УМП Пчеловодство для агрономов
календарно-тематическое планирование по теме
Пособие для студентов получающих рабочую профессию Пчеловод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ump_pchelovodstvo_dlya_agronomov.docx | 100.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов Нижегородской области
ГБОУ СПО «Работкинский аграрный колледж»
Учебно-методическое пособие
по профессиональному модулю
ПМ. 05 Выполнение работ по рабочей профессии
Пчеловод
для студентов 2 курса специальности
110401 Агрономия
п. Волжский, 2013 г.
Рассмотрено на
заседании ПЦК
специальных дисциплин
протокол № __от ___2013 г.
Председатель комиссии____ /Булатова Н.П./
Составлено преподавателем Даниловой Л.Л.
Рецензенты: Смирнова Л.В.,преподаватель агрономических дисциплин
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов агрономического отделения, осваивающих рабочую профессию Пчеловод. Пособие содержит цикл лекций, задания для самостоятельного изучения, методические указания для выполнения практических работ, тестовые задания и задания для квалификационного экзамена .
Пособие может быть рекомендовано для студентов ветеринарного отделения, изучающих учебную дисциплину Основы зоотехнии.
Содержание
1. Введение
2. Тематический план изучения дисциплины
3. Задания для выполнения самостоятельной работы
4. Задания для практических работ по МДК.05.02. Разведение и содержание пчелиных семей
6. Вопросы для зачета по МДК .05.02.
7. Экзаменационные задания для квалификационного экзамена
8. Тестовые задания для контроля знаний студентов
9. Список использованных литературных источников
Приложения
Введение
Учебно-методическое пособие по профессиональному модулю ПМ. 05 Выполнение работ по рабочей профессии Пчеловод подготовлено на основе рабочей программы и календарно-тематического плана профессионального модуля по специальности 110401 Агрономия.
Пособие включает в себя: тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы студентов, тематику и методические указания для выполнения практических работ, конспекты лекций, вопросы для зачета по МДК.05.02. Разведение и содержание пчелиных семей , экзаменационные задания для квалификационного экзамена по ПМ. 05,тестовые задания для контроля знаний студентов.
Целью подготовки данного пособия является возможность обучающихся качественно освоить программу профессионального модуля ПМ .05 и успешно сдать квалификационный экзамен.
Используя данное пособие при изучении модуля, можно активизировать самостоятельную работу студентов, лучше усвоить содержание учебного материала, систематизировать и закрепить полученные знания.
В пособии содержатся различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде производственных ситуаций , таблиц, схем.
В пособие включены текстовые задания для контроля знаний ,которые помогут обучающимся лучше подготовиться к успешной сдаче квалификационного экзамена.
1. Тематический план
изучения профессионального модуля ПМ .05 Выполнение работ по рабочей профессии Пчеловод.
1.1. Распределение часов по профессиональному модулю
МДК | курс | семестр | максимальная учебная нагрузка и практика | Обязательная аудиторная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Учебная практика | ||
теоретические занятия | Практические занятия | всего | ||||||
МДК .05.02. | 2 | 4 | 156 | 22 | 10 | 32 | 16 |
|
учебная практика | 2 | 3-4 | 108 | 108 | 108 | |||
Всего по модулю | 2 | 3-4 | 156 | 22 | 10 | 32 | 108 |
Формой промежуточной аттестации обучающихся по МДК.05.02. Разведение и содержание пчелиных семей является зачет.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля.
В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка профессиональных и общих компетенций.
Профессиональные компетенции, которые должен усвоить обучающийся.
ПК 1. Выбирать и применять эффективные технологии разведения и содержания пчелиных семей.
ПК 2. Разрабатывать и проводить мероприятия по увеличению производства продукции пчеловодства.
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность ,определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество .
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации ,необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности .
ОК6. Работать в коллективе ,команде, эффективно общаться с коллегами ,руководством, потребителями .
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды ,за результат выполнения заданий .
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития ,заниматься самообразованием.
ОК9.Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности .
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- организации рационального содержания и разведения пчелиных семей.
уметь:
- выполнять отдельные виды работ по уходу и обслуживанию пчелиных семей
- выполнять основные технологические операции по производству продукции пчеловодства
знать:
- биологию пчелиной семьи;
- основы разведения, кормления и содержания пчелиных семей.
Содержание обучения по ПМ 05.
Наименование тем учебных занятий. | Тематика самостоятельной работы | Рекомендуемые источники информации |
1. Состав пчелиной семьи. Гнездо пчел. Породы пчел.
| Рост и развитие особей пчелиной семьи | В.И. Лебедев, Н.Г. Билаш Биология, стр. 15-16 |
2. Весенние работы на пасеке. Расширение гнезд пчелиных семей.
| Исправление неблагополучных семей. | Г.А. Аветисян Разведение и содержание пчел Стр. 36-37 |
3. Технология ухода за пчелиными семьями в 12-ти рамочных ульях. | Технология ухода за пчелиными семьями в ульях-лежаках | Г.А. Аветисян Разведение и содержание пчел Стр. 222 – 224 |
4 .Размножение и развитие пчел. | Способ искусственного размножения «Налет на матки» | |
5 .Осмотр пчелиных семей .Пчеловодный инвентарь и оборудование . |
| Г.А. Аветисян Разведение и содержание пчел Стр. 85 – 86 |
6. Подготовка пчелиных семей к медосбору. Отбор и откачка меда. | Использование роев для получения медосбора. | Г.А. Аветисян Разведение и содержание пчел Стр.202 – 204 |
7. Технология получения меда, воска и другой продукции пчеловодства | Технология получения пчелиного яда | Н.И. Кривцов В.И. Лебедев Стр. 269 - 272 |
8. Болезни и вредители пчел. | Нозематоз, Браулез | Г.А. Аветисян Разведение и содержание пчел Стр.282-283 |
9. Профилактика и лечение заболеваний | Диагностика Общие мероприятия по профилактике и борьбе с болезнями пчел. | Г.А. Аветисян Разведение и содержание пчел Стр.286 – 287 |
10. Кормовая база пчеловодства | Факторы, влияющие на выделение нектара растениями. | Г.А. Аветисян Пчеловодство, стр. 198 – 206 |
Тематика практических занятий | Внеаудиторная работа | Рекомендуемые источники информации |
1. Изучение состава пчелиной семьи. Определение силы пчелиной семьи. | подготовиться к зачетному занятию | Биология, стр. 102 – 114 |
2. Изучение технологии ухода за пчелиными семьями в 12 –ти рамочных ульях. | изучить технологию ухода за пчелиными семьями | Г.А. Аветисян Пчеловодство, стр. 222-224 |
3. Изучение техники формирования отводков | составить схемы формирования отводков | Г.А. Аветисян Разведение и содержание пчел Стр. 85 – 86 |
4. Изучение медового запаса местности. | изучить методику определения медового запаса местности | .А. Аветисян Пчеловодство, стр. 198 – 206 |
5. Ознакомление с особенностями кормовой базы. | провести описание кормовой базы и дать характеристику основным медоносным угодьям | .А. Аветисян Пчеловодство, стр. 207-208 |
Виды работ на учебной практике и требования к их выполнению | Вырабатываемые умения и навыки |
Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной практики (место проведения – учебная пасека Работкинского аграрного колледжа ) | Умеет -выбирать место для размещения пасеки - соблюдать правила техники безопасности при работе с пчелиными семьями -проводить осмотр пчелиных семей -определять количество и качество расплода -готовить сахарный сироп и проводить подкормку -собирать и утеплять гнездо -проводить обработку от варроатоза -готовить пчелиные семьи к зимовке -проводить выставку семей из зимовника -определять состояние семей по очистительному облету -проводить пересадку семей в чистые ульи -готовить ульи к пересадке -определять качество кормовых запасов -определять качество матки и расплода -чистить и готовить рамки к наващиванию -проводить наващивание рамок при помощи катка -расширять гнездо рамками с сотами и искусственной вощиной -отбирать сильные семьи для размножения -готовить гнездо для отводка -ставить магазинные надставки на семьи -работать с паровой воскотопкой и воскопрессом -собирать рой в роевню -готовить гнездо для посадки роя -проводить уход за семьей, отпустившей рой -ставить пыльцеуловители -собирать прополис с рамок и ульев |
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема: Ознакомление с пасекой. Осенние работы на пасеке.
