организация летнего отдыха осуществляется по следующим направлениям:
- походы - сплавы по рекам Горной Шории;
- многодневные походы по родному краю;
- экскурсии и путешествия по родной стране;
- туристско-краеведческие экспедиции;
- выездной профильный актив.
Ежегодно на базе приютов «Кабырзинка» и «Каритшал» станции детского и юношеского туризма и экскурсий проводятся профильные смены, где в течение лета оздоравливаются более 200 подростков, занимающихся туризмом и краеведением.
С 2006 года СДЮТЭ проводит районную профильную смену активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория». К участию в программе профильной смены принимаются учащиеся 7-10 классов школ города и поселков Таштагольского района, проявляющих интерес к учебно-исследовательской деятельности.
Профильная смена - это удачная инновационная форма обучения туристско-краеведческого актива.
Возможность организовать районную профильную смену активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставил глава Таштагольского района за счет средств местного бюджета, выделенных на организацию летнего отдыха.
Основные цели и задачи работы педагогов при проведении профильной смены:
- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха, рационального использовании каникулярного времени у обучающихся, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
- создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся с учетом возрастных особенностей.
Профильная смена активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» предоставляет возможность обучающимся поселковых школ наравне с городскими школьниками получить качественное туристско-краеведческое образование, приобрести навыки исследовательской деятельности, подготовиться к участию в конкурсах районного, областного и др. уровней.
В настоящей работе представлен методический материал по подготовке и проведению профильной смены юных краеведов, который адресован педагогам дополнительного образования - организаторам летнего отдыха обучающихся.
Анализируя результаты работы СДЮТЭ по организации туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория», мы пришли к выводу, что ежегодно в районных конкурсах юных краеведов принимают участие обучающиеся одних и тех же школ. По итогам анализа инициативная группа педагогов СДЮТЭ вышла с предложением об организации районной профильной смены юных краеведов. Наше предложение поддержали на уровне методкабинета отдела образования учителя школ города и поселков Таштагольского района.
Летом 2006 года педколлектив запланировал первую районную профильную смену активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория». Программа профильной смены рассчитана на 5 дней и призвана обогатить объем знаний, умений и навыков детей, способствовать их личностному росту.
В план профильной смены включены занятия по спецкурсу «краеведение», учебно-тренировочные занятия «основы туртехники», работа творческой мастерской, культурно-развлекательные и спортивно-оздоровительные мероприятия. Программа позволяет ее участникам переключаться с профиля программы на другие виды деятельности, помогающие отдохнуть, восстановить силы, пережить положительные эмоции.
Прежде чем приступить к работе с участниками профильной смены, педагоги разработали программу занятий, подготовили наглядный материал, составили сценарий мероприятий, подобрали методики исследований, варианты оформления исследовательских работ, рекомендуемую литературу.
Составляя план-сетку смены, педагоги преследовали следующие цели:
1 день - организационный период - создать условия для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям, формированию детского коллектива. В связи с этим проводится набор игр, направленных на знакомство, сплочение детей, выявление их творческого потенциала.
2-4 дни - основной период - развитие интереса к туристско-краеведческой деятельности.
5 день - итоговый период - корректировка социального опыта, поддержка творческой индивидуальности подростка.
План - сетка смены
1 день
Время | Мероприятия | Место проведения | Ответственный |
800 - 1000 | Сбор участников смены. ТБ в походе. Отъезд | СДЮТЭ | Руководитель смены |
1000 - 1200 | Размещение. Игры на знакомство | Приют | Руководитель смены |
1200 -1300 | Общий сбор. Распределение поручений | Отрядное место | Комиссар |
1300 - 1400 | Обед | Столовая | Старший дежурный |
1400 - 1500 | Трудовой десант | Территория лагеря | Комиссар |
1500 - 1600 | Прогулка по окрестностям | Турорганизатор | |
1600 - 1630 | Полдник | Столовая | Старший дежурный |
1630 - 1800 | Творческая мастерская | Поляна по интересам | Культ. организатор |
1800 - 1900 | «Свободная стоянка» | Территория лагеря | Руководитель смены |
1900 - 2000 | Ужин | Столовая | Старший дежурный |
2000 - 2100 | Игры и песни | Отрядное место | Культ. организатор, комиссар |
2100 - 2200 | Вечер знакомств, костер дружбы | Костровая площадка | Руководитель смены |
2300 | Отбой | Комиссар |
2 день
Время | Мероприятия | Место проведения | Ответственный |
800 - 900 | Подъем, «Бодрячок», операция «Уют» | Территория лагеря | Турорганизатор, дежурный группы |
