Программа предпрофильного курса "Пчеловодство"
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Предлагаемая рабочая программа может быть использована в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов или в качестве элективного курса по биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprofilnyy_kurs_pchelovodstvo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Утверждаю                                                                         Рассмотрено

Директор школы :                                                              на заседании МО

приказ №                                                                            протокол №

                                             

                                                 

                                                  ПРОГРАММА

       курса   предпрофильной   подготовки  для  9 – ых  классов

                                               «Пчеловодство»

                                                   Лариной О.Р.

По программе   -  17 часов

Из них на практические занятия  -  8 часов

                                       

                                               « Пчеловодство»

                                             Пояснительная записка

    Пчела медоносная — одно из самых удивительных и полезных для человека насекомых на Земле. Уже в середине каменного века (10-5 тысяч лет до нашей эры) первобытные люди в совершенстве владели приемами охоты на медоносных пчел.

     Бортничество особенно широко было распространено в древней Руси. Летописец Нестор писал, что мед и воск служили не только для удовлетворения нужд населения, но и являлись одними из основных продуктов торговли с другими странами. Торговля способствовала распространению знаний, развитию отношений с дальними государствами и поступлению иностранных товаров и технологий на внутренний рынок древней Руси. Иностранные путешественники с изумлением отмечали обилие меда и пчел у населения Русской земли. Так по некоторым расчетам в 16 веке в России производилось до 1 миллиона тонн меда в год и имелось несколько сот миллионов пчелиных семей.

            Знаменитый римский ученый и писатель Плиний Старший, отмечая удивительные особенности биологии и поведения медоносной пчелы, а также ее роль в природе и в жизни человека писал, что пчела — главная среди насекомых и по праву достойна восхищения.

           Название города Медынь указывает на то, что его жители занимались в старину медовым промыслом. Бортники составляли целое сословие и были вольными людьми даже при крепостном праве. Бортничество традиционно считалось мужским занятием. Обусловливалось это трудностями добычи меда, опасностью, которой подвергался человек в дремучем лесу. Постепенно из лесного промысла пчеловодство стало домашним занятием. Люди познавали жизнь пчел в гнезде, их взаимоотношения в семье, совершенствовали ульи, вводили в практику более совершенные приемы ухода за пчелами. Получило новое развитие любительское пчеловодство.

              Пчеловодством увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий, которых объединяет безграничная любовь к природе и медоносным пчелам.

 Данная программа рассчитана на мотивацию детей подростков к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.

       Занятия по данной программе познакомят ребят с историей пчеловодства, повысят их интеллектуальный уровень и творческий потенциал.

        Уход за пчелами — это активный отдых. Он будет способствовать улучшению здоровья ребят и педагогов, поможет укрепить организм, повысить работоспособность.

          Пасеки часто называют домашними санаториями. Чистый прозрачный воздух пасеки, густо настоянный запахами трав, душистого свежего меда, ароматом цветочной пыльцы, эфирами прополиса, восстановит и прибавит силы, оздоровит работающих на пасеке детей и взрослых, снимет усталость.

         В задачи программы входит не только удовлетворение естественного интереса детей к природе, но и способствование выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему живому, обучение правильному поведению в природной среде, развитие потребности общения с природой.

         На занятиях большое внимание будет уделяться изучению истории пчеловодства, продуктам пчеловодства, охране пчел — как одного из важнейших звеньев охраны всей природы.

            Программа поможет расширить знания детей и подростков об условиях жизни пчел в естественных условиях, о растениях, необходимых для выращивания на пасеке. Ребята приобретут навыки по уходу за пчелами, по ведению наблюдений за их жизнью.

           Обучение  по данной программе опирается на полученные учащимися ранее знания по ботанике и зоологии и осуществляется на основе дальнейшего изучения перечисленных курсов, а так же народной медицины, живописи, что поможет детям увидеть прекрасное в окружающем мире, приобрести трудовые и творческие навыки.

      Цели курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля ( в частности естественного); в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;

-дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха

- формировать  эколого-природоохранное  мышление  и подготовить

учащихся к практической деятельности.

- обучить  взаимодействию с окружающей средой.

     Задачи:

- формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

- прививать детям необходимые практические навыки и умения по

содержанию пчел.

- развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

- научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

           Чтобы стать пчеловодом, надо хорошо знать жизнь пчел. Одних теоретических знаний далеко не достаточно. Необходимо уметь работать и на пасеке. Данный курс предусматривает и практические занятия.

Данный курс  рассчитан для учащихся 9 класса. Желательно проводить его в начале учебного года по 2 часа в неделю.

В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:

- устные и реферативные сообщения  учащихся  по историографии вопроса;

-создание проектов пасеки на определенных территориях;

-составление кратких рекомендаций по формированию  пасеки;

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчётности о работе из предложенного перечня. Для учёта динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ. По окончании обучения ученик получает зачёт при условии выполнения  одного вида обязательной работы, представленной в срок.