Цель учебной практики: Изучить требования ,предъявляемые к территории пасеки.
Ознакомиться с расположением пасеки, пасечными постройками, с расстановкой пчелиных семей на территории . Ознакомиться с видами осенних работ на пасеке.
Вырабатываемые умения и навыки: выбирать место для размещения пасеки ,соблюдать правила безопасности при работе с пчелиными семьями
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески, переносные ящики ,соторамки ,воскотопки, журнал пасечного учета
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел .При осмотре семей нельзя стоять перед летком, все работы проводить аккуратно , при ужалении быстро извлечь жало
Вопросы при допуске к работе .
1. Какие осенние работы проводят на пасеке ?
2 .Перечислите требования к территории для размещения пасеки
Выполнить задания :
Задание № 1 .
Ознакомиться с местом расположения пасеки ,с пасечными постройками ,находящимися на территории пасеки .Выяснить способ расстановки ульев на пасеке.
Задание № 2
Осмотреть пчелиную семью и определить количество и качество кормовых запасов ,силу пчелиной семьи, количество расплода . Ознакомиться с правилами осмотра пчелиных семей ,с подготовительными работами к осмотру .
Задание № 3
Ознакомиться с организацией подкормки пчелиных семей ,с технологией перетопки воска и выбраковки воскового сырья .
Методические указания для выполнения заданий
Правильный выбор места для размещения пасеки – одно из важных условий обеспечения высокой продуктивности пчелиных семей. Размер земельного участка для постановки ульев и размещения пасечных построек определяется из расчета в среднем 30-40 м2 на одну пчелиную семью .Место для размещения пасеки должно быть сухим и хорошо прогреваться солнцем . В сырых ,влажных местах пчелиные семьи плохо развиваются весной и бывают предрасположены к заболеваниям . На усадьбе пасеки целесообразно иметь разнообразную растительность ,которая служит надежным ориентиром для пчел и защищает ульи от палящих солнечных лучей .
К осенним работам на пасеке относят : сборку гнезд пчелиных семей на зиму, подкормку пчелиных семей сахарным сиропом, сокращение и утепление гнезд ,обработку пчелиных семей от варроатоза ,выбраковку воскового сырья ,перетопку воска,чистку рамок от воска и прополиса .
Перед осмотром надевают халат или комбинезон из светлого материала ,нельзя использовать шерстяную одежду и ткани темного цвета .Для защиты от ужалений надевают лицевую сетку . После снятия крышки с улья и верхнего утепления ,следует пустить несколько струй дыма поверх открытых рамок для того ,чтобы отогнать пчел с верхней части рамок. При этом открывают не все рамки сразу ,а только 2-3 . После их осмотра и постановки в улей открывают новые рамки ,а прежние прикрывают холстиком. Рамки с пчелами при осмотре нужно держать над ульем и по возможности в вертикальном положении . Иначе с рамки может сорваться матка и она может упасть на землю и потеряться .
Если нужно отыскать матку ,то следует меньше дымить ,чтобы пчелы не беспокоились и не сходили с рамок .
После осмотра семьи , знакомства с территорией и постройками ,необходимо заполнить дневник по учебной практике ,где нужно указать все виды работ по осмотру пчелиных семей и требования к выбору места под пасечную территорию.
Контрольные вопросы :
1.С чего нужно начинать осмотр пчелиных семей ?
2.Какой инвентарь необходим для осмотра семей ?
3.Какие работы проводят на пасеке осенью ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема: Сборка гнезд пчелиных семей на зиму .
Цель учебной практики: Изучить способы сборки гнезд на зиму ,требования , предъявляемые к количеству и качеству кормовых запасов
Вырабатываемые умения и навыки: уметь оценивать качество кормовых запасов ,приобретение навыков в сборке гнезд пчелиных семей на зиму
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески, переносные ящики ,соторамки с кормовыми запасами , журнал пасечного учета
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел .При осмотре семей нельзя стоять перед летком, все работы проводить аккуратно , при ужалении быстро извлечь жало
Вопросы при допуске к работе .
1. Когда проводят сборку гнезд пчелиных семей на зиму ?
2.Что учитывают при сборке гнезд на зиму ?
Выполнить задания :
Задание № 1 .
Провести осмотр пчелиных семей с целью выяснения количества и качества кормовых запасов ( меда, перги ). Провести сборку гнезда на зиму с учетом состояния семьи и наличия кормовых запасов .
Задание № 2
Записать в журнал пасечного учета данные о состоянии кормовых запасов пчелиных семей .Подсчитать необходимое количество сахара для организации подкормки пчелиных семей .
Методические указания для выполнения работы
Сборку гнезд пчелиных семей проводят в конце лета или начале осени при благоприятных погодных условиях .При сборке гнезд оцениваем т полностью состояние пчелиной семьи ,количество и качество кормовых запасов ,количество рамок, силу пчелиной семьи ,качество матки, состояние гнезда . На зиму семьям оставляют только доброкачественные кормовые запасы .Падевый мед, непригодный для зимовки пчел ,убирают из семьи и заменяют на доброкачественный или сахарный сироп .Кормовых запасов должно быть не менее 2 кг на одну гнездовую рамку .Гнездо должно быть тщательно утеплено. Если позволяет место ,за разделительную решетку помещаем утеплительную подушку .Верхнее утепление –обязательно .При осмотре семей контролируем наличие в гнезде не только углеводистых кормов, но и белковых .В зиму семьям оставляем не менее 2 рамок с пергой .
Если кормовых запасов недостаточно, то производим пополнение кормовых запасов за счет скармливания пчелиным семьям сахарного сиропа .
Все данные о состоянии пчелиных семей записываем в журнал пасечного учета ,в котором обязательно указываем ,сколько сахарного сиропа нужно скормить каждой пчелиной семье. Сахарный сироп готовим 60 – и процентной концентрации и скармливаем из расчета 6-8 кг в расчете на одну пчелиную семью. Подкормку пчелиных семей сахарным сиропом должны закончить не позднее 10 сентября ,когда семьи еще активны.
Контрольные вопросы :
1. Сколько меда необходимо оставить в гнезде пчелиной семьи ,если количество рамок 8.
2. Почему нельзя кормить пчелиные семьи сахарным сиропом в поздние сроки ?
3. Сколько рамок с пергой оставляем в пчелиной семье на зиму ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема: Подкормка пчелиных семей сахарным сиропом
Цель учебной практики: Научиться готовить сахарный сироп разной концентрации ,проводить пополнение кормовых запасов пчелиным семьям.
Вырабатываемые умения и навыки: умение готовить сироп и подкармливать пчелиные семьи ,приобретение навыка в обслуживании пчелиных семей
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески, переносные ящики , сахарный сироп, кормушки верхние и боковые , журнал пасечного учета
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел .При осмотре семей нельзя стоять перед летком, все работы проводить аккуратно , при ужалении быстро извлечь жало
Подкормку семей проводить только в вечернее время
Вопросы при допуске к работе .
1. Когда проводят сборку гнезд пчелиных семей на зиму ?
2.Что учитывают при сборке гнезд на зиму ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Приготовить сахарный сироп 60 – и процентной концентрации и провести пополнение кормовых запасов пчелиным семьям.
Задание № 2
Провести подготовку кормушек к подкормке .
Задание № 3
Провести записи о выполненных работах занести в журнал пасечного учета
Методические указания к выполнению работы
Для приготовления сахарного сиропа нагревают до кипячения необходимое количество чистой воды .После закипания воды ее убирают с огня и всыпают необходимое количество сахарного песка из расчета на 2 литра воды 3 кг сахарного песка .Сироп готовят на пасеке во флягах в первую половину дня .Вечером ,когда сироп остынет ,его разливают в кормушки ( верхние или боковые ) и раздают пчелиным семьям ,соблюдая все меры предосторожности против пчелиного воровства. Если семья сильная и погодные условия благоприятные ,то за ночь ,как правило, семья забирает весь сахарный сироп и перерабатывает его в мед .