900 - 1000 | Завтрак | Столовая | Старший дежурный |
1000 - 1300 | Спецкурс «Краеведение» | Отрядное место | Руководитель смены |
1300 - 1400 | Обед | Столовая | Старший дежурный |
1400 - 1600 | УТЗ «Основы туртехники» | Полигон | Турорганизатор, комиссар |
1600 - 1630 | Полдник | Столовая | Старший дежурный |
1630 - 1800 | Творческая мастерская | Поляна по интересам | Культ. организатор |
1800 - 1900 | «Свободная стоянка» | Территория лагеря | Руководитель смены |
1900 - 2000 | Ужин | Столовая | Старший дежурный |
2000 - 2100 | Спорт-шоу | Полигон | Турорганизатор |
2100 - 2200 | Посвящение в активисты-краеведы | Костровая площадка | Культ. организатор, комиссар |
2300 | Отбой | Комиссар |
3-4 день
1000 | Поход по маршруту Шорского Национального парка | Горная Шория | Руководитель смены, турорганизатор |
5 день
Время | Мероприятия | Место проведения | Ответственный |
800 - 900 | Подъем, «Бодрячок», операция «Уют» | Территория лагеря | Турорганизатор, дежурный группы |
900 - 1000 | Завтрак | Столовая | Старший дежурный |
1000 - 1200 | Игра «Краеведы, вперед!» | Полигон | Культ. организатор, турорганизатор |
1300 - 1400 | Обед | Столовая | Старший дежурный |
1400 - 1600 | Подведение итогов. Церемония награждения | Отрядное место | Руководитель смены |
1600 - 1700 | Подготовка к отъезду. «Прощалки» | Территория лагеря | Комиссар |
1700 | Отъезд | Приют | Руководитель смены |
Основой программы смены является спецкурс «Краеведение». В план занятий спецкурса входят следующие темы:
- краеведческие возможности родного края;
- организация туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – Горная Шория»;
- учебно-исследовательская деятельность, подготовка работ на районную конференцию юных краеведов.
Кроме этого курса участники смены посещают учебно-тренировочные занятия по туртехнике, затем полученные знания закрепляют во время 2х дневного похода, вечерняя программа предусматривает проведение творческих мероприятий и спортивных состязаний. Каждый день с активом смены проводятся планерки, на которых разъясняются задачи на последующий день, подводятся итоги дня, распределяются жетоны для поощрения активных участников смены.
За три последних года обучение в районной профильной смене прошли более 100 активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – Горная Шория».
Все обучающиеся приняли участие в школьных конкурсах по краеведению, 120 обучающихся приняли участие в районной конференции «Моя Родина – Горная Шория», где представили свои учебно-исследовательские работы по номинациям: «Летопись родного края», «Родословие», «Военная история Горной Шории», «Земляки», «Природное наследие» и др. Победители были награждены грамотами и получили рекомендацию на участие в областной туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!». За два года в областной конференции, которая проходила в ДОЦ «Сибирская сказка» и Костенково Новокузнецкого района, приняли участие 20 обучающихся, из них 12 обучающихся из поселковых школ. 15 обучающихся стали победителями областной конференции в разных номинациях и конкурсах, получили грамоты Департамента образования и науки Кемеровской области и Дипломы ГАОУ ДОД КО «ОЦДЮТЭ». Среди них Олексюк Руслан, Катаева Евгения, Дубинина Анастасия, Насонова Екатерина, Хмеловец Анастасия и др.
В результате реализации программы профильной смены возросло количество участников экспедиции «Моя Родина – Горная Шория», увеличилось количество походов по родному краю, школьные музеи пополнились интересными краеведческими материалам
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
Полное название программы | Программа районной профильной смены активистов туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория» |
Цель программы | Развитие у подростков интереса к туристско-краеведческой деятельности, к дальнейшему процессу самопознания, самовоспитания, самосовершенствования |
Адресат проектной программы | Обучающиеся 7-11 классов, проявляющие интерес к исследовательской деятельности |
Краткое содержание программы | В течение смены предполагается знакомство детей с традициями участников туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Горная Шория», их участие в практико-обучающих занятиях по профилю программы, спортивно-оздоровительных мероприятиях, в двухдневном походе по Шорскому Национальному парку |
Предполагаемый результат | Через вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности предполагается их личностный рост, самореализация, развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей, повышение общего уровня культуры, обретение социального опыта, формирование гражданско-патриотических чувств, развитие интереса к туристско-краеведческой деятельности |
География участников программы | 7 школ города и 10 поселковых школ, 5 УДО |
Количество участников | 30 обучающихся |
Количество смен | 2 смены в год |
Имеющийся опыт реализации программы | 5 лет (с 2006г.) |
Финансовое обеспечение программы | Программа обеспечивается за счет средств местного бюджета Администрации Таштагольского района |
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИГРЕ «КРАЕВЕДЫ, ВПЕРЕД!»
