Проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации и творческого развития современных школьников.
статья по русскому языку на тему
В статье рассказывается об организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunina_issl_rabota.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Тресоруковская СОШ» Бунина Н.В.
Согласно определениюА. В. Леонтовича,исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, и нормируется, исходя из принятых в науке традиций. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет аналогичную структуру. Это постановка проблемы, изучение теории, посвященной конкретной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [2].
Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умений. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами. Именно их я стараюсь использовать прямо на уроках русского языка, начиная с 5 класса.
Все эти проекты не занимают много времени, не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы у учащихся формируются необходимые навыки и компетенции. Постепенно работа может усложняться.
Работа над проектом предполагает следующие этапы:
1. Подготовительный (организационный) этап – этап выявления и привлечения учащихся, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью, поиск собственной темы.
2. Исследовательский этап – работа с информацией по выбранной теме, ее научное обоснование.
3. Практический (основной) этап – организация исследовательской деятельности среди учащихся, практическая реализация проекта (получение проектного продукта).
4. Заключительный этап – участие в конкурсах и конференциях, защита полученных проектно-исследовательских работ
Виды проектов
1) Практико— ориентированный проект
2) Исследовательский проект
3) Творческий проект.
4) Игровой проект
Список литературы
- Психологос. URL: www.psychologos.ru
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сб. ст. М., 2003.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
- Дереклеева Н. И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. М.: 5 за знания, 2008. 224 с.
- Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ИКТ в самореализации и творческом развитии школьников
В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, творческая активно...
Способы развития творческого потенциала современных школьников
В статье говориться о том, что одарённые дети есть везде, проблема в том, что не всегда одарённого ребёнка адекватно оценивает учитель. В нашей школе функционирует научное общество школьников "Эрудит"...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...
Презентация "Внеурочная деятельность как средство самореализации самореализации личности обучающегося"
Данная презентация содержит опыт создания и функционирования клуба "Любители словесности" на базе основной школы. В ней содержится информация о принципах деятельности клуба, о секциях по интересующим ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...
РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, необходимое средство общения и, наконец, зеркало м...