классный час "Время - наше богатство"
классный час (7 класс) по теме

Смирнова Жанна Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya-_nashe_bogatstvo.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Время – наше богатство»

Цель: воспитание бережного отношения к собственному времени.

Задачи: научить рационально распределять свою деятельность, планировать свой день, «беречь» время. 

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация

Форма: беседа

План проведения:

  1. Погружение в тему – чувство времени.
  2. Бесценность времени.
  3. Индивидуальный график работоспособности и режим дня.
  4. Достигать своих целей – значит самоутверждаться.
  5. Подводим итог

Технология воспитания на основе системного подхода, педагогика сотрудничества, ИКТ

Классный руководитель:  Мы должны помнить высказывания мудреца: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь».

   Сколько лет должен жить человек? Ученые утверждают, что в среднем не менее 100. Почему же продолжительность жизни человека в 2-3 раза меньше? Причин очень много. И одна из них – неумение правильно выбрать профессию, определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В результате медленно и поздно осваивается профессия, далеко не все в ней достигают мастерства. Отсюда неудовлетворенность и различные заболевания.

   Возможности человека велики. В результате систематического, целенаправленного, организованного  труда можно достичь много. Однако,  как показали исследования, даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если они не умеют ценить время. И наоборот, многим людям, даже не имеющим выдающихся способностей, удается добиться больших успехов в жизни, если они бережно относятся ко времени, правильно организуют свой труд, свою жизнь.

   Немало людей попусту растрачивают свое драгоценное время. Они живут как получится, плывя по течению, ведут беспорядочный образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывают на будущее многие важные дела. Ведь не случайно заметил римский философ Сенека: «Пока мы собираемся жить, жизнь проходит».

   Главная причина, по которой теряется драгоценное время, - это неорганизованность, излишняя суета, неумение планировать свой труд, правильно построить свою жизнь.

   Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как это годы не только учения, но и становления личности, подготовки к дальнейшей жизни.

   Звучит бой часов (можно в записи).  

Воспитанница: Открываем наш устный журнал «Минута час бережет». Первая страничка журнала озаглавлена «Цена минуты».

   Ценность времени сейчас значительно возросла, так как увеличился поток информации. Не зря американцы часто употребляют выражение «Время – деньги». Впрочем, сегодня все чаще приходится слышать: время дороже денег. В известном смысле это справедливо: ну, потерял человек, или у него украли некоторую сумму, конечно, ему обидно, но утраченное можно заработать вновь. А вот впустую утекшее, впустую потраченное время уже не воротишь.

   На страничке нашего журнала есть очень поучительное стихотворение. Давайте послушаем его.

 Выходят воспитанницы и читают по одному четверостишию.

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!    

Работай, отдыхай!            

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!  

Воспитанница 2: Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались разными часами. Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.

   Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний. В старину на морских судах использовались часы, которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и электронные часы.

   Иногда время определяют по бою часов. Отсюда и старинное выражение «битый час». Время нельзя убивать, т.е. проводить его без пользы. Важно выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту.

   Человек, умеющий ценить даже секунду, много может достичь. Давайте вспомним, что говорили о времени известные люди. Их изречения есть в нашем журнале.  (Слайд 2).

   «Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо»  (И. – В. Гете)

   «Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку» (Ж.Лабрюйер)

   «Хорошее употребление времени делает время еще драгоценнее» (Ж. – Ж. Руссо)

   «Порядок освобождает мысль» (Р.Декарт)

   «Небрежный человек все делает вдвойне» (А.В. Суворов)

   «Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают» (Н.Е. Введенский)

Воспитанница 1: Мы надеемся, что эти высказывания заставят вас по- новому отнестись ко времени.

   Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Давайте молча послушаем минуту (включает хронометр). Видите, как она длинна!

   О том, сколько же «стоит» одна минута, расскажет наша статья. Выходит ученик и рассказывает: 

   Потеря одной минуты рабочего времени в производственной сфере равна утрате результатов дневного труда 200 тыс. человек.

   За одну минуту производится промышленной продукции – на 1,4 млн. рублей; электроэнергии – на 2,7 млн. кВт/час, газа – 1019 тыс.куб. метров, 22 тыс.кв. метров ткани; 7 различных марок машин, 2700 штук книг.

   Вот, ребята, как много нужных вещей можно сделать всего за 60 секунд. Снова звучит бой часов.

