туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей
проект по краеведению (9 класс)

Албутова Лариса Григорьевна

Проект направлен на  создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения области и осуществлению эффективной молодежной политики. Цель- туристское освоение северо-восточного Алтая, повышение мастерства юных туристов, приобретение социально значимых навыков подростков, с помощью которых они смогут найти свое место в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название проекта

«Туристско- краеведческая  экспедиция  как  среда  воспитания  подростков  из  социально  неблагополучных  семей»

Руководитель Албутова Лариса Григорьевна  

Адрес: НСО, Черепановский район, п.Майский, ул.Молодежная,13 кв.1

Бансковские реквизиты:

р/счет банка 47422810409280000002

ИНН 5404154492

Кор.счет 301018110100000000834 в Левобережном РКЦ г.Новосибирска

БИК 045017834

Название банка Банк «Левобережный» (ОАО) г.Новосибирск

ИНН руководителя проекта

Л/счет 42301810609283491903 Албутова Лариса Григорьевна

Адрес: 633540 НСО, Черепановский район, п. Майский, ул. Молодежная,

13.   кв.1

Ф.И.О. руководителя проекта: Албутова Лариса Григорьевна

Телефон:  383-45-57-337,  8-960-786-67-97

География проекта: Новосибирская  область, Северо-Восточный Алтай, горные хребты:  Иолго,  Сумультинский,  Куминские белки   Чемальского  района  Республики  Алтай.  

Срок выполнения  проекта: 01 июль – 30 сентября 2017 года.

Запрашиваемая сумма 103100 рублей.

Подпись руководителя                                                                    Л.Г.Албутова

     

   Проект направлен  на  создание условий  для  проведения  работы  по  патриотическому  воспитанию  населения  района   и  осуществлению  эффективной  молодежной  политики :  «Туристско- краеведческая  экспедиция  как  среда  воспитания  подростков  из  социально  неблагополучных  семей».

 

Дата создания:  март 2017

Дата реализации: июль-  сентябрь 2017 г.
Количество участников: 22 человека.

География проекта: Новосибирская  область, Северо-Восточный Алтай, горные хребты:  Иолго,  Сумультинский,  Куминские белки   Чемальского  района  Республики  Алтай.  

Цель: туристское освоение Северо-Восточного Алтая, повышение спортивной квалификации туристов,  приобретение  социально  значимых  навыков  подростков,  с помощью которых они смогут  найти  свое  место в социуме.

Краткая аннотация:

При планировании нитки маршрута по Северо-Восточному Алтаю группа  познакомится с разнообразными ландшафтами, обширными таёжными лесами, субальпийскими  и альпийскими лугами, высокогорными тундрами и красивыми вершинами хребта Иолго, преодолеет ряд перевалов, посетит уникальные памятники природы: Каракольские озера,  которые  расположены  в  зоне  кедрового  леса  и  альпийских  лугов  на  склонах  хребта  Иолго ; они  соединены  между  собой  многочисленными   протоками  и  ручьями  с  разным  цветом  воды,  побывают  на  горных  вершинах  и  цирках,  величественных  водопадах,  загадочных  пещерах  и снежных  склонах  на  берегах  пещер  и  в  мистическом  «Замке Горных Духов, изучат  окрестности  поселка  Уожан.

Форма реализации:  экспедиция,  поход.

Координатор:

 Албутова  Лариса  Григорьевна, методист   по  туристско- краеведческой  направленности, педагог дополнительного образования,

руководитель  туристско- краеведческого  клуба «Горизонт»  
Муниципального  образовательного  учреждения  дополнительного  образования  детей  Дома детского  творчества  г.Черепанова
633540  Новосибирская область,
г.Черепаново , ул. Пролетарская, 70  

