Статья "Одаренные дети"
статья по теме

Макарова Татьяна Владимировна

В статье описана работа с одарёнными детьми в условиях сельской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_odaryonnye_deti.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детской одарённости

в условиях общеобразовательного учреждения.

Макарова Т.В., заместитель директора по ВР

МБОУ «Илькинская средняя общеобразователььная  школа»  

Меленковского района Владимирской области

«…занятия детей должны быть одновременно серьёзными и приятными, индивидуальными и коллективными, свободными и планируемые,

умственными и физическими».

С.Фене.

В каждом общеобразовательном учреждении имеется контингент учащихся, которые не только легко усваивают программный материал, но и  значительно опережают программу. Реализуя государственную систему работы с одарёнными детьми, на уровне школы необходимым условием  является  наличие у  педагогов навыков распознавания одарённости своих учеников, создание для них оптимальных условий в плане учёбы и отношений со сверстниками. При необходимости возможно указание путей обращения во внешкольные заведения, работающих с одарёнными детьми, использование гибких программ, позволяющих получать ученикам дополнительные знания.

Известно, что в школе одарённые дети попадают в ситуацию «ножниц»: среди сверстников им нечего делать на уроках и во внеурочное время, а при посещении  уроков, кружковых занятий, секций в среде детей другого возраста   усиливается социальный конфликт – нарушение общения с одноклассниками, что часто приводит к деформации личности ребёнка.

В нашем общеобразовательном учреждении эта проблема решается применением следующих направлений в работе с детьми:

 -  выявление  механизмов одаренности;

- создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

- дифференцированный подход в обучении;

- развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности;

- коррекция начавшейся деформации личности.

Концепция одарённости, - как утверждают ученые,   – это основание, на котором строятся не только знания, прогнозирование результата, но и вся система педагогических мер, традиционно включающая цели, содержание формы организации обучения, методы его осуществления, средства.

В своей деятельности в области развития одарённых детей педагогический коллектив школы опирается на труды педагогов и психологов, получивших международное признание. Среди них:

-  «Рабочая концепция одарённости» (коллектив  российских учёных под руководством  Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова).

- Педагогическая модель «Дом свободного ребёнка» (К.Н.Вентцель).

-«Бригадно-лабораторный метод» (И.Ф.Сводковский, Б.В.Всесвятский).

 - Концепция американского исследователя Дж.Рензули и др.

Перечисленные психолого-педагогические труды  позволяют организовать переход от формы организации учебно-воспитательного процесса  «класса-аудитории» к «классу-лаборатории». В работе с одарёнными детьми   коллектив школы активно применяет различные модификации вышеназванной формы организации учебной деятельности, разрабатываемые учёными с конца XIX -  начала XX века (О.Декроли – Бельгия, К.Н.Вентцель – Россия, М.Монтессори – Италия, С.Френе – Франция и др.). Педагоги во главе с современным директором заинтересованы в  создании специальной развивающей среды, в которой ученик  находит стимулы для самообучения и развития.

Потенциально одарённых детей в сельской местности, в первую очередь, должна разглядеть школа. Мы должны заметить каждого ребёнка, создав  для этого благоприятную  среду для раскрытия способностей и проявления одарённости. Ниже приводятся  некоторые наиболее важные способности и умения, входящие в поле  развития  одарённых детей.

1. Познавательные способности и навыки:

- владение большим объёмом информации;

- богатый словарный запас;

- перенос усвоенного на новый материал;

- установление причинно-следственых связей;

- обнаружение скрытых зависимостей и связей;

- умение делать выводы;

- умение интегрировать и синтезировать информацию;

- участие в решении сложных проблем;

- умение улавливать сложные идеи;

- умение замечать тонкие различия;

- чувствительность к противоречиям;

- использование альтернативных путей поиска информации;

- анализ ситуаций;

- умение оценивать как сам процесс, так и результат.

- умение предвидеть последствия;

- умение рассуждать;

- построение гипотез;

- применение идеё на практике;

- способность к преобразованиям;

- критичность в мышлении;

- высокая любознательность.

2. Творческие способности:

- способность рисковать;

- дивергентное мышление;

- гибкость в мышлении и действиях;

- быстрота мышления;

- способность высказывать оригинальные идеи, изобретать новое;

- богатое воображение;

- восприятие неоднозначных вещей;

- высокие эстетические ценности;

- развитая интуиция.

3. Особенности эмоциональной сферы:

- реалистическая Я-концепция;

- уважение к другим;

- эмфатическое отношение к людям;

- терпимость к особенностям других людей;

- склонность к самоанализу;

- терпимое отношение к критике;

- готовность делиться вещами и идеями;

- настойчивость в выполнении задания;

- отсутствие нетерпения в ожидании награждения;

- соревновательность;

- чувство юмора;

- чуткость к анализу нравственных проблем;

- уверенность в своих силах и способностях;

- внутренняя мотивация.

        В целях повышения эффективности работы в данном направлении     педагогический коллектив  постоянно работает  над обновлением содержания образования, освоением развивающих технологий обучения и воспитания. Педагогами  школы используются следующие технологии:

Технология

Результативность

  1. Игровые технологии

  1. Технология коллективного взаимообучения

  1. Разноуровневое обучение

  1. Элементы личностно – ориентированного обучения

  1. Модульная технология

  1. Проектное обучение

  1. Тестовая технология

Позволяют направить внимание детей, развивают любознательность, направлена на развитие познавательного интереса к предмету. Хорошо применять при обобщении, закреплении и систематизации знаний.

Развивается самостоятельность и коммуникативные умения, учащиеся могут опросить друг друга, проверить выполненную работу у другого и оценить ее. Укрепляются межличностные качества учащихся, что способствует их более успешной деятельности.

Развиваются индивидуальные способности учащихся, ребенок сравнивается сам с собой. Это дает возможность проследить сдвиги в обучении конкретного ученика.

Способствует развитию личности ребенка, развивает индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, помогает познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Представляет возможность учащимся работать индивидуально, либо в парах или группах, обеспечивает мягкие формы контроля. Учебный курс построен по блокам, даются инструкции для самостоятельной работы.

Расширяет кругозор учащихся, развивает творческие способности ребенка.

Дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Более эффективное средство контроля уровня подготовки учащихся, формирование у них навыков тестирования.

        Основными формами работы с одаренными учащимися являются:

  • занятия в профильных классах;
  • занятия в предметных кружках;
  • занятия в кружках по интересам;
  • занятия в спортивных секциях;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в учебных и творческих конкурсах и конференциях различного уровня;
  • участие в интеллектуальных международных играх;
  • вовлечение учащихся в деятельность детско-юношеского общественного объединения «ВМЕСТЕ».

 

Педагогический коллектив стремится помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, распознать талант   и указать ученику на тот потенциал, который в нём заложен природой.  

Литература.

  1. Одарённые дети. Пер.с англ./Под общ.ред. БурменскойГ.В., Слуцкого М.В. – М.:Прогресс, 1991.
  2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы.//Одарённый ребёнок. – 2004,№4 – с.6 – 13.
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989.
  4. Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.,1996.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...