Заключительное занятие – это итоговая конференция, предполагающая защиту  (презентацию) отчётных работ учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

- о биологических  особенностях медоносных  пчел и растений-медоносов;

-об основных направлениях применения продуктов пчеловодства;

-об общих требованиях  к размещению пасеки;

-об истории развития пчеловодства;

-о перспективных  профессиях пчеловода и зооинженера.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

-составлять проект пасеки с учётом требований;

-знать биологические особенности медоносных пчел и растений-медоносов.

- уметь использовать продукцию пчеловодства.

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности,  умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию.

                                                           

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

Тема  1: Введение. Техника безопасности (1 ч).

План работы, правила поведения, режим работы, техника безопасности.

Тема 2: История пчеловодства. Российское пчеловодство. Изучение документов о развитии пчеловодства (2ч).

История развития пчеловодства. Пчеловод - профессия древняя. Посещение местных пасек опытных пчеловодов. Сбор старинной утвари, инструментов и оборудования пасек. Изучение документов органов местного самоуправления о развитии пчеловодства в Самарском крае.

Тема 3: Семья как форма жизни пчел. Пчелиный язык (3ч).

 Пчелы — насекомые общественные. Профессиональная градация жизни пчел. Рабочие органы пчелы. Матка — продолжатель рода. Мужская часть семьи.

Голос улья. Химический язык. Танцы на сотах.

Тема  4: Восковое гнездо. От дупла к высотному улью (2ч).

Пчелы строители. Небоскребы в улье. Соты имеют возраст. Краткая история улья. Улей многоэтажный. Дадановский с магазинами. Лежак.

Тема  5: Экскурсия на пасеку. Породы пчел (4ч).

Где взять пчел. Ульи в школьном саду. Пчелы на весах. Улей со стеклянными стенками. Пчелы пьют воду. Оборудование, необходимое в пчеловодстве. Как стать профессионалом, чтобы получать от пасеки экономически обоснованную прибыль с фермером — пчеловодом.

Среднерусские лесные пчелы. Миролюбивые горные пчелы. Родом из Италии.

Тема 6: Семья пчел весной. Из улья вышел рой (2ч).

 Пчелы готовят резервы. Жизнь пчелиной семьи после долгой зимы. Первые весенние заботы. Нектар становится медом. Пчелиный хлеб. Прополис. Условия, при которых семьи пчел лучше растут.

Замки для маток. Рождение семьи. Как снять рой. Чтобы не вышел второй рой. Роение без роения.

Тема  7: Растения и мед. Апитерапия (2ч).

Ранние медоносы. Королева медоносов. Надежные медоносы лета. Перевозка пчел к источникам нектара. Продукты жизнедеятельности пчел. Использование их человеком в лечебных целях. Обучение школьников приемам изготовления некоторых лекарственных препаратов из продуктов пчеловодства.

Тема 8: Подведение итогов (1ч). Защита творческих работ.

                                 Краткое содержание курса практических работ:

1. Наблюдение за жизнью пчел.

Цель: общее знакомство с медоносными пчелами.

Необходимые принадлежности: стеклянный наблюдательный улей с пчелиной семьей, белый халат или комбинезон, лицевая сетка, рабочая тетрадь, карандаш.

2. Изучение растений — медоносов.

Цель: знакомство с основными представителями медоносных и пыльценосных растений.

З. Выполнение первых весенних работ.

Цель: оказание помощи пчелиным семьям после зимовки.

Необходимые принадлежности: носилки, дымарь, стамеска, белый халат, медо-перговые соты, рабочая тетрадь.

Список литературы:

1. Журнал «Бюллетень», №2-2005 год.

2. «Пчеловодство»  - учебные пособия для 9 классов. И.А. Шабаршов. - М: Просвещение,2005 год.

З. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ, - М Просвещение-1988 год.

4. П.И. Тименский - Приусадебная пасека. М,. Агропромиздат,

1988г.

5. ГА. Аветисян — «Пчеловодство». 3-е изд. М, 1982г.

6. А.И. Акшин — «Полынь как средство борьбы с пчелиным воровством». «Пчеловодство № 5», 1953г.

7. ГД. Билаш —Пчеловодство № 7, 1978г.

8.  Энциклопедия «Пчела медоносная», 
.

 

  Утверждаю

Директор школы:

                   КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем курса

Всего

часов

Лек

ции

Практи

ческие

работы

Экскур

сии

Кон

ферен

ции

сроки

Форма

контроля

1

Введение

1

1

Анкетирование

2

История пчеловодства. Российское пчеловодство.




2






2





   


 


Изучение документов



3

Семья как форма жизни пчел. Пчелиный язык




3




1




2




Результаты практических работ, экскурсий

4

Восковое гнездо. От дупла к высотному улью.




2




1




1

Составление проекта

пасеки,

расчёты

5


Экскурсия на пасеку. Породы пчел.


4


1



3


Результаты экскурсии


6

Семья пчел весной.

 Из улья вышел рой.


2


1


1

7

Растения и мед. Апитерапия.

2

1

1

8

Итоговое занятие.


1

Защита творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Мини проект по программе предпрофильной подготовки "Фитодизайн"

Данные мини- пректы учащиеся выполняют на занятиях по "Фитодизайну" курса предпрофильной подготовки.</p>...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...