Для того ,чтобы кормушки не протекали, их необходимо залить воском .Для этого на водяной бане растапливают необходимое количество воска и расплавленным воском заделывают все возможные щели и отверстия.
После подкормки каждой семьи в журнал учета записываем все сведения о пчелиной семье ,в том числе указываем и количество скормленного сахарного сиропа .
Контрольные вопросы :
1. Сколько сахарного сиропа можно скормить пчелиной семьи без ущерба ее состоянию ?
2. Как приготовить сахарной сироп 60 – и % концентрации ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема: Обработка и лечение пчелиных семей
Цель учебной практики: Научиться проводить лечебные мероприятия на пасеке ,научиться оказывать помощь неблагополучным пчелиным семьям.
Вырабатываемые умения и навыки: умение проводить обработку семей от инфекционных и инвазионных заболеваний
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески, переносные ящики , лекарственные препараты , журнал пасечного учета
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел .При осмотре семей нельзя стоять перед летком, все работы проводить аккуратно , при ужалении быстро извлечь жало
Подкормку семей проводить только в вечернее время
Вопросы при допуске к работе .
1. Какие опасные заболевания встречаются на пасеке ?
2. Почему обработку от варроатоза целесообразнее проводить осенью ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Приготовить лекарственные препараты ,ознакомиться с правилами техники безопасности при лечении пчелиных семей ,изучить инструкцию по применению лекарственных препаратов .
Задание № 1
Провести обработку пчелиных семей от варроатоза .
Методические указания для выполнения работы
Самое распространенное заболевание на пасеке в настоящее время – это варроатоз . Варроатоз- это инвазионное заболевание пчелиных семей ,очень опасное ,так как может привести к резкому ослаблению и даже к гибели семей .Возбудитель заболевания – клещ варроа Якобсони ,который питается гемолимфой пчел а также пчелиных ,маточных и трутневых личинок.
Клещ размножаетс я в расплоде ,поэтому обработку от данного заболевания проводят осенью , когда весь клещ находится на пчелах . Для обработки семей от варроатоза применяют целый комплекс лекарственных препаратов ( но чтобы не было устойчивости к препаратам ,их необходимо постояннно менять ) .Для лечения семей используют варроатин,фольбекс,бипин и другие препараты . Прежде чем их использовать , необходимо ознакомиться с инструкцией по применению.
Контрольные вопросы :
1. Почему обработку от клеща чаще всего проводят осенью?
2. Какие вы знаете инфекционные заболевания ,встречающиеся на пасеках в настоящее время ?
3.Какие меры профилактики необходимо соблюдать на пасеке ,чтобы не допустить распространение заболеваний?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема: Постановка пчелиных семей в зимовник
Цель учебной практики: научиться готовить помещения и пчелиные семьи к зимовке ,научиться грамотно организовать работу по постановке пчелиных семей в зимовник
Вырабатываемые умения и навыки: умение аккуратно проводить постановку пчелиных семей в зимовник ,
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески, веревочные лестницы , пчелиные семьи.
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При постановке пчел все работы выполняют аккуратно ,неторопливо ,ульи не раскачивают, переносят осторожно ,чтобы не допустить вылета пчел .Ульи на носилки помещают летком назад.
Вопросы при допуске к работе .
1. В какое время проводят постановку пчелиных семей в зимовник?
2. Как готовят зимовник к постановке пчелиных семей ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Подготовить зимовник к постановке пчелиных семей .
Задание № 2
Провести постановку пчелиных семей в зимовник, соблюдая правила техники безопасности .
Методические указания при выполнении работы
Постановку пчелиных семей в зимовник проводят после наступления устойчивой холодной погоды ,когда пчелиные семьи соберутся в клуб. Перед постановкой семей ,зимовник очищают от мусора ,грязи ,проводят его просушку. Проводят ремонт стеллажей ,чтобы не допустить падения с них пчелиных семей .Ставят ульи в помещение для зимовки рано утром ,чтобы к обеду все семьи находились в помещении. Перед постановкой проверяют крепление веревочных носилок, на которых пчел переносят в зимовник. На носилки аккуратно ставят пчелиные семьи ,летком обращая их к человеку ,который идет сзади.
Аккуратно ,не допуская резких движений ,ульи с семьями переносят в помещение .В зимовнике ульи ставят на стеллажи, более сильные семьи ставят на нижний ярус, а более слабые – на верхний .Чтобы не допустить вылета пчел, все щели в улье заделывают глиной или ватой . После постановки ,когда пчелы немного успокоятся ,открывают летки и убирают вату . Чтобы в улей не проникли мыши, на летки набивают специальные заградители.
Контрольные вопросы :
1.Как готовят пчелиные семьи к постановке в зимовник ?
2.Как правильно переносить ульи ,чтобы не беспокоить пчел ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема: Выставка пчелиных семей из зимовника. Наблюдение за очистительным облетом пчел.
Цель учебной практики: научиться готовить места к выставке пчелиных семей из зимовника и проводить выставку пчелиных семей
Вырабатываемые умения и навыки: умение аккуратно проводить выставку пчелиных семей из зимовника
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески, веревочные лестницы , пчелиные семьи.
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При выставке пчел все работы выполняют аккуратно ,неторопливо ,ульи не раскачивают, переносят осторожно ,чтобы не допустить вылета пчел .Ульи на носилки помещают летком назад.
Вопросы при допуске к работе .
1. В какое время проводят выставку пчелиных семей из зимовника?
2. Почему выставку семей необходимо провести в первую половину дня как можно быстрее ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Подготовить места к выставке пчелиных семей из зимовника .
Задание № 2
Провести выставку пчелиных семей из зимовника, соблюдая правила техники безопасности
Методические указания для выполнения работы
Прежде чем проводить выставку пчелиных семей из зимовника ,необходимо подготовить места для пчелиных семей . Для этого находим месторасположение колышков ,на которых осенью находились пчелиные семьи и около них очищаем от снега место ,примерно 3-4 м2.Колышки должны находиться в центре квадрата .После того как места для выставки семей будут подготовлены ,проводим выставку пчелиных семей . температура окружающего воздуха должна быть не менее 8-12 градусов Цельсия . Обычно выставку пчелиных семей проводят из зимовника ,когда зацветут первые медоносные растения ,то есть мать – и – мачеха .
Перед выставкой летки закрываем ,чтобы пчелы не выходили ,ульи выносим из зимовника и аккуратно ставим на веревочные носилки .После чего переносим на сои места ( желательно на те ,где они стояли в прошлый год. После того ,как пчелиные семьи будут все выставлены ,и пчелы немного успокоятся ,открывают летки . И начинается очистительный облет пчел ,по характеру которого можно определить ,как перезимовали пчелиные семьи . Если облет дружный ,значит и зимовка прошла благополучно . Если пчелы на облет не идут .значит в семье что – то случилось . Пчеловод берет такую семью на заметку ,проводит беглый осмотр и оказывает ей необходимую помощь.
Контрольные вопросы :
1. Как готовят места к выставке семей ? 2. Техника выставки семей из зимовника .
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема : Общий весенний осмотр пчелиных семей
Цель учебной практики: научиться проводить весеннюю ревизию и осмотр пчелиных семей .Научиться оценивать гнездо семьи ,определять количество кормовых запасов ,качество и количество расплода .
Вырабатываемые умения и навыки: умение определять состояние и силу пчелиных семей
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески , пчелиные семьи ,переносные ящики ,рамки с кормовыми запасами и сушью
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой ,дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При осмотре семей не стоять перед летком .В начале осмотра пустить несколько струек дыма в леток и поверх рамок
Вопросы при допуске к работе .
1 Для чего проводят весеннюю ревизию и осмотр пчелиных семей ?
2. Как можно оценить качество расплода при осмотре пчелиных семей ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Подготовить необходимый инвентарь для осмотра пчелиных семей .