Воспитанница 2: Следующая страница нашего устного журнала «Кто у Егорки время украл?»

Воспитанницы показывают заранее подготовленную сценку.

Девочка1:                                                 

Мы знаем время растяжимо,

Оно зависти от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Мальчик: Жил был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка. Это - я.

Девочка1:Плачет наш Егорка горько…

Девочка2: Не доволен наш Егорка…

Мальчик: Чтобы уроки сделать, дня не хватает у меня!

Девочка3: Был бы день, хотя б с неделю…

Мальчик: Вот тогда б другое дело! Не смеялись бы друзья. Сам тогда вся б делал я.

Девочка4: Пол подмел?

Девочка1: Помыл посуду?

Мальчик: Сам бы я кровать стелил.

Девочка2: Если б день с неделю был.

Мальчик: Сам бы в школу собирался.

Девочка3: Кофе пил – не обжигался.

Девочка4: Из-за спешки, например, не решал сто раз пример.

Мальчик: Покатался б я на горке.

Девочка1:Хорошо б жилось Егорке.

Мальчик:  Ну, хотя б на час, был  бы день длинней у нас.

Девочка2: С ним согласны мы без спора: не хватает дня Егору!

Девочка3: Не закончил столько дел!

Девочка4: Но куда он время дел?

Девочка1: Вот смотри, Егор проснулся.  (Егор прыгает на одной ноге без носка)

Девочка2: Полчаса найти не мог затерявшийся носок.

Мальчик: Никогда их на месте!

Девочка3: Не кладет носки он вместе.

Мальчик: Где ж ремень?

Девочка4: В поисках он сбился с ног.

Девочка1: Наш Егор искал тетрадки.

Девочка2: Поиграл портфель с ним в прятки.

Девочка3: А какая тут игра, если в класс бежать пора?

Девочка4: Плачет наш Егор с утра…

 Девочка1:Пусть ревет Егорка горько.

Девочка2: Нам не жаль его нисколько.

Девочка3: Не ходил к Егору вор

Все девочки: Время сам украл Егор.

Воспитанница2: А у вас бывает такое? Сами-то вы умеете ценить время? Кто сможет объяснить выражение: «Время – наше богатство»?  (Учащиеся объясняют, каково значение времени).  А знаете ли вы поговорки и пословицы о ценности времени?  (Учащиеся называют и). А вот о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют еще несколько пословиц на странице нашего журнала (Слайд 4):

  1. Упустишь минуту – потеряешь час.
  2. Время – казна для того, кто знает ему цену.
  3. Делу время – потех час.  
  4. Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда.
  5. Время ушло – счастье ушло.
  6. Минута час бережет.  
  7. Порядок бережет время.
  8. Начиная дело, о конце помышляй.  

Воспитанница 1: В сутках, как известно 24 часа. Восемь часов – на сон, еще восемь – на школу. Остается еще восемь. Много ли за это время можно успеть? Много. За эти 480 минут вы успеете выучить уроки, погулять, сходить на тренировку или кружок. Вы успеете все, если правильно организуете время. Познакомим вас со способами экономии времени.

Воспитанница 3: Утром очень не хочется вставать. Но подниматься-то все равно придется. Поэтому не подражайте страусу, который. Чтобы скрыться от опасности, зарывает голову в песок. Вставайте сразу, не жалейте себя.

   Готовьтесь к утру с вечера. Самое неблагодарное дело – утром собираться в спешке, разыскивая школьные принадлежности или, соображая, что надеть.

   Масса времени уходит на поиски вещей, лежащих не на месте. Поэтому для всего должно быть свое место. Привыкнув соблюдать порядок в своих вещах, вы удивитесь, сколько лишнего времени у вас появиться.

   Не теряйте время на длительные пустопорожние разговоры по телефону или в компании. Особенно в то время, которое предназначено на выполнение домашнего задания. Сами посудите: только вы сосредоточились, чтобы обдумать задачу или выполнение упражнения, как вдруг телефонный звонок. Пятнадцать минут проговорили. Теперь необходимо начинать все с нуля. Проще заранее предупредить в какое время вам можно звонить, чтобы просто поболтать.

   Заниматься 5-6 часов подряд без перерыва вредно и малоэффективно. Через час-полтора устраивайте себе переменки. Но отдыхать старайтесь, не лежа на диване, а двигаясь. Сделайте несколько упражнений для исправления осанки или просто потанцуйте под негромкую музыку.