телефон 383-45-2-12-01  


Пояснительная записка


        Детский спортивный туризм стал сегодня необычайно популярен: детские  и  юношеские туристские  обьединения  и клубы  существуют  не  только  в крупных  городах,  но и  практически  во многих  школах  и учреждениях  дополнительного  образовании,  ежегодно  проводятся  походы ,  туристские  экспедиции,  слеты, фестивали  как  местного,  так  и  областного  уровней.
        У этих процессов есть свои  социально-исторические причины,  ведь  путешествия  всегда  интересны для  детей,  но  гораздо важнее их последствия: у подростков, занимающихся спортивным туризмом, легче проходит переходный  период, они, как правило, лучше справляются с возрастными и психологическими проблемами, быстрее и эффективнее проходят социализацию. Кроме того, обогащается, развивается их духовный и нравственный мир.
        Естественное продолжение этого процесса происходит и в летний период, который имеет колоссальный потенциал для развития не только каждого ребенка индивидуально, но и всего  туристского движения в целом.            

         Одной из самых популярных и продуктивных форм организации
туристской деятельности в летний период являются многодневные походы.
Как в период подготовки к походу так и во время самого похода  ребенок проходит все степени  познания: чувственное восприятие, когда он знакомится с местностью, объектом, тем или иным  ориентиром;   абстрактное мышление, когда он мысленно представляет себе путь от ориентира до ориентира, сопоставляя с местностью, трансформируя увиденные  местные предметы в условные  топографические знаки, когда старается предугадать, куда выведет его тропа; практику, претворяя в жизнь все ранее намеченные им замыслы и полученные знания.
        Особенно ценным в туризме является фактор непрерывности смены объектов познавательной, практической, и   исследовательской деятельности, обеспечиваемый тем, что ребенок постоянно попадает в самые различные ситуации, которые требуют от него определенных навыков восприятия, заставляют его творчески мыслить и принимать самостоятельные решения.

 Особое значение воспитания учащихся в походах, в сложных условиях туристского быта заключается в том, что они получают навыки общения со различными людьми и учатся жить в коллективе, приобретают организаторские способности, учатся принимать самостоятельные решения в экстремальных условиях.
        Логическим продолжением образовательной программы «Туристы- краеведы» являются туристские походы разной категории сложности, которые проводятся после каждого года обучения за рамками учебных часов.
        1. Проблема, которую  я  собираюсь  решить:
- 2010год станет годом очередных походов, в ходе которых мы планируем —
обследовать новые районы Северо-Восточного Алтая, это спортивные походы I и II категории сложности.
- открыть и в дальнейшем рекомендовать туристские маршруты для массового активного отдыха молодежи г. Черепанова  и Черепановского района
- реализовать рекламную акцию о нашем городе  и районе  на маршруте.
В рамках этого проекта готовится два похода:

Поход 1 категории  сложности, рассчитанный  на 6 ходовых  дней и группу  из  10  человек (возраст 13-15 лет)  по  маршруту:  пос. Уожан- село село  Чемал-  село  Эликмонар -река  Эликмонар - река  Тура - Каракольские  озера- Чемал- Уожан.

Поход I- II категории сложности, рассчитанный на 10 ходовых дней и группу 10 человек (возраст 15-17 лет) по маршруту:

с. Элекмонар - р. Элекмонар - р. Тура – Каракольские  озера - пер. Богаташ - пер. Аккайский -пер. Айрыкский - р. Ложа -пер. Альбаган - верх. р. Малая Сумульта - пер. хр. Куминские Белки - пос. Эдиган.

Цель похода: туристское освоение Северо-Восточного Алтая.

Задачи: - повышение спортивного мастерства  юных  туристов;
- выполнение разрядных требований ЕВСК по туризму;
- развитие социально значимых навыков и умений;
- пропаганда здорового образа жизни.

Район похода I и  II категории сложности:
Административный: Республика Алтай; Чемальский, Чойский районы.

Географический: хребты: Куминские Белки, Иолго,Сумультинский.