Задание № 2
Провести осмотр пчелиных семей . Данные о состоянии семей записать в журнал пасечного учета .
Методические указания для выполнения заданий
После того ,как погодные условия будут благоприятные ,когда температура повысится до 14-18 градусов ,проводят общий весенний осмотр пчелиных семей Цель данного осмотра – выяснить состояние пчелиных семей после зимовки и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития . К осмотру подготавливают необходимый инвентарь ,рамки с запасными сотами и рамки с кормовыми запасами ,рамки с пергой ,новые холстики и утеплительные подушки .После чего приступают к осмотру семей . При осмотре учитываем : количество рамок с пчелами ,силу пчелиной семьи, количество и качество расплода ,качество матки ,количество кормовых запасов ,состояние гнезда . Все данные о состоянии гнезда записываем в журнал пасечного учета .Сразу же во время осмотра оказываем помощь плохо перезимовавшим пчелиным семьям : добавляем кормовые запасы заменяем холстики и некачественное утепление .После того ,как все пчелиные семьи будут осмотрены ,составляем ведомость весенней ревизии пчелиных семей .
Контрольные вопросы :
1.Какие задачи и цели ставятся при организации и проведении общего осмотра
пчелиных семей ?
2.Что учитывают при проведении общего весеннего осмотра пчелиных семей ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема : Пересадка пчелиных семей в чистые ульи .
Цель учебной практики: научиться проводить пересадку пчелиных семей .Научиться оценивать гнездо семьи ,определять количество кормовых запасов ,качество и количество расплода .
Вырабатываемые умения и навыки: умение определять состояние и силу пчелиных семей
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески , пчелиные семьи ,переносные ящики ,рамки с кормовыми запасами и сушью
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой ,дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При осмотре семей не стоять перед летком .В начале осмотра пустить несколько струек дыма в леток и поверх рамок
Вопросы при допуске к работе .
1 Для чего проводят пересадку пчелиных семей в чистые ульи ?
2. Как можно оценить качество расплода при осмотре пчелиных семей ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Подготовить необходимый инвентарь для пересадки пчелиных семей пчелиных семей .
Задание № 2
Провести пересадку и осмотр пчелиных семей . Данные о состоянии семей записать в журнал пасечного учета .
Методические указания для выполнения заданий
После того ,как погодные условия будут благоприятные ,когда температура повысится до 14-18 градусов ,проводят общий весенний осмотр пчелиных семей. Осмотр пчелиных семей при неблагоприятных условиях зимовки сочетаем с пересадкой пчелиных семей в чистые ульи . Ульи предварительно моют горячей водой ,тщательно очищают ,высушивают ,затем проводят дезинфекцию . Для дезинфекции ульи обжигают огнем паяльной лампы до легкого побурения . К осмотру подготавливают необходимый инвентарь ,рамки с запасными сотами и рамки с кормовыми запасами ,рамки с пергой ,новые холстики и утеплительные подушки .К семьи подносим чистый улей и в него ,соблюдая меры предосторожности ,осторожно переносим все рамки с сотами .Работу выполняем быстро ,но очень аккуратно ,чтобы не застудить расплод и не потерять матку .
При осмотре учитываем : количество рамок с пчелами ,силу пчелиной семьи, количество и качество расплода ,качество матки ,количество кормовых запасов ,состояние гнезда . Все данные о состоянии гнезда записываем в журнал пасечного учета .Сразу же во время пересадки семей в чистые ульи оказываем помощь плохо перезимовавшим пчелиным семьям : добавляем кормовые запасы ,заменяем холстики и некачественное утепление ,убираем старые ,заплесневелые соторамки.
Контрольные вопросы :
1.Для чего проводим пересадку пчелиных семей в чистые ульи ?
2. Технология пересадки пчелиных семей в чистые ульи
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема :Подготовка рамок к наващиванию . Наващивание рамок .
Цель учебной практики: научиться проводить подготовку рамок к наващиванию и проводить наващивание рамок ручным способом и при помощи прибора .
Вырабатываемые умения и навыки: умение проводить работу по подготовки рамок и их наващиванию
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты , рамки ,проволока ,стамески, искусственная вощина ,прибор для электронаващивания рамок ,доска – лекало ,каток ,вода.
Правила техники безопасности : при наващивании рамок соблюдать осторожность при обрезании рамок с вощиной ,аккуратность при эксплуатации прибора для электронаващивания
Вопросы при допуске к работе .
1 Какой инвентарь необходимо подготовить для натягивания проволоки ?
2. Для чего проводят наващивание рамок искусственной вощиной ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Подготовить необходимый инвентарь для наващивания рамок ,подготовить рамки и оснастить их проволокой .
Задание № 2
Провести наващивание рамок ручным способом при помощи прибора для электронаващивания
Методические указания для выполнения заданий
Прежде чем проводить наващивание рамок ,их необходимо очистить от воска ,прополиса ,грязи ,поносных пятен . Чистку рамок проводим стамеской ,а также стеклом ( соблюдая осторожность ).После того ,как рамки будут подготовлены, начинаем прокалывать дырки в боковых брусках рамок ,чтобы натянуть проволоку . Проволоку натягиваем так ,чтобы она звенела при соприкосновении с ней ,как натянутая струна .После того ,как натянем проволоку ,приступаем к наващиванию рамок искусственной вощиной . Для наващивания рамок используем следующий инвентарь : кольчато – шпоровый каток, доска – лекало ,а также холодную воду ,ножик для подрезания листов вощины и сама искусственная вощина .Для наващивания рамок доску – лекало смачиваем холодной водой ,на нее помещаем лист вощины (который предварительно должен быть подогнан к рамке ),вставляем рамку и катком начинаем прикатывать ,так ,чтобы проволока проникла в середину листа с вощиной ,но не порвала его .Для повышения производительности труда используем прибор для наващивания ,где впаивание проволоки в лист вощины происходит при помощи электрического тока малой мощности .
Контрольные вопросы
1.Назовите инвентарь ,необходимый для наващивания рамок
2. Перечислите перечень технологических операций при наващивании рамок
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема : Расширение гнезд пчелиных семей
Цель учебной практики: научиться проводить расширение гнезд .Научиться определять состояние гнезда и необходимость расширения .
Вырабатываемые умения и навыки: умение определять состояние и силу пчелиных семей
Норма времени : 12 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески , пчелиные семьи ,переносные ящики ,рамки с кормовыми запасами и сушью
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой ,дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При осмотре семей не стоять перед летком .В начале осмотра пустить несколько струек дыма в леток и поверх рамок
Вопросы при допуске к работе .
1 Для чего проводят расширение гнезд пчелиных семей ?
2. Какими сотами расширяют гнездо в первую половину весны ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Подготовить необходимый инвентарь для расширения гнезд пчелиных семей пчелиных семей .
Задание № 2
Провести пересадку и осмотр пчелиных семей . Данные о состоянии семей записать в журнал пасечного учета .
Методические указания для выполнения заданий
После общего весеннего осмотра ,когда температура с каждым днем повышается ,матка развивает высокую яйценоскость . И вскоре семье будет тесно на тех рамках ,которые ей были оставлены пери весеннем осмотре . Возникает необходимость расширения гнезда пчелиной семьи . В первую очередь расширяем гнездо сильным семьям . В первую половину весны при расширении гнезда используем рамки со светло – коричневыми сотами ,которые ставим между последней рамкой с расплодом и кроющим сотом с одной и другой стороны гнезда . Средним по силе пчелиным семьям гнездо доводим до полного за два приема . Когда зацветут сады ,и погода будет благоприятная ,семьи можно расширять рамками с искусственной вощиной ,которые ставим между последней рамкой с расплодом и кроющим сотом с одной и другой стороны гнезда . Когда пчелы будут занимать не менее 8-9 рамок с расплодом и 10-11 улочек с пчелами на семьи можно поставить магазинную надставку .
Контрольные вопросы :
1. Каким семьям гнездо расширяем в первую очередь ?