   Не проводите время, уставившись на экран телевизора, щелкая пультом по кнопкам. Разумное использование компьютера также позволит сэкономить время и сберечь здоровье.

Воспитанница 2: Итак, подведем итог. Что значит экономить время (присутствующие называют, а ведущий обобщает названное): не залеживайтесь утром в постели; с вечера готовьте все, что понадобиться утром; отведите каждой вещи определенное место; не ведите бесконечных разговоров по телефону и отдыхайте активно, не увлекайтесь компьютерными играми. Если вы будете соблюдать наши рекомендации, то увидите. Что день станет длиннее.

Классный руководитель: Откроем следующую страницу нашего журнала «Сегодня у нас в гостях».

   Мы пригласили нашу школьную медсестру, которая расскажет нам о режиме дня школьника. А так как вам скоро предстоит сдача экзамена, то и о режиме и правильном питании во время подготовки к итоговой аттестации.  (Выступление медсестры).

   Спасибо за интересные, полезные и необходимые советы. Будем надеяться, что ребята внимательно слушали вас и, в дальнейшем, будут следовать вашим советам или придерживаться ваших рекомендаций.  

Воспитанница 2: (Звучит бой часов) Вот в очередной раз время дает знать. Что оно неумолимо уходит. И у нас наступило время, чтобы открыть последнюю страницу нашего журнала – «Научная организация труда (НОТ) – волшебная сила». О ней расскажет наша корреспондент Поторочина Оля.

Корреспондент:  Один мудрец сказал: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь».

Во многом человеку, если он хочет добиться успеха в труде или учебе поможет научная организация труда. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное использование времени, умение ценить каждую минуту.

   Известно, что чем меньше времени и труда затрачивается на производство какой-нибудь вещи. Тем она дешевле. Вот почему промышленная революция в таких странах, как Япония, Таиланд, Корея, началась с четкого планирования, с учета каждой секунды, используемой на производстве. Вот почему эти страны имеют высоко развитую промышленность и уровень жизни там высок.

   Если вы хотите многое успеть, выполняйте следующие правила (Слайд5):

  • Настраивайте себя на работу.
  • Подготовьте свое рабочее место.
  • Установите определенный распорядок работы.
  • К работе приступайте сразу.
  • Относитесь к ней с большой ответственностью.
  • Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления.
  • Чередуйте различные виды деятельности.
  • Предупредите или устраните в работе возможные помехи.
  • Не делайте частых перерывов в умственной работе.
  • Работайте ежедневно, систематически, но не до переутомления.
  • Умело организуйте отдых.

   Выполнение этих правил вместе с соблюдением режима дня поможет вам, ребята, разумно расходовать свое время, избежать перегрузок и повысить свою успеваемость.

Воспитанница 3:  В редакцию журнала поступил вопрос: «Я стараюсь соблюдать режим дня. Но все равно не могу делать так, как советуют. Говорят, что я - «сова». Что это значит?»

   На этот вопрос попросим ответить школьного психолога (выступает школьный психолог). 

   Наш устный журнал закончен, но часы идут и жизнь продолжается. В юности она кажется бесконечной, и многие подростки и молодые люди откладывают на потом свои дела. И вдруг однажды они обнаруживают, что большая часть жизни уже прожита. Они не успели сделать в жизни то, что хотели. Они начинают оправдывать себя или обвинять в этом других. А ведь виноваты в этом сами. Им всегда катастрофически не хватало времени, потому что они предпочитали тратить его у экрана телевизора, компьютерного монитора, бесцельного «гулянья» с друзьями и т.п.

Классный руководитель: Мы будем рады, если наш устный журнал заставил кого-то по-новому взглянуть на свое и чужое время. Мы уверенны, что советы школьной медсестры и психолога помогут вам при подготовке к урокам и итоговой аттестации. Звучит бой часов и под этот бой все расходятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Здоровье - наше богатство"

Что мы говорим друг другу, когда встречаемся?Правильно! «Здравствуйте», т.е. желаем друг другу здоровья, здравствовать.На классном часе мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые меша...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Классный час на тему: "Здоровье - наше богатство"

Классный час был проведен в 5 классе. В этой работе рассматриваются основы здорового образа жизни на понятном языке для данной возрастной групы....

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...

Классный час «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»

Классный час:  «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»...