2. Соответствие поставленной проблемы целям и возможностям туристско- краеведческого  клуба «Горизонт»:
По итогам похода «Юго-восточный  Алтай-2016, 2017», в котором участвовало 20 человек, 10 выполнили III взрослый разряд по спортивному туризму,  по  итогам походов «Северо- восточный  Алтай-2016,  2017г.» 8 человек  подтвердили  его.   Чтобы продолжить рост в техническом, творческом, эмоциональном и познавательном направлении, необходимо сохранить традицию и стабилизировать количество походных групп до 2-3-х ежегодно,  расширять  географию  походов,  пополнять  и  улучшать  материально- техническую  базу  турклуба. В настоящем и будущем каждый из участников — это туристский организатор, судья соревнований, любящий своё дело,  и , самое  важное -  физически  крепкий  и здоровый  подросток.
Бюджет на реализацию похода прошлых  лет  реализовался за счет родительской  платы,  а также долевого участия районного  комитета  по  делам  молодежи: 7 тысяч рублей  выделялось  на  питание  участников. Приобретение палаток  взял  на  себя  Дом  детского  творчества.

3. Для реализации данного проекта мы имеем:
- специальное оборудование для походов (веревки, карабины, страховочные системы в  расчете  на  команду  лишь  из  шести  человек, а также палатки, рюкзаки, спальные мешки на одну команду). В течении всего года ведется активная работа с родителями, которые помогают оплатить дорогу в дальний поход, но многие только частично (50%).
        Учитывая наши возможности: кадровый потенциал, теоретически и практически подготовленных обучающихся, удовлетворительное материально-техническое оснащение:
— мы можем обследовать новые районы Северо-Восточного Алтая;
- открыть и рекомендовать маршруты для массового отдыха учащихся и молодежи г. Черепанова;
- реализовать рекламную акцию о нашем городе на маршруте;
Руководитель  турклуба « Горизонт»,  администрация  Дома  детского  творчества  берутся за решение этой проблемы, с учетом вашей поддержки, которую хотелось бы видеть в следующем:
1. Оплата проезда участникам  походов и их руководителям.
2. Оплата  стоимости  продуктов  питания  в расчете  на 10  дней
З. Приобретение спортивного и  специального  туристского  инвентаря.
4. Оплата  фотоуслуг,  медикаментов.

Смета расходов прилагается.

Рабочий план проекта
«Туристско-  краеведческая  экспедиция  как  среда  воспитания подростков  из  социально  неблагополучных  семей»


п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1 Подготовительный этап

1

Разработка проекта «Туристско- краеведческая  экспедиция как среда  воспитания подростков  из  социально  неблагополучных  семей»

до 30 марта

Албутова  Л.Г..

2

Страхование участников походов от клещевого энцефалита

апрель, май

родители

П  Реализация проекта

1

Формирование группы

до конца июня

руководитель

2

Изучение материалов о районе
путешествия

до
конца июня

участники и
руководители

3

Консультации
у специалистов

еженедельно

руководитель
зам. руководителя

4

разработка маршрута и оформление
документов

до 25 июня

руководители и
группа

5

Выполнение обязанностей по должности
в группах (медик, завхоз, летописец,
рем. мастер, хронометрист, метеоролог,
ответственный за снаряжение и т. д.).

май, июнь

участники похода
и руководители

6

Ремонт старого и закупка нового
снаряжения

май, июнь

участники похода
и руководители

7

Учебно-тренировочные сборы и
соревнования

январь-июнь

участники похода
и руководители

8

Подготовка, проведение и участие в
Областных соревнованиях по туризму и
отборочных соревнованиях по  поисково- спасательным  работам

июнь

участники похода
и руководители

9

Установочный семинар судей

июнь

Ященин В. К.
Албутова  Л.Г.

Жемчужникова В.И.

10

Участие  в профильной смене патриотических  клубов Черепановского района
(стажировка и судейство)

Июнь  2017г.
(окрестности
села Бураново)

участники похода
и руководители

11

Участие в степенных краеведческих
походах по НСО (Маслянинский,
Тальменский_районы)

1-20
июня

участники похода
и руководители

12

Утверждение маршрутных
документов в МКК

до 27 июня

руководители,
зам. руководителей

13

Приобретение билетов на проезд к месту похода, решение транспортных вопросов

начало июля

Албутова  Л.Г.