2. Как расширяем гнездо семьям средней силы ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема : Формирование отводков
Цель учебной практики: научиться формировать отводки с плодными ,неплодными матками и на зрелом маточнике
Вырабатываемые умения и навыки: умение проводить формирование отводков ,ухаживать за отводками и за семьей ,из которой был сформирован отводок
Норма времени : 6 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески , пчелиные семьи ,переносные ящики ,рамки с кормовыми запасами и сушью
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой ,дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При осмотре семей не стоять перед летком .В начале осмотра пустить несколько струек дыма в леток и поверх рамок
Вопросы при допуске к работе .
1 Назовите преимущества искусственного размножения пчелиных семей .
2. Какие существуют типы отводков ?
Выполнить задания :
Задание № 1
Провести осмотр и выбор пчелиных семей ,из которых можно сформировать отводок
Задание № 2
Провести формирование отводков с неплодной маткой ,выбрать пчелиные семьи ,из которых можно сформировать отводок
Методические указания для выполнения заданий
На пасеках ,с целью предотвращения роения до начала роевой поры формируют отводки (небольшие семейки ).Отводки формируют от сильных ,высокопродуктивных пчелиных семей ,занимающих не менее 10-11 улочек и имеющих 8-9 рамок расплода .
К сильной семье подносим новый ,чистый улей и в него переносим из основной семьи 2-4 рамки с расплодом вместе с пчелами (матку оставляем в основной семье ).В отводок по краям размещаем кормовые запасы ,гнездо тщательно утепляем и уносим в другое место пасеки . В основную семью ,взамен отобранных рамок с расплодом ,помещаем рамки с сотами и искусственной вощиной .Вечером ,когда все старые пчелы слетят из отводка в основную семью,отводку подсаживаем матку или даем зрелый маточник .Через несколько дней проверяем прием пчелами матки или маточника. Не забываем в первые дни после формирования отводка давать ему воду.
Контрольные вопросы :
1. Какие существуют отводки и каким образом их формируют ?
2.От каких семей целесообразно отбирать рамки для отводка ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема : Подготовка пчелиных семей к медосбору. Постановка магазинных надставок.
Цель учебной практики: научиться проводить подготовку пчелиных семей к медосбору ,научиться проводить расширение гнезда постановкой магазинных надставок .
Вырабатываемые умения и навыки: умение готовить семьи к медосбору ,умение комплектовать магазинные надставки
Норма времени : 12 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески , пчелиные семьи ,переносные ящики ,рамки с кормовыми запасами и сушью ,магазинные надставки
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой ,дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При осмотре семей не стоять перед летком .В начале осмотра пустить несколько струек дыма в леток и поверх рамок
Вопросы при допуске к работе .
1 В чем заключается подготовка пчелиных семей к медосбору ?
2. На какие семьи ставят магазинные надставки?
Выполнить задания :
Задание № 1
Провести комплектование магазинных надставок рамками с сушью и искусственной вощиной .
Задание № 2
Провести постановку магазинных надставок на семьи ,находящиеся в рабочем состоянии.
Методические указания для выполнения заданий
При подготовке пчелиных семей к медосбору необходимо подготовить сильные пчелиные семьи ,находящиеся в рабочем состоянии. Для этого гнезда пчелиных семей периодически проверяют и проводят расширение гнезда сначала отдельными рамками ,а затем целыми магазинными надставками . магазинные надставки формируют заранее ,чтобы к началу главного медосбора на пасеке имелся запас надставок с рамками с сотами и искусственной вощиной . Перед тем ,как поставить на пчелиную семью магазинную надставку ,ее осматривают на определение ее состояния . Если семья готовится к роению ,то нет смыла ставить на нее магазинную надставку ,так как семья в нее не перейдет . Магазинные надставки ставим только на пчелиные семьи ,находящиеся в рабочем состоянии .
В магазинные надставки помещаем рамки с сотами и искусственной вощиной –можно 8 сотов и 4 рамки с искусственной вощиной .Чтобы матка не заходила в магазинную надставку для откладки яиц ,помещаем в надставку не 12 рамок ,а 10-11 .
Контрольные вопросы :
1. Сколько магазинных надставок можно поставить на пчелиную семью ?
2. Как комплектуют магазинные надставки ?
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема : Выбраковка сотов .Получение воскового сырья при помощи паровой воскопотки и воскопресса
Цель учебной практики : научиться проводить выбраковку воскового сырья ,получать воск при помощи различных типов воскотопок
Вырабатываемые умения и навыки :умение получать восковое сырье на паровой воскотопке и воскопрессе
Норма времени : 12 часов
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески , воскопресс ,паровая воскотопка ,переносные ящики ,рамки с сушью ,магазинные надставки
Правила техники безопасности : При выбраковке воскового сырья соблюдать аккуратность ,использовать стамеску по назначению ,при работе на воскотопке крышку открывать рукавичками ,не допускать обжигания лица и рук.
Вопросы при допуске к работе .
1 На какие сорта делится восковое сырье ?
2.Назовите виды воскотопок и принципы их работы
Выполнить задания :
Задание № 1
Провести выбраковку старых ,не пригодных к дальнейшей эксплуатации соторамок .
Задание № 2
Провести подготовку воскопресса и паровой воскотопки к работе .Переработать восковое сырье при помощи воскопресса и воскотопки.
Методические указания для выполнения заданий
Каждый год на пасеке приходится выбраковывать старые ,непригодные к дальнейшей эксплуатации соторамки .Выбраковываем заплесневелые , испорченные мышами ,черные соты ,в которых расплод выращиваться не может и такие соты не пригодны для складывания меда . Восковое сырье собираем в отдельную емкость ,и после того как сырья накопится много ,проводим его переработку .Чтобы получить воск на воскопрессе ,сырье предварительно разваривают в горячей воде . Затем эту горячую массу сырья помещают в мешковину,ее плотно закрывают и помещают в ступу воскопресса ,прижимают крышкой и начинают постепенно давать усилие ,чтобы из сырья стекал чистый воск . При этом воскопресс помещаем над чистым корпусом. Если мы получаем сырье при помощи паровой воскотопку ,ее ставим на огонь, предварительно помещаем в корпус восковое сырье,а между стенками наливаем воду. Под действием пара воск начинает стекать в емкость из отверстия паровой воскотопки.
Контрольные вопросы :
1.На какие сорта подразделяется восковое сырье ?
2.Какие существуют способы получения воскового сырья
Инструкционно-технологическая карта
на проведение учебной практики по рабочей профессии Пчеловод
Тема Сбор роя и посадка его в улей . Уход за роившейся семьей .
Цель учебной практики: научиться проводить сбор роя ,готовить гнездо для посадки роя и проводить уход за семьей ,отпустившей рой .
Вырабатываемые умения и навыки: умение готовить гнездо для роя ,умение собирать роевых пчел ,навык в уходе за семьей ,из которой вышел рой .
Оснащение рабочего места : халаты ,лицевые сетки ,дымари ,стамески , пчелиные семьи ,переносные ящики ,рамки с кормовыми запасами и сушью ,магазинные надставки
Правила техники безопасности :при работе с пчелиными семьями пользоваться спецодеждой из светлого материала, лицевой сеткой ,дымарем ,стамеской .Недопустимы резкие движения ,посторонние запахи ,раздражающие пчел . При осмотре семей не стоять перед летком .В начале осмотра пустить несколько струек дыма в леток и поверх рамок .Пересаживать рои в чистые ульи только в вечернее время .
Вопросы при допуске к работе .
1 По каким признакам можно определить начало роения ?
2. Почему собранный рой необходимо до вечера поместить в темное помещение и?
Выполнить задания :
Задание № 1
Провести сбор роевых пчел в роевню .
Задание № 2
Провести подготовку гнезда для посадки роевых пчел ,провести уход за семьей ,отпустившей рой .
