классный час « Лес – наше богатство!»
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солонец – Полянская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
« Лес – наше богатство!»
(для учащихся 5 класса)
с. Солонец – Поляна
Место проведения:
- классный кабинет.
Цель:
- помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.
Задачи:
- прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе;
- пробудить интерес к лесу и его обитателям;
- развивать умение видеть красоту окружающего мира;
- познакомить с правилами поведения в лесу;
- вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу;
- учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.
Участники:
- Ведущий (В.).- учитель;
- Ученик (Уч.) – ученики четвёртого класса;
- Старичок-лесовичок – ученик седьмого класса.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация «Лес – наше богатство» (приложение 1);
- интерактивная доска;
- аудиозапись музыкального произведения Глазунова А.,
- симфоническая фантазия «Лес»;
- выставка детских рисунков на тему «Лес – наше богатство» и «Мое любимое дерево»;
- выставка научно-познавательной и художественной литературы;
- иллюстрация леса;
- набор открыток «Зеленая аптека» и «Лекарственные растения леса»;
- карточки для игры «Узнай дерево по листу»;
- корзинки для каждого ребенку;
- жетоны в форме цветов, грибов, листочков.
Ход мероприятия:
( класс украшен декоративными листочками и цветами, оформлены выставки, на доске иллюстрация леса)
В: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен. Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки.
- На горе шумит,
а под горой молчит. ( Лес)
- Весной веселит,
летом холодит,
осенью умирает,
весной оживает. (Лес)
- Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)
В: О чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего классного часа «Лес – наш дом. Берегите его!» (слайд 2)
В: Есть у меня зеленый друг,
Хороший друг, веселый.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (слайд 3)
В: Объект нашего исследования – лес.
Что такое лес?
Что вам известно о нем?
Какой смысл мы вкладываем в понятие лес?
(Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить точно на эти вопросы сложно.)
В: Давайте выясним:
- Что растет в лесу?
- Что произойдет, если… (слайд 3)
В: Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей). (Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением леса). Чтобы ответить на эти вопросы сейчас мы с вами проведем заочную прогулку по лесу. По дороге нам будут встречаться различные препятствия и чтобы не заблудиться в дремучем лесу мы будем выполнять различные задания, которые нам приготовил старичок-лесовичок, а за правильный ответ он будет вас награждать дарами леса: жетонами в форме цветочков, грибочков, листочков. Вы их будете собирать в свои корзинки.
В: И так ребята, берем корзинки и идем в лес. (Звучит музыка.)
Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.
Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.)
Как можно назвать одним словом? (Растения)
Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.)
Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.)(звучит музыка, появляется старичок-лесовичок).
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я хочу услышать, что вы знаете, как надо себя вести в лесу. (Ответы детей.)
Уч : Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Уч : Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
Уч : Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Старичок-лесовичок: Правильно ребята!
Сосны, елки, березы, клены
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.
Игровая ситуация «Узнай дерево»
(На слайде появляются загадки, после правильных ответов детей старичок-лесовичок обращает их внимание на выставку, где находятся рисунки этих деревьев, за правильные ответы дает жетоны.) (слайд 4)
- Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
- Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.)
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
(Слайд 5)
- Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна.)
5. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина.)
Старичок-лесовичок: Давайте поиграем в следующую игру: «Узнай дерево по листу» (слайд 6) (старичок-лесовичок показывает детям карточки с изображением листьев деревьев, кто первый и правильно ответит получает жетон)
«Викторина о лесе» (слайд 7)
(ведущий задает вопросы, а старичок-лесовичок подтверждает правильные ответы детей и раздает жетоны.)
В: Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)
Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)
У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)
Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
В: Мы все задания выполнили, немного отдохнули, пора отправляться дальше в лес.
Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)
Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.) (за ответы старичок-лесовичок вручает жетоны) (Слайд 8 с названием кустарников)
Задание: Соотнеси название кустарника на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доске открытки с изображением кустарников, за правильный ответ – жетон.)
Старичок-лесовичок: Молодцы! С заданием справились. Многие кустарники вы знали, а с некоторыми познакомились впервые. Я думаю, что следующее задание вы выполните легко. (Жетон).
Загадки:
- Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)
- Сидит на палочке в красной рубашке,
Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)
- Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
- Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.)
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)
В: какие кустарники произрастают в нашем районе?
Уч: из кустарников чаще всего встречаются ива, реже ольха. Из ягодных – смородина, малина, вишня, шиповник.
В: Ребята, давайте еще раз прочитаем название кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.
В: Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.
Уч: Берегите лес, он – источник всех чудес! Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес! (слайд 9)
В: Наша прогулка по лесу продолжается. Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы.). Встреча с цветами всегда радует нас.
Уч: Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел.
Здесь, в уединенье!
Улыбнется ветерок.
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя.
Весело ласкает.
В: Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица , зверобой, земляника.)(Слайд 10) (Жетон)
Задание: соотнеси название травяных растений на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доску вывешивается плакат с изображением травянистых растений, за правильный ответ дается жетон) (слайд 10).
Кроссворд: «Лесные цветы»
(слайд 11, работа на интерактивной доске)
- Трава от 99 болезней. (Зверобой)
- Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
- Какую траву любят кошки? (Валериана)
- Растут сестрички - золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
- Какое растение называют часами? (Шиповник)
- Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
- Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)
В: Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Уч: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
В: Вам понравилась прогулка по лесу?
Что интересного вы узнали о лесе?
Какие деревья вам встретились в лесу?
С какими кустарниками вы познакомились впервые?
О каких цветах говорили?
Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)
В: Природа – это дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете.
Ребята, какую роль играет лес в нашей жизни, в жизни растений и животных?
Распределитесь самостоятельно на две группы и обсудите этот вопрос. (Тихо звучит музыка) ( Учитель выслушивает ответы каждой группы, та группа, которая больше дала правильных ответов награждается жетонами) (слайд 12)
Лес - это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
В: Ребята, посмотрите в свои корзинки. Щедро ли одарил вас лес своими дарами? (Идет подсчет жетонов)
Старичок-лесовичок:
Ребята, вы все достояны награды и вам дарю корзину лесных лекарственных трав и цветов, заварив их и испив чай, опять мысленно можете вернуться в лес, взяв с собой книгу стихов или рассказов о лесе. (Обращает внимание детей на выставку с книгами)
Уч: Русский лес.
Нет нечего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждет в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
С. Никулин
Литература:
- Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 346с.
- Корабельников В.А. Краски природы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
- Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Растения леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.- М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 64 с.
- Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001. – 256 с.
- Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
- Никифоров Ю.В. Заветные травы Алтая. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. – 208 с.
- Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
- Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 126 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Здоровье - наше богатство"
Что мы говорим друг другу, когда встречаемся?Правильно! «Здравствуйте», т.е. желаем друг другу здоровья, здравствовать.На классном часе мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые меша...
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.
Данный классный час разработан для учащихся 9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины. Классный час ...
Классный час "Здоровье - наше богатство"
Классный час рассказывает о значении здоровья в жизни человека и о том, как его сохранить...
Классный час "Семья - наше богатство"
Занятие способствует формированию нравственной культуры обучающихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей; формирует потребность в общен...