Роль ИКТ в самореализации и творческом развитии школьников
статья по теме

Светлана Владимировна Казакова

В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности, во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Ибо, по мнению философов, активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ИКТ в самореализации и творческом развитии школьников

В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности, во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Ибо, по мнению философов, активность - это «первый и необходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта».

 В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема.

И, наконец, актуальность проблемы развития творческой активности обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении.

Исследователи, которые занимаются изучением проблемы самореализации личности, заостряют свое внимание на двух способах самореализации. Один из них заключается в том, что любой индивид, включенный в какую-либо деятельность, самореализуется, действуя в пределах репродуктивной деятельности, по традиционно устоявшимся правилам. Такая самореализация носит пассивный характер в отличие от активной. Активную самореализацию относят ко второму типу самореализации, которую называют творческой. Под творческой самореализацией понимается процесс, при котором обязательным становится обретение новых способов деятельности, создание нового продукта, формирование потребностей.

Активная самореализация предусматривает рефлексивную деятельность, которая предполагает личностное переосмысление человеком тех или иных содержаний своего сознания для успешного осуществления деятельности.

Эффективность использования ИТ в учебном процессе зависит от четкого понимания вышесказанного.

Считаю целесообразным применение  компьютерной поддержки на разных этапах обучения:

 при объяснении нового материала на уроке;

при работе во внеурочное время под руководством учителя;

при выработке, закреплении и контроле ЗУН;

 при самостоятельной работе, в проектной и исследовательской деятельности.

     Для получения высокого обучающего эффекта считаю необходимым  систематическое использование компьютерных технологий, как на стадии изучения материала, так и на стадии оперативного контроля за усвоением знаний, а для этого также необходим широкий ассортимент педагогических программных средств.

    Я использую ряд форм ИКТ на уроках химии и биологии. На мой взгляд, они имеют следующие достоинства:

  • значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной химии;
  • улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
  • ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей.

        Формы использования ИКТ.        

1. Использование готовых электронных продуктов

  • позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика;
  • позволяет повысить качество обучения предмету;
  •  отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

2. Использование мультимедийных презентаций

  •     Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
  •    В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом,     но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
  •  Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации,

Использование ресурсов сети Интернет.

     Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

      -видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. 

Сеть содержит много web-страниц, на которых учитель химии может найти разработки интересных, нестандартных уроков. Можно использовать ресурсы Интернет при демонстрации опытов (в частности с ядовитыми и взрывоопасными веществами). В ходе демонстрации опытов можно подробно останавливаться на тех моментах, которые труднодоступны пониманию учащихся при объяснении, которые нельзя увидеть при реальной демонстрации. В Интернете можно решать химические задачи. Тематические форумы дают возможность учителям и учащимся задавать вопросы, отвечать на них, делиться опытом, общаться по интересам. Ресурсы Интернет содержат динамические таблицы, динамические модели (таблица Менделеева Д.И., таблица растворимости и др.).

Дополнительный материал учащиеся могут взять из электронных учебников . В настоящее время существуют ЦОРы, которые позволяют не только демонстрировать химические процессы и опыты (в виде анимаций и фильмов) но и самостоятельно осуществлять химические опыты в виртуальной лаборатории, производя все требуемые действия с помощью манипулятора (мыши).

       Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски). 
Преимущества для преподавателя вполне ясны, а преимущества для учащихся следующие:

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  • - позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться ко всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Направления использования ИКТ в изучении химии и биологии.

 В изучении школьного курса химии и биологии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;
  • изучение производств химических продуктов;
  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;
  • система тестового контроля;
  • подготовка к ЕГЭ.

Хочу отметить еще один аспект использования ИТ. Для современных школьников интересно выполнение домашнего задания в виде создания электронных презентаций. При выполнении такого домашнего задания учащиеся осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, кратко выражать свою мысль.

     Доклады и сообщения в полной мере, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания – на это потребуется мало времени. Ребята с удовольствием смотрят презентации своих одноклассников. Зная, что работа будет востребована, учащиеся более серьезно относятся к домашнему заданию.

Одним из инструментариев, способствующего совместной познавательной деятельности учителя и ученика, является исследовательская и проектная деятельность. Данный вид деятельности широко применяется в старших классах, направлен на решение коммуникативных задач, ориентирован на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся.

На каждом из этапов исследовательской работы возможно и необходимо применение ИКТ. Следует отметить, что работы становятся более интересными по мере того, как учащиеся овладевают новыми технологиями. Исследовательская деятельность в сочетании с работой на компьютере стимулирует к инновациям, творчеству, способствует самореализации личности. Ученик находится в постоянном поиске дополнительных возможностей для развития деятельности, инициирует участие в конференциях, конкурсах.

Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие.

Хочется отметить результаты освоения  и применения  ИКТ в учебном процессе.

1. Ежегодное  участие и победа учащихся в конкурсах и фестивалях различного уровня, вплоть до Международного.

2. Разработка программ элективных курсов с мультимедийным сопровождением.

3. Участие в конкурсах педагогического мастерства в номинации «Информационные технологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные конкурсы – возможность самореализации, проявления творческой активности школьников.

Концепция модернизации российского образования  предполагает «ориентацию» образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавате...

Интеллектуальное и творческое развитие школьников при обучении математике с использованием УМК Г.К. Муравина и О.В. Муравиной

Процесс применения математики к любой практической задаче естественным образом членится на три этапа. Первым их них является этап перехода от ситуации, которую необходимо разр...

Работа по курсу "Педагогическое мастерство" по теме "Роль учителя в развитии творческих способностей школьников на уроках информатики"

Основные идеи работы1. По-мнению психологов, развивать творческие способности детей необходимо, особенно, это продуктивно в среднем школьном возрасте.2. Идея развития творческих и креативных способнос...

Программа для одаренного ребенка общеобразовательной школы "Вокально-творческое развитие школьника"

Данный курс предназначен для углубленного изучения учеником вокального искусства. Содержание программы направленно в первую очередь на то, чтобы ученик пришел к пению, как к естественному моменту в св...

Проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации и творческого развития современных школьников.

В статье рассказывается об организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы...

Вокально-творческое развитие школьника

Программа для одарённого ребёнка общеобразовательной школы 2018-2019 г.г.Данный курс предназначен для углубленного изучения учеником вокального искусства.Содержание программы направленно в первую очер...