Методические указания для выполнения заданий
Роение – способ естественного размножения пчелиных семей . Роение возникает на пасеках практически каждый сезон . При подготовке к роению матка снижает откладку яиц ,пчелы меньше летают за нектаром и пыльцой ,снижается восковыделение и строительство сотов . Хотя пчеловод и принимает меры борьбы с роением ,но оно обязательно проявится на любой пасеке . Перед выходом роя наступает тишина,а затем оживление . Пчелы начинают покидать свое жилище ,затем из улья выходит матка . Матка садится на какое – либо дерево или кустарник ,и вскоре около нее начинают собираться пчелы ,которые ,цепляясь друг за друга ,напоминают виноградную гроздь. Как только все пчелы соберутся ,подносят роевню и резким движением стряхивают в нее с ветки роевых пчел . Если в роевню при этом сразу же попала матка ,то пчелы все сразу быстро заходят в нее . Затем роевню закрывают и уносят ( чтобы пчелы успокоились ) в темное прохладное помещение .Вечером рой сажают в чистый улей .На 1 кг роевых пчел требуется 3-4 рамки . Чтобы рой не слетел ,в середину гнезда помещают рамку с молодым открытым расплодом, который берут из гнезда другой семьи .По краям помещают кормовые запасы . Гнездо тщательно утепляют с боков и сверху . На другой день проводят уход за семьей ,отпустившей рой . Ее осматривают ,удаляют все лишние маточники ,за исключением одгого, самого большого .
Контрольные вопросы :
1 . Как определить выход первого роя из семьи и как собрать роевых пчел в роевню ?
2 . Как подготовить гнездо для посадки роевых пчел ?
Задания для выполнения самостоятельной работы по МДК.05.02. Разведение и содержание пчелиных семей
Тема 1. Рост и развитие особей пчелиной семьи.
Выполнить задания:
Задание № 1. Дайте определение понятий:
Онтогенез _______________________________________________________
________________________________________________________________
Эмбриональное развитие __________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Постэмбриональное развитие ______________________________________
________________________________________________________________
Метаморфоз _____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Полное превращение______________________________________________
________________________________________________________________
Неполное превращение ___________________________________________
________________________________________________________________
Задание № 2
Заполните таблицу
Продолжительность стадий развития особей пчелиной семьи, дней
Стадия развития | Рабочая пчела | Матка | Трутень |
Задание № 3
Зарисовать стадию развития пчелы.
(стр. 106 уч. Биология пчелиной семьи).
Задание № 4.А.
Записать особенности развития маток. Ответить на вопрос: В каких случаях пчелы выводят маток? .
Тема 2. Исправление неблагополучных семей.
Выполнить задания:
Задание № 1. Ответьте на вопрос: Какие семьи весной считаются неблагополучными?
Задание № 2.
Назовите возможности исправления семей:
а) сильных, но безматочных:_________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
б) слабых безматочных:____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
в) безматочных семей с пчелами-трутовками:__________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
г) слабых семей: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 3. Ответьте на вопрос.
Каких маток следует выбраковывать? Как и когда следует выбраковывать маток?
Тема 3. Технология ухода за пчелиными семьями в ульях-лежаках.
Выполнить задания:
Задание № 1.
Ответьте на вопрос. В чем преимущества использования ульев-лежаков?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание № 2.
Составьте технологическую схему ухода за пчелиными семьями в ульях-лежаках, начиная с выставки семей из зимовника:
1.______________________________________________________________
2 .______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4 ._____________________________________________________________
5.______________________________________________________________
6.______________________________________________________________
7.______________________________________________________________
8.______________________________________________________________
9.______________________________________________________________
10._____________________________________________________________
Тема 4. Способ искусственного размножения «Налет на матку»
Выполнить задания.
Задание № 1.
Записать технологию формирования пчелиных семей способом «налета на матку»__________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание № 2. Выясните и укажите отрицательную сторону данного способа размножения_____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тема 5. Использование роев для получения медосбора.
Выполнить задания.
Задание № 1.
Назовите способы использования роевой энергии пчел.__________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 2.
Ответьте на вопрос: Как можно использовать рои, если они вышли:
а) за 40-45 дней до начала главного медосбора:__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) непосредственно перед главным медосбором: ________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в) в промежуточные сроки: __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 3.
Ответьте на вопросы. Как ограничить матку в откладке яиц при наступлении медосбора_________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Технология получения пчелиного яда.
Выполнить задания.
Задание № 1.
Перечислите все ранее известные способы получения пчелиного яда. Дайте им краткую характеристику._________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2.
Запишите технологию получения пчелиного яда на пасеках_______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 3.
Изучите требования техники безопасности при работе с пчелиным ядом.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 7. Инвазионные заболевания пчелиных семей .Нозематоз, браулез.
Выполнить задания.
Задание №1
Изучить инвазионные заболевания по следующему плану.
Нозематоз
1. Общая характеристика заболевания_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Признаки болезни _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Распространение болезни _______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Предупреждение болезни________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Меры борьбы _________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Лечение _______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Браулез
1. Общая характеристика заболевания_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Признаки болезни _______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Распространение болезни _______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Предупреждение болезни________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Меры борьбы _________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Лечение _______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Тема 8. Общие мероприятия по профилактике и борьбе с болезнями.
Выполнить задания.
Задание № 1. Ответьте на вопрос.
Как правильно подготовить (при обнаружении на пасеке заразной болезни) материал для исследования.__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 2.
Перечислите общие мероприятия по профилактике и борьбе с болезнями пчел _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 3.
Составьте схему дезинфекции_______________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание № 4. Ответьте на вопросы.
В каких случаях на пасеку налагается карантин? Когда карантин можно снимать?____________________________________________________________
_________________________________________________________________
______________________________________________________________
Тема 9. Факторы, влияющие на выделение нектара растениями.
Выполнить задания.
Задание № 1.
Зарисовать строение цветов, нектарников и расположение нектарников у важнейших медоносных растений.
Задание № 2.
Перечислите факторы, влияющие на выделение нектара, и дайте им краткую характеристику.
Задание № 3.
Дайте определение пади. Ответьте на вопрос: Почему падевый мед непригоден для зимовки пчел._______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 4.
Назовите растения-пыльценосы. Запишите химический состав пыльцы различных растений___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Тематика практических занятий по МДК 05.02.
Практическое занятие № 1.
Тема: Изучение состава пчелиной семьи. Определение силы пчелиной семьи.
Цель занятия:
1 .Изучить состав пчелиной семьи и функции, выполняемые рабочими пчелами, маткой, трутнями.
2 .Научиться определять силу пчелиных семей, оценивать качество расплода и пчелиной матки.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: Инструкционные карты, пчелиные семьи, макеты ульев с фотоснимками соторамок, плакаты, учебная литература.
Используемая литература: В.И. Лебедев, Н.Г. Билан. Биология пчелиной семьи.
Н.И. Кривцов, В.И. Лебедев. Содержание пчелиных семей с основами селекции.
Техника безопасности : соблюдать правила осмотра пчелиных семей,осмотр проводить при благоприятных погодных условиях . При осмотре семей соблюдать аккуратность ,пользоваться спецодеждой и дымарем,во время осмотра не шуметь ,не стоять перед летком ,осматривать семьи как можно быстрее, чтобы не нарушать ее работу.
Вопросы при допуске к работе:
1.В чем измеряется сила пчелиной семьи?
2.Что означает термин: «Пчелиная семья – сложная хозяйственная и биологическая единица».
Выполнить задания:
Задание № 1. Записать в тетрадь продолжительность стадий развития особей пчелиной семьи.
Задание № 2. Изучить функции всех членов пчелиной семьи.
Данные занести в таблицу.
Состав пчелиной семьи | Выполняемые функции | Размеры (масса, длина тела, длина хоботка) | Продолжительность жизни |
1. Матка | |||
2. Рабочие пчелы | |||
3. Трутни |
Задание № 3.
Осмотреть пчелиные семьи. Определить силу пчелиной семьи, оценить качество матки, количество и качество расплода.
Данные занести в таблицу.
№ пчелиной семьи | Сила семьи (улочек) | Количество расплода (всего); в пересчете на полную гнездовую рамку | Качество матки | Состояние семьи (вывод) |
Подсчитываем количество сотов с расплодом (всего) и в пересчете на полную на полную гнездовую рамку. Силу семьи определяем по количеству улочек .Матку оцениваем по размеру ,окраске ,целостности крыльев. Хорошая матка имеет большое брюшко, целостные крылья, широкую грудку, равномерную окраску.