14

Подготовка раскладки продуктов питания

до 25 июня

завхоз
руководитель

15

Приобретение продуктов питания,
расфасовка

28-30 июня

вся группа

16

Контрольная проверка группы перед
походом

22-23
июля

представители
МКК, группа,
руководители

17

Спортивные походы 1-2 категории
сложности в районе Северо-Восточного
Алтая

1-10 июня 2017г.

руководители и
группа

18

Реализация рекламной акции о городе
Черепанове на маршруте

1-10 июня 2017г..

участники похода

19

Сбор информации  на маршруте
(краеведческие исследования):
техническое описание маршрута
(локальные и протяженные препятствия); ведение дневников походной жизни; наблюдение за погодой;
изучение растительности;
работа фотографа;

в течении
похода

участники,
метеоролог,
краевед,
летописец,
фотограф

III Оценка выполнения проекта

1

Подведение итогов о походе:
1. обработка походной информации
2. печатание фотографий
3. репортажи о походе в газетах «Черепановские вести»  и «Наша  газета»
4. презентация похода на «дне открытых дверей МОУ  ДОД ДДТ»

с 25 августа
по 30
сентября

участники похода
и руководители

2

Подготовка письменного отчета для
участия в Чемпионате НСО по
спортивным походам

ноябрь,
декабрь
2017 г.

участники похода
и руководители

3

Присвоение спортивных разрядов
участникам похода

январь 2018г.

МКК,
руководители

4

Работа на перспективу:

участие в открытом Чемпионате г.
Новосибирска по спортивным походам;

с 1 февраля
по 15 марта2018г.
.

Руководитель и автор проекта:  Л.Г.Албутова

«Согласовано»

Начальник управления по делам  культуры, молодежи  и спорта

Администрации Черепановского района

И.В. Ботвинко

«Согласовано» Директор  МОУ  ДОД

Дома детского  творчества Черепановского района

Т.М.  Худякова

«Утверждаю» Начальник управления образования Адмистрации

Черепановского района

Л.Ф. Сластухина


Бюджет на реализацию проекта
«Туристско- краеведческая  экспедиция  как  среда  воспитания

подростков  из социально  неблагополучных  семей»


п!п

Материальное обеспечение

Требуется

Имеется

Долевое
участие

1.

Проезд участников
20 чел. * 2000 руб.

40000

50%
20000

50%
оплата
родителей

2.

проезд руководителей
2 чел. * 2000

4000

4000

руководители

3.

проезд зам. руководителей
2 чел. * 2000

4000

50%
2000

50%
за счет
зам.руковод.
2000

4.

продукты для участников
I-к.с. I0чел.*6 дней*100ру6

   10чел *4 дня*100руб.    

. II- к. с. 10 чел. * 10 дней * 100 руб.

6000              
4000

10000

50%

10000руб

             

Родительская  плата

5.

Рюкзаки
7шт. * 1300

Палатки 4х местные 2*5000    

9100

10000

6.

Фотоаппарат цифровой «Олимпус»

Фотоуслуги

7500

2000

2500

родительская  плата

7.

Печатание отчета
бумага, папки, цветной картридж

4000

1000 руб.

1000
родительская  плата

8.

Медикаменты

2000

2000

родительская плата

9.

Изготовление рекламных
брошюр о туристско- краеведческой работе ДДТ в масштабах района и о турклубе «Горизонт»

1000

1000

родительская плата и средства ДДТ

ИТОГО:

103100

42500

20.700

Конкретные  ожидаемые  результаты.


        Совершены спортивные походы 1-2 категории сложности по заявленным маршрутам с 1 по 10 июля 2017г.  Пройдено 90 км и 130 км. В походах участвовало 20 человек. В основном это дети из малообеспеченных семей,  стоящих на учете в социальной службе -5 чел.,  дети из неблагополучных  семей (пьющие  родители) - 4 чел.,  из  неполных семей-4 чел.
        На реализацию проекта  были  в основном  использованы  родительские  