Основной лозунг игры: «От успеха каждого - к успеху команды!»
Задачи игры:
- Совершенствовать организаторские способности.
- Формировать интерес к туристско-краеведческой деятельности.
- Создать условия для проверки знаний, умений, навыков, полученных во время занятий спецкурса.
Этапы игры:
- Общее построение
- Работа по станциям
- Сдача маршрутного места
- Подведение итогов игры
Описание заданий на основных станциях игры.
ст. «Интеллект»
Задание: Определить стороны света по разным признакам (по мху, муравейнику, срезу и кроне дерева).
Правильный ответ: 1) Мох находится с северной стороны.
2) Пологая сторона муравейника - юг, скат - север.
Если муравейник находится около пня или дерева, то юг там, где он расположен.
3) Годовые кольца тоньше на север.
4) Крона дерева «богаче» с юга.
Задание: Необходимо ответить на вопросы о действиях во время экстремальных природных ситуаций (сильный ветер, сильный дождь).
Правильный ответ: Сильный ветер
Найти укрытие. Отойти подальше от зданий, деревьев; лечь на землю, в канаву, закрыть голову руками. Если есть возможность, укрыться в здании.
Сильный дождь
Необходимо зайти в здание.
Задание: Расположить предметы в рюкзаке в правильной последовательности.
Оборудование: Предметы, перечисленные в ответе.
Правильный ответ: Рюкзак, компас, спички, теплая одежда, набор походной
посуды, фотоаппарат, аптечка, карта, записная книжка,
карабины, веревка.
ст. «Краеведение»
Задание: 1) Самая высокая гора Горной Шории.
2) Административный центр района.
3) Соседи Горной Шории.
4) Реки Горной Шории.
5) Поселки Таштагольского района.
ст. «Песня»
Задание: Необходимо рассказать о традиции «Доброго отношения к песне», назвать 1-2 туристические песни, их автора. Исполнить одну из них.
ст. «Лесная тропа»
Задание: Необходимо ответить на вопросы.
Вопрос: Где ходить в лесу?
Ответ: По тропинкам.
Вопрос: Как Вы будете вести себя при обнаружении птичьего гнезда?
Ответ: Не повредить его.
Вопрос: Как Вы будете вести себя при сборе ягод?
Ответ: Не вырывать растение с корнем, ягоды собирать руками, а не совком; брать только зрелые, не собирать все до одной.
Вопрос: Как Вы будете вести себя при сборе грибов?
Ответ: Гриб срезать, а не срывать. Незнакомые грибы не брать.
Вопрос: Как Вы будете вести себя при встрече красиво цветущих растений?
Ответ: Лучше не рвать. Собирать небольшие букеты. Срывать цветы, начавшие распускаться.
Задание: Все участники выстраиваются в колонну, взявшись друг за друга. Первый - водящий. Все, кроме водящего, закрывают глаза. Необходимо пройти, обходя препятствия на пути следования.
ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
Исследователь должен уметь:
- сформулировать проблему исследования;
- определить цель исследования;
- разработать ведущий замысел (по гуманитарной тематике);
- разработать гипотезу решения познавательной задачи (по естественнонаучной тематике);
- разработать мысленную модель объекта исследования;
- разработать методику проведения исследования;
- провести исследование (анализ фактов, причинно-следственных связей, наблюдения, анкетирование, эксперимент и т.д.);
- описать и объяснить полученные результаты;
- разработать предложения по применению полученных знаний.
Приложение
СЦЕНАРИЙ ПРОФИЛЬНОГО ОТРЯДНОГО ДЕЛА
«ПУТЕШЕСТВИЕ К ПИКУ ДРУЖБЫ»
Выходят двое ведущих (в походной одежде, с рюкзаками за спиной).
- Уважаемые участники смены! Мы начинаем наше первое отрядное дело, которое будет проходить в форме небольшого похода, а мы все станем его участниками - путниками.
Начальной точкой похода станет наше отрядное место.
- Представьте, что мы с вами сейчас находимся на бивуаке. Что такое бивуак? Бивуак - это место, где уставшие туристы отдыхают, готовясь к следующему переходу.
- Вам предлагается ответить на следующий вопрос: что должен взять с собой каждый турист или просто путник, отправляясь в поход?
Звучат ответы детей.
- Правильно, надо взять компас, рюкзак, карту маршрута.
- А карту-схему маршрута вам предлагается отыскать в одной из ваших комнат под одной из подушек. У вас есть две минуты, чтобы найти карту. Время пошло…
Дети находят карту, на которой изображен маршрут к пику Дружбы.
- Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, а теперь посмотрите на карту. Вы видите, что на ней отмечены препятствия, которые вам необходимо будет преодолевать во время похода…
- А чтобы отправиться в поход, необходимо выбрать командира вашей экспедиции - вожака. Кто же им станет? Время на обсуждение - 2 минуты.
Проходят выборы командира.
- Итак, карта у вас есть, вожака вы выбрали… Но справитесь ли вы со всеми трудностями, останетесь ли командой и не растеряете ли друзей во время игры?! Отправляйтесь в путь! Счастливой дороги!
Станция 1. «Холм Мудрости»
- Мы с вами попали на передачу «Что? Где? Когда?». Вы в роли знатоков. Вам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Ответ: почтовая марка).
- Красивый цветок гелиотроп используется в промышленных целях. Назовите русского тезку этого цветка.
(Ответ: подсолнечник).
- Какое слово в переводе с латинского языка означает «дистанция»?
(Ответ: расстояние).
- Назовите имя нимфы дочери речного бога Генея, которая убегала от влюбленного бога Аполлона, чье сердце было пронзено стрелой, убивающей любовью, а, в конце концов, она превратилась в лавровое дерево?
(Ответ: Дафна).
- Взаимное притяжение сил, действующих на все объекты во Вселенной?
(Ответ: гравитация).
Станция 2. «Ручей Уважения»
Задание 1: «Ранжирование» Для участия в игре выбираются от 1 до 3 человек.
Задание для выбранных участников. Расставить в линию всех остальных участников по определенному признаку, например: по силе и ловкости, по лидерским качествам, по интеллектуальным способностям и т.д.
Задание для отряда. Отгадать, по какому признаку проведена расстановка.
Задание 2: «Рукопожатие» Желающий участник игры выходит в центр круга и закрывает глаза. Остальные участники, подходя к нему, через рукопожатие передают свое отношение к нему. В завершение этой игры, формулируется вывод о добром, человеческом отношении друг к другу.
Станция 3. «Скала Товарищества»
Задание Исполнение песни.
Все вместе должны исполнить новую песню о дружбе, походах.
Станция 4. «Река Понимания»
Задание 1: «Счет до 10» Все участники сидят по кругу с закрытыми глазами. Необходимо посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.
Задание 2: «Фигуры» Все участники с закрытыми глазами стоят по кругу и держатся за руки. Ведущий просит: «Дети! В полной тишине, без слов, постройте треугольник, … квадрат, … ромб и т.д.»
После прохождения маршрута дети возвращаются на отрядное место, проводится награждение всех участников дела, а затем анализ игры.
АНКЕТА
(Этнографическое исследование)
- Название населенного пункта
- Состав населения (количество и %)
коренное
дачное
переселенцы
- Основной вид занятий
- Увеличилось или уменьшилось количество населения за последние годы и за счет чего?
- Количество людей или %
до 20 лет
до 40 лет
до 70 лет
- Какие праздники отмечаются и как?
- Отношение местного населения к религии (ходят ли в церковь, в какую, состав верующих по возрасту).
Литература
- Г.А. Архандеева. Учебно-исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании: теория и практика. Кемерово, 1999.
- Бюллетень программно-методических материалов для УДОД № 1, 2005
- Внешкольник № 3, 2009
- Дополнительное образование и воспитание, № 9, 2010
- Методические рекомендации по организации профильной смены, программы ВДЦ «Океан», - Владивосток, 2006
- В.М. Куликов, Н.М. Ротштейн. «Школа туристских вожаков», - М.: ЦДЮТ, 1997
- Л.И. Соловьев. «Живи, Кузнецкая земля!» Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество», - Кемерово, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ К «МАЛОЙ РОДИНЕ!» ЧЕРЕЗ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ.
Из опыта работы...
Моя малая Родина - Горная Шория
Сценарий общешкольного мероприятия для сельской малокомплектной школы....
Авторская программа. Рекомендации в помощь ответственному за туристско-краеведческие экспедиции: «Маршруты однодневных походов, многодневных поисково-исследовательских экспедиций со школьниками»
Очень много сказано о пользе совершения походов и о трудностях, с которыми связана для учителя в школе их подготовка.Поэтому данные рекомендации не ставят целью агитировать за совершение походов. Напи...
Программа туристско- краеведческой смены "Вертикаль" летнего пришкольного лагеря "Берег детства"
Программа, план работы (июль 2018 г.)...
туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей
Проект направлен на создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения области и осуществлению эффективной молодежной политики. Цель- туристское освоение северо-восто...
Рабочая программа туристско-краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм"
Рабочая программа туристско- краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм " позволит учителя подготовить детей к соревнованиям по спортивно-туристск...
Отчет о туристско- краеведческой экспедиции на байдарках в Приозерском районе ЛО
Отчет может быть полезен начинающим водникам при выборе маршрута экспедиции на байдарках, содержит карту и обозначенную нитку маршрута, описание работ, выполненных учащимися....