классный час « Лес – наше богатство!»
классный час (5 класс) по теме

классный час "Лес - наше богатство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солонец – Полянская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

 « Лес – наше богатство!»

 (для учащихся 5 класса)

с. Солонец – Поляна


 

Место проведения:

  • классный кабинет.

Цель:

  • помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к                  решению экологических проблем.

Задачи:

  • прививать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе;
  • пробудить интерес к лесу и его обитателям;
  • развивать умение видеть красоту окружающего мира;
  • познакомить с правилами поведения в лесу;
  • вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу;
  • учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.

Участники:

  • Ведущий (В.).- учитель;
  • Ученик (Уч.) – ученики четвёртого класса;
  • Старичок-лесовичок – ученик седьмого класса.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Лес – наше богатство» (приложение 1);
  • интерактивная доска;
  • аудиозапись музыкального произведения Глазунова А.,
  • симфоническая фантазия «Лес»;
  • выставка детских рисунков на тему «Лес – наше богатство» и «Мое любимое дерево»;
  • выставка научно-познавательной и художественной литературы;
  • иллюстрация леса;
  • набор открыток «Зеленая аптека» и «Лекарственные растения леса»;
  • карточки для игры «Узнай дерево по листу»;
  • корзинки для каждого ребенку;
  • жетоны в форме цветов, грибов, листочков.


Ход мероприятия:

( класс украшен декоративными листочками и цветами, оформлены выставки, на доске иллюстрация леса)

В: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен. Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки.

  1. На горе шумит,

а под горой молчит. ( Лес)

  1. Весной веселит,

летом холодит,

осенью умирает,

весной оживает. (Лес)

  1. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой. (Лес)

В: О чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего классного часа «Лес – наш дом. Берегите его!» (слайд 2)

В:         Есть у меня зеленый друг,

Хороший друг, веселый.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (слайд 3)

В:         Объект нашего исследования – лес.

        Что такое лес?

        Что вам известно о нем?

        Какой смысл мы вкладываем в понятие лес?

(Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить точно на эти вопросы сложно.)

В:        Давайте выясним:

  1. Что растет в лесу?
  2. Что произойдет, если…        (слайд 3)

В:        Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей). (Обращаю внимание детей на иллюстрацию с изображением леса). Чтобы ответить на эти вопросы сейчас мы с вами проведем заочную прогулку по лесу. По дороге нам будут встречаться различные препятствия и чтобы не заблудиться в дремучем лесу мы будем выполнять различные задания, которые нам приготовил старичок-лесовичок, а за правильный ответ он будет вас награждать дарами леса: жетонами в форме цветочков, грибочков, листочков. Вы их будете собирать в свои корзинки.

В:        И так ребята, берем корзинки и идем в лес. (Звучит музыка.)

Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься.

Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.)

Как можно назвать одним словом? (Растения)

Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)

Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.)

Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.)(звучит музыка, появляется старичок-лесовичок).

Старичок-лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я хочу услышать, что вы знаете, как надо себя вести в лесу. (Ответы детей.)

Уч :         Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Уч :        Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,

Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!

Уч :        Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Старичок-лесовичок: Правильно ребята!

Сосны, елки, березы, клены

Это лес – он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас.

Игровая ситуация «Узнай дерево»

(На слайде появляются загадки, после правильных ответов детей старичок-лесовичок обращает их внимание на выставку, где находятся рисунки этих деревьев, за правильные ответы дает жетоны.) (слайд 4)

  1. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

  1. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

  1. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

(Слайд 5)

  1. Этой бабке сто лет,

Горба у нее нет,

Высоконько торчит,

Далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой,

Станет бабка избушкой.        (Сосна.)

      5.    Весной зеленела,

        Летом загорала,

        Осенью надела,

        Красные кораллы. (Рябина.)

Старичок-лесовичок: Давайте поиграем в следующую игру: «Узнай дерево по листу» (слайд 6) (старичок-лесовичок показывает детям карточки с изображением листьев деревьев, кто первый и правильно ответит получает жетон)

«Викторина о лесе»         (слайд 7)

(ведущий задает вопросы, а старичок-лесовичок подтверждает правильные ответы детей и раздает жетоны.)

В:        Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза.)