Методические указания
При выполнении задания № 1, № 2 пользоваться учебником «Биология медоносной пчелы» стр. 145-153, 102-114.
При выполнении задания № 3можно воспользоваться (при невозможности выполнить данное задание в условиях пасеки), макетами ульев с фотоснимками соторамок.
Качество матки при этом оцениваем по расплоду. Хорошая матка откладывает яйца подряд, во все ячейки, без пропусков. Такой расплод называется сплошной. Некачественная – делает пропуски, в результате этого расплод не сплошной, а решетчатый.
Контрольные вопросы:
1. Как оценить качество пчелиной семьи?
2. Какую семью весной считают слабой, средней, сильной?
3. Назовите продолжительность развития пчелиной матки, рабочей пчелы, трутня.
Практическое занятие № 2
Тема: Изучение технологии ухода за пчелиными семьями в 12-ти рамочном улье с магазинными надставками.
Цель занятия: Освоить технологию ухода за пчелиными семьями в 12-ти рамочном улье, научиться выполнять комплекс работ по уходу за пчелиными семьями.
Норма времени:2 часа.
Оснащение рабочего места: пчелиные семьи, инвентарь по уходу за пчелиными семьями, макеты ульев, плакаты, спецодежда.
Используемая литература: Г.А. Аветисян «Разведение и содержание пчелиных семей» Н.И. Кривцов, В.И. Лебедев «Содержание пчелиных семей с основами селекции»
Техника безопасности : соблюдать правила осмотра пчелиных семей,осмотр проводить при благоприятных погодных условиях . При осмотре семей соблюдать аккуратность ,пользоваться спецодеждой и дымарем ,во время осмотра не шуметь ,не стоять перед летком ,осматривать семьи как можно быстрее, чтобы не нарушать ее работу.
Вопросы при допуске к работе :
1.Назовите преимущества использования в нашей местности двенадцатирамочного улья с магазинными надставками ?
2.Чем расширяют гнезда в ульях в первую половину весны ?
3.В какую часть гнезда ставят рамки с искусственной вощиной ?
Выполнить задания :
Задание № 1 Провести расширение гнезда в 12 – и рамочном улье в зависимости от силы и состояния пчелиной семьи .
Задание № 2 Записать в тетрадь все технологические операции по уходу за пчелиными семьями в 12 – и рамочном улье ,начиная с выставки пчелиных семей из зимовника и заканчивая уходом за пчелами зимой .
Методические указания по выполнению заданий
На пасеке Работкинского аграрного колледжа все пчелиные семьи содержатся в 12-и рамочных ульях с магазинными надставками. При уходе за пчелиными семьями весной важно заметить, когда необходимо проводить расширение гнезда. При выполнении этой работы учитываем силу пчелиной семьи, состояние погоды и наличие взятка. В первую очередь расширяем гнезда более сильным пчелиным семьям. Если семья сильная и внешние условия благоприятные, то число рамок в гнезде за один прием доводим до полного комплекта – до 12 штук. Если в гнезде семьи было 9 рамок, то при расширении гнезда ставим одну рамку с хорошим сотом между рамками расплодам и две рамки с искусственной вощиной между крайними сотами с
расплодом и кроющими сотами.
Семьям средней силы гнездо расширяем до полного за два приема.
При первом расширении добавляем одну рамку с хорошим сотом, ставим ее между крайней рамкой с расплодом и кроющим сотом с одной стороны гнезда и одну рамку с искусственной вощиной между крайней рамкой с расплодом и кроющим сотом с другой стороны гнезда. Когда пчелы освоят эти рамки и в них будет расплод, проводим второе расширение гнезда до полного комплекта. Когда в семье расплод будет находиться на 8-9 рамках, а сила семьи будет 10-11 улочек, на семьи ставим магазинные надставки. Постановку надставок проводим чаще в конце мая. В надставку помещаем 12 рамок.
При выполнении задания № 2 пользоваться учебником Н.И. Кривцова «Содержание пчелиных семей с основами селекции», стр. 133-135.
Контрольные вопросы:
- Что учитываем при расширении гнезд пчелиных семей?
- Как расширяют гнезда семьям средней силы? Сильным семьям?
- Когда на семьи ставят магазинные надставки.
- Перечислите технологические операции по уходу за пчелиными семьями в 12-и рамочном улье.
Практическое занятие № 3
Тема: Изучение техники формирования отводков.
Цель занятия: Научиться формировать индивидуальные сборные отводки с плодной, неплодной матками.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: макеты ульев с фотоснимками соторамок, маточные клеточки, колпачки, инструкционные карты, плакаты.
Используемая литература: Г.А. Аветисян «Разведение и содержание пчелиных семей»,
Техника безопасности : соблюдать правила осмотра пчелиных семей, осмотр проводить при благоприятных погодных условиях . При осмотре семей соблюдать аккуратность ,пользоваться спецодеждой и дымарем ,во время осмотра не шуметь ,не стоять перед летком ,осматривать семьи как можно быстрее, чтобы не нарушать ее работу.
Вопросы при допуске к работе:
1.Для чего на пасеке формируют отводки?
2. Какие бывают отводки?
3.Как ухаживать за отводком?
Выполнить задания:
Задание № 1.
Пользуясь макетами ульев с фотоснимками соторамок, сформировать отводок с плодной маткой; с неплодной маткой;
Задание № 2.
Провести уход за отводком и за семьей, из которой был сформирован отводок. В тетради зарисовать в виде схем сформированные отводки.
Методические указания
Отводки можно формировать на плодную матку, неплодную матку и на зрелый маточник.
Для формирования отводков с неплодной маткой из сильной семьи, имеющей не менее 8-9 рамок расплода и 10-12 улочек пчел, отбирают 2-4 рамки зрелого печатного расплода с пчелами и переносят в новый улей. Добавляют 1-2 рамки с медом и тщательно утепляют гнездо.
К концу дня в отводок дают неплодную матку или зрелый маточник.
При формировании отводка с плодной маткой обычно берут 4-5 рамок с расплодом и пчелами и дополнительно стряхивают в отводок пчел еще с 2-3 рамок.
В тетрадь зарисовать схематично семью, из которой будут взяты рамки для отводка и уже сформированные отводки.
Контрольные вопросы:
1. Назовите отличия в технике формирования отводков с неплодной и плодной матками?
2.В чем преимущество сборных отводков? На каких пасеках их можно формировать?
Практическое занятие № 4
Тема: Изучение медового запаса местности. Решение производственных ситуаций.
Цель занятия:
1.Научиться определять медовый запас местности.
2. Научиться решать производственные ситуации
Норма времени:2 часа.
Оснащение рабочего места: инструкционные карты, плакаты, учебная литература, тетради, ручки.
Используемая литература: Г.А. Аветисян «Разведение и содержание пчелиных семей»
Н.И. Кривцов, В.И. Лебедев. Содержание пчелиных семей с основами селекции.
Техника безопасности : соблюдать рабочую обстановку, правила общения .
Вопросы при допуске к работе:
1.Назовите основные медоносы и медоносные угодья средней полосы России.
2.Какова медовая продуктивность липы, гречихи, фацелии?
Выполнить задания.
Задание № 1.
Определите медовый запас местности.
Заполните таблицу
№ п/п | Наименование медоносных угодий | Площадь, га | Медопродук тивность, кг/га | Медовый запас, кг |
1. | Липа | 2 | 500 – 1000 | |
2. | Гречиха | 120 | 70 – 90 | |
3. | Подсолнечник | 145 | 30 – 40 | |
4. | Клевер красный | 230 | 6 – 20 | |
5. | Сад (яблоня) | 100 | 20 – 30 | |
6. | Фацелия | 50 | 30 – 270 | |
Итого: |
Рассчитайте оптимальный размер пасеки с планом товарного меда 20 кг на пчелиную семью.
Методические указания
При определении медового запаса местности следует иметь в виду .что медосбор весенний и осенний составляет 30 %.летний – 50-70 % от медового запаса местности .На жизнедеятельность пчелиной семье необходимо 90 кг меда.
