РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.
Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
Курс « Я – пятиклассник» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 станицы Павловской
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «30» августа 2013 года протокол №1
Председатель _____________ Р. В. Кадыров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружок
«Я - пятиклассник»
1 ГОД
11-12 ЛЕТ
Составитель Чехутская Елена Александровна
Пояснительная записка
Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект).
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.
Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
Курс « Я – пятиклассник» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
Цель программы: формирование у учащихся 5-х классов положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи:
- Снизить накопившееся эмоциональное напряжение, уровень агрессии у пятиклассников.
- Снизить уровень тревожности пятиклассников.
- Способствовать развитию навыков социальной компетентности (саморегуляция и коммуникативные навыки).
- Способствовать самопознанию учащихся 5-х классов и повышению их самооценки.
- Развивать творческие и организаторские способности учащихся 5-х классов.
- Сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях
- Развить социальные и коммуникативные умений, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Методы и приёмы, используемые в программе:
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
5. Метафорические истории и притчи.
Сроки реализации программы. Программа «Я-пятиклассник» общим объемом 34 час изучается в течение 1года и рассчитана на обучение учащимися 5 классов. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю.
Возрастная характеристика группы. Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития младших подростков (11-12 лет).
Форма организации детского коллектива. Кружок.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | Кол-во часов | Характеристика деятельности | |
Аудиторные | внеаудиторные | ||||
1 | Можно ли учиться с удовольствием | 9 | 5 | 4 | -Формирование восприятие относительности рамок «хорошо - плохо»; -формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; -анализ достигнутых успехов; -формирование адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого человека; -овладения приемами по снижению психического напряжения в школьных ситуациях; - формирование учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности; -развитием коммуникативных умений. |
2 | Искусство общение | 7 | 5 | 2 | |
3 | Мы - команда | 5 | 4 | 1 | |
4 | Учимся управлять эмоциями | 5 | 3 | 2 | |
5 | Цель и пути её достижения | 6 | 5 | 1 | |
6 | Наука отдыхать | 2 | 2 | - |
Содержание программы
Раздел 1. «Можно ли учиться с удовольствием»
Тема 1.1 Здесь и сейчас мы собрались. Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого.
Тема 1.2 «Здравствуй, 5 класс!». Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
Тема 1.3 Я и мой класс. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д.
Тема 1.4 Я и моя школа. Знакомство с требованиями основной школы.
Тема 1.5 Принятие правил. Принятие правил поведения в группе; принятие правила группового взаимодействия;
Тема 1.6 Что поможет мне учиться. Формирование учебных умений, Обучение приемам организации учебной деятельности.
Тема 1.7 Легко ли быть учеником. Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе.
Тема 1.8 Оценка и отметка. Определение понятий оценка и отметка, что важнее.
Тема 1.9 Портрет идеального учителя. Обучение правилам поведения и общения со взрослыми. Диагностика представлений детей об учителях.
Раздел 2 «Искусство общение»
Тема 2.1 Средства общения. Развитие представлений учащихся о понятии «общение». Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения.
Тема 2.2 Какой я собеседник? Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка.
Тема 2.3 Умение слушать и слышать. Понятие активного слушания. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.
Тема 2.4 Правила честного спора. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.
Тема 2.5 Общение без слов. Изучение приемов невербальной коммуникации, развитие представлений учащихся об интерпретации невербальных сигналов в общении.
Тема 2.6 Поговорим рисунками. Передача информации с помощью рисунка.
Тема 2.7 Портрет нашего класса. Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья»
Раздел 3 «Мы - команда»
Тема 3.1 Наши сходства и различия. Определение понятия «роль»; многообразие жизненных ролей; принятие роли в зависимости от ситуации; определение собственного Я.
Тема 3.2 Как избежать конфликтов. Актуализация опыта детей, связанного с ситуацией «когда меня дразнят», «когда я дразню кого-то», « когда при мне кого-то дразнят»; психологические средства избегания конфликта.
Тема 3.3 Сплочённость и доверие. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;
Тема 3.4 Взаимопонимание и взаимопомощь. Развитие умения вставать на позицию другого человека, проявлять эмпатию; обсуждение пережитых чувств.
Тема 3.5 Командный дух. Выяснение представлений детей о понятиях «командный дух», «единство», «ответственность за общее дело»; практические задания по осознанию данных понятий;
Раздел 4 «Учимся управлять эмоциями»
Тема 4.1 Наши эмоции и чувства. Знакомство учащихся с понятиями «эмоции.научить определять эмоциональное состояние других людей.
Тема 4.2 Проявление эмоций и чувств. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных эмоций .
Тема 4.3 Как преодолеть негативные эмоции. Определение способов, помогающих справляться с негативные эмоции; практическое применение данных способов в конкретных ситуациях.
Тема 4.4 Наши страхи. Коллективное переживание и взаимная поддержка; виды страхов; наличие страхов у каждого человека.
Тема 4.5 Приёмы создания позитивного настроя. Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха.
Раздел 5 «Цель и пути её достижения»
Тема 5.1 Значение планов и целей. Знакомство с критериями цели. Дискуссия совместное обсуждение. Навык формулирование цели поступка
Тема 5.2 Какие цели бывают. Анализ собственных ценностей и целей.
Тема 5.3 Как правильно поставить цель. Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.
Тема 5.4 Ложные и истинные цели. Осознание жизненных целей и способов их осуществления. Сказка ложь, да в ней намек.
Тема 5.5 Почему мы не всегда достигаем цели. Повышение уверенности в достижении жизненных целей.
Тема 5.6 Учимся ставить цели. Осмысление личных целей на период обучения в основной школе;
Раздел 6 «Наука отдыхать»
Тема 6.1 Правила здорового питания. Воспитание желание здорового образа жизни путем формирования понимания основного рационального сбалансированного питания учащимися.
Тема 6.2 Правила здорового сна. Знакомство с приемами релаксации.
Предполагаемые результаты реализации программы
«Я –пятиклассник»
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
– осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.
Формы и виды контроля:
- анкетирование.
Методические рекомендации:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд | |
| 1 1 1 1 |
2.Печатные пособия | |
3.Технические средства обучения | |
| 1 1 1 1 |
4.Экранно – звуковые пособия | |
5. Игры и игрушки. | |
6. Оборудование кабинета | |
1. Классная доска. 2. Магнитная доска. 3. Комплект ученической мебели. | 1 1 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «27» августа 2013 г. №1, ________________ Т.Н. Никитина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по методической работе ___________ /Стороженко Е.В./
«30» августа 2013г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Рабочая программа по адаптации для учащихся пятых классов "Пятиклассник". Методическая разработка
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. От пятикласника, только что переступившего порог основной школы, требуется мотивированная активность, способност...
Рабочая программа по адаптации 10-х классов
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебн...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2018-2019 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник" 2019-2020 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации пятиклассников к новой ступени обучения "Я - пятиклассник"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Адаптация пятиклассников". Социальное направление....