средства,  но для  проведения  полноценной  туристско- краеведческой экспедиции нужны дополнительные средства.   Управление образования не  имеет  возможности  дать  даже  часть    этих денег, хотя  реальные  результаты  этих  походов  очевидны.  Освоены новые районы Северо-Восточного Алтая:
Чемальский (р. Элекмонар, р. Каракол, р. Тура, уникальный природный объект Каракольские озера, природный объект Скалы - останцы -Замок Горных Духов, долина р. Чемал, экскурсионные  объекты: Чемальская ГЭС, женский монастырь и часовня на острове Патмос;  Тавдинские  пещеры.
Перевалы: Богаташ,  Аккай; верховые  болота  плато Сарызаз и Кубинского плато, верховья р. Куба), Чойский  (верховья р. Ложа, Ложинские озера, р. Ложа).
        Повышение спортивного мастерства:
Участники похода в полном объеме усвоили и закрепили на практике:
-приемы подготовки к походу;
-навыки техники и тактики преодоление препятствий;
-ориентирования в таежной местности, работу с картой;
-выбор оптимального пути на маршруте;
-организация  походного быта, технику безопасности привалов и ночлегов;
-научились вести дневниковые записи на маршруте, хронометраж похода;
- наблюдать за погодой, исследовать экскурсионные и природные объекты;
-четко усвоили меры безопасности при преодолении естественных                  препятствий;
-организацию  страховки и самостраховки;
- уделяли большое внимание охране природы;
Выполнили норматив III взрослого разряда по спортивному туризму 10    человек.
        Социально значимые навыки и умения:
-Научились находить решения в сложных и экстремальных ситуациях и нести ответственность
за каждого участника, поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Участвуя в спортивных походах, туристы  турклуба «Горизонт»  пропагандируют здоровый образ жизни через СМИ:   рекомендуют для массового отдыха молодежи г. Черепанова туристские
маршруты в район Каракольских озер; р. Берель, р. Ложа,  р. Куба,  Неверова заимка.
        Одной из задач похода была реализация рекламной акции о городе Черепаново. Это контакт с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями и отдельными людьми, близкими нам по духу, путешествующими в этом районе.

Адреса:

Трухин Николай Каракольские озера  649240 Эликманар

ул. Соколовой 20 Чемальский район Республика Алтай Россия

тел. +7(913-999)-60-16

дом. 8-(388-41)-24-4-68

Алтайское ПСП

г. Горно-Алтайск

ул. Алтайская 26, кв. 2

тел. (3 88-22)-2-29- 14,

факс 4-17-97

Детско-юношеская

туристская база

Горно-Алтайск,  ул. Заречная-1

Оценка выполнения проекта.


1. Обработана походная информация.
2. Подготовлен  письменный  отчет  о походах  для участия  в районном  конкурсе  туристских походов  обучающихся, в котором  участники  турклуба  заняли  1 место.  Идет подготовка письменного отчета для участия в Чемпионате НСО по спортивным походам.
З. Напечатаны фотографии,  которые  приняли  участие  в районном  конкурсе  туристских  фотографий, заняли  призовые  места  во всех  шести  номинациях,  были  напечатаны в районной  газете « Черепановские  вести».
4. Подготовлены репортажи о походе в СМИ (радио и газеты).

Северо-Восточный Алтай-2017.

 «Сколько  нас  на земле- беспокойных  фанатиков  гор,

Горы  в наших  сердцах, нас зовут  на  манящий  простор»
                          Из песни  новосибирских  туристов.

.
Записки из походного  отчета Кулинковой  Алены:
«1 июля, воодушевленные предстоящим походом наши  ребята дружно загрузились в автобус и отправились покорять Северо-Восточный Алтай. Алтай — (от тюркско-монгольского «алтын» - золотой)- самая высокогорная область Сибири. Через десять часов мы были в Горно-Алтайске и встали на учет в местной поисково-спасательной службе. Одна группа должна была выйти в поселке Эликманар, их маршрут начинался  там,  а наша группа отправилась в поселок Чемал. Там была запланирована экскурсия на Чемальскую ГЭС и остров Патмос, где находятся часовня и женский монастырь. Хорошая погода, мощная, красивая река Катунь, живописные берега острова, плотина на гидростанции, маленькая часовня - оставили незабываемые впечатления! Но нужно было выходить на маршрут. Водитель автобуса довез нас до деревни Уожан, где начинался маршрут. Встали на ночлег, сварили ужин. долго сидели у костра, строили планы, рассказывали

легенды  о Бие  и Катуни».

Из походного  дневника  Решетниковой  Ольги:  

Уожан — небольшая деревушка, расположенная в живописной котловине, где сливаются р.Чемал с Берелюшкой (притоком р. Берель). Насчитывает не более 10 домов, из них одно административного назначения, в нём находятся начальная школа, библиотека, сельский клуб и администрация. Население смешанное: русские в основном — дачники и алтайцы живут в дружбе. У местных жителей работы практически нет, на всю деревню 1 работодатель-фермер, который в огромных теплицах выращивает огурцы, помидоры, лук, морковь и другие овощи для многочисленных турбаз района. Некоторые алтайцы зарабатывают тем, что организовывают конные маршруты на Каракольские озёра и по окрестностям, чем мы непременно воспользовались. Кони очень умные, спокойные и красивые. Природа изумительная:
вокруг берёзовый и сосновый лес, чистейший воздух, климат влажный, растёт много разных трав, кустарников и цветов: дикая смородина и малина (очень сладкая), марьин корень, ромашка, очень много бадана, он растёт на камнях, валунах для лечения пригоден бадан с пожелтевшими нижними листьями; особенно много, целыми полями мы видели его, (не случайно главный поставщик лекарственных трав и сборов основал своё производство именно в Горном Алтае, в этом районе «компания Эвалар»), на берегах Каракольских озёр и обрывистых скалах в Уожане. Очень понравились милые, быстроногие зверушки, похожие на бурундуков; в лесу много разнообразных птиц,  а при подъеме в горы, ближе к вершине,  мы несколько раз встречали серых гадюк».

Оценка  эффективности проекта  будет  выполняться  как  самими  участниками похода, так и педагогами  и  особенно  родителями. Для более  обьективной оценки  был  разработан  небольшой  опросный  лист,  анкета для участников похода,  так  и для  их  родителей  и педагогов.

Участникам:

1.Почему ты пошел  в поход? Оправдались  ли  твои  ожидания  от него?

Если  нет,  то что  этому  помешало?

2.Изменилось  ли  твое   отношение к себе  и  окружающим  тебя  людям  после  похода? Если да, то в чем и как?

3. Хотел  бы ты еще  побывать в походе?  Почему?

Родителям:

1.Какие  надежды  Вы  возлагали на поход,  разрешив  ребенку  участвовать  в нем?

2. Какие изменения в характере  и поведении  Вашего  ребенка Вы заметили   после похода?  Дайте  им оценку.

3.Хотели бы Вы,  чтобы ребенок  еще раз  побывал  в подобном  походе?   Почему?

Для  педагогов:

1.Сравните  отношение к учебе у участников похода  до похода и после

него. Если  оно  изменилось,  то как?

2.Изменились  ли его отношения  с одноклассниками? В какую  сторону?

Дальнейшее  финансирование.

Предусматривается  продолжение  работ  по  проекту  и по  окончании  срока  действия  гранта, т.к.  очевидна реальная  значимость  таких  форм работы  с подростками;  в случае получения Гранта  существенно  пополнится  материально- техническая база  проекта,  его  дальнейшее  выполнение  можно  будет  проводить  с меньшими  затратами, они будут  изыскиваться  за счет родителей  и  спонсоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети из социально неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками

В работе рассматриваю причины приобщения подростков из неблагополучных семей к наркотикам, семейные условия, определяющие формирование аддиктивного  поведения детей с высоким риском злоупотреблен...

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

Лекция по теме: «Дети из социально-неблагополучных семей, как объект профилактики злоупотребления наркотиками»

Актуальность темы продиктовано тем, что в настоящее время все больше становится детей из социально-неблагополучных семей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий п...

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...

Понятие «социально неблагополучная семья» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»

Понятие «социально неблагополучная семья» и«семья, находящаяся в социально опасном положении» . Между этими понятиями очень тонкая грань и любая неблагополучная семья може...