Для определения медового запаса площадь умножаем на медовую продуктивность (min-max).
Затем находим итоговые цифры, находим среднюю величину медового запаса.
Задание №2 Решить производственные ситуации .При весенней ревизии пчелиных семей пчеловод обнаружил,что в пчелиной семье имеются кормовые запасы ,но нет молодого открытого расплода .Пчелы ведут себя беспокойно .Назовите причину беспокойства пчелиных семей и необходимые мероприятия по уходу за пчелиной семьей.
Во время весенней ревизии пчелиных семей пчеловод обнаружил . что в семье заложены свищевые маточники. Что это означает ? Что нужно сделать пчеловоду ,чтобы сохранить данную пчелиную семью ?
Контрольные вопросы:
1. Как рассчитать медовый запас местности ?
2. Как рассчитать средний размер пасеки при данном медовом запасе местности ?
3.В каком случае пчелы закладывают свищевые маточники ?
Практическое занятие № 5
Тема: Ознакомление с особенностями кормовой базы.
Цель занятия: Изучить медоносные растения, медоносы плодовых и ягодных насаждений, медоносы лугов и пастбищ и медоносы лесов.
Норма времени:2 часа
Оснащение рабочего места: учебная литература, плакаты, инструкционные карты, тетради, ручки.
Используемая литература: Г.А. Аветисян «Разведение и содержание пчелиных семей»
Техника безопасности : соблюдать рабочую обстановку, правила общения .
Вопросы при допуске к работе:
1. Перечислите основные медоносные растения средней полосы России.
2.По какому принципу классифицируются медоносные растения?
Выполнить задания:
Задание № 1.
Провести описание медоносных растений: полевых сельскохозяйственных, плодовых и ягодных насаждений, медоносы лугов и пастбищ, медоносы лесов.
Методические указания при выполнении задания № 1
Описание медоносных растений проводить по следующей схеме:
1. Распространение.
2. Морфологические особенности.
3. Медовая продуктивность.
4. Биологические особенности.
5. Сроки и продолжительность цветения.
При описании медоносных растений можно воспользоваться плакатами, гербарием, пособиями, учебной литературой.
Контрольные вопросы:
1.Дать характеристику полевым сельскохозяйственным медоносным растениям.
2.Назвать медовую продуктивность лесной малины.
3.Чем знаменит кипрей?
4.Сколько меда можно получить с 1 га насаждений липы
6. Вопросы для зачета по МДК 05.02. Разведение и содержание пчелиных семей .
- Биологические и хозяйственные особенности пчелиной семьи.
- Значение отрасли пчеловодства .
- Породы пчел.
- Весенние работы на пасеке.
- Техника осмотра пчелиных семей .
- Выставка пчел из зимовника. Очистительный облет пчел.
- Исправление неблагополучных семей.
- Расширение гнезд пчелиных семей.
- Содержание пчелиных семей в 12-и рамочных ульях.
- Содержание пчелиных семей в ульях- лежаках
- Естественное роение пчелиных семей. Признаки и причины роения.
- Меры предупреждения естественного роения.
- Пчеловодный инвентарь и оборудование .
- Искусственное размножение пчелиных семей. Формирование отводков.
- Подготовка пчелиных семей к медосбору. Отбор и откачка меда.
- Технология получения воска, цветочной пыльцы, прополиса, маточного молочка.
- Инфекционные и инвазионные заболевания пчелиных семей. Вредители пчел.
- Особенности организации кормовой базы пчеловодства.
Практическая часть .
1. Решите производственную ситуацию :Во время ухода за пчелиными семьями ,зимующих в зимовнике ,обнаружилось,что семья № 2 ведет себя беспокойно,в подморе обнаружены части пчел,в основном ,брюшки.Что произошло с пчелиной семьей и как ей помочь зимой ?
2. Решить задачу . Необходимо приготовить 220 литров сахарного сиропа 60 % –й концентрации. Какое количество сахара и воды для этого потребуется ?
3. Опишите технологию приготовления сахаро – медового теста. Необходимо приготовить 10 кг сахаро – медового теста .Сколько для этого потребуется меда и сахарной пудры ?
4. При проведении весенней ревизии пчелиных семей обнаружилось,что в семье № 45 пчелы ведут себя беспокойно,на двух сотах обнаружены свищевые маточники. Что должен предпринять пчеловод ?
5. При осмотре пчелиной семьи обнаружилось ,что поставленную накануне искусственную вощину пчелы не отстроили ,а на нескольких сотах обнаружены мисочки ? В каком физиологическом состоянии находится пчелиная семья ?
6. Из пчелиной семьи вышел первый рой . Что должен предпринять пчеловод чтобы не допустить выхода второго роя ? По каким признакам пчеловоды определяют возможность выхода второго роя?
7.О каком заболевании идет речь ? Основной симптом заболевания – ползающие пчелы,не способные к полету,которых особенно много можно наблюдать весной в первый день выставки пчелиных семей из зимовника .У ряда насекомых отмечают неправильное положение крыльев.
8.Весной в пчелиной семье появился горбатый расплод.Что это значит ? Ч то должен предпринять пчеловод для исправления пчелиной семьи ?
9. В пчелиной семье ,содержащейся в 12 – и рамочном улье ,5 рамок с расплодом,7 улочек с пчелами. Цветут плодово – ягодные кустарники, пчелы приносят в улей нектар и пыльцу. Какую работу по уходу за семьями должен провести пчеловод в это время ?
10. Определить ,о какой породе идет речь . Пчелы миролюбивы, мед печатают белой ,сухой печаткой . Исключительно предприимчивы при отыскании источников корма ,устойчивы к падевому токсикозу.
11.Решить производственную ситуацию. Весной ,во время осмотра пчелиных семей, пчеловод обнаружил ,что в семье № 15 пчел очень мало ,ведут они себя агрессивно ,расплода практически нет ,засева также нет . Что это значит? Какую помощь может оказать пчеловод данной пчелиной семье ?
12. Решить производственную ситуацию . В акте весенней ревизии записано , что семьи № 1,2,3 занимают по 4 улочки , семьи № 4,5,6 – по 6 улочек .семьи № 7,8 – по 9 улочек ,а семья № 12 – 7 улочек . Определите, какие семьи слабые средние ,сильные .Дайте оценку работе пчеловода по зимовке пчелиных семей .
13. Сколько меда и перги необходимо оставить пчелиной семье на зиму ,если семья занимает 9 рамок в 12 –и рамочном улье ?
14. Как на практике определить медовый запас пасеки? Что для этого нужно знать пчеловоду ?
15. На пасеке 100 пчелиных семей . Сколько нуклеусов с запасными матками должен сформировать пчеловод . Опишите технику формирования нукле –усов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительный межпредметный материал по химии и биологии по теме "Продукты пчеловодства. Прополис."
Дополнительный материал по теме "Прополис", который можно использовать на уроках химии, биологии, а также на внеклассных занятиях....
Программа элективного курса "Пчеловодство"
4 часовой предпрофильный курс по общему знакомству с профессией пчеловодов....
Секреты пчеловодства
Разработка занятия в экологическом кружкеСекреты пчеловодстваКогда впервые стали изучать медоносных пчел?Впервые голландский учениый Ян Сваммердам (1637-1680) изучил анатомию и метаморфоз насекомых и ...
Исследовательская работа «Пчеловодство как вид приусадебного хозяйства».
Проблема: заключается в том, что почти повсеместно наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству - важнейшей отрасли аграрного сектора производства. Я считаю, что это временное явл...
Программа предпрофильного курса "Пчеловодство"
Предлагаемая рабочая программа может быть использована в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов или в качестве элективного курса по биологии....
Урок биологии в 7 классе Тема «Медоносная пчела. Пчеловодство»
Цель: 1. Сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел как общественных насекомых.2. Побудить к знакомству с историей пче...
Урок Пчела медоносная.Пчеловодство.
Пчела.Пчеловодство.(с презентациями) Урок на районном методическом объединении...