Какое дерево цветет первым, а какое – последним? (Ольха, липа.)

У каких деревьев листья красные? (У клена и рябины.)

Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

В:         Мы все задания выполнили, немного отдохнули, пора отправляться дальше в лес.

Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)

Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.)  (за ответы старичок-лесовичок вручает жетоны)  (Слайд 8 с названием кустарников)

Задание: Соотнеси название кустарника на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доске открытки с изображением кустарников, за правильный ответ – жетон.)

Старичок-лесовичок: Молодцы! С заданием справились. Многие кустарники вы знали, а с некоторыми познакомились впервые. Я думаю, что следующее задание вы выполните легко. (Жетон).

Загадки:

  1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.)
  2. Сидит на палочке в красной рубашке,        

Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.)

  1. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
  2. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.)
  3. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)

В: какие кустарники произрастают в нашем районе?

Уч: из кустарников чаще всего встречаются ива, реже ольха. Из ягодных – смородина, малина, вишня, шиповник.

В:        Ребята, давайте еще раз прочитаем название кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.

В:        Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.

Уч:        Берегите лес, он – источник всех чудес! Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клены, ели. Берегите лес! (слайд 9)

В:        Наша прогулка по лесу продолжается. Какие растения располагаются ниже кустарников? (Травы, цветы.). Встреча с цветами всегда радует нас.

Уч: Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел.

Здесь, в уединенье!

Улыбнется ветерок.

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя.

Весело ласкает.

В:        Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица , зверобой, земляника.)(Слайд 10) (Жетон)

Задание: соотнеси название травяных растений на слайде с открыткой, где изображено это растение. (На доску вывешивается плакат с изображением травянистых растений, за правильный ответ дается         жетон) (слайд 10).

Кроссворд: «Лесные цветы»

(слайд 11, работа на интерактивной доске)

  1. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  2. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
  3. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  4. Растут сестрички - золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
  5. Какое растение называют часами? (Шиповник)
  6. Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
  7. Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)

В:        Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Уч:         Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

В:        Вам понравилась прогулка по лесу?

Что интересного вы узнали о лесе?

Какие деревья вам встретились в лесу?  

С какими кустарниками вы познакомились впервые?

О каких цветах говорили?

Какое самое главное слово нужно брать с собой в лес? (ОХРАНЯЙ)

В:        Природа – это дом, украшенный трудом.

В любой мороз и зной устроен и приветлив.

Храните этот дом, в котором мы живем.

Другого дома нет на целом свете.

Ребята, какую роль играет лес в нашей жизни, в жизни растений и животных?

Распределитесь самостоятельно на две группы и обсудите этот вопрос. (Тихо звучит музыка) ( Учитель выслушивает ответы каждой группы, та группа, которая больше дала правильных ответов награждается жетонами) (слайд 12)

Лес - это наше богатство!

Лес – защитник человека.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Лес – помощник земледельца.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

В:        Ребята, посмотрите в свои корзинки. Щедро ли одарил вас лес своими дарами? (Идет подсчет жетонов)

Старичок-лесовичок:

Ребята, вы все достояны награды и вам дарю корзину лесных лекарственных трав и цветов, заварив их и испив чай, опять мысленно можете вернуться в лес, взяв с собой книгу стихов или рассказов о лесе. (Обращает внимание детей на выставку с книгами)

Уч:        Русский лес.

Нет нечего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода – водица, вкусна и холодна.

Нас ждет в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

С. Никулин

Литература:

  1. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 346с.
  2. Корабельников В.А. Краски природы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
  3. Козлова Т.А. Сивоглазов В.И. Растения леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.- М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002. – 64 с.
  4. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001. – 256 с.
  5. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
  6. Никифоров Ю.В. Заветные травы Алтая. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. – 208 с.
  7. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
  8. Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Здоровье - наше богатство"

Что мы говорим друг другу, когда встречаемся?Правильно! «Здравствуйте», т.е. желаем друг другу здоровья, здравствовать.На классном часе мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые меша...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Здоровье - наше богатство"

Классный час рассказывает о значении здоровья в жизни человека и о том, как его сохранить...

Классный час "Семья - наше богатство"

Занятие способствует формированию нравственной культуры обучающихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей; формирует